СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие КВН "Занимательный русский язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи.                    Н.В. Гоголь

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие КВН "Занимательный русский язык"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РОЩИНСКАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД»

ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ















Внеклассное мероприятие

по русскому языку

в 4- А классе

КВН «Занимательный русский язык»









Подготовила и провела

учитель начальных классов:

Шевчук О.В.







с. Рощино, 2023 г.



КВН «Занимательный русский язык»


Цель: прививать  любовь к предмету и  интерес  к  русскому  языку;

Задачи:

Развивать любознательность, познавательные  способности.

Развивать речь, мышление, смекалку, творческие и познавательные способности детей.

Совершенствовать навыки коллективной работы;

Воспитывать  дружбу,   взаимовыручку;

Оборудование:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. И.С. Тургенев (плакаты, словари, энциклопедии)

Листы с заданиями для команд

Аудиозаписи песен Шаинского «КВН», «Друзья»

жетоны для болельщиков, за верные ответы


I. Организационный момент.

Под музыку песни Шаинского, открывающую телевизионную передачу КВН.

дети рассаживаются по командам


Ученик:

Русский язык – великий, богатый,

Как много секретов хранит он, ребята!

Вы эти секреты все разгадайте

И с радостью русский язык изучайте.

Тогда очень грамотным станет наш класс,

А русский язык будет другом для нас!


1.Вступление.

Учитель:

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он не похож ни на один другой. Могучий и великий. На русском языке говорят не только русские. Понятен он каждому человеку, живущему на планете Земля.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи. Н.В. Гоголь


Сегодня у нас очень интересная игра – КВН.

- А как расшифровать эти буквы? (дети высказывают свое мнение)


1 ученик:

Мы веселые ребята,

И не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами

будем в КВН играть!


2 ученик:

Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

3 ученик

И пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование.

Успех решает не судьба,

А только наши знания.


4 ученик:

И, соревнуясь, вместе с вами

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней

И наша дружба крепнет с ней!


Учитель:

Заседание нашего клуба будет посвящено тайнам русского языка.

«Мой верный друг!.. Мой царь! Мой раб! Родной язык» - так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный образ родного языка

Сегодня, мы будем находиться в царстве великого, могучего властелина – русского языка. Вы сможете рассказать о русском языке всё, что узнали за 4 года обучения в начальной школе, проявить эрудицию и смекалку.


- Итак, начинаем КВН. - В игре принимают участие две команды.


2.Приветствие команд (участвуют две команды)

1. Называют команды.

команда – Имя существительное

команда – Имя прилагательное


2. Девиз.

Имя существительное

– Мы отличаемся сообразительностью, смекалкой, находчивостью, дружбой,.


Имя прилагательное

– Мы – задорные, весёлые, умные, смелые ребята.


3. Представители команд рассказывают стихотворения об имени существительном и прилагательном


Имя существительное

Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
Род мужской, конечно, мой
мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
То про что скажу – моя
моя ручка, моя тучка и тетрадь моя
Средний род – оно, мое:
мое окно, село мое.


Имя прилагательное

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь!



Правила игры:

1. На обсуждение вопроса даётся время.

2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.

3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.

4. Команда может заработать ещё балл, выполняя дополнительное задание.


- Желаю командам удачи!




II. Конкурсная программа

1.Разминка

Задача: продемонстрировать знание правил русского языка

Команды отвечают поочередно:

1команда

  1. Сколько букв в русском алфавите? (33)

  2. Часть слова, стоящая перед корнем? ( Приставка)

  3. Часть слова, которая изменяет его форму? (Окончание)

  4. Главный член предложения, который отвечает на вопросы «Что делает?», «Что сделает?» (Сказуемое)

  5. Слова, противоположные по смыслу. (Антонимы)

  6. Слова, близкие по смыслу. (Синонимы)

  7. Как пишутся предлоги с другими словами? (Раздельно)


2 команда

  1. Как пишется НЕ с глаголами? (Да).

  2. Название падежа, отвечающего на вопросы «кем? чем?» ( Творительный)

  3. Что изучает фонетика? (Звуки)

  4. Как называются слова с одинаковым корнем и общим значением? (однокоренные)

  5. Какой падеж никогда не употребляется с предлогами? (Именительный)

  6. Главный член предложения, который отвечает на вопрос «Кто?», «Что?».( Подлежащее)

  7. Изменяется ли прилагательное по числам? (Да).

(1балл за правильный ответ)




2.Дерево слов»

Учитель: Давно это было. Нашли люди корень -сад- и подумали: “Что с ним делать?” А корень и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое дерево”. Посадили люди корень, стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий... Много ростков появилось от корня -сад-.. Вот такое выросло Чудо-дерево, на котором вместо фруктов росли новые слова.

Учитель:

- Какая  часть для растения самая главная?

-Почему?

-У слов тоже самая важная, самая главная часть – корень.

-Как называются слова этого дерева?

-Что общего у всех слов?

Задача: Составьте слово из частей.

