«Влияние человека на биосферу. Экологические проблемы» (11 класс)
Раньше природа устраивала человека, а теперь, человек устраивает природу.
Жак Ив Кусто.
Цель: способствовать выработке умений самостоятельно применять полученные ранее экологические знания в новых условиях, оперировать понятиями антропогенные факторы, парниковый эффект, экологические проблемы, экологическая катастрофа, глобальные изменения климата.
Задачи:
Образовательная: рассмотреть положительное и отрицательное влияние антропогенного фактора на состояние биосферы, познакомиться с понятиями экологический кризис, экологическая катастрофа, учиться искать пути решения экологических проблем локального и глобального масштабов.
Развивающая: создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом; развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать; формировать экологическое мышление учащихся; развивать коммуникативные компетенции учащихся.
Воспитательная: показать значимость практической деятельности человека для сохранения окружающей среды, продолжить формирование убежденности, что знания о природе необходимы человеку для успешного решения целого ряда научных и практических проблем современности.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, исследовательский, монологический, диалогический, практические.
Оборудование: геохронологические таблицы, дополнительная литература по теме, бумага формата А1 и фломастеры для работы групп.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация темы, совместное целеполагание.
Работа в группах. Группы после этапа обсуждения и выработки общих версий заполняют схему.
Схема на доске
Стратегии выживания человечества
Общее обсуждение с обязательной аргументацией стратегий (необходимо учитывать и фиксировать любые мнения учащихся) и предложением целей урока.
3. Изучение нового материала
Введение в тему. Д. Эттенборо: «Выйдя из животного мира, «Человек разумный» по сей день остается одним из его членов, хотя и находится на особом положении. Царство животных, подцарство многоклеточных, класс млекопитающих, отряд приматов, подотряд обезьян, надсемейство человекообразных, семейство людей с единственным в мире видом “Гомо сапиенс” – вот то скромное место, которое занимает человек на полке многомиллионной библиотеки видов живой природы».
В. И. Вернадский: «Наступило время, когда человечество должно отдавать свои долги биосфере, вкладывая весь накопленный духовный, интеллектуальный, нравственный, производственно-технический потенциал в ее развитие».
Направления и этапы влияния человека на природу:
сельскохозяйственная революция,
освоение различных типов топлива,
применение машин,
использование транспорта,
создание крупных населенных пунктов и городов.
Результат. Огромные преобразования природы, активное вовлечение в круговорот новых веществ – углеводородов, железа и других полезных ископаемых.
Промышленная революция,
освоение ископаемых видов энергии (каменного угля, нефти, газа),
изобретение парового двигателя,
применение механизированного транспорта,
преобразование производительных сил.
Результат. Массированное воздействие на биосферу: ускорение эрозии почв, изменения климата, исчезновение многих видов организмов, истощение природных ресурсов.
Научно-техническая революция,
загрязнение окружающей среды,
энергетический кризис,
глобальные экологические катастрофы.
Что далее???
Проблемный вопрос: что является показателем хорошего самочувствия человека? А что является признаком устойчивой экологической системы, биосферы? Что произойдет с Землей, если она начнет «болеть»? (экологическая катастрофа).
Под экологической катастрофой можно понимать и переход системы из одного устойчивого состояния в другое. Например, повышение средней температуры Земли может привести к таянию полярных льдов, опустыниванию почв, вымиранию определённых видов флоры и фауны, может быть, даже к гибели человечества. Тем не менее, Земля как элемент Солнечной системы, скорее всего, останется такой же стабильной, как и ранее. Экологические катастрофы могут иметь различные уровни — от локальных (лесной пожар, осушение болота, резкое снижение численности отдельных популяций животных или растений и т. д.) до глобальных (парниковый эффект, озоновые дыры, снижение биоразнообразия, комплексное загрязнение окружающей среды, и др.).
Индивидуальная работа: дать определение понятия экологическая катастрофа, привести примеры экологических катастроф. Пользуясь материалом учебника и дополнительной литературой дать характеристику современному экологическому кризису, пользуясь общим планом описания исторических кризисов биосферы.
4. Практическое закрепление изученного
Рассмотрим одну из проблем влияния человека на окружающую
среду — проблему твердых бытовых отходов. Эта проблема особенно актуальна сейчас для Новополоцка, – в городе открыт мусороперерабатывающий завод, существует проблема организации раздельного сбора мусора.
Работа над мини-проектами в группах, представление мини-проектов.
1 группа: «Теоретические аспекты проблемы ТБО и общие подходы к решению проблемы».
2 группа: «Мусор и парниковый эффект».
3 группа: «Проблема ТБО в городе Новополоцке и пути ее решения».
4 группа: «Пути и методы агитации за раздельный сбор мусора среди населения города».
Домашнее задание: материал параграфа, тематические сообщения. Учащимся предлагается продолжить работу над проектами
Рефлексия:
Выберите одну из фраз и попытайтесь обосновать свой выбор:
- человек – непослушное дитя биосферы,
- человек – лидер эволюционного процесса на Земле,
- человек – надежда биосферы,
- человек – хранитель биосферы,
- человек – «организатор» экологических катастроф и проблем биосферы,
- человек – закономерный и не последний этап развития биосферы,
- человек – материал для производства киборгов.
Продолжите фразы:
- Я понял, что экологические проблемы касаются меня в том, что…
- Мой взгляд на глобальные экологические проблемы изменился в сторону…
- В моем взгляде на будущее человечества произошли следующие изменения…
- Для предотвращения локальных (глобальных) экологических катастроф лично я могу…