СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие «Я утверждаю себя»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое внеклассное мероприятие «Я утверждаю себя» в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Я утверждаю себя»»



Я утверждаю себя.

Разработка классного часа для учащихся 9б класса.



Классный час посвящён проблеме самооценки и самоутверждения подростков. К сожалению, 60 % подростков выбирают негативные способы самоутверждения. В связи с этим актуальной становится задача обучения детей положительным формам самоутверждения. Важно также обсуждать психологические проблемы подростков. Этим вопросам посвящен данный классный час.









Выполнила:

Классный руководитель 9б класса

Мунтяну Лариса Алексеевна



Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.
Публий Сир.

Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоопределение неразрывно связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем многие девятиклассники не знают, чего они хотят, не могут внятно сформулировать свои цели, принципы, не имеют нравственного идеала, не могут адекватно оценить себя. Предлагаемый классный час - это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, идеалы, цели, принципы). В сценарии использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная ситуация, анкетирование, самохарактеристика, групповая форма работы, игровые ситуации. В конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты).

Цели: расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: анкетирование «Самооценка старшеклассника» совместно с психологом школы, за 1-2 дня до классного часа помочь 2-3 ученикам составить самохарактеристики по вопросам анкеты и попросить разрешения прочитать их во время классного часа.

Оборудование: анкеты для самохарактеристики (из дополнительных материалов к сценарию), карточки с описанием проблемных ситуаций, презентация.

Оформление: написать тему, эпиграфы; для групповой работы начертить на доске таблицу "Самооценка". В колонках признаки указаны неверно.

Слайд 2

Ход классного часа.

I. Вступительное слово "Знаем ли мы себя?"

К.р.: Скоро вы окончите 9 класс, и вам придется выбирать свой дальнейший путь: десятый класс, работа или колледж. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.

Слайд 3

К.р.: Наш классный час посвящён самооценке, самоутверждению.

Слайд 4

Что же такое самооценка?

Различными авторами самооценка  интерпретируется по-разному:

Самооценка, согласно мнению У. Джеймса  – это удовлетворенность или неудовлетворенность субъекта собой, т.е. самоотношение.

Слайд 5

II. Интерактивная беседа по теме "Зачем нужна самооценка?"

К. р.: Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: "Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя".

Что можно узнать о себе?

Примерные ответы детей:

  1. Свои физические возможности, состояние здоровья.

  2. Свои таланты, способности (умственные, творческие).

  3. Свой характер, темперамент, волю.

  4. Свои вкусы, привычки.

  5. Свои сильные и слабые стороны.

К.р.: А что дают нам знания о себе? Зачем вообще нужна правильная самооценка?

Примерные ответы детей:

  1. Узнать призвание, выбрать профессию.

  2. Избежать ошибок и разочарований.

  3. Правильно вести себя с окружающими.

  4. Не браться за невыполнимые дела.

  5. Правильно определить цель в жизни.

К.р.: Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

Слайд 6

Какой же может быть и должна быть самооценка?

(расположите правильно качества присущие людям с разной самооценкой)

Самооценка

Завышенная

Заниженная

Объективная

Уверенность в себе Вспыльчивость Скромность

Трусливость

Высокомерие Нахальство

Обидчивость

Чувство собственного достоинства

Пассивность

Уравновешенность Самоуверенность Внушаемость



К.р.: Конечно, сами слова «завышенное», «заниженное» содержат значение чего-то чрезмерного, далёкого от нормы. Люди с заниженной самооценкой не уверены в себе, малообщительны, пугливы. Они- то часто и считают себя невезучими. Завышенная самооценка тоже не украшает человека: такие люди самоуверенны, часто переоценивают свои силы, берутся за непосильные дела и не доводят их до конца. Люди с завышенной самооценкой редко получают признание. Какой же должна быть самооценка? (реальной)

- Вы правы. Человек должен оценивать себя реально, то есть таким, каков он есть на самом деле. В этом случае говорят, что у него адекватная самооценка. Адекватная – значит соответствующая действительности.

Слайд 7

Объявляются результаты теста «определение самооценки».

Слайд 8

Пантомима «Люди с разной самооценкой».

К.р.: А как окружающие определяют у кого правильная самооценка, а у кого заниженная или завышенная? Кто уверен в себе, а кто нет? Дело в том, что внутреннее состояние человека всегда отражается в движениях его лица, тела. Сейчас вы это сами увидите.