(за каждый этап -1 балл)


1 команда:

Корень из слова снежный, Приставка из слова подъём, Суффикс из слова травник, Окончание из слова дом. (Подснежник)


2 команда:

Корень – из слова море Окончание –из слова зимний
Приставка – из слова прилететь
Суффикс – из слова русский. (Приморский)


Учитель: Вырастите «Дерево слов», используя корень ваших слов. Помните, что на дереве растут только однокоренные слова. (Подбирают однокоренные слова)



3. Конкурс для болельщиков.

(1балл за правильный ответ)

Задача – найти слово, спрятанное в слове.


Слова играют в прятки.

Да некому водить.

В словах слова другие

Мы будем находить!


Олень -…

Уточка -…

Хлев -... …

Точки -…

Коса - ……

Зубр - …..

Столб -…

Удочка - …


4. «Пословица недаром молвится»

Учитель:

Уже  давно  никто  не  спорит  с  утверждением, что  русский  язык  самый  богатый  в  мире.  Одной  из  его  ценностей  является  огромное  количество  пословиц  и  поговорок, которые  пришли  к  нам  из  глубины  веков  и  до  сих  пор  создаются  устным  народным  творчеством.  В  них  выражена  народная  мудрость, и  употребление  их  в  нашей  речи  поможет  сделать  её  более  яркой, интересной.

Задача – дополнить пословицы.

Материал раздается каждой команде. ( 1балл за 1 ответ)


1 команда

Труд кормит, (а лень портит.)

Как аукнется, (так и откликнется.)

Семь раз отмерь, (один раз отрежь).

Нет друга - ищи, (а нашёл береги.)

Сам погибай, (а товарища выручай.)

Мир строит, (а война разрушает).

Человек от лени болеет, а от труда (здоровеет).

За двумя зайцами... (погонишься, ни одного не поймаешь).

Поспешишь... (людей насмешишь).


2команда

Смелый побеждает, а трус (погибает).

Сумел завязать, сумей и (развязать).

Чем зря кричать, лучше (помолчать).

Декабрь год кончает, а зиму (начинает).

По одёжке встречают, а по уму (провожают).

Без труда (не вытащишь рыбку из пруда).

Век живи — (век учись).

Нет друга — (ищи, а нашел — береги).

Друзья… (познаются в беде).



5. Конкурс для болельщиков «Веселые вопросы»

1. Что можно видеть с закрытыми глазами?

2. Чем кончается день и ночь?

3. Отчего у гуся лапы красные?

4. Что мы слышим в начале урока?

5. За чем во рту язык?

6.  Чем кончается лето и начинается осень?

 

6.«Когда так говорят» Работа с фразеологизмами.

Учитель:

Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времениОдним из ярких украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения – фразеологизмы.

Задача учащихся – объясните значение фразеологизма одним словом.

( 1балл за 1 ответ)


Держать язык за зубами – молчать

Брать себя в руки - успокоиться.

Не сомкнуть глаз – не спать

Ловить ворон –не слушать

Ломать голову – думать.

Зарубить себе на носу - запомнить.

Повесить нос - грустить.

Развесить уши - не слушать. 

Бить баклуши – бездельничать. 

Клевать носом – спать.

Обвести вокруг пальца – обмануть.

Не ударить в грязь лицом - не опозориться. 

Вылететь из головы - забыть 

Работать, засучив рукава


7. Капитанский мостик 

Учитель:

Мы обратимся к тем, кто ведёт команду за собой – капитанам. Ведь именно от них во многом зависит успех команды.

Не будем от правил мы отступать,
Пора в бой капитанов вызывать.


Задача: определите, какой частью речи являются выделенные слова.

(Каждому капитану даётся карточка с предложениями)

( 1балл за 1 ответ)

  • Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

  • Белое покрывало,  всё поле покрывало.

  • Ведро дало течь, и вода стала течь.

  • Со стекла, стекла вода.


III. Итог игры.

Учитель: Подошло время подвести окончательные результаты нашего КВН.

Пока жюри совещается, вспомним высказывания писателей о русском языке.

(Представители от каждой команды читают высказывания)

Слово дано людям только для того, чтобы благословлять, благодарить, объединяться в справедливости, мудрости, любви. Слово дано людям не для того, чтобы ослабить или уничтожить (унизить) других. Его роль – поддержать падающего и поднять упавшего, дать свет тому, кто бродит в темноте, указать дорогу потерявшемуся в пути».

(О.М. Айванхов. Золотые правила ежедневной жизни)


Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А. И. Куприн

«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести»

В. Шефнер.

"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. "

И. Тургенев

Учащиеся читают стихи.

Д о р о ж и т е 

Родным, милым словом: 

М н о г о л и к и м - 

Большим языком! 

Нашей жизни ОН - 

П е р в о о с н о в а - 

Всем народам 

Планеты - знаком! 

Берегите ЕГО 

От цветистых 

Иностранных 

И чуждых нам слов, 

Чтоб поток - 

От наречий ручьистых - 

Не затмил 

Родника - Родников! 


Объявление результатов.

Победила дружба

Учитель: КВН хотелось бы закончит словами Льва Николаевича Толстого

«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой».Учите наш русский язык, овладевайте его тайнами.

Удачи! И спасибо за интересную игру.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!