СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние человека на биосферу

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Влияние человека на биосферу»

«Влияние человека на биосферу. Экологические проблемы» (11 класс)

Раньше природа устраивала человека, а теперь, человек устраивает природу.

Жак Ив Кусто.

Цель: способствовать выработке умений самостоятельно применять полученные ранее экологические знания в новых условиях, оперировать понятиями антропогенные факторы, парниковый эффект, экологические проблемы, экологическая катастрофа, глобальные изменения климата.

Задачи:

Образовательная: рассмотреть положительное и отрицательное влияние антропогенного фактора на состояние биосферы, познакомиться с понятиями экологический кризис, экологическая катастрофа, учиться искать пути решения экологических проблем локального и глобального масштабов.

Развивающая: создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом; развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать; формировать экологическое мышление учащихся; развивать коммуникативные компетенции учащихся.

Воспитательная: показать значимость практической деятельности человека для сохранения окружающей среды, продолжить формирование убежденности, что знания о природе необходимы человеку для успешного решения целого ряда научных и практических проблем современности.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, исследовательский, монологический, диалогический, практические.

Оборудование: геохронологические таблицы, дополнительная литература по теме, бумага формата А1 и фломастеры для работы групп.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация темы, совместное целеполагание.

Работа в группах. Группы после этапа обсуждения и выработки общих версий заполняют схему.

Схема на доске

Стратегии выживания человечества


Общее обсуждение с обязательной аргументацией стратегий (необходимо учитывать и фиксировать любые мнения учащихся) и предложением целей урока.

3. Изучение нового материала

Введение в тему. Д. Эттенборо: «Выйдя из животного мира, «Человек разумный» по сей день остается одним из его членов, хотя и находится на особом положении. Царство животных, подцарство многоклеточных, класс млекопитающих, отряд приматов, подотряд обезьян, надсемейство человекообразных, семейство людей с единственным в мире видом “Гомо сапиенс” – вот то скромное место, которое занимает человек на полке многомиллионной библиотеки видов живой природы».

В. И. Вернадский: «Наступило время, когда человечество должно отдавать свои долги биосфере, вкладывая весь накопленный духовный, интеллектуальный, нравственный, производственно-технический потенциал в ее развитие».

Направления и этапы влияния человека на природу:

  • сельскохозяйственная революция,

  • освоение различных типов топлива,

  • применение машин,

  • использование транспорта,

  • создание крупных населенных пунктов и городов.

Результат. Огромные преобразования природы, активное вовлечение в круговорот новых веществ – углеводородов, железа и других полезных ископаемых.

  • Промышленная революция,

  • освоение ископаемых видов энергии (каменного угля, нефти, газа),

  • изобретение парового двигателя,

  • применение механизированного транспорта,

  • преобразование производительных сил.

Результат. Массированное воздействие на биосферу: ускорение эрозии почв, изменения климата, исчезновение многих видов организмов, истощение природных ресурсов.

  • Научно-техническая революция,

  • загрязнение окружающей среды,

  • энергетический кризис,

  • глобальные экологические катастрофы.

Что далее???

Проблемный вопрос: что является показателем хорошего самочувствия человека? А что является признаком устойчивой экологической системы, биосферы? Что произойдет с Землей, если она начнет «болеть»? (экологическая катастрофа).

Под экологической катастрофой можно понимать и переход системы из одного устойчивого состояния в другое. Например, повышение средней температуры Земли может привести к таянию полярных льдов, опустыниванию почв, вымиранию определённых видов флоры и фауны, может быть, даже к гибели человечества. Тем не менее, Земля как элемент Солнечной системы, скорее всего, останется такой же стабильной, как и ранее. Экологические катастрофы могут иметь различные уровни — от локальных (лесной пожар, осушение болота, резкое снижение численности отдельных популяций животных или растений и т. д.) до глобальных (парниковый эффект, озоновые дыры, снижение биоразнообразия, комплексное загрязнение окружающей среды, и др.).

Индивидуальная работа: дать определение понятия экологическая катастрофа, привести примеры экологических катастроф. Пользуясь материалом учебника и дополнительной литературой дать характеристику современному экологическому кризису, пользуясь общим планом описания исторических кризисов биосферы.

4. Практическое закрепление изученного

Рассмотрим одну из проблем влияния человека на окружающую

среду — проблему твердых бытовых отходов. Эта проблема особенно актуальна сейчас для Новополоцка, – в городе открыт мусороперерабатывающий завод, существует проблема организации раздельного сбора мусора.

Работа над мини-проектами в группах, представление мини-проектов.

1 группа: «Теоретические аспекты проблемы ТБО и общие подходы к решению проблемы».

2 группа: «Мусор и парниковый эффект».

3 группа: «Проблема ТБО в городе Новополоцке и пути ее решения».

4 группа: «Пути и методы агитации за раздельный сбор мусора среди населения города».

Домашнее задание: материал параграфа, тематические сообщения. Учащимся предлагается продолжить работу над проектами

Рефлексия:

Выберите одну из фраз и попытайтесь обосновать свой выбор:

- человек – непослушное дитя биосферы,

- человек – лидер эволюционного процесса на Земле,

- человек – надежда биосферы,

- человек – хранитель биосферы,

- человек – «организатор» экологических катастроф и проблем биосферы,

- человек – закономерный и не последний этап развития биосферы,

- человек – материал для производства киборгов.

Продолжите фразы:

- Я понял, что экологические проблемы касаются меня в том, что…

- Мой взгляд на глобальные экологические проблемы изменился в сторону…

- В моем взгляде на будущее человечества произошли следующие изменения…

- Для предотвращения локальных (глобальных) экологических катастроф лично я могу…



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!