СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вн. занятие "В гости к Самовару"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вн. занятие "В гости к Самовару"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 3»



Разработала: Журавлёва Светлана Степановна,

учитель начальных классов МКОУ «НОШ № 3»



Внеклассное мероприятие: «В гости к самовару»

Цели: пропагандировать здоровый образ жизни, познакомить учащихся с целебными свойствами чая, расширять кругозор учащихся, прививать навыки этикета.
Оборудование и реквизит:
Мини-выставка пачек и банок из-под чая (различные упаковки: металлические, бумажные и др.).
Компьютер, проектор, экран или интерактивная доска для показа презентации с фотографиями: чайный куст, чайные плантации, уборка чая, изображение самоваров (рисунки и фотографии), репродукции картин: «Купчиха за чаем» Б. Кустодиева, «Чаепи­тие в Мытищах» В. Перова и др. Музыкальный центр или магнитофон для прослушивания фонограмм.

 Ход мероприятия: I.
Приветственное слово учителя:
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады вас приветствовать на нашем мероприятии, тема которого: «В гости к самовару!»

1. Стихи скоморохов
.
Скоморох 1.
Здравствуйте, здравствуйте,
Гости дорогие!
Люди свойские, простые.
Заходите, проходите
Чайку свежего откушать,
Наших сказочек послушать.

Скоморох 2

Все на праздник к нам спешите

И друзей с собой берите!

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем!

Все (хором)

К нам, смотри, не опоздай,

А не то остынет чай.

Песня «Самовар пых-пых» (поют ВСЕ)

Учитель: Итак, начинаем. Много разных старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных - это чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара велся согре­вающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохра­нился и до наших дней.

Чай - это прекрасный, полезный напиток, который снимает усталость, уто­ляет жажду, придает бодрость, подни­мает настроение. Как и хлеб, чай прочно вошел в повсед­невную жизнь многих народов мира. Вряд ли есть человек на земле, который никогда не пил чай. А откуда и каким образом к нам пришёл обычай пить чай?

Чтец.1        Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет и усталость прогоняет,

Силы новые дает и друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир славит чудо-эликсир!

Учитель: Действительно давным-давно китайские пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листья одного вечнозелено­го растения, растущего в горах, как они начинают резвить­ся и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испро­бовать чудодейственную силу этого растения на себе. Они высушили его листья, заварили кипятком, как дела­ли это с другими лекарственными растениями, и стали пить ароматный настой, ощущая прилив свежих сил. Так рассказывает одна старинная китайская легенда об откры­тии тонизирующих свойств чая.
Есть такая легенда: однажды, пять тысяч лет тому назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал вскипятить воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее.
Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. Ценился чай очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые зас­луги. А при дворе этот ароматный напиток пили во вре­мя торжественных придворных церемоний. Чай поэты вос­певали в стихах. Выращивание и изготовление чая в Ки­тае стало таким же секретом, как производство шелка, фарфора, бумаги и других великолепных китайских изоб­ретений. Чайные плантации скрывали и строго охраня­ли от чужеземцев. Хотя чай позже и стал любимым на­питком в большинстве стран мира, выращивать его долгое время не умели и привозили из Китая. На первых порах не все умели обращаться с чаем. Со­хранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок - полки­ло чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо, Сварив весь чай в миске, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив их сметаной, по­дала к столу.
1 -й ученик. Как же попал чай на Русь?

Учитель: Чай - китайское слово. Оно появилось на территории, где русские люди торговали с китайцами. Чай называли: «ча-е», отсюда и наше слово: «чай».

Учитель: Более 350 лет назад монгольский хан, наряду с ме­хами и атласом, подарил русским посланникам 200 паке­тов с надписью «бахча», что значит «чай для заварки». Рус­ские послы деликатно попытались отказаться от груды никчемных пакетов, ссылаясь на дальний путь. Но прибли­женные хана настояли на своем, утверждая, что русскому царю, деду Петра I, напиток из листьев, которые они посылают, придет­ся по душе. Возвратившись в Москву, послы с опаской передали царю сушеные листья, которые были в пакетах. Лекарь испробовал действие отвара из этих листьев на заболевшем придворном: через некоторое время ему ста­ло легче. Вот и начали лечить этим питьем царя и его приближенных.
Только спустя сорок лет Россия заключила договор с Китаем о поставках чая. В Китай отправился первый караван русских купцов. Тернистым был путь китайского чая к рус­скому столу. Его везли 11 тысяч километров на верблюдах, тележках, санях, переправляли на паромах через реки. Око­ло года караван с чаем добирался до Москвы. Жадные куп­цы продавали его в 5-6 раз дороже, чем закупали. В России первое чаепитие состоялось в 1638 г.
Для крестьян же чай был практически недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому-то и воз­никло выражение «чайком побаловаться». Многие бедня­ки даже не знали, как заваривать чай. Послушайте частуш­ки, которые были написаны более ста лет назад. (Исполняют подготовленные учащиеся класса)


