СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общая характеристика литературного процесса. Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. Поэтическое новаторство Маяковского. 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. Общая характеристика литературного процесса. Владимир Владимирович Маяковский. 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика литературного процесса. Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. Поэтическое новаторство Маяковского. 11 класс»

Тема: Общая характеристика литературного процесса. Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. Поэтическое новаторство Маяковского.


Цель урока:

  • познакомить обучающихся с общей характеристикой русской литературы 20-х годов XX века, с биографией, личностью и ранним творчеством В.Маяковского.


Задачи урока:

  • познакомить обучающихся с личностью В.Маяковского, новаторством его лирики, вспомнить ранее изученное о поэте;

  • развивать навык связной речи, умение анализировать стихотворения;

  • воспитывать интерес к поэзии, чувство уважения к поэту.


Ход урока:

Эпиграф

Я сам расскажу о времени и о себе…
И чувствую – “я” для меня мало.
Кто-то из меня вырывается упрямо.
В.Маяковский



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент.



2. Актуализация знаний

Бурно для России начался XX век. За короткий промежуток времени страна пережила русско-японскую войну (1904-1905), первую буржуазно-демократическую революцию (1905-1907) и последовавшие за ней годы реакции, первую империалистическую войну (1914-1918), февральскую революцию 1917 г., переросшую затем в Октябрьскую социалистическую революцию.

  По-разному можно относиться к знаменательной дате октября 1917 г., но как бы ее не оценивали, с этого времени началась новая эпоха.20-е годы - это время, когда тысячи культурных деятелей вынуждены были покинуть страну. За границей оказались многие крупные писатели: И. Бунин, А. Куприн, Л.Андреев, К. Бальмонт, И. Северянин, 3. Гиппиус, Д. Мережковский, Е. Замятин и др. Отечественная литература как бы раскололась на две части: советскую и русского зарубежья.

В России советской оставались: М. Горький, А. Блок, С. Есенин, В. Брюсов, В. Маяковский, А. Белый, А. Ахматова, М. Пришвин, В. Хлебников, А. Малышкин, К. Паустовский и др. Хотя их отношение к советской власти было противоречивым и сложным, многое из новых веяний не принималось, но в конце концов окончательный выбор был ими сделан, и они стали родоначальниками новой литературы.


  1. Сообщение темы и целей.


Сегодняшний наш урок будет посвящен яркой личности, оставившей видный след в истории русской литературы. Его имя хорошо известно вам с детства хотя бы по таким строкам:

Крошка сын к отцу пришел 
И спросила кроха:
«Что такое хорошо
И что такое плохо?»

Вы, конечно же, догадались, что эти строки принадлежат Владимиру Владимировичу Маяковскому.

В мировой поэзии XX века В.Маяковскому принадлежит исключительная роль. Маяковский вошел в литературу как поэт-трибун, как «агитатор, горлан, главарь». Он действительно шагнул к нам «через лирические томики, как живой с живыми говоря».

Владимир Владимирович Маяковский прожил сложную жизнь. Умел идти напролом, обладая ясными, осознанными целями, он был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Это был человек страстный, тонкий лирик и «бесценных слов мот и транжир», несомненно, очень талантливый поэт – словом, Маяковский – одно из ярчайших имен в литературе XX века. Эпиграфом будут слова Маяковского о себе. (чтение эпиграфа).


4. Изучение нового материала

I. Лекция.

1. Где родился В.В.Маяковский и какое образование получил?

В дворянской семье; отец служил лесничим на Кавказе; после его смерти семья жила в Москве. Маяковский учился в классической гимназии в Кутаиси (1901-1906, затем в Московской гимназии (1906-1908), откуда был отчислен за неуплату. Дальнейшее образование – художественное: обучался в подготовительном классе Строгановского училища (1908), в студиях художников С.Ю.Жуковскогои П.И.Келина, в фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества (1911-1914); исключен за участие в скандальных выступлениях футуристов.

2. Как начиналась литературная деятельность Маяковского?

В 1911 г. – завязывается дружба с художником и поэтом Д.Бурлюком, организовавшим в 1912 году литературно-художественную группу футуристов «Гилея».

1912г. – первые публикации стихов Маяковского в альманахе группы «Гилея» «Пощечина общественному вкусу».

3. Отличались ли по форме стихи Маяковского от стихов других поэтов?

- Воинственно изломанный, грубый, стилистически сниженный язык («любовь на скрипки ложите»).
- ЛГ, эпатирующий обывателя резкостью, ломкой языка и богохульством («Арканом в небе поймал бога»), остается романтиком, одиноким, нежным, страдающим, чувствующим ценность «мельчайшей пылинки живого».
- Ориентированы на прочтение с эстрады, на вечерах, диспутах.
- Короткие рубленые строки.
- «Рваный синтаксис».
- «Разговорность».

4. К какому литературному течению примыкал В.В.Маяковский и в чем заключалась суть этого течения?

Футуризм; в нарочито эпатирующей форме заявлявшей о разрыве с традициями русской классики, о необходимости создания нового языка литературы, соответствующей эпохе.

5. Каково было отношение Маяковского к революции?

Революция была принята Маяковским как осуществление возмездия за всех оскорбленных в прежнем мире, как путь к земному раю.

6. Помимо писательской деятельности, чем еще занимался Маяковский в годы советской власти?

- В 1918 г. организует группу «Комфут»(коммунистический футуризм), участвует в газете «Искусство комунны».

- 1923 г. - создает «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), издает журналы «ЛЕФ» (1923-1925) и «Новый ЛЕФ» (1927-1928)

- Пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов(«Окна РОСТА»,1918-1921) (Российское Телеграфное Агенство.

7. В русскую литературу В. Маяковский вошел только как автор стихов?

- Поэм: «Облако в штанах» (1915), «Хорошо!» (1927), «В.И.Ленин» (1924), «150 000 000» (1921), «Во весь голос» (1930) и др.

- Комедии: «Клоп» (1928), «Баня» (1929).


II. Сообщения обучающихся «Интересные факты биографии В.В.Маяковского»


































































































































































Ранняя лирика поэта.

Творчество поэта многогранно, но сегодня мы поговорим о раннем Маяковском.

1. 1913 год – стихотворение «Нате!».

- Чтение стихотворения.

- Как вы поняли смысл названия стихотворения?

- Каков тон этого стихотворения? 

- Чем обусловлена резкость общего тона стихотворения?

Резкость общего тона стихотворения обусловлена выраженным в нем чувством социального протеста, его антибуржуазной направленностью. Маяковский ненавидит буржуазно-помещичью толпу, которая пришла на вечер поэта в поисках развлечений, обличает ее уродство, пошлость, тупость. Эта многоголосая толпа, сливающаяся в представлении поэта в сплошную безликую массу жира, враждебна его демократическому мироощущению. Автор сознает, что, обращаясь к этой толпе со стихами, он бесполезно растрачивает самое для него ценное – поэтическое слово.

- Как строятся отношения поэта и публики, пришедшей на вечер поэзии?











Представляете, какой скандал разгорелся на открытии кабаре «Розовый фонарь», когда Маяковский бросил это «Нате!» в лицо благопристойной буржуазной публике.


2. А теперь мы обратимся еще к одному стихотворению ранней лирики поэта – к стихотворению «Послушайте!» (1914)

- Чтение стихотворения.

- Чем оно по общему тону отличается от предыдущего?

ЛГ не противостоит толпе, он пытается быть понятым.

- Как вы понимаете центральный образ стихотворения – образ звезды?

Этот образ символизирует смысл жизни. Когда в конце стихотворения поэт утверждает: «значит – это необходимо, // чтобы каждый вечер // загоралась хоть одна звезда?!» – он утверждает необходимость таких человеческих ценностей, как добро, любовь, красота.

У В.В.Маяковского было обостренное ощущение красоты мироздания, космоса. Но главной ценностью мира для него всегда был человек. Поэтому даже в звездах для него самое главное то, что они могут и должны быть источником радости, столь необходимой человеку. А образ далекого от людских страданий бога «с жилистой рукой», к которому врывается человек, полемически направлен против традиционных христианских представлений.

- Как можно объяснить, что звезды названы «плевочками»?

Неожиданно примененное к звездам «эпатирующее» (нарочитор аздражающее резкостью, непринятостью) определение «плевочки» – это самозащита иронией от подсказываемой традицией затасканной условно-романтической «поэтичности». Оно не «снижает», не разрушает образ ночного неба, а помогает увидеть его с заплеванного асфальта городских улиц, по которым бродит одинокий поэт.

- Каково душевное состояние лирического героя стихотворения? (Взволнован)

- Какими средствами передана в стихотворении взволнованность лирического героя?

В стихотворении много восклицательных и вопросительных знаков, много коротких предложений, состоящих из одного слова («Послушайте!», «Не страшно?», «Да?!»), передающих эмоциональный накал высказываний лирического героя.











































































1.Владимир Владимирович Маяковский был рожден в Грузии.

2.Три раза за всю свою жизнь Маяковский был арестованным.

3.Огромным успехом пользовался этот поэт у женщин.

4.Несмотря на замужество за другим мужчиной, Лиля Юрьевна Брик была главной музой и женщиной в жизни Маяковского.

5.Официально женатым Владимир Владимирович Маяковский никогда не был, но он имел двоих детишек.

6.Папа Маяковского умер от заражения крови. И именно после этой трагедии сам Маяковский всегда боялся подхватить инфекцию.

7.Постоянно с собой Маяковский носил мыльницу и регулярно мыл руки.

8.Изобретением этого человека является стихотворение, которое написано «лесенкой».

9.Маяковский за свою жизнь побывал не только в Европе, но и в Америке.

10.Маяковскому нравилось играть в бильярд и карты, что позволяет судить о его любви к азартным играм.

11.В 1930 году Владимир Владимирович Маяковский застрелился, написав за 2 дня до этого предсмертную записку.

12.Гроб для этого поэта изготавливался скульптором Антоном Лавинским.

13.Две сестры и два брата было у Маяковского. Первый брат умер в совсем маленьком возрасте, а второй – в 2 года.

14.Лично Владимир Владимирович Маяковский снялся в нескольких кинокартинах.

15.Маяковский подарил Лилии Брик кольцо с гравировкой «Люб», что означало «люблю».

16.Родословая родителей Маяковского корнями уходила к запорожским казакам.

17.К пожилым людям Маяковский всегда относился великодушно и с добротой.

18.Нуждающимся старикам Владимир Владимирович Маяковский всегда давал деньги.

19.Собаки очень нравились Маяковскому.

20.Первые стихотворения Маяковский создал в юном возрасте.

21.Маяковский обычно сочинял стихи на ходу. Иногда ему приходилось ходить 15-20 км, чтобы придумать нужную рифму.

22.Тело погибшего поэта было кремировано.

23.Семье Брик Маяковский завещал все собственные творения.

24.Владимир Владимирович Маяковский считался соучастником антирелигиозной кампании, где он пропагандировал атеизм.

25.За создание «лесенки» многие другие поэты обвиняли Маяковского в жульничестве.

26.У Маяковского была неразделенная любовь в Париже к русской эмигрантке Татьяне Яковлевне.

27.У Владимира Владимировича Маяковского была дочь от русской эмигрантки Елизаветы Зиберт, которая умерла в 2016-ом году.

28.Маяковский был скандальным человеком.

29.Находясь в тюрьме, он всегда не переставал показывать свой сложный характер.

30.Маяковский считался ярым сторонником революции, даже несмотря на то, что отстаивал социалистические и коммунистические идеалы.

31.Владимир Владимирович Маяковский футуристов не любил.

32.Маяковский за годы жизни попробовал себя в роли дизайнера.

33.Творения Маяковского были переведены на разные языки мира.

34.Владимир Владимирович Маяковский родился в семье смешанных сословий.

35.В связи с тем, что у родителей Маяковского не было денег, мальчик доучился лишь до 5-го класса.

36.Главными потребностями Маяковского были путешествия.

37.У поэта было много не только почитателей, но и врагов.

38.Маяковский был мнительной личностью. Раны в его сердце долго кровоточили и заживали.

39.Самоубийство Владимир Владимирович Маяковский совершил в возрасте 36 лет, и к нему он долго готовился.

40.С либерально-демократической интеллигенцией Маяковский познакомился во время учебы в гимназии Кутаиси.

41.В 1908 году Маяковского исключили из московской гимназии из-за недостатка денег у семьи.

42.Маяковский с Лилией Брик никогда не скрывали своих отношений, а муж Лилии был не против такого исхода событий.

43.Бактериофобия у Маяковского сформировалась после смерти его отца, который укололся булавкой и внес заражение.

44.Брик всегда выпрашивала у Маяковского дорогие подарки.

45.Жизнь Маяковского была связана не только с литературой, но и с кинематографом.

46.В крупных изданиях творения Маяковского начали публиковать только с 1922 года.

47.Татьяна Яковлева – еще одна любимая женщина Маяковского, была младше него на 15 лет.

48.Свидетелем смерти Владимира Владимировича Маяковского была Вероника Полонская, последняя его женщина.

49.Смерть Маяковского была на руку только Лилии Брик, которая получила кооперативную квартиру и деньги в наследство от поэта.

50.В юные годы Владимир Владимирович Маяковский принимал участие в революционных демонстрациях.

51.Маяковский учился в одном классе с братом Пастернака.

52.В 1917 году Владимиру Владимировичу Маяковскому пришлось возглавить отряд из 7-ми солдат.

53.В 1918 году Маяковскому пришлось сняться в 3 кинолентах собственного сценария.

54.Лучшим временем своей жизни Маяковский считал годы Гражданской войны.

55.Самым длительным путешествием Маяковского была поездка по Америке.

56.Долгое время Полонскую считали виновницей смерти Маяковского.

57.От Маяковского была беременной и Полонская, которая не стала разрушать свою супружескую жизнь и сделала аборт.

58.Драматургия тоже привлекала Владимира Владимировича Маяковского.

59.Поэтом было создано 9 киносценариев.

60.После смерти Владимира Владимировича Маяковского его творения находились под строгим запретом.










- Довольно-таки резкий.













Мужчина с остатками обеда в усах, густо набеленная женщина, выглядывавшая из своих нарядов, как бесформенная устрица из раковины – все эти зажиревшие, бездушные обыватели готовы из праздного любопытства затоптать нежное, как бабочка, сердце поэта. И они-то, эти обыватели, считают себя культурно-утонченными, а поэзию В.Маяковского объявляют грубой, варварской! Он и не намерен угождать их пошлому вкусу: он открыто , в лицо им бросает свой стих, исполненный гнева и презрений. Так некогда и М.Ю.Лермонтов бросал в лицо светской черни свой стих, «облитый горечью и злостью».


5. Подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы обратились только к двум стихотворениям раннего Маяковского. Но я надеюсь, что вы заинтересовались стихами поэта и обязательно прочтете и другие стихотворения, относящиеся к ранней лирике поэта: «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Хорошее отношение к лошадям».

А теперь подведем итоги нашему разговору о своеобразии ранней лирики В.В.Маяковского.


- Как преимущественно строятся стихотворения раннего Маяковского? 


- Каков лирический герой раннего Маяковского?












- На противопоставлении толпы и лирического героя.

- Способность к глубоким и сильным чувствам, любовь к людям, бунтарство, ненависть к мещанству – черты, характеризующие лирического героя раннего Маяковского.

Домашнее задание.

Записи в тетради выучить




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!