Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Шарыповский строительный техникум» Комбинированный урок изучения нового материала с использованием И.К.Т. Провела: Веселкова Г.В. преподаватель физики г. Шарыпово 2015 год Цели и задачи урока: формирование представлений о влажности воздуха, систематизировать информацию путем составления опорного конспекта, развивать умение выделять главное в тексте, анализировать информацию, прививать любовь к предмету, межпредметная связь с литературой и информатикой. Оборудование: - на столах у уч-ся памятка «Значение влажности», психрометрическая таблица, незаполненная схема опорного конспекта, компьютерные слайды, психрометр, плакат для подведения итогов урока Оформление доски: мультимедийный экран, заготовка опорного конспекта, такая же как и у каждого уч-ся ( заполняется по ходу урока). В центре доски дата, тема урока ( записывается не сразу, а по ходу урока), схема разложения белого света в спектр с помощью призмы. Ход урока. 1.Организационный момент. Взаимные приветствия. Перед вами на столах лежит заготовка схемы опорного конспекта. Наша задача по ходу изучения нового материала заполнить эту схему. При этом мы получим конспект, который поможет вам подготовиться к следующему уроку (На экране слайд незаполненного О.К.).2
2. Подготовка к восприятию нового материала. Учитель: Тему сегодняшнего урока вы определите сами, если правильно выполните мои задания. Результаты работы будем поочередно записывать в схему опорного конспекта. Итак, первое задание: посмотрите внимательно на экран и узнайте явление природы. (учитель показывает слайды с изображением облаков.) Что объединяет эти сюжеты? Учащиеся Облака. Учитель. Какие виды облаков вы знаете? (Уч-ся перечисляют, учитель демонстрирует.) Обращается внимание на слайд «Тучки небесные, вечные странники…» Итак, в конспект запишем слово…облака. Учитель: Бывает слепой, обложной, моросящий, ливневый…Что это? Учащиеся. Дождь. (демонстрация слайдов с дождём, запись слова в конспекте, а уч-ся в свои схемы) Учитель: «…Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце…» Учащиеся: «…Снег лежит». Учитель. Кто написал это стихотворение и как оно называется? Учащиеся: Александр Сергеевич Пушкин. «Зимнее утро». (учитель демонстрирует слайды, делает запись в конспекте, уч-ся ту же запись в своих О.К.) Учитель. «…Приди на рассвете на склон косогора, над зябкой рекою дымится прохлада». Это строки из стихотворения Константина Больмонта «Безглагольность». О каком явлении идет речь? Учащиеся. О тумане. ( учитель и учащиеся делают запись в О.К.) Учитель. Сейчас вы, конечно, сразу догадаетесь, о каком явлении пойдет речь, но, пожалуйста, послушайте, как красиво оно описано Львом Толстым в его произведении «Какая бывает роса на траве»: «Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят на солнце разными цветами:- и желтым, и красным и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это …» Учащиеся. …Роса! Учитель (продолжает цитату): «…капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце,…» Какое сравнение подобрал автор для росы? Учащиеся. Алмазы. А ещё росу сравнивают с бриллиантами, жемчугом. Учитель. Правильно. Их роднит игра света. (Демонстрация росы и камней, запись в О.К.) Учитель. « Белая берёза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром…» Кто написал это стихотворение? Про что оно? Учащиеся. Это стихотворение об инее. Написал его Сергей Есенин. «Белая берёза». (учитель демонстрирует слайд березки в инее, делают с уч-ся запись в О.К.) Учитель. Следующий вопрос ( на слайде). Древние викинги считали, что она соединяет мир богов и мир людей. Древние греки считали её вестницей богов. В честь нее названа одна из оболочек глаза. Кто она? Учащиеся. Радуга. Демонстрация слайда радуги над Красноярском. Запись в О.К. А теперь ответьте на основной вопрос: что объединяет все эти явления? Уч-ся высказывают свои предположения. И обязательно кто-то из них догадается, что все эти явления объединяет вода, содержащаяся в атмосфере, влажность воздуха. Учитель. Итак, тема нашего урока – ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА. (Записывает на доске, учащиеся - в тетради.) 3. Целеполагание Итак, наша задача ответить на вопросы (вопросы на слайде): 4. Систематизация знаний. Учитель. На первый вопрос мы уже ответили, когда формулировали тему урока. Давайте повторим, что такое влажность воздуха. Учащиеся. Влажность воздуха - это содержание водяного пара в атмосфере. (Уч-ся записывают определение в тетради). Учитель. А какова причина появления водяного пара в воздухе? Учащиеся. Парообразование. (Испарение, кипение) Учитель. Какой вид парообразования вносит больший вклад в появление водяного пара в атмосфере? Учащиеся. Испарение. Учитель. Верно. Давайте вспомним, как оно происходит и от чего зависит скорость испарения. 5. Проверка усвоения знаний. Обобщение. Учитель 1).Расскажите, как происходит процесс испарения.2) От каких параметров зависит скорость испарения (Вызывает уч-ся к доске. Работа по карточкам.) Пока уч-ся готовятся у доски, мы вспомним, что такое насыщенный пар. (Дети отвечают, слушают ответы, анализируют) Итак, что мы запишем в опорных конспектах? Учащиеся. Испарение происходит с поверхности водоёмов, почвы, кожи человека, растений и т.д. Учитель. Как проявляется влажность воздуха? ( уч-ся читают в своих конспектах записи, сделанные вначале урока: облака, дождь и т.д.) Какое значение имеет влажность воздуха и на что она влияет? Учащиеся. На формирование погоды. Учитель. А ещё на что? Прочитайте в учебнике абзац «Значение влажности» Учащиеся. На самочувствие человека. (Записывают в О.К.) Учитель. Где нужно учитывать влажность воздуха? (учащиеся предлагают версии и записывают в О.К.) Атмосферный воздух представляет собой смесь различных газов и водяного пара. Каждый из газов вносит свой вклад в суммарное давление, производимое воздухом на находящиеся в нём тела. Влажность характеризуется несколькими величинами.
Парциальное давление — давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали. Его выражают в единицах давления - Паскалях или миллиметрах ртутного столба. Но по парциальному давлению водяного пара ещё нельзя судить, насколько водяной пар близок к насыщению. А именно от этого зависит интенсивность испарения воды и потеря влаги живыми организмами. Если бы водяной пар над Землёй был насыщенным, испарение воды практически прекратилось. Вот почему вводят величину, показывающую, насколько водяной пар при данной температуре близок к насыщению. Это относительная влажность….
Относительной влажностью воздуха φ называют отношение парциального давления Р водяного пара , содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению насыщенного пара Р◦ при той же температуре, выраженной в процентах. Найдите в учебниках определение относительной влажности и запишите его в тетради. Ещё Д.И.Менделеев говорил: «Наука начинается там, где начинают измерять». Прибор для измерения влажности называется психрометр (учитель демонстрирует прибор). В переводе с греческого «психрос» - холодный. Он состоит из двух термометров. Резервуар одного из них остаётся сухим, и он показывает температуру воздуха. Резервуар другого - окружён полоской ткани, конец которой опущен в воду. Вода испаряется, и благодаря этому термометр охлаждается. Чем больше относительная влажность, тем медленнее идёт испарение и тем более высокую температуру показывает термометр (влажный). При относительной влажности 100%, вода вообще не будет испаряться и показания обоих термометров будут одинаковы. По разности температур этих термометров с помощью специальных таблиц можно определить влажность воздуха. Наиболее благоприятной для человека относительной влажностью считается 40 – 60 %. Практическая работа: Давайте, определим влажность воздуха в классной комнате. Для тренировки определите значение относительной влажности для следующих показаний термометра: tсух=18°С, tвл=8°С; tсух=26°С, tвл=25°С. Учащиеся выполняют действия. Учитель записывает на доске: φ=20%, φ=92%. Каков ваш прогноз погоды для каждого значения влажности? Учащиеся. В первом случае - осадков не будет, во втором - в ближайшем будущем осадки вероятны. Вернёмся к конспекту. Запишите название прибора, с помощью которого определяют относительную влажность. Есть и другие приборы, о которых вы прочитаете дома и расскажете на следующем уроке. 6.Закрепление. Учитель. Издавна человек пытался узнать, какая погода будет на следующий день, поэтому появилось множество народных примет. Давайте попробуем объяснить некоторые из них с точки зрения физики. Например: соль мокнет - к дождю. Почему? Дрова в печи трещат и мечут искры - к ненастью. Почему? (учащиеся отвечают). Учитель: Как связаны облака, туман, осадки с влажностью вы сможете легко объяснить. А вот как радуга, оптическое явление, связана с влажностью? (Кого-нибудь из детей обязательно «осеняет», и он выстраивает цепочку: капля воды - кристалл льда - стеклянная призма- разложение белого света в спектр- радуга,- поэтому на доске и на слайде помещена схема разложения белого света в спектр с помощью стеклянной призмы).
7.Итог урока. Учитель. (На экране слайд с вопросами). Давайте вернёмся к вопросам, которые мы ставили вначале урока и разберём получившийся О.К.(Учитель объявляет и комментирует оценки за урок) 8. Домашнее задание. Учитель. К следующему уроку подготовить рассказ по конспекту, найти материал о приборах для измерения влажности воздуха. |