Частушки:
1. Эй, девчата-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтобы стало веселей.

2.На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так споем же под чаек

Чайные частушки!

3.Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец-самовар.

4.Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый. золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.

5.Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.

6.Посидеть за самоваром

Рады мы наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

7. Самовар блестит кипя,
И чаёк в нём пенится.
Погляди-ка на себя
Ну, и отраженьице!


8
. Мы пропели, что сумели,
Поплясали от души.

Выходи на круг, кто смелый,

Пой погромче и пляши!

9. Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай
В чае я души не чаю
Наливай горячий чай!

10. Ой, довольно мы напелись,

Дайте смену новую!

Ой, спасибо гармонисту

За игру веселую.

Учитель: Сейчас трудно себе представить наш завтрак без чашки чая. Давайте посмотрим, какой же путь прохо­дит чай от плантации до нашего стола.

2-й ученик. Чайный куст - это вечнозеленое растение, которое требует большого ухода. Круглый год у чайных кустов хлопочут люди: мотыжат землю, удобряют ее, про­палывают сорняки, подрезают кусты.

Демонстрация фотографий: чайные плантации, чайный куст, сбор чая.

Учитель: Но основная работа - сбор чайного листа, он длится семь месяцев. С чайных кустов срывают верхушки плодовых побегов с двумя-тремя листочками и склады­вают в специальные корзины. Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет. В чае присутствуют почти все витамины. В Бразилии, где все любят кофе, футболисты перед матчем всё-таки пьют чай - он полезнее.

Учитель: Собранные зеленые листочки чая отправля­ют на фабрику, где их сортируют, скручивают в особых ма­шинах и сушат. Готовый чай в специальной таре перево­зят на другую фабрику, где его фасуют в пакеты, банки, ко­робки. И только после этого чай поступает в магазины, а потом уже к нам на стол. Демонстрация пачек и банок из-под чая.

Учитель: А сейчас послушайте загадку - и, если вы от­гадаете, узнаете, что же является обязательным атрибутом русского чаепития.

Чтец 2: Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит – всем пить чай велит.

Учитель: Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского об­щения - занимал почетное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе - «печ­ка-матушка, да самовар-батюшка».

3-й ученик. А когда появился самовар?

Учитель: Самовар - исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что родина самовара - Тула. Но есть свидетельства, что впервые самовары были из­готовлены более 250 лет назад на Урале. Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя.

Демонстрация рисунков и фотографий различных само­варов.

4-й ученик. Как же пользовались таким самоваром?

Учитель: А об этом вам расскажет сам Самовар.

Самовар. В трубу, которая находится внутри самова­ра, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древес­ный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапо­гом. Вскоре вода в самоваре закипала. Наверху у само­вара имеется приспособление для установки заварного чайника.

Учитель: Самовар стал таким же традиционным рус­ским сувениром, как и матрешка, балалайка, хохлома, гжель... Сейчас на смену старинным самоварам пришли элект­рические чайники. Но традиция собираться всей семьей за чаем сохранилась до наших дней.

Учитель обращает внимание на картины Б. Кустодиева «Купчиха за чаем" и В. Серова «Чаепитие в Мытищах» и дает пояснения и беседует с учащимися.

Учитель: Посмотрите на картины великих русских художников Б. Кустодиева и В. Перова, посвященные теме чая. Что вы видите? Как вы думаете, почему эти художники (да и многие другие) обращали внимание на такие простые вещи, как чаепитие.

Чтец 3: Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобей полезней,

Помогает от болезней.

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает.

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг.

5-й ученик: Неужели чай действительно лечит?

Учитель: А о свойствах этого замечательного напитка расскажет Хозяйка чайной.

