СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение информационных технологий при изучении экономических дисциплин в вузе

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Невозможно сегодня представить современного квалифицированного специалиста, не владеющего компьютером, и тем более специалиста звена администрирования. Вследствие чего активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс является основной задачей организаций профессионального образования Российской Федерации.  В рамках статьи изучены особенности использования информационных технологий в формировании экономических компетенций у выпускника вуза.

Просмотр содержимого документа
«Применение информационных технологий при изучении экономических дисциплин в вузе»

УДК 330

Журавлева А.В.

ТГПУ им Л.Н. Толстого

г.Тула,РФ


ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ


Аннотация

Невозможно сегодня представить современного квалифицированного специалиста, не владеющего компьютером, и тем более специалиста звена администрирования. Вследствие чего активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс является основной задачей организаций профессионального образования Российской Федерации. В рамках статьи изучены особенности использования информационных технологий в формировании экономических компетенций у выпускника вуза.

Ключевые слова

дисциплина, информационные технологии, ВУЗ, экономика, специалист.


 Качество человеческого капитала в современном мире становится основой глобальной конкурентоспособности стран. Именно поэтому во всем мире учебные заведения разрабатывают эффективные технологии обучения, в том числе и при изучении экономических дисциплин в ВУЗе.

При этом  эффективные информационные технологии обучения, которые основаны на активизации студентов, существенно изменяют роли педагога (роль информатора сменяется ролью консультанта) и обучающегося (информация выступает не в качестве цели, а в качестве средства для освоения действий, операций профессиональной деятельности), т.е. деятельность преподавателя уступает место активности студентов в профессиональном образовании, задачей педагога является создание условий для инициативы обучающихся. Основным вопрос становится: «Как учить?», и только потом — «Чему учить?» Следовательно, в условиях действия федерального государственного образовательного стандарта, студенты действительно становятся центральными фигурами образовательного процесса, заставляющие организовать процесс профессионального образования в ВУЗах как познание, а не обучение, как это было до сих пор в соответствии с традиционным обучением.

Трансформация условий и характера профессиональной деятельности выпускников экономических ВУЗов неизбежно приводят к необходимости совершенствование процессов их обучения с применением информационных технологий [4].

Это позволяет подготовить выпускника экономического ВУЗа к системным действиям в профессиональной ситуации, осуществлять работу с постоянно растущим потоком информации, анализу и планированию собственной деятельности, к действиям перед лицом неопределенности, к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), а также творческой самореализации.

К настоящему времени имеется незначительное количество научных работ, посвященных проблематике применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании. Это работы таких авторов, как: А.О. Палянычко, М.Г. Рожкова, Л.Н. Анацкая,.О. Палянычко, М.Г. Рожкова, Т.В. Косорученко, Т.В.  Крепс и др. Следует отметить, что в работах названных авторов даются теоретические основы применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании, но, в то же время, остаются неразработанными практические основы применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании [5].

В процессе преподавания экономических дисциплин используются следующие информационные технологии:

1. Стандартные программы Microsoft Office: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и работа в сети Интернет;

2. Создание и внедрение в практику работы электронных вариантов тестов и их обработки, презентаций;

3. Использование различных тренажеров с разным уровнем сложности;

3. Создание электронной базы данных учащихся для оптимизации анализа деятельности и написания ежегодных статистических отчетов.

Использование цифровых технологий в обучении экономическим дисциплинам в профессиональном образовании стало одним из важнейших достижений мировой образовательной деятельности последнего десятилетия. Развитие новых информационных технологий и их внедрение в учебный процесс, несомненно, «влияет на развитие личности современного студента, обучающегося экономическим дисциплинам, его восприятие окружающего мира» [2].

Проникновение информационных технологий в систему образования также тесно связано с играми. Развивающие игры по экономическим дисциплинам с использованием «цифры» могут не только весело переживать сложные проблемы, но и выстраивать сложные системы взаимодействия между студентами-экономистами, «погружая их в необходимую экономическую атмосферу.

Л.М. Андрюхина, характеризуя технологию телеприсутствия, выделяет такой показатель эффективности как погружение (эффект иммерсивности). Эффект погружения создает ощущение нахождения в другом реальном месте (научной лаборатории, выставочном зале, предприятии и т. д.), он «сам по себе может открыть большие возможности в обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании» [1].

Однако в настоящее время существуют некоторые ограничения на создание иммерсивной среды в профессиональном образовании в процессе обучения экономическим дисциплинам. В частности, А.В. Замков различает проблемы как технико-экономического, так и психофизического характера, «ограничения технико-экономического уровня вполне очевидны — это потребность в дорогих рабочих станциях, специальных конечных устройствах, высококачественной оптике и высокоскоростных каналах связи» [2].

Проблемы такого характера характерны практически для любой развивающейся технологии и могут быть решены на финансовом уровне.

Несмотря на проблемы, отмеченные новой технологией, можно с уверенностью сказать, что она будет все больше и больше проникать в образовательные процессы учащихся цифрового поколения, эмоционально захватывать их.

Было выявлено, что эффективные цифровые технологии обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании направлены на реализацию учебного процесса в рамках самостоятельной, творческой деятельности студентов, что способствует приобретению будущими специалистами-экономистами навыков и умений решать проблемные ситуации в профессиональной деятельности и, одновременно, обогащению личности в целом [3].

Таким образом, эффективное использование информационных технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании – это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и направленная на реализацию учебного процесса в рамках самостоятельной, творческой деятельности студентов, что способствует приобретению будущими специалистами-экономистами навыков и умений решать проблемные ситуации в профессиональной деятельности и, одновременно, обогащению личности в целом. Стержнем таких технологий является стимулирование студентов к самостоятельному добыванию и применению знаний в процессе разрешения жизненных задач. Преподаватель при этом лишь оперативно управляет процессом решения дел.


Список литературы:

  1. Андрюхина Л.М. Технологии телеприсутствия – новая антропологическая платформа развития образования //Образование и наука. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/12527/1/edscience_2014_8_117_005.pdf (дата обращения 10.10.2021).

  2. Замков А.В. О виртуальном расширении медиареальности / А.В. Замков [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2351 (дата обращения 10.10.2021).

  3. Крепс Т.В. Применение современных образовательных технологий при преподавании экономических дисциплин // Научный вестник ЮИМ. – 2018. – № 4. – С. 124–131.

  4. Косорученко Т.В. Организационно–методическое и информационное сопровождение процесса преподавания прикладных экономических дисциплин в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2017. – № 6. С. 3–4.

  5. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Москва: Просвещение, – 2017. – 144 с.



© Журавлева А.В.,2021


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!