Внеклассное мероприятие по математике 6 класс «Проценты»
«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений». Алексей Алексеевич Леонтьев.
Одной из оставляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся.
Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.
В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.
Математическая грамотность способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
Выделяют три составляющие математической грамотности:
-умение находить и отбирать информацию;
- производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;
- интерпретировать, оценивать и анализировать данные.
В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.
Одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является компетентностно-ориентированное задание. Кроме того, решение задач практического содержания направлено на привитие интереса к изучению математики. Такие задания базируются на знаниях и умениях и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Занятия направлены на развитие у учащихся логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания. Задания носят творческий характер. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, развить способности самостоятельной познавательной деятельности, приобрести уверенность в своих силах.
Таким образом, задачи по формированию функциональной грамотности, в частности, математической грамотности обучающихся, возможно реализовать при условии оптимального сочетания учебного содержания базового уровня образования и дополнительных курсов, направленных на совершенствование прикладных математических умений, использующихся в различных жизненных ситуациях. Содержание инвариантной и вариативной частей программ дополняют друг друга, что и позволяет обеспечить результат.
Пояснительная записка
«К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой» ДжонРескин.
Одной из важнейших задач образовательного процесса является формирование у учащихся заинтересованности в приобретении знаний, умения учиться, что даёт возможность пополнять свой кругозор, успешно оперировать различным материалом и нестандартно мыслить. Однообразная работа на уроках утомляет и снижает восприятие учебного материала. Организация внеклассных мероприятий стимулирует поддержание некоторого уровня познавательного интереса к предмету, способствует его лучшему усвоению.
Однако следует заметить, что далеко не все учащиеся того или иного класса могут проявить себя на подобных занятиях в силу невысокого уровня математической подготовки. В этом случае дифференциация дает наилучшие условия для полноценного развития способностей ребенка. В рамках данного мероприятия используется групповая форма работы учащихся.
Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся при проведение внеклассных мероприятий. Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, менее подготовленные учащиеся не прячутся за спины более подготовленных, а последние не подавляют инициативу и самостоятельность первых.
Цель мероприятия:
Развивать математическую грамотность;
развивать творческие способности;
расширять кругозор, знания по предмету;
прививать познавательный интерес к предмету;
учить работе в группах.
Задачи мероприятия
Воспитательные:
воспитывать выдержку, терпение;
формировать товарищеское, доброжелательное отношение к членам команды и соперникам.
Развивающие: развивать внимание, память, сообразительность, логическое мышление.
Форма проведения занятия: математический конкурс соревнования трех команд, сопровождаемый исторической справкой о городах малой Родины.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, разнообразные карточки с заданиями для команд, грамоты. Мероприятие проходит в сопровождении показа презентации, на слайдах которой демонстрируется необходимый материал.
Подготовка: назначенные учителем учащиеся заранее подготовили краткие сообщения о городах Курской области.
Ход мероприятия:
Организационный момент (2 мин)
выбор членов команд (одинаковое количество в каждой);
выбор капитана команды, который координирует действия членов команды и даёт ответы на вопросы;
выбор членов жюри (2человека);
сообщение правил проведения мероприятия;
Основная часть(35 мин)
Вступительное слово учителя:
Учитель. Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на математическом занятии. Сегодня у нас урок-путешествие, путешествие по родному краю! Для начала поделимся на три группы по четыре человека (деление происходит под руководством учителя, лидеры групп и сам их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности).
Итак, сегодня речь пойдет о Курской области. Передаем слово первому докладчику. (На экране проецируется карта Курской области и ученик выступает с кратким сообщением )
Сообщение№1:Курская область образована 13 июня 1934 года. Административно Курская область входит в состав Центрального федерального округа. Граничит с 5-ю субъектами Российской Федерации: Брянской, Орловской, Липецкой, Воронежской, Белгородской областями. Курская область включает в себя 28 районов. На юго-западе и западе 245 км граница с Сумской областью Украины имеет статус государственной границы России. Общая протяженность границ 1250 км. Расстояние между крайними восточной и западной точками области – 305 км, северной и южной точками – 171км. Земельная площадь территории 30,0 тыс. кв. км. Рельеф Курской области характеризуется водораздельными возвышенностями, речными долинами, оврагами и балками. Самая высокая точка – 288 м над уровнем моря у истоков реки Рать на Тимско-Щигровской гряде.
Учитель: Сегодня мы совершим путешествие по родному краю, однако мы не сможем посетить все его уголки. Остановимся только на некоторых, в силу ограниченности по времени. Поговорим о достопримечательностях или символах того города, в которые мы отправимся. На карте вы видите пункты, о которых мы сегодня будем вести речь. Ну, что же начнём. Для того чтобы начать путешествие, мы должны купить билеты на электричку.
Для этого нам надо справиться с заданием, т.е. решить задачу на вычисление стоимости проезда.
Задача: Железнодорожный билет на электричку для взрослого стоит 160 рублей. Стоимость билета школьника составляет 50% от стоимости билета для взрослого. Группа состоит из 18 школьников и 1 взрослого. Какова стоимость билетов на всю группу?
Решение:
50% - это 0,5
160*0,5=80(р) стоимость детского билета
160*18 = 2880(р) стоимость 18 детских билетов
2880+160=3040 (р) стоимость билетов на всю группу
(5 баллов)
Учитель: Молодцы ребята! Билеты куплены, и мы с Вами отправляемся в первый пункт? Задача: Для того, чтобы попасть в пункт вам необходимо дать ответ на следующее задание: (дети получают условие на экране). Рассчитать ту часть пути, которую пройдем пешком. За первые пятнадцать минут нашего путешествия мы проедем 0,75 пути. А остальное время мы будем путешествовать пешком оставшиеся 0,25 пути. Выразим в процентах часть пройденного пути.
Решение:
0,25 – это 25%
Кто первый ответит, получает 5 баллов.
Слово второму докладчику.
Сообщение№2: Курчатов стоит на берегу так называемого Курского водохранилища – водоема, который также является охладителем атомной станции, близ реки Сейм. Расстояние до Курска составляет 37 километров, до Льгова – примерно 30 километров. Курчатов был основан в 1968 году в связи с началом строительства Курской атомной электростанции. Изначально он существовал как поселок, с 1971 года – как рабочий поселок. Именно тогда он получил свое нынешнее название – в честь знаменитого русского и советского физика Игоря Курчатова, которого называют «отцом атомной бомбы». А в 1983 году рабочий поселок Курчатов получил статус города. В настоящее время Курчатов – третий по величине город Курской области и один из самых ухоженных и красивых в ней (признавался таковым в 2004, 2006 и 2011 годах). В отличие от абсолютного большинства городов, он четко поделен на жилую и промышленную зоны. Еще одной особенностью города является отсутствие частного сектора; к тому же часть города находится в водоохранной зоне, то есть, фактически, на берегу пруда-охладителя. Кроме этого, Курчатов отличается тем, что, в силу простой планировки и широких улиц и бульваров, в нем очень легко ориентироваться. К началу 2018 года в городе проживало немногим менее 38,5 тысячи человек.
Учитель: Спасибо. А мы продолжаем. Вам выдана карточка с вопросами, а на экране представлена диаграмма, которая отражает структуру посевных площадей Курской области в 2015 году. За каждый правильный ответ (а-в) - один балл, (г) – два балла.
Перед Вами информация по теме «Посевная площадь в Курской области?»
По данным информации ответьте на вопросы:
А) Чем засеяны посевные площади Курской области больше всего?
Б) Сколько процентов посевной площади занято кукурузой?
В) На сколько процентов превышает количество посевных площадей, занятых подсолничником, и посевных площадей занятых, кормовыми культурами?
Г) Сколько гектар отведено на зернобобовые культуры?
Решение:
А)Пшеница;
Б)9.1%;
В)7,5-6,7=0,8%;
Г)2% - это 0,02
1)1619,3*0,02=32,386 тыс. га = 32 386 га
Учитель: время вышло, право открыть следующий пункт нашего путешествия предоставляется команде победившей в этом состязании. Итак, следующий у нас город Железногорск. Выслушаем следующий доклад. (на экране фото Железногорска)
Сообщение№3: Местонахождение Железногорска — Среднерусская возвышенность между реками Погарщина, Чернь и Речица. Несмотря на молодой возраст у него имеется своя история. Открытие Михайловского месторождения в 1950 году послужило началом существования города. Его летопись неразрывно связана с освоением карьера. Магнитные аномальные явления в этой местности замечены давно. В далеком прошлом, в 1773 году, ученый-астроном Петр Иноходцев занимался изучением географического положения курских земель. Он заметил противоестественное поведение магнитной стрелки в этой местности. Прошло 150 лет. Только после революции занялись исследованиями КМА. 1923 год – дата первой добычи железной руды. Работы проводились на глубине 167 метров. С 1956 года начинается выбор места для будущего города. Окончательный вариант – гречишное поле у деревни Чернякова, существовавшей еще в конце XVIII столетия. Затем принято решение о создании: горнорудного предприятия на месте Михайловского месторождения; строительства жилых зданий горняцкого поселка; железнодорожной линии, соединяющей рудник с Арбузово. Спустя год начинается застройка рабочего поселения. На общем собрании в колхозе имени Крупской решили для него выделить земельную площадь. 60 рабочих принялись за разбивку первых улиц 2 октября 1957 года. Эту дату считают днем основания города. Предлагалось несколько вариантов для названия поселка, но остановились на одном – Октябрьский. Позднее поселок переименовали в Железногорск, а с 1962 года ему присвоен статус города. Сейчас Железногорск – красивое место с множеством промышленных предприятий (до 20 штук). На Михайловском ГОКе работает почти 30% работоспособного населения Железногорска. У него есть титул – «Лучший город РФ по экономическим показателям развития» (в 2005 году). Побеждал он и в других конкурсах – по благоустройству, культуры и спорта. Железногорск – второй по величине город Курской области.
Учитель: Спасибо. Теперь мы с вами на пути к последнему пункту нашего путешествия. За время путешествия мы очень проголодались. Для этого мы с вами отправимся в магазин за продуктами.
Задача: День недели - среда. По средам в некоторых магазинах действуют скидки. В нашей копилке 700 руб. Мы решили купить: батон, буханку черного хлеба, пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок, пряники. Поблизости находятся магазины со следующими ценами на интересующий товар. Давайте выберем, в какой же магазин нам отправиться за самой выгодной покупкой?
№ | Наименование товаров | «Пятёрочка» +5% скидка | «Магнит» + 10 % | «Билла» 0 % |
1 | Батон | 30 рублей | 33 рублей | 27 рублей |
2 | Буханка черного хлеба | 27 рублей | 28 рублей | 30 рублей |
3 | Пакт кефира | 53 рубля | 59 рублей | 49 рублей |
4 | Пачка пельменей | 230 рублей | 227 рублей | 232 рубля |
5 | Упаковка сосисок | 283 рублей | 275 рублей | 260 рублей |
6 | Пряники | 56 рублей | 59 рублей | 45 рублей |
Решение:
(30+27+53+230+283+56)*0,95=645,05 (р) стоимость покупки в Пятерочке
(33+28+59+227+275+59)*0,9=612,9(р) стоимость покупки в Магните
27+30+49+232+260+45 = 643 (р) стоимость покупки в Билле
Ответ: самая выгодная покупка в магазине Магнит.
Учитель: время вышло, право открыть следующий пункт нашего путешествия предоставляется команде победившей в этом туре. Наша финальная цель – прибытие в город Курск. (задание оценивается в 5 баллов)
Сообщение№3: Город Курск находится на Средне-русской возвышенности, на берегах реки Сейм и ее притока Тускарь, в 536 км к юго-западу от Москвы. Первое летописное упоминание в истории города Куска относится к 1095 г. Название город получил по своему расположению при впадении в реку Тускарь ручья Кур. Ручей, в свою очередь, был назван так исходя из древнерусского слова «курья», обозначавшего речной залив, узкий проток реки, заводь. Курск издавна называли сердцем "Соловьиного края", это название было дано из-за прекрасного пения птиц, которых до сих пор много в Курске и в Курской области. Курск, как и любой другой город, имеет множество традиций. Ежегодно в начале мая в селе Дичня Курского района проводится фестиваль "Соловьиная трель", где выступают исполнители авторской песни, так называемые барды, и собирается большое количество любителей этого жанра. День города в Курске отмечают 25 сентября. Современный Курск богат памятниками архитектуры XIX столетия, среди них Казанский собор, особняк купца Хлопинина, здания бывшей мужской гимназии и бывшего Дворянского собрания и другие.
Заключительная часть(3мин)
Учитель: Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу, сейчас мы с вами подведем итоги и поздравим победителей, а пока жюри подсчитывает баллы, давайте вспомним самые запомнившиеся моменты нашего мероприятия, с каким настроением вы покинете аудиторию? (учитель проводит рефлексию, подводит итог занятия)