СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внедрение информационных технологий

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об инновационных технологиях при изучении математики в школе

Просмотр содержимого документа
«Внедрение информационных технологий»










ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО МЕТОДИКО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.











ПОДГОТОВИЛА:

учитель математики

МБОУ СОШ №4

Романенко О.С.



2021 год.

План:

1.Использование информационных компьютерных технологий;

2.Методика преподавания математики.

3.Использование современных образовательных технологий в процессе  обучения математики как средство познавательной активности

школьников.

4.Информационно-коммуникационные технологии.


5.Информационно – телекоммуникационные ресурсы школы.

6.Компьютеризация обучения.

7.Профессиональная деятельность преподавателя при использовании современных информационных ресурсов.

1.Использование информационных компьютерных технологий

Ключевой фигурой в любом образовательном процессе является учитель. Но в условиях информатизации образования ему необходимо не только глубоко разбираться в вопросах дидактики, структурирования материала, а еще и иметь дополнительную специальную подготовку по использованию в своей практике компьютерных средств (написанию и переложению в электронные формы, пригодные для компьютерного обучения электронных учебников, тестов, информационных управляемых баз данных и банков знаний), уметь организовать и осуществить руководство познавательной деятельностью учащихся с применением информационных компьютерных технологий.

2.Методика преподавания математики.

Математика - это наука о количественных от­ношениях и пространственных формах действи­тельного мира. “Математика” - слово, пришедшее к нам из Древней Греции: “mathema” переводится как “познание, наука”.

Цель методики обучения математике заключается в исследовании основных ком­понентов системы обучения математике в школе и связей между ними. Под основными компонентами понимаются: цели, содержание, методы, формы и средства обучения матема­тике.

Предмет методики обучения математике отличается исклю­чительной сложностью. Предметом методики обучения ма­тематике является обучение математике, состоящее из целей и содер­жания математического образования, методов, средств, форм обучения математике.

На функционирование системы обучения математике ока­зывает влияние ряд факторов: общие цели образования, гуманизация и гуманитаризация образования, развитие мате­матики как науки, прикладная и практическая направленность математики, новые образовательные идеи и технологии, результаты исследо­ваний в психологии, дидактике, логике и т.д. Совокупность этих факторов образует внешнюю среду, которая оказывает непосредственное влияние на си­стему обучения математике. Многие компоненты внешней среды воз­действуют на нее через цели обучения математике.

Методика преподавания математики претерпевает в своем развитии большие трудности, прежде всего, из-за сложностей преодоления разрыва между школьной математикой и математической наукой, а также из-за того, что она является пограничным разделом педагогики на стыке философии, математики, логики, психологии, биологии, кибернетики и, кроме того, искусства.

В методике преподавания математики, в практике обучения предмету находят свое отражение особенности многовековой истории развития математики от глубокой древности до наших дней. Для глубокого понимания методических закономерностей студентам необходимо знать историю развития методики преподавания математики.

Основные задачи методики преподавания математики :

  1. Определить конкретные цели изучения математики по классам, темам урокам.

  2. Отбирать содержание учебного предмета в соответствии с целями и познавательными возможностями учащихся.

  3. Разработать наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей.

  4. Рассмотреть необходимые средства обучения и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя.

Методика преподавания математики призвана дать ответы на следующие три вопроса: Зачем надо учить математике? Что надо изучать? Как надо обучать математике?

Предусмотренное программой содержание школьного математического образования, несмотря на происходящие в нем изменения, в течение достаточно длительного времени сохраняет свое основное ядро. Такая устойчивость основного содержания программы объясняется тем, что математика, приобретая в своем развитии много нового, сохраняет и все ранее накопленные научные знания, не отбрасывая их как устаревшие и ставшие ненужными. Каждый из вошедших в это “ядро” разделов имеет свою историю развития как предмет изучения в средней школе. Вопросы их изучения подробно рассматриваются в специальной методике преподавания математики.

Выделенное ядро школьного курса математики составляет основу его базисной программы, которая является исходным документом для разработки тематических программ. В тематической программе для средней школы, кроме распределения учебного материала по классам, излагаются требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, раскрываются межпредметные связи, даются примерные нормы оценок.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ И ДРУГИЕ ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ

Методика обучения математике тесно связана с другими науками и прежде всего с математикой – ее базовой дисциплиной. Цель методики – отобрать основные данные математической науки и, дидактически обработав и адаптировав их, включить в содержание школьных курсов математики.

Методика обучения математике связана с такими науками, как фи­лософия, математика, психология, педагогика, логика, информатика, история математики и математического образования, физиология че­ловека.