Хозяйка: Действительно, ученые установили, что чай обладает множеством полезных свойств: укрепляет имму­нитет, усиливает сопротивляемость организма различным инфекциям, снимает головную боль, устраняет расстрой­ства желудка. Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы чай с лимоном. А вы любите чай с лимоном?

Учитель: У нас есть ребята, которые знают народные рецепты с использованием чая для лечения разных болезней.

6-й ученик: А я знаю народное средство от зубной боли. Мелко нарезанный или давленый чеснок смешать с чайным настоем и подержать эту смесь во рту несколь­ко минут.

7-й ученик: При воспалении глаза промывают охлаж­денным крепко заваренным чаем.

8-й ученик: Примочки из чая помогают при солнеч­ных ожогах.

Гости:
1.
Чтобы получить от чая истинное удовольствие и максимальную пользу, нужно его правильно хранить, приготовлять и пить. Чай легко впитывает влагу и восприимчив к различ­ным запахам. Поэтому его следует хранить в фарфоро­вой, фаянсовой или стеклянной посуде с плотно закры­той крышкой. 2. Качество чайного напитка зависит не только от сорта чая, но и от способа его приготовления. Прежде чем заваривать чай, заварочный чайник следует ополоснуть кипятком, потом в него насыпают сухую завар­ку. Затем чайник заливают ки­пятком на две третьих объема, закрывают крышкой, а сверху прикрывают полотняной салфеткой. Настаивают пять минут, после чего доливают кипятком.
3.Пить надо только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее». На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. Для этого использовали особо душистые, целебные травы. Травяной чай не только приятен на вкус - это бодрящий тонизирующий напиток.

Учитель: Ребята, а вы знаете какие-нибудь рецепты приготовления вкусного чая?

Чтец 4-5:

Инсценировка: «Раз прислал мне барин чаю…»

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить.

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить!

Взял тогда налил водички,

Кинул чай я весь в горшок,

Да приправил перцем, луком

И петрушки корешок.


Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел,

И отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся:

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался –

Чай забыл я посолить.

Учитель: А дома у вашей семьи есть какие-то традиции? Например, звать на чай своих друзей или родственников? Расскажите об этом. Давайте посмотрим на ваши рисунки, они такие яркие, интересные, необычные. Кто хочет поделиться секретами домашнего чаепития.

Учитель: А давайте посмотрим, какие рецепты нам предлагает наш помощник компьютер. (Чтение и обсуждение рецептов и семейных традиций)

Учитель: А как же правильно пить чай нам ребята сейчас расскажут.

9-й ученик: Сахар в чашке с чаем размешивают не слишком резко и по возможности нешумно.

10-й ученик: Ложечку обязательно вынимают из чашки и кладут на блюдце.

11-й ученик: Пьют чай маленькими глотками, чтобы не обжечься.

Учитель: Ну а прежде, чем пригласить вас на чаепитие, мы просим вас отгадать загадки:

1.Был листок зелёным -
Чёрным стал, томлёным,
Был листочек зубчатым-
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине -
Стал он в магазине. (Чай)

2.Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок
Шипит и кипит
Всем чай пить велит. (Самовар)

3.Как начнет говорить-разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать (Чайник)

4.Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну, и объедение! (Бублик)

5.Четыре ноги, два уха,
один нос, да брюхо. (Самовар)

5.Под одной крышей
4 брата стоят. (Стол)

6.Бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал,
Там и пропал. (Сахар)

А знаете ли вы поговорки и пословицы о чае и чаепитии?

Чтец 12-18: Выпей чайку – забудешь тоску.
Мы за чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.
Самовар кипит, уходить не велит.
Чай крепче, если он с добрым другом разделен.
Не ленись, а отличай, где солома, а где чай!
Чай не пить, так на свете не жить.
Чай не пьёшь – откуда силу возьмёшь?

Итог: Что нового и интересного вы сегодня узнали? Были ли эти сведения полезны для вас? О чем вы расскажете друзьям, родным? На следующем мероприятии мы с вами отправимся на ярмарку. А какую, пока секрет!

Чтец 19-22: Самовар шумит, баранки на скатёрке - самобранке.
И конфеты, и печенье, и душистое варенье.
Подходите, всех вас чаем мы сердечно угощаем.
К чаю ароматному пряники печатные!
Пейте чай и торт берите, чаще в гости заходите!
(Приглашение к чайным столикам.)

Хозяйка: Всех гостей приглашаем к столу. ( Все приглашаются на чаепитие.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!