СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Владимир Владимирович Маяковский

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

(1893-1930)

Основные темы, идеи, образы лирики

Маяковский предстал в начале XX века перед своими читателями и слушателями в качестве поэта-авангардиста. 

Просмотр содержимого документа
«Владимир Владимирович Маяковский»

Литература 20-40-х годов

Владимир Владимирович Маяковский

(1893-1930)

Основные темы, идеи, образы лирики

Маяковский предстал в начале XX века перед своими читателями и слушателями в качестве поэта-авангардиста. Казалось, он противопоставляет себя толпе читателей-«обывателей», провоцирует её негодующую реакцию. Многие его стихи давали основание так думать. Например, «тетраптих» «Облако в штанах», о котором вы уже знаете из учебника 9 класса, начинался так:

Вашу мысль,

мечтающую на размягчённом мозгу,

как выжиревший лакей на засаленной кушетке,

буду дразнить об окровавленный сердца лоскут;

досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.

Несмотря на такое предупреждение поэта — «буду дразнить», «досыта изъиздеваюсь» и т. п., основная социальная направленность его поэтической деятельности отличалась от написанных поэтом задиристых слов. М. Горький понял это ещё до революции: «Маяковский ищет слияния с народными массами и своё „я“ понимает только как символ массы, до дна поднятой и взволнованной войной... Поднимая вопросы общественной совести, социальной ответственности, несёт в себе ярко выраженное русское национальное начало».

Отношения Маяковского с советской властью были особыми. Он говорил, что поэту необходимо «наличие задачи в обществе, разрешение которой мыслимо только поэтическим произведением. Социальный заказ». Конечно, трудно представить себе Блока или Мандельштама, ожидающих «социального заказа» и называющих поэзию «одним из труднейших производств», но в этом заключалась особенность вза-

имоотношений Маяковского и нового общества, очевидный всем мотив его творчества.

Стихи советской эпохи

Совершившаяся в России Октябрьская революция позволила ему занять особое место в литературе. Маяковский сразу принял эту революцию, сразу обратился в Смольный, сразу написал стихотворение «Революция. Поэтохроника», в котором заявил о своей позиции.

Установка на мировую революцию обретала в его стихах особую силу. Вот как она звучала в стихотворении «Наш марш»:

Мы разливом второго потопа

Перемоем миров города.

Образы становятся гиперболическими. Поэт не мыслит себя вне революции, а революция представляется ему очищающей силой.

В 1919 году он пишет — двустишиями — «Советскую азбуку», предназначенную, по его словам, «для армейского употребления».

Лирика Маяковского приобретает агитационно-лозунговую форму. Лирический герой сливается с революционной массой. Прежнему яркому индивидуалисту теперь хочется превратиться в безымянную часть массы, даже отказавшись от собственного имени. Крупнейшее лиро-эпическое произведение первых послереволюционных лет «150 000 000» Маяковский опубликовал даже без указания своего имени на обложке! «150 000 000 мастера этой поэмы имя» — говорится в первых же строках. Не случайно в том же году появилось партийное решение о «выработке синтетического монументального стиля» в искусстве, о развитии формы «преображённого реализма».

Особое место в творчестве Маяковского занимали так называемые «Окна сатиры» РОСТА (с 1919 года) — удивительный жанр поэтической агитации. По словам Маяковского, «это — протокольная запись труднейшего трёхлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов», «по этим плакатам можно было бы шаг за шагом видеть в рисунке, в карикатуре три года нашей революции, нашей обороны».

Маяковский работал над «Окнами сатиры» РОСТА два с половиной года. Более того, он сам рисовал плакаты, показав себя одарённым художником, и сам же предлагал короткие рифмованные подписи к ним. Маяковский был поэтом-новатором. Вслед за новой рифмовкой, за но-

вым графическим оформлением стиха («лесенка») настала очередь работы над синтетическими жанрами, объединяющими искусство плаката с искусством слова. Впоследствии он так оценивал этот этап своей деятельности:

«Мы... революционизировали вкус, подымали квалификацию плакатного искусства, искусства агитации. Если есть вещь, именуемая в рисунке „революционный стиль“, — это стиль наших окон».

В 20-е годы Маяковский создал произведения, в которых воспевал советскую власть и происходящие в стране социальные перемены. К этим произведениям относятся поэмы «Владимир Ильич Ленин» (1924) и «Хорошо!» (1927). В них отражены советская мифология первого послереволюционного десятилетия, складывавшаяся в ту пору официальная история. Многие строки из них стали расхожими в официальной пропаганде. Фактически они стали классикой социалистического реализма.

Будни социалистического строительства становятся важным материалом для его стихотворных произведений. Это касается, например, поэмы «Рабочим Курска, добывшим первую руду...» (1923), а также стихотворений вроде «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» (1929).

Важное место в жизни Маяковского в 20-е годы занял ЛЕФ — «Левый фронт искусств». ЛЕФ издавал одноимённый журнал, который позднее стал называться «Новый ЛЕФ». Теоретической основой ЛЕФа стал футуризм.

«Пока искусство не свергнуто со своего самостийного пьедестала, футуризм должен его использовать, противопоставляя на его же арене: бытоотображательству — агитвоздействие; лирике — энергическую словообработку; чистому искусству — газетный фельетон, агитку; декламации — ораторскую трибуну; ...переживаниям — производственные движения. Агитработа против старой, расслабляющей волю эстетики».

Важнейшей для ЛЕФа была «литература факта», газету лефовцы называли «библия наших дней».

Сатирические стихи

Тема разоблачения бюрократизма была подсказана самой действительностью. Молодое государство становилось на ноги. Вместе с государством становились на ноги новые чиновничье-бюрократические структуры. Многим казалось, что новая бюрократия враждебна самому духу Советского государства, однако со времён Петра I бюрократия была в России подлинным становым хребтом государства. Революционная романтика, как казалось поэту, начинает уступать бюрократическому омертвлению. Стихотворение «Прозаседавшиеся» появилось в газете «Известия» 5 марта 1922 года. Сатирическая сила стихотворения рождается из таких поэтических приёмов, как гипербола, гротеск, фантасмагория1. Служащие приходят в учреждения, и на них с утра обрушивается дождь бумаг, из которых выбирают «с полсотни — самые важные!». Одно за другим следующие заседания — совершенно нелепые: театральный отдел заседает с главным управлением по коннозаводству, цель другого заседания — решение вопросов о «покупке чернил Губкооперативом». Наконец, на очередном заседании присутствуют лишь «половины людей», так как им пришлось «разорваться» на две части, чтобы поспеть на два происходящих одновременно заседания. Люди, которым пришлось «разорваться на части», — эстетическое воплощение реализованной метафоры.

Маяковский всегда любил гиперболы, преувеличения. Тонкие намёки и полутона — краски не его поэтической палитры. Одно из наиболее известных сатирических произведений поэта, написанных в период 1920-1921 годов, называется «О дряни». Главный персонаж этого стихотворения — новый бюрократ, работающий в советском учреждении. Герой революционной поэзии, стремящийся объединиться с массой, уступает в сатире место бюрократу-мещанину, устанавливающему новые стандарты пошлости. Сатирические произведения у Маяковского заканчиваются поэтическим «выводом» — аналогом морали в басне. Формулирование поэтических выводов — особенность индивидуального стиля Маяковского.

Маяковский писал сатирические произведения в разных жанрах литературы. Он создал сатирические комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929), которые и в наши дни нередко появляются на сцене. Он говорил, что «театр не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло». Особенно популярной стала пьеса «Клоп». Её главные герои Присыпкин, именующий себя Пьером Скрипкиным, и Олег Баян стали воплощением нового мещанства, способного пережить века и любые исторические катаклизмы. В разоблачении таких социальных типов Маяковский видел задачу новой сатиры. Конечно, время меняет акценты, и сегодня многие сатирические произведения поэта кажутся слишком прямолинейными. Особенностью сатиры В. Маяковского стала попытка создания «положительного идеала», однако трудно вспомнить сатирические произведения, в которых положительный герой был бы ярче и интереснее разоблачаемого персонажа. Пьесы Маяковского не стали в этом смысле исключением.

Стихи о любви

Как и всякий поэт, Маяковский писал много стихов о любви. Исключительно талантливый поэт, он написал потрясающую любовную лирику, многим отличавшуюся от написанного прежде.

Среди его любовной лирики особое место занимает «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (1928):

Любить —

это значит:

в глубь двора

вбежать

и до ночи грачьей,

блестя топором,

рубить дрова,

силой

своей

играючи.

Любить —

это с простынь,

бессонницей рваных,

срываться,

ревнуя к Копернику,

его,

а не мужа Марьи Иванны

считая

своим

соперником.

Нам

любовь

не рай да кущи,

нам

любовь

гудит про то,

что опять

в работу пущен

сердца

выстывший мотор.

Удивительное сочетание: с одной стороны, «звёздный» образ Коперника, с другой — «индустриальное» сравнение сердца с «выстывшим мотором». Нет любви — остывает и сердце, пока поэт вновь не услышит, как «гудит» ему любовь.

Другое примечательное стихотворение — «Письмо Татьяне Яковлевой» (1928), где он неожиданно предупреждает свою возлюбленную:

В поцелуе рук ли,

губ ли,

в дрожи тела

близких мне

красный цвет

моих республик

тоже

должен

пламенеть.

Обращение к уехавшей из России известной красавице-балерине неожиданно приобретает политическую окраску. Он призывает её вернуться домой, хотя и облекает свой призыв в шутливую форму:

Мы

теперь

к таким нежны —

Спортом

выпрямишь не многих, —

Вы и нам

в Москве нужны,

Не хватает

длинноногих.

Заканчивается это стихотворение призывом-признанием влюблённого и настойчивого лирического героя. Эта концовка очень часто цитируется в работах о лирике Маяковского:

Ты не думай,

щурясь просто

из-под выпрямленных дуг.

Иди сюда,

иди на перекрёсток

моих больших

и неуклюжих рук.

Не хочешь?

Оставайся и зимуй,

и это

оскорбление

на общий счёт нанижем.

Я всё равно

тебя

когда-нибудь возьму —

одну

или вдвоём с Парижем.

В поэме «Люблю» (1922) лирический герой — двадцатилетний юноша:

О, сколько их,

одних только вёсен,

За 20 лет в распалённого ввалено!

Любовь — выше всего на свете, и лирический герой восклицает:

Подъемля торжественно

Стих строкопёрстый,

Клянусь —
люблю

неизменно и верно!

В поэме «Про это» (1923) история врывается в любовь поэта. Как сохранить своё чувство в эпоху социальных катастроф и катаклизмов?

Новый мир зовёт лирического героя, и он обещает:

Нынче недолюбленное

наверстаем

Звёздностью бесчисленных ночей.

О художественном новаторстве Маяковского

Маяковский — поэт движения, динамики. Хаотичное движение огромных вещей, словно захваченных вихрем, — его излюбленный приём. До него улица была безъязыкой, в ней не шумела многоголосая речь. Поэт распознал и заговорил языком улицы. Он говорил: «Я всегда склонялся к мнению, что корни моей поэзии слишком связаны со свойством русской языковой почвы и что поэтому мои стихи не могут акклиматизироваться на иначе населённой земле...» К.И. Чуковский писал: «Маяковский орёт, как тысячеголосая площадь. „Сердце — наш барабан", — заявляет он сам, и откройте любую его страницу, вы убедитесь, что это действительно так. Он не только не способен к тишине, он не способен ни к какому разговору. Вечно кричит и неистовствует».

Лирический герой обращается к читателям, но ответа он не ждёт. Непонятные, затуманенные образы лишь подчёркивают невозможность диалога. Автор как бы говорит на совершенно ином, своём поэтическом, сакральном языке. Маяковский оперирует «громадами», преувеличениями, огромными числами. Отсюда — и суффиксы -ищ— хвостище, адище, Вавилонище. В его стихотворениях мы встречаем бесконечное количество гипербол.

Вы помните, что Маяковский начинал как кубофутурист (выше других поэтов почитал Велимира Хлебникова, носил жёлтую блузу, придумал записывать стихи «лесенкой»). Он был революционером в поэзии, пока революция не случилась на улицах и площадях. После революции его громовым голосом заговорила новая власть.

Конечно, эволюция Маяковского была трагической, но лучшие моменты его новаторской поэзии, его неологизмы, замечательные сравнения, его напор, поэтический пафос, безусловно, гораздо лучше отражают его поэтическое новаторство, нежели стихи, в которых политическая сторона берёт верх над эстетической.

В книге В.П. Катаева «Алмазный мой венец» герои-писатели действуют под псевдонимами. Разгадка псевдонимов — часть литературной игры, которая предлагается читателям. Если разгадаете хотя бы некоторые, тогда узнаете много нового о русской литературе первой половины XX века. Скажем, что псевдоним Командор (всегда с большой буквы!) — это Владимир Маяковский.

Решаем читательские задачи

  1. Какие темы в поэзии Маяковского вам не встречались у других поэтов?

  2. Чем отличается рифмовка стихотворений Маяковского?

  3. Найдите в послереволюционных стихах Маяковского пространственные образы. Какие они? Какие приёмы использованы для их создания?

  4. Маяковский — автор замечательной любовной лирики. В чём заключаются её особенности?

  5. В чём заключается функция «лесенки» в стихотворениях Маяковского?

Литературная мастерская

Прочитайте стихотворение Маяковского «Сергею Есенину» и статью «Как делать стихи» (1926), фрагмент которой приведён ниже.

«В моём стихе необходимо зарифмовать слово „трезвость". Первыми пришедшими в голову будут слова вроде „резвость", например:

Вы ушли, как говорится, в мир иной.

Может быть, летите... знаю вашу резвость!

Ни тебе аванса, ни пивной —

Трезвость.

Можно эту рифму оставить? Нет. Почему? Во-первых, потому, что эта рифма чересчур полная, чересчур прозрачная. Когда вы говорите „резвость", то рифма „трезвость" напрашивается сама собою и, будучи произнесённой, не удивляет, не останавливает вашего внимания. Такова судьба почти всех однородных слов, если рифмуется глагол с глаголом, существительное с существительным, при одинаковых корнях или падежах и т. д. Слово „резвость" плохо ещё и тем, что оно вносит элемент насмешки уже в первые строки, ослабляя, таким образом, всю дальнейшую контрастность. Может быть, можно облегчить себе работу, заменив слово „трезвость" каким-нибудь легче рифмуемым или не ставить „трезвость" в конце строки, а дополнить строку несколькими слогами, например: „трезвость, тишь"?.. По-моему, этого делать нельзя, — я всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало.

В результате моя рифмовка почти всегда необычайна и, уж во всяком случае, до меня не употреблялась, и в словаре рифм её нет.

Рифма связывает строки, поэтому её материал должен быть ещё крепче, чем материал, пошедший на остальные строки.

Взяв самые характерные звуки рифмуемого слово „резв“, повторяю множество раз про себя, прислушиваюсь ко всем ассоциациям: „рез“, „резв“, „резерв”, „влез“, „врез“, „врезв“, „врезываясь". Счастливая рифма найдена. Глагол — да ещё торжественный!

Но вот беда, в слове „трезвость", хотя и не так характерно, как „резв", но всё же ясно звучат „т“ и „ст“, а для смягчения „т“ оставляется „летите", звучащее отчасти как „летьитье".

И вот окончательная редакция:

Вы ушли, как говорится, в мир иной.

Пустота, — летите, в звёзды врезываясь...

Ни тебе аванса, ни пивной —

Трезвость.

Разумеется, я чересчур упрощаю, схематизирую и подчиняю мозговому отбору поэтическую работу. Конечно, процесс писания окольнее, интуитивней. Но в основе работа всё-таки ведётся по такой схеме».

Помогла ли эта статья лучше прочувствовать и понять стихотворение? Прочитайте статью целиком. Напишите небольшое эссе на тему «Стихотворение — рождается или „делается"?».

Творческое задание

  1. Проанализируйте особенности сатиры в стихотворениях «Помпадур», «Подлиза», «Служака», «Нагрузка по макушку». Что избирает поэт в качестве мишени для своей сатиры? Насколько актуальна такая сатира в наши дни? Напишите об этом небольшое эссе.

  2. Найдите в Интернете сайт Государственного музея В.В. Маяковского.
    Какие черты характера Маяковского подчёркивают воспоминания, представленные на сайте музея? О чём говорят представленные в музее личные вещи поэта?

aR

Виртуальная кладовочка

http://v-mayakovsky.com/ — сайт посвящён В. Маяковскому. Здесь представлены биография и произведения поэта, фотоархив, обложки изданий его произведений, противоречивая, но по-своему любопытная книга Ю. Карабчиевского «Воскресение Маяковского» и другие материалы. Вы сможете послушать, как поэт читает собственные стихи.

http://www.vmayakovsky.ru/ — здесь вы сможете прочитать биографию и произведения поэта, воспоминания современников, посмотреть фотографии, получить информацию о музее В. Маяковского.

http://mayakjivsky.narod.ru/ — на сайте представлена биография поэта, произведения и рекламные материалы, придуманные им.

http://mayakovskiy.ouc.ru/ — сайт библиотеки поэзии предлагает для чтения произведения поэта, расположенные по датам и жанрам.

http://www.mayakovsky.info/ — информационный сайт музея В. Маяковского, который даёт возможность совершить виртуальный визит в музей. Эту страничку мы особенно рекомендуем.

http://www.youtube.com/watch?v=;zToJw07MIkg&feature=related — видеоролик передачи о В. Маяковском.

http://www.youtube.com/watch?v=d_dZpONZyqY — здесь вы можете посмотреть видеоролик о Л. Брик.

1 Фантасмагория — необыкновенное, причудливое представление обстоятельств, событий.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!