Философия разраба­тывает методы познания, которые используются в педагогических, мето­дических исследованиях и обучении математике: си­стемный подход (компоненты методики преподавания математике и их взаимосвязь); методы научного познания (аналогия, обобщение, конкретизация, абстрагирование и т. д.); философские законы; диалектический метод познания.

Логика исследует законы «правильного» мышления. Такие понятия, как «выражение», «теорема», «доказательство», «уравнение», «правило вывода», являются логическими понятиями. Доказательства математических утверждений базируются на логических действиях. Формирование математических понятий осуществляется на основе логических законов.

Методика математики тесно связана с педагогикой , в частно­сти дидактикой. В дидактике основным отношением, характеризующим обучение, является «преподавание - учение», в методике - «преподавание - учебный материал - учение». Педагогика определяет методы обучения, цели воспитания, методы научного исследования. Взяв за основу эти методы и цели из педагогики, методика вносит как в учебный процесс, так и в научные исследования, свое конкретное математической содержание.

Методика обучения математике ориентируется на особенности учащихся определенных возрастных групп, используя закономерности индивидуальных особенностей школьников в определенном возрасте (память, мышление, внимание и т. д.). Влияние психологии на мето­дику обучения математике усиливается в связи с внедрением личностно ориентированного образования, характеризующегося усиление внимания к ученику, его саморазвитию, самопознанию, к воспитании умения искать и находить свое место в жизни.

Методика обучения математике связана с историей математики . История математики обращает внимание учителя на трудности, с которыми он может встретиться при изучении школьного курса математики, придает математическим знаниям личностно значимый характер.

Информатика - наука, изучающая проблемы получения, хранения, преобразования, передачи и исполь­зования информации. В последнее время в связи с развитием информатики, усиливается ее влияние на методику обучения математике: формируется определенный стиль мышления, связанный с использованием компью­тера, кодированием информации; используются информационные технологии, ориентированные на повышение эффективности обучения математике.

Методика обучения математике не может не учитывать данные физиологии , особенно в исследованиях, например, при изучении рефлексов, связанных с сигналами, поступающими как от материальных предметов и явлений, так и от слов, символов, знаков.

МЕТОДЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Для решения проблем методического характера ис­пользуются следующие методы: эксперимент; изучение и использование отечественного и зарубежного опыта обучения учащихся; анкетирование, беседы с учителями и учащимися; анализ; синтез, моделирование, ранжирование, шкалирование и т.д.

Методологическую основу исследований составляют диалектика, системный анализ и деятельностный подход. Термин «диалектика» можно рассматривается в связи: с на­иболее общими законами развития природы, общества и мышления (единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрица­ния); с рассмотрением познавае­мых объектов и явлений в развитии, обусловленности их изменений раз­личными факторами, взаимосвязи с другими объектами и явлениями.

Все большее распространение в методике обу­чения математике получает деятельностный подход , рассматриваемый: как составляющая методологической основы мето­дики обучения математике; как обучение способам деятельности; как обучение различным действиям, адекватным содержанию обу­чения математике; как учебная деятельность.

Деятельность - процесс активности человека, характеризуемый предметом, потребностью и мотивом, целями и условиями их достижения, действи­ями и операциями. Учебная деятельность – важнейший вид деятельности. Учебная деятельность представляет собой деятельность ученика, направленную на приобретение теоретичес­ких знаний о предмете изучения и общих приемах решения связанных с ним задач. Решение учебной задачи происходит посредством учебных дейст­вий и действий контроля и оценки.

Для доказательства предполагаемых суждений в методике обучения математике используют эксперимент - организуемое обучение с целью проверки гипотезы, фикса­ции реального уровня знаний, умений, навыков, развития ученика, срав­нения результативности предлагаемых методик и традиционно использу­емых, обоснования различных утверждений. На этапе обоснования гипотезы используется констатиру­ющий эксперимент, позволяющий выявить состояние объекта исследования или проверить предположение, а также уточнить отдельные факты. В процессе ее проверки гипотезы используется обучающий (поисковый, формирующий) эксперимент, который проводится с целью выявить эффективность разработанной методики. Отбираются экспериментальные и контрольные классы. В контрольных классах обучение ведется по традиционной схеме, а в экспериментальных - по разработанной исследователем модели или схеме. В организации эксперимента используются: на­блюдение, анке­тирование, качественный и количественный анализ результатов обуче­ния.

Качественный анализ результатов исследова­ния осуществляется с помощью контрольных работ, тестов школьников, а количественный - по результатам статистической обработки контрольных работ, тестов.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ

  • Стандартизация образования.

  • Дифференциация содержания образования.

  • Проблема методического обеспечения преподавания математики в связи с постоянным обновлением содержания школьного математического образования.

  • Региональные особенности математического образования.

  • Нарушение межпредметных связей.

  • Несовершенная система контроля и оценки знаний учащихся при обучении математике.



3.Использование современных образовательных технологий в процессе  обучения математики как средство познавательной активности

школьников.

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Путей решения данной проблемы, думаю, много. Модернизация образования на современном этапе рождает много учительских открытий, больших и малых, важных и интересных для самого учителя. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей ребёнка, на его подготовку к взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.

Урок с применением современных  педагогических технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям. Данные технологии позволяют ребенку работать в своем собственном режиме, не создавая дискомфорта: «не успел», «не услышал» и т.п. Ученикам, обладающим высокими учебными возможностями, они создают условия за то же самое время получить углубленные или расширенные знания, что значительно экономит время обучаемого и обучающего. Причем ребенок сам выбирает и уровень учебного материала, который может (а главное хочет) усвоить. Полностью решается проблема «пропущенного» материала. Необходимо также отметить интерес детей к использованию компьютера. В результате информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. Сознание детей уже подготовлено к восприятию информационного мира, они с легкостью осваивают информационные и коммуникационные технологии, многие из них способны самостоятельно обучаться. Учителя, чтобы идти наравне с теми, кого они обучают, то есть со школьниками, тоже должны войти в информационный мир, найти новую точку опоры, как-то преобразовать свою деятельность.

4.Информационно-коммуникационные технологии.

Хорошая материально-техническая база, современный компьютерный класс, оснащение кабинетов математики компьютерами и программным обеспечением, наличие локальной сети в школе позволяют широко использовать информационно-коммуникационные технологии.

Применение информационных технологий в современном образовательном процессе – вполне закономерное явление. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель – обучающийся». Использование компьютера на уроках учитель должен вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями и методиками.

В результате информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Выделяют следующие дидактические возможности компьютера:

- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности

- учащихся, особенно при исследовании и систематизации материала;

- привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления ошибок;

- развитие познавательных способностей учащихся;

- интегрированное обучение предмету;

- развитие мотивации учащихся к изучению материала.

Использую компьютер  на всех этапах урока: при объяснении и закреплении нового материала, повторении и проверке его усвоения.

Остановлюсь на некоторых из этих этапов.

     I. Объяснение нового материала.

На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока сопровождается демонстрацией слайда. Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничение времени демонстрации слайд-фильма. Сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала (приложение № 5).

II. Решение задач. 

На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы к задачам могут вводиться как в числовом, так и в общем виде, причем в последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознает ответы независимо от способа их написания.

III. Контроль знаний.

При контроле используются тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ». Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его из числа предложенных. Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера. Выдача ответа осуществляется его набором и требует хорошего знания клавиатуры, в том числе умения переключаться на английский язык и набирать формулы с помощью специальных программ.

Локальная сеть, созданная в школе, позволяет широко применять электронные учебники. В медиатеке кабинета математики имеются учебные электронные пособия, которые  использую на уроках и во внеурочное время.  Обучающие компьютерные программы реализуют одно из наиболее перспективных применений новых информационных технологий в преподавании и изучении математики. Они позволяют давать иллюстрации важнейших понятий курса математики на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика, сочетания механизмов вербально – логического и образного мышления.

Применять компьютерные программы, как уже упоминалось, можно на любом этапе учебной деятельности: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках и при повторении. Задача учителя – правильно организовать эту работу.

Например, известно, как трудно даются первые уроки стереометрии в 10 классе, так как у большинства ребят не сформировано пространственное воображение, они «не видят» свойства геометрических пространственных фигур. На данном этапе, именно на первых уроках оказывает неоценимую помощь, обучающая программа по геометрии: «Стереометрия. Открытая математика» (Физикон). Она способствует визуализации пространственных фигур, по которым можно определить свойства фигуры. Даёт видение фигур как геометрических объектов, служит некоторой моделью, которую можно перемещать в пространстве, наблюдая взаимосвязь всех элементов, из которых состоит данное геометрическое тело. При работе с программой ученику приходиться неоднократно переходить с одного уровня геометрического мышления на другой, например, от зрительного к описательному, либо наоборот. При этих переходах ученик проявляет и развивает своё понимание и геометрическое «видение». Минус этой программы в том, что она не работает по сети. Поэтому часто применяла её на уроках, как вариант индивидуального задания, особенно при изучении одной из трудных: «Комбинации геометрических фигур» и для слабых учащихся, выбрав пошаговое решение, и для сильных, выбрав контрольное задание.

При изучении нового материала, объяснив лекционно некоторую порцию материала, например, по теме «Преобразование графиков», 9 класс, содержание которого ученики должны усвоить, готовлю школьников к самостоятельному выполнению работы. В частности предоставляю в их распоряжение записи – конспекты лекций, которые позволяют, ничего предварительно не заучивая, непосредственно после разъяснений учителя приступить к самостоятельной работе с программой «Алгебра 7-11» (Кудиц), выбрав необходимую тему. Для обеспечения прочности усвоения учебного материала в ней предусмотрены контроль и коррекция учебной деятельности; в случае затруднений можно повторить теорию для того, чтобы можно было самостоятельно найти и исправить ошибку. Большой наглядный материал, цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения, разнообразное расположение текста на экране - все это увеличивает эффективность восприятия информации.    

Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски. Интерактивная доска – уникальное учебное оборудование, представляющее собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.

Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия. При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов.
Так, например, при изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе учащиеся с огромным удовольствием строят точки, получая различные занимательные картинки. Этот процесс становится не утомительным, а увлекательным.  Использование интерактивной доски позволяет на уроке рационально использовать время, нет необходимости постоянно вытирать доску и чертить необходимые фигуры. В коллекции самой доски более тысячи математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными. При построении сечений многогранников можно использовать режим записи самого процесса последовательного построения, что позволяет существенно экономить время на уроке.

Использование интерактивной доски позволяет сохранить в памяти индивидуальную работу учеников для последующей проверки или анализа. При введении новых понятий с использованием презентаций и чертежей на интерактивной доске задействуются различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), эффективно отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности). Это ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала. При решении существует возможность экспериментировать с условием, причем чертеж на доске изменяется нажатием одной кнопки.

На сегодняшний момент в профессиональной деятельности широко применяются интерактивные доски, а именно при объяснении нового материала по готовым примерам (набранным заранее) есть хорошая возможность заострить внимание учащихся на наиболее сложных этапах решения  с помощью указки или «Умного» пера, а также при проведении различных тематических зачётов, самостоятельных работ. В 5-х и 6-х классах на уроках математики можно проводить различные виды устного счёта. Дети с большим интересом с помощью интерактивного карандаша вписывают свои ответы в яркие, красочные ребусы, математические цепочки.

     Таким образом очевидны преимущества использования интерактивной

доски на уроке: 
1. Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволя-ют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока. 
2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно рабо-тают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. 
3. Многократное использование. Во-первых, вся информация, появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется«чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему. Во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя.


4. Повышается уровень компьютерной компетенции учителя. 
5. Школьникам просто нравиться работать с интерактивной доской, учиться становиться интересно и увлекательно.

Конечно же, использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.
Деятельность на уроке математики с интерактивными устройствами позволяет сделать любое занятие динамичным, благодаря чему можно заинтересовать учеников на начальном этапе урока и поддерживать этот интерес на протяжении всего занятия.

Использование информационных технологий дает высокую положительную, эмоциональную удовлетворенность, развивает любознательность, сообразительность, речь, логическое и образное мышление, дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить у учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся и является важнейшим условием повышения качества образования.

Информатика - наука, изучающая проблемы получения, хранения, преобразования, передачи и исполь­зования информации. В последнее время в связи с развитием информатики, усиливается ее влияние на методику обучения математике: формируется определенный стиль мышления, связанный с использованием компью­тера, кодированием информации; используются информационные технологии, ориентированные на повышение эффективности обучения математике.

В настоящее время многие школы оснащены компьютерными классами, и у учителей появилась возможность использовать современную технику на уроке. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребёнка. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его более ярким и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном для каждого ученика темпе, а также позволяет освободить учителя от ряда утомительных функций, например, бесконечных записей на доске, отработки элементарных умений и навыков, проверки знаний.

Применение компьютера на уроке возможно в различных режимах, а именно:

  • в обучающем режиме;

  • в режиме графической иллюстрации изучаемого материала;

  • в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

  • в диагностическом режиме тестирования качества усвоения материала;

  • в режиме самообучения.

5.Информационно – телекоммуникационные ресурсы школы.

  • наличие в образовательном учреждении подключения к сети Интернета;

  • Наличие в образовательном учреждении единой вычислительной сети;

  • Наличие интранет-серверов;

  • наличие локальных сетей;

  • наличие компьютерных классов с мультимедиа проекторами.

Пользователи должны иметь представления о телекоммуникациях, телекоммуникационных сетях различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначении и возможностях, использовании сервисов сети Интернет, установки необходимых клиентских программ:

  • знание общих принципов организации сети Интернет, как объединения различных сетей;

  • представление об адресации в сети Интернет;

  • представление об основных сервисах сети Интернет и понимание принципов их функционирования;

  • понимание особенностей организации информационного пространства WWW;

  • знание общих приемов работы с программами-браузерами;

  • владение приемами навигации;

  • знание основных методов работы с электронной почтой;

  • умение работать с почтовыми программами;

  • представление о списках рассылки;

  • знакомство с программами для работы с FTP;

  • владение приемами работы с телеконференциями и группами новостей;

  • навыки поиска информации в сети Интернет;

  • умение сохранять найденную информацию различными способами.

Пользователь должен иметь следующие знания и навыки:

  • поиск интересующей информации посредством телекоммуникаций;

  • анализ и систематизация информации в виде текстовых, гипертекстовых документов;

  • оценка возможности использования той или иной информационной технологии в учреждении образования.







6.Компьютеризация обучения

Важным средством интенсификации и улучшения учебной работы может выступать компьютеризация обучения. Использование компьютера в качестве инструмента познания человека означает появление новых форм мыслительной, мнемонической, творческой деятельности, что можно рассматривать как историческое развитие психических процессов человека. Основная схема овладения компьютером как средством обучения будет заключаться в том, чтобы вначале подчинить свои действия логике действий, задаваемых компьютером, а затем подчинить его целям и задачам деятельности, получив новые возможности в достижении результатов этой деятельности. С одной стороны, компьютер выступает предметом учебной деятельности. С другой – превращается уже в средство решения учебных или профессиональных задач, в орудие деятельности человека.

Любое средство, используемое в учебном процессе, является лишь одним из равноправных компонентов дидактической системы наряду с другими ее звеньями: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью педагога и деятельностью учащегося. Использование компьютера необходимо органично вписать в образовательный процесс как новое, мощное средство обучения. Условия, создаваемые с помощью компьютера, должны способствовать формированию мышления обучающегося, ориентировать его на поиск системных связей и закономерностей. Компьютер, как подчеркивает П.Нортон, является мощным средством оказания помощи в осмыслении людьми многих явлений и закономерностей, однако нужно помнить, что он неизбежно порабощает ум, который пользуется лишь набором заученных фактов и навыков.

7.Профессиональная деятельность преподавателя при использовании современных информационных ресурсов.

Компетентностный подход в управлении качеством образовательного процесса требует для своей реализации интеграции с ресурсно– деятельностным подходом, который в таком тандеме определяет «инструменты» профессиональной деятельности. Информационно– коммуникативные технологии сегодня представляют важнейший ресурс, обеспечивающий инициацию, рост и развитие не только компетенций ученика, но, что не менее важно – ключевых компетенций учителя.

К настоящему времени процесс информатизации образования приобрел определенную устойчивую динамику, выражающуюся в стремлении шире использовать компьютер. Но, в связи с этим, возрастают требования к уровню компьютерной подготовки педагогического состава школ. Именно от их компетенции зависит успех процесса модернизации школьного образования. Особенности организации учебной деятельности с применением компьютера заключаются в том, что данное использование информационных технологий вызовет к действительности новые функции, видоизменит протекание психических процессов познавательной деятельности обучающегося, увеличит их интенсивность, перестроит последовательность функций и тем самым перестроит всю структуру деятельности по обучению. Разработка дидактики информационных и телекоммуникационных технологий «запаздывает» по отношению к процессу информатизации школьного пространства. Практика показывает, что для того, чтобы информационные технологии «заработали» как ресурс, необходимо обеспечить осознание учителем дидактического потенциала способов и приемов использования различных возможностей, предоставляемых компьютером в образовательной системе «учитель– ученик».

Современные информационные ресурсы помогают преподавателям по–новому выстраивать свою профессиональную деятельность. В таких условиях учитель соединяет в себе:

  •   качества преподавателя: проводит занятия, помогает и обеспечивает правильное и эффективное использование учебно–методического сопровождения курса;

  •  качества консультанта: координируют познавательный процесс, проводит групповые консультационные и коммуникативные занятия, индивидуально консультируют учащихся по различным вопросам изучаемого курса;

  •   качества менеджера: управляет проведением групповых занятий, контролирует достижение указанных целей в полном объеме (промежуточные тесты, итоговое тестирование, экзамен).

Однако чтобы использовать возможности информатизации образования на практике, преподавателю недостаточно овладеть информационными технологиями. Помимо этого, ему надо освоить новое понимание своего места и роли в учебном процессе, овладеть соответствующими педагогическими техниками и технологиями.









Литература.

Материал подготовлен по данным интернет – источников


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!