Три ученика выходят к доске. Должны сыграть роль человека с определённой самооценкой.

Я режиссёр, читаю вам, как должен выглядеть этот человек. Его изображают ребята.

- А остальным вопрос: «Человек, с какой самооценкой изображается»?



Неуверенный в себе человек

Уверенный в себе человек

Самоуверенный человек

- Не выдерживает прямого взгляда,

отводит глаза в сторону.

- Голова опущена.

- Спина сутулая.

- Руки помещены перед собой

- Ноги несколько напряжены,

переплетены между собой или плотно сжаты.

- Смотрит окружающим в глаза.

- Голову держит прямо и даже чуть приподнимает подбородок.

- Спина у него прямая. Плечи развёрнуты.

- Руки могут быть убраны за спину.

- Ноги на ширине плеч и расслслаблены.

- Стоит вполоборота.

- Правое плечо слегка выставлено вперёд.

- Грудь колесом.

-Голова высоко поднята.

- Смотрит высокомерно, дерзко.

- Руки на поясе.

- Упор на левую ногу.

К.р.: В наше время, к сожалению, многие ошибочно считают нахальство и хамство уверенностью в себе.

Этот пример очень хорошо показал различия между уверенным в себе и самоуверенным человеком.

Слайд 9

Беседа «Как люди утверждаются»?

К.р.: Человек – существо общественное. Проявить себя как личность может только в общении с другими людьми. Что такое самоутверждение зачитает из словаря…..

(Самоутверждение (анг. self-affirmation) – поведение человека, обусловленное желанием повысить свою самооценку или поддержать определенный общественный статус. 

Слайд 10

Какие способы для самоутверждения можно найти? (дети отвечают)

Достижения в учебе, спорте, внеурочной деятельности, конкурсах и олимпиадах, труде и т.д. в будущей профессиональной деятельности.

К.р.: Вы перечислили в основном положительные способы самоутверждения. Статистика говорит о том, что есть и отрицательные способы самоутверждения, их нередко избирают подростки. Какие? (дети отвечают)

Агрессия, несоблюдение правил поведения в школе, транспорте, общественных местах.

Самоутверждаться человек может как с помощью реальных достижений в какой-либо области, так и приписывая себе какие-то выдуманные достижения, чтобы поднять свой статус среди одноклассников.

- Вот так получается, одни утверждают себя в ярких, красивых, хороших делах, а другие – в низких поступках, которые могут привести даже к гибели. Почему же так получается?

Слово предоставляется Алексашиной Е.И. (примеры из опыта работы)

Слайд 11

Проблемная ситуация «Три способа самоутверждения».

К.р. На самом деле, ребята, человек утверждает себя не только своими достижениями, а каждым своим поступком.

С точки зрения психологии различают три вида самоутверждения (Слайд 5): самоподавление, агрессивное доминирование, конструктивное самоутверждение.

Слайд 12 (видео)

Посмотрите видеофрагмент реальной ситуации, произошедшей в нашем классе, и попробуйте объяснить, кто как себя утверждает.

К.р.: В этот день 9 «б» класс решил сбежать с уроков. Перед уроками в раздевалке состоялся такой разговор.

Дима (громко, вызывающе) Мороз минус 25 градусов! С уроков смываемся все, усекли?

Алексей (мямлит) Но занятия же не отменили …

Дима Ага. От коллектива отрываешься? Будешь иметь дело со мной (показывает кулак)!

Сергей (спокойно, уверенно, без вызова) Так из-за тебя же всех накажут. Не надо этого делать…

Дима (грубо обрывает) Я сам знаю, что мне надо. А что не надо!

Сергей (твёрдо) Я тоже знаю. Что мне надо. А плясать под твою дудку я не собираюсь.

Дима А я считаю, что мы можем не пойти на уроки (толкает локтем в бок Алексея) Скажи?

Алексей. Да-а, ну ведь мороз…

Сергей. А я так не считаю.

Дима (с угрозой) Ну. Мы с тобой ещё разберёмся!

Кл.р.: Кто же из мальчиков утверждал себя продуктивно, то есть плодотворно? Кто старался агрессивно доминировать, то есть господствовать, возвышаться? А кто подавлял свои желания, готов был отказаться от своих интересов?

- Как вы думаете, какой вид самоутверждения самый лучший и почему?

К.р. Многие психологи считают, что каждый человек в различных ситуациях может выбрать разные способы самоутверждения. Но какой-то один из способов будет для них характерным. И лучший из них – это конструктивное самоутверждение.

Беседа по теме «Можешь ли ты утверждать себя конструктивно»?

К.р. Умеете ли вы конструктивно утверждать себя в общении с другими людьми, без агрессии и самоподавления?

Слайд 13

В психологической литературе приводят примеры ситуаций, в которых можно проявить конструктивное самоутверждение:

- умение отказывать в просьбе;

- умение попросить о помощи;

- выражение негативных чувств и мыслей (критика, недовольство, гнев);

- выражение положительных чувств (радости, сочувствия);

Знаете ли вы как вести себя в подобных ситуациях?

Слайд 14

Ролевая игра «театр самоутверждения».

К.р. Сейчас мы проведём ролевую игру «театр самоутверждения». На каждой парте лежит листок с текстами ролей. Один из вас должен сыграть роль актёра, а другой – режиссёра. Режиссёр читает описание ситуации и задание для актёра. Режиссёр оценивает, хорошо ли сыграл свою роль актёр, нашёл ли он верную интонацию. Актер должен сыграть роль человека, уверенного в себе, который умеет конструктивно самоутверждаться. Голос спокойный, ровный. Подбирают интонацию, пока режиссёр не скажет: «Верю!» После этого режиссёр и актёр меняются ролями. Чтобы не мешать друг другу говорите, пожалуйста, тише. Лучшие актёры сыграют свои роли на нашей классной сцене. Внимание. Начинаем репетиции в театре самоутверждения.

Ситуации самоутверждения.

1. Режиссёр. Сосед по парте попросил вас объявить байкот вашему однокласснику. Категорически откажите.

Актёр. Нет, я отказываюсь в этом участвовать и не буду тебя поддерживать.

2. Режиссёр. Вам нужно дописать сочинение, но друг зовёт гулять. Ответьте вежливым отказом.

Актёр. Извини, но я сейчас не могу. Освобожусь через час и тогда пойду гулять.

3. Режиссёр. Ваш одноклассник участвовал в конкурсе, и прославился на всю область. Выразите свою радость при встрече.

Актёр. Привет, ну ты даёшь! Я так рад(а) за тебя!

4. Режиссёр. В день рождения одноклассники вам сделали приятный сюрприз. С радостью поблагодарите.

Актёр. Спасибо! Я так рад(а)! Очень удивлен(а ) и обрадован(а) – большое спасибо.

5.Режиссёр. У вашего друга неприятности. Нужно выразить сочувствие.

Актёр. Я тебе очень сочувствую. Но не падай духом – с кем не бывает! Если нужна моя помощь, обращайся.



Репетиция.

(Дети выходят к доске. Читают свои реплики. Уходят под аплодисменты)

К.р. Мы не устраиваем конкурс, не выбираем победителей и лучших актёров. Победителями в этой игре стали все вы. Кому- то пришлось подавить агрессивность, кому - то переступить через неуверенность и страх, кто – то с трудом преодолел смущение. И каждый одержал победу над самим собой.

Заключительное слово.

К.р. Сегодня мы говорили о самоутверждении и пришли к выводу, что конструктивно самоутверждать себя может не каждый. Страх насмешек, боязнь показаться глупым, неумным заставляют нас часто выбирать пассивную позицию, идти на поводу у других и вместе с тем постоянно чувствовать внутреннее недовольство, оттого, что не смогли отстоять себя. Надеюсь, что сегодняшний классный час, репетиции, выступления в театре самоутверждения, помогут вам отстаивать свои интересы без скандалов, агрессии и унижения.

Слайд 15

В заключение хочу привести фразу швейцарского мыслителя 18 века И. Лафатера. В этой фразе содержится правило конструктивного самоутверждения: разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и не говорить лишнего. Но это только для тех, кто хочет быть умным. Желаю вам всем воспользоваться этим советом.

А ещё не забывать, что утверждать себя можно, развивая свои таланты, способности. Поэтому советую вам посещать спортивные секции, кружки, курсы. Там вы приобретёте новых друзей, расширите круг общения, станете более уверенными в себе.

Слайд 16

Рефлексия.

К. р. Что полезного для себя вы узнали и поняли сегодня? Какие впечатления остались от общения (как правильно говорить «нет», как настоять на своём, что «наезды» - это плохое самоутверждение)

Самоутверждайтесь продуктивно!

Литература: Классные часы: 8 класс / Авт. – сост. А.В.Давыдова. – М.: ВАКО, 2010.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!