СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внедрение технологии развивающего обучения на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие считают уроки физики довольно скучными, непонятными и иногда только поэтому - ненужными. Такое отношение вполне правомерно, ведь из года в год материал, изучаемый на уроках физики, становится всё сложнее и сложнее и, соответственно, интерес обучающихся всё более гаснет, ничем не поддерживаемый. 

Высокий уровень преподавания физики может быть  достигнут благодаря внедрению в учебный процесс новых методов обучения и воспитания. Одним из таких методов является развивающее обучение.

Просмотр содержимого документа
«Внедрение технологии развивающего обучения на уроках физики»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Внедрение технологии развивающего обучения на уроках физики





Подготовила: учитель физики

Иванова Елена Васильевна



2017-10-19

Многие считают уроки физики довольно скучными, непонятными и иногда только поэтому - ненужными. Такое отношение вполне правомерно, ведь из года в год материал, изучаемый на уроках физики, становится всё сложнее и сложнее и, соответственно, интерес обучающихся всё более гаснет, ничем не поддерживаемый. 

Высокий уровень преподавания физики может быть  достигнут благодаря внедрению в учебный процесс новых методов обучения и воспитания. Одним из таких методов является развивающее обучение.

Традиционное обучение, как правило,  обеспечивает обучающихся  системой определённых знаний, но мало направлено на развитие памяти, внимания, логического мышления, навыков анализа, синтеза, обобщения, навыков самостоятельной деятельности. Развивающее  обучение устраняет эти недостатки, оно активизирует мыслительную деятельность обучающихся, формирует познавательный интерес, создаёт предпосылки для развития памяти, внимания, логического мышления у них, а также навыков анализа, синтеза, обобщения, классификации и т.д.



Ведущим методами преподавания в развивающей модели обучения являются: проблемное изложение материала, частично - поисковый, исследовательские методы продуктивной деятельности учащихся.

Проблемным   называют обучение не потому, что весь учебный материал усваивается только путем самостоятельного решения проблем и "открытия" новых понятий.  Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность обучающихся, и постановка задач, и выполнение обучающимися упражнений. 

Значительное место в проблемном обучении занимает решение проблемных задач. Проблемные задачи позволяют ученику даже со слабыми вычислительными навыками не только почувствовать сложность физических явлений, но и понять их суть, побудить его к самостоятельному решению проблемы, ее осмыслению, попытаться поставить себя на место изобретателя, испытать удовлетворение от интеллектуального труда. Такие задачи позволяют обучающимся сопоставить получаемый ими результат с ранее изученным материалом, сделать выводы, задуматься.
Примером таких задач могут быть следующие:           
Задача 1. Определить сопротивление реостата, произведя необходимые измерения и расчеты (количество витков, площадь поперечного сечения провода, радиус керамического основания). 
Задача 2. Наэлектризовать разноименно два электроскопа, не прикасаясь к ним заряженным телом. 
Проблемное обучение, основанное на закономерностях развития мышления, учит их   самостоятельно мыслить, самостоятельно получать знания, анализировать и делать выводы. При проблемном подходе к обучению есть возможность уйти от механического запоминания. Когда перед обучающимися ставится учебная проблема, создается тем или иным способом проблемная ситуация, у них появляется интерес, они активно включаются в процесс решения проблемы - все это способствует лучшему усвоению материала, причем большая часть усваивается непроизвольно. Ученик учится мыслить научно. 

При использовании проблемно-поисковых методов обучения  использую такие приемы: создаю проблемную ситуацию (ставлю вопросы, предлагаю задачу, экспериментальное задание), организую коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждаю правильность выводов, выдвигаю готовое проблемное задание. Обучаемые, основываясь на прежнем опыте и знаниях, вызывают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации.
Работа по решению поставленных проблем требует от обучающихся самостоятельности, нестандартности в подходе к решению, фантазии и творчества.

Эта система охватывает все этапы урока: изложение нового материала, закрепление, обобщение, систематизацию ранее изученного, а также все виды деятельности: лабораторные, экспериментальные работы, решение задач, исследовательские экспериментальные задачи, а в некоторых случаях и выполнение домашних заданий.
На своих уроках я использую следующие способы постановки и решения учебных проблем.

На этапе изучения новой темы – это проблемное изложение материала, т.е. словесная формулировка проблемы или ряда проблем (даже тема урока формулируется в форме вопроса), которые мы ставим и решаем вместе с обучающимися. Рассуждая вслух, выдвигая гипотезы по теме, отвергая одни и аргументируя выбор других, я стараюсь учить логике рассуждений, анализу поставленных проблем. Такое изложение целесообразно, если материал совсем новый или очень сложный для коллективного обсуждения.

Примерами служат проведенные в этом году уроки в 7 классах «Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение», «Движение молекул», в 8 классах «Виды теплопередачи. Теплопроводность. Конвекция. Излучение», в 9 классе «Л/р №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»»

Проблема может быть поставлена и в форме задачи. При изучении темы «Работа газа и пара при расширении», предлагаю расчетную задачу: «На какую высоту может подняться килограммовая гиря, если бы удалось использовать всю энергию, выделившуюся при конденсации 100 г стоградусного пара, если не учитывать сложности технического характера». Расчеты дают 23 км. Здесь важно сделать  акцент   на колоссальных запасах внутренней энергии и проблемах её использования,  на низком К.П.Д. при использовании тепловых машин – это вызывает удивление и интерес у учеников.



Другой способ развития познавательной активности – поисковая беседа, т.е. разрешение проблемы с помощью системы вопросов. Этот способ использую, когда у обучающихся уже имеются необходимые начальные знания и представления о предмете разговора.

При изучении явления электромагнитной индукции в 9 классе перед обучающимися ставлю задачу обратную той, что они доказывали в предыдущей теме: «Если магнитное поле создается электрическим током, то может ли магнитное поле вызвать появление электрического тока? При каких условиях это возможно?» Ученики получают проволочный моток, постоянный магнит и прибор, фиксирующий ток малой величины. Они получают подтверждение данного предположения и исследуют зависимость полученного индукционного тока от различных условий его возникновения (от скорости относительного движения мотка и магнита, от величины магнитного поля).

Проблемные экспериментальные задания возможны при изучении гармонического колебания, эти задания позволяют установить зависимость или независимость периода математического и пружинного маятников от условий и параметров колебательной системы.

В разделе «Оптика» в 8 классе построение изображений в линзах усваивается легко, и интерес быстро падает из-за кажущейся легкости. Подстегнуть активность, т.е. дать понять, что нельзя останавливаться на достигнутом, можно проблемными задачами и заданиями. Предлагаю построить изображение предмета в собирающей линзе, и, по условию задачи, половина линзы закрыта. Каким будет изображение на экране? После обсуждения – экспериментальная проверка. Обращаю внимание на характер гипотез, они не должны быть интуитивными, необходимо их обоснование. Проблемные задания на построение изображений в линзе требуют творческого подхода в нестандартной ситуации. Построить дальнейший ход луча, не используя известные случаи построения лучей в линзах».



Проблемный эксперимент и экспериментальные задания дают более глубокое понимание изучаемого и, как следствие, стимулируют познавательную активность. Но эксперименты не должны уподобляться фокусу. При постановке проблемы должна быть сформулирована конкретная задача, выполнение которой и разрешит данную проблему.

Экпериментальные задачи представлены 10 лабораторными работами в каждой параллели.

Проблемное обучение используется как способ активизации мыслительной деятельности при решении задач, как расчетных, так и качественных.

Задача-проблема может служить своеобразной формой изучения нового материала.  Такие качественные задачи всегда использую на уроках открытия нового знания.

Но более широкое использование задач-проблем  удаётся на уроках закрепления и систематизации знаний, после достаточно хорошего усвоения материала. Это могут быть задачи с открытым вопросом. Например, на доске изображается цепь, содержащая несколько (2-3) резисторов смешанного подключения с заданными сопротивлениями и силой тока или напряжением в цепи. Учащиеся должны определить все, что можно (до 24 ответов). Такие расчёты вызывают у обучающихся спортивный интерес – они простые, но в то же время для их решения нужны кропотливость и педантичность.

Интересными являются и  многовариантные задачи.«Имеются пять сопротивлений по 7 Ом каждое. Составить схемы так, чтобы общее сопротивление было равно 2, 3, 4, 5, 7 Ом».



Проблемное обучение может дать положительные результаты в развитии познавательной активности обучающихся, если ведется в системе и охватывает все виды деятельности. Однако в классах, где обучающиеcя не испытывают интереса к предмету, так как обладают недостаточными знаниями основ математики и пассивны на уроках, невозможно продвижение вверх по уровням компетентности. Такая работа требует много учебного времени, колоссальной подготовки учителя, а главное – достаточной экспериментальной базы.



На уроках также использую задачи, в которых в решении заранее заложена ошибка. То, что раньше методика запрещала, проблемно-модульная технология культивирует: Найдите ошибку в решении задачи, в рассуждениях или, что сказано неправильно? Это правило  реализуется  через систему карточек, через взаимопроверки работ. Найти ошибку в решение бывает порой труднее, чем самому решить задачу.



Наконец, последний важный, но очень хлопотный и трудоемкий принцип построения  проблемного обучения – это индивидуализация и дифференциация обучения. Динамичность обучения позволяет представить содержание курса в 3-х вариантах: для слабых, средних и сильных обучающихся.

Осуществлять такую индивидуализацию в полном объеме довольно сложно. Кроме колоссальной подготовительной работы требуется техническая оснащенность компьютерами и копировальной техникой, поэтому данный принцип реализую на этапе отработки материала через дифференцированные, уровневые задания, рейтинговые контрольные работы



Как и в любом деле в использовании данной технологии есть свои плюсы и минусы.

Позитивным можно считать направленность данной технологии на мобильность знаний, а вариативность структуры и дифференциация содержания учебного материала позволяет подстроиться к уровню подготовленности обучающегося.

Положительны индивидуализация учебной деятельности, а так же разнообразие форм и методов обучения, это позволяет уйти от традиционных уроков.

Структурирование содержания позволяет видеть физическую картину в целом, систематизировать знания, расширить круг решаемых задач

Но! К минусам данной инновации можно отнести  следующее:

  1. Новые технологии связаны с огромными экономическими затратами, очевидна трудоемкость составления и разработки проблемных задач.

  2. Большой удельный  вес самостоятельной работы, что не очень сознательными обучающимся в группе, воспринимается, как предоставленность самим себе, как повод для безделья.

  3. Малое количество часов не позволяет в полной мере использовать тренировочные задания, проблемные задачи для эффективного развития мыслительной деятельности обучающихся.

  4. Недостаток компьютерной  и копировальной техники.

К плюсам данной инновации можно отнести и следующие достижения: наблюдается повышение уровня усвоения знаний по физике, формирование рефлексивной оценки собственной деятельности, а также умения проектировать свою последующую работу с учётом этой рефлексивной оценки, сохранение и укрепление здоровья учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!