СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вклад наших земляков в Победу в Великой Отечественной войне

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вклад наших земляков в Победу в Великой Отечественной войне»

Внеклассное мероприятие «Вклад наших земляков в Победу в Великой Отечественной войне».


Просмотр видео «Наша общая Победа»

Ведущий: Здравствуйте, дорогие студенты!


В 2020 году исполняется 75 лет как закончилась война. Но все мы помним о том, как весь народ поднялся на защиту своей Родины.

Огромный вклад в Победу нашего народа над фашистскими захватчиками внесли сибиряки. Из Новосибирской области на фронт за годы войны ушло 600 тыс. человек. Воины-новосибирцы прошли фронтовыми дорогами до самого Берлина.


Ведущий: В Сибири не было войны,
Но славилась Сибирь полками.
И сердце Родины Москву
Пришлось прикрыть Сибиряками.
В Сибири не было войны,
Но на полях под Сталинградом
Лежат сибирские сыны…
Как и в болотах Ленинграда.
В Сибири не было войны?
Поправ пятой фашизма знак,
Как символ мира над Берлином
Стоит с ребенком Сибиряк.


Ведущий: И первое выступление, которое мы с вами заслушаем, представит студенты 21 группы Гуральский Михаил и Красилов Виталий на тему «Вклад сибирских дивизий в Победу в Великой Отечественной войне».


Вклад сибирских дивизий в Победу в Великой Отечественной войне.

Всего за годы Великой Отечественной войны на территории Новосибирской области было укомплектовано 4 дивизии, 10 бригад, 7 полков, 10 батальонