Внеклассное мероприятие « День птиц»
Цель: формирование экологической культуры учащихся. Воспитание любови и заботы к пернатым.
Задачи:
- обобщить знания уч-ся о птицах,
- воспитывать в детях любовь к пернатым, потребность в их защите и охране,
- развивать память, внимание, наблюдательность, творческие способности.
Оборудование:
- эмблемы команд
- карточки с заданиями,
- плакаты по охране
- костюм « Весны»
- грамоты,
- лист жюри.
Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя:
Дорогие ребята! 1 апреля ежегодно отмечается Международный День птиц. Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва. Птицы – многочисленная группа животных. В настоящее время на территории России обитает 798 видов птиц, многие виды занесены в Красную книгу.
Ой, как много в мире птиц:
Пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов,
Попугаев и дроздов.
Есть фламинго, воробьи,
Есть колибри, соловьи.
Голуби, кукушки,
Пеночки-простушки.
Дятел, сокол и сова
(днем в дупле сидит она)
В поле перепел кричит,
Дятел по стволу стучит.
Знаешь, их так много есть,
Что их всех не перечесть.
Нас сражают пением
И буйным оперением!
Сегодня, дети, мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах.
Под муз. Чайковского «Времена года» выходит Весна.
-Я, Весна - красна
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугах ращу цветочки.
Прогоняю с речек лед,
Светлый делаю восход.
Я красавица – весна!
Всем тепла вам принесла.
А с теплом – птичий гомон – перезвон!
Здравствуйте,
Здравствуйте все!
Поздравляю вас с весенним праздником – Днём птиц!
Птиц на нашей планете великое множество. Они живут в самых разных местах обитания, от пустыни до льдов. Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. Птицы не только издают красивые мелодичные звуки, но и приносят огромную пользу, защищая наши леса, поля, сады и огороды.
Вот и сегодня на вашем празднике постарайтесь, как можно больше узнать нового о птицах. И покажите свои знания о пернатых друзьях.
Учитель:
- С 1924 г. Отмечается в нашей стране День птиц. В этот день мы вспоминаем о наших друзьях и помощниках, готовим им новоселье. Сегодня мы говорим им « спасибо» и посвящаем им, нашим пернатым друзьям, сегодняшнюю.
Пусть наш праздник откроет для каждого что-то новое и интересное, пусть запомнятся улыбки и шутки, крепче станет дружба между людьми и птицами! Итак, мы начинаем КВН!
1 конкурс – Разминка
Загадки о птицах
1. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад – вперед по пашне вскачь,
А зовется птица …(грач).
Грач за день уничтожает 400 червей, вредителей растений.
2. Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями
Ну, а зовут меня …(скворец).
Семья скворцов за день съедает 350 гусениц, жуков и улиток.
3. Кто в беретке ярко – красной,
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит …(дятел).
4. У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем …(сова).
Ушастая сова способна съесть за ночь 7 – 8 мышей – полевок. А за год одна семья уничтожает 10 тыс.мышей и спасла 20 тонн зерна.
5. Эта птица никогда
Не строит для себя гнезда.
Соседкам яйца оставляет,
И о птенцах не вспоминает …(кукушка).
Кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.
6. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном,
Из травы и глины …(ласточка).
Семья ласточек за лето уничтожает около млн. различных вредных насекомых.
7. На припеке каждый день
Раздается: «Зень, зень, зень.»
Кто на солнце веселится?
Это звонкая …(синица).
Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
2 конкурс – Силуэт
Учитель:
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что каждое живое существо имеет свой портрет? И что лица эти по-своему интересны, удивительны и красивы?
Определите птицу по силуэту.
Сейчас по силуэту вы должны узнать птицу. (Дается 6 изображений: орел, дятел, ворона, утка, ласточка, голубь).
3 конкурс – Живые синонимы
Учитель:
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Так обычно говорят о болтливых людях. Птицы тоже имеют свои повадки, привычки как люди. Они настолько интересны и разнообразны, что иногда людям приписывают черты характера птиц. Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите текст. (Командам дается текст, который они должны дополнить.)
1команда
Могучий как … орел
Важный как … гусь
Надутый как … индюк
Верный и преданный как … лебедь
Ярко разодетый как … павлин
Длинноногий как … журавль
2 команда
Мудрый как … ворон
Вороватый как … сорока
Большеглазый как … филин
Болтливый как … сорока
Зоркий как … сокола
4 конкурс – Словесный птицелов
Учитель:
Здесь какая-нибудь птичка,
В каждой строчке, друг, таится.
Пробираясь между слов,
Их увидит птицелов.
Бодро здесь я пропою
Песню звонкую свою.
Мне в лесу совсем не худо
Да и сам я просто чудо.
Даже спящего луня
Опасайтесь как огня.
Дайте мух и каждый
Раз. Я б, ликуя, пел для вас.
Старый пруд, сосна и стог
Здесь гнездо я свить бы смог.
Высоко летает стриж,
Но со мною не сравнишь.
Ночью спрячься и молчи,
Жадны страшные сычи.
Мойте клювики росой,
Каждый день перед едой.
Поздний час, глаза глядят
Еле-еле, спать хотят.
Конкурс капитанов.
А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?
Капитаны команд должны соединить стрелками признаки и названия птиц.
Капитаны команд получают карточки:
Птица – плотник ласточка
Птица – строитель соловей
Пернатый солист кукушка
Ночной хищник дятел
Легкомысленная мамаша сова
Конкурс для зрителей.
За каждое название птицы на букву «Г»- 1 команда
получает дополнительный балл.
За каждое название птицы на букву «С»- 2 команда получает дополнительный балл.
Или «Что ни шаг, то птица»
Все играющие встают в линию и начинают по одному, по порядку называть птиц, делая одновременно с этим один шаг вперед. Названия птиц не должны повторяться. Тот, кто не может больше назвать птицу, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто вспомнит больше названий птиц и сделает больше шагов, чем все остальные.
7 конкурс – Литературный марафон.
Назовите сказки и автора с персонажами птиц.
Галчонок (Успенский, «Дядя Федор, пес и кот»)
Попугай (Остер «Зарядка для хвоста»)
Соловей (Андерсен «Соловей»)
Гусь (Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими лебедями»)
Петушок (Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
Ворон (Андерсен Снежная королева»)
Сова (Милн «Винни-пух и все-все-все»)
Ласточка (Андерсен «Дюймовочка»)
Жар-птица (Ершов «Конек Горбунок»)
Воробей (Чуковский «Тараканище»)
Лебедь (Пушкин «Сказка о царе Салтане»,
Андерсен «Дикие лебеди», «Гадкий утенок»)
Учитель:
Птицы – замечательные существа. Их именами названы не только произведения литературы. А ещё птицы дали называния многим интересным вещам.
На экране показывает слайд с изображением настоящей птицы и предмет.
Это очень быстрый поезд (Сапсан)
Средневековый замок в Крыму (ласточкино гнездо)
Так называется лагерь (орлёнок)
Пилотажная группа (стрижи)
Это детский юмористический журнал, а ещё памятник в Петербурге, а ещё известная детская песенка (чиж)
Балет П.И. Чайковского («Лебединое озеро»)
Колодец особой формы (Журавль)
8 конкурс – весенний ветер
Весенний ветер подул и перемешал все буквы в словах – названиях птиц, живущих в наших краях. Выберите по листочку с «запутавшимися» буквами и попробуйте расставить их в правильном порядке.
ГВОХОРИСТКА ОКВАСНЯ КОСТАЧАЛ
СУХЫЛА СОНОБУД ПАЛЯЦ ГИРЬНЕС
НЕЛЕШУКАЗ НЕКОПАЧ МОРДОКОЗИ
ТЕРИШВЕЙКА ВЕЛОСОЙ ДОЗОЙОК
ИСТРИСВЕЛЬ ЦЕРКВОС КРУШИВАЗА
ЛАКВАС ВКОКОСМА ФАНЗА
9 конкурс – «слова»
Эта птичка стала спутником человека, почти таким же, как воробьи и синицы. Она – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает комаров и мух, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склевывает с земли и растений насекомых-вредителей. Это очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поет свою простенькую веселую песенку. ( Трясогузка)
ЗАДАНИЕ: Составить как можно больше существительных единственного числа из слова ТРЯСОГУЗКА за 2 минуты. ( груз, ток, сок, грот, ряска, тряска, горка, роса, трос, рост, гора, коза, трус, сук, сор, ряса, тоска и т.д.). Затем команды по очереди называют свои слова, чья команда называет последнее слово, та и победитель.
10 конкурс – « Блиц – турнир»
Вопросы 1 команде:
Какую птицу называют почтальоном? – голубь
Какая птица летает быстрее всех? - стриж
Вьют ли наши перелетные птицы гнезда на юге? – нет
Самое любимое лакомство аистов? – лягушка
С прилетом, каких птиц, мы считаем начало весны? – грач
Какие птицы не летают? – страус, пингвин, киви
Самая большая птица в мире? – африк. страус
Какую птицу в народе называют воровкой? - сороку
Что такое «птичье молоко»? – выделение из зоба для выкармливания птенцов (голуби, пингвины)
Самая маленькая птица в мире? - карлик. колибри
Какая птица выводит птенцов зимой? – клест
Какая птица является государственным символом России? – орел
Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? – кукушка
Почему глухаря назвали глухарем? – во время токования ничего не слышит.
Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот? – сова
Вопросы 2 команде:
Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? – рябчики, тетерева
Какую птицу называют «лесным доктором»? – дятел
Какую птицу считают символом мира и добра? – голубь
Как ползает поползень? – по дереву сверху вниз
Какая птица в поисках пищи бегает по дну ручья? – оляпка
Почему кедровку называют кедровкой? – она питается и распространяет кедровые орехи.
Какую птицу называют сплетницей? – сорока
Какая птица умеет дразниться? – попугай
Какая птица хвостом разноцветным гордиться? – павлин
Птица, глотающая ежа вместе с колючками? – филин
Какая птица издает звуки, похожие на крик кошки? – иволга
Почему нельзя трогать руками яйца в гнезде? – птица бросит гнездо
Что имеется у корабля и у птицы? - киль
Имеет ли свою песню скворец? – нет, он подражает др. птицам
Эта птица летает в очках на носу? – сова
Как жизнь свою представить нам без птиц,
Она была бы скучной и унылой.
Без соловьев, без ласточек, синиц,
Совсем не то, совсем не так все было.
Сегодня праздник птиц, прекрасный день.
Мы чествуем друзей своих пернатых.
И призываем всех других людей
Гуманней быть к товарищам крылатым.
Учитель:
Несмотря на большое значение в жизни человека, птицы порой хищнически истребляются. На земле за последние 350 лет исчезло около 150 видов птиц. В «Красную книгу» России включено 63 вида и подвида птиц, из которых 26 видов на грани исчезновения, а 37 редких видов нуждаются в особой охране.
Есть в России заповедники, охраняющие птиц.
Астраханский – в дельте Волги. Здесь охраняются водоплавающие птицы: лебеди, чомга, розовый пеликан, цапли и мн. другие.
Кандалакшский – в Мурманской области и Карелии, на берегу Баренцева моря. Здесь обитает 258 видов птиц: гага, полярная крачка, тупики, глухари и многие другие.
Уссурийский – в Приморском крае. Более 160 видов птиц обитает здесь. Среди них из «Красной книги»: утка-мандаринка, чёрный аист, ястребиный сарыч, розовая чайка и др.
Мне хотелось бы напомнить вам, как хрупок этот мир. Ребята, мы тоже можем охранять птиц. Это так просто:
Не кричать в лесу, не включать музыку, ведь самая лучшая музыка – музыка природы.
Беречь лес от пожаров, т.к. птицы лишатся своих жилищ и будут погибать.
Не трогать руками яйца птиц, иначе родители покинут гнездо и птенцы не выведутся.
Не разорять гнёзд.
Строить скворечники
Зимой птиц подкармливать.
Учитель: Ребята, заканчивается наша встреча с прекрасным миром пернатых. И как говорит еще одна птичья пословица: «Соловья баснями не кормят!». Значит, пришло время пить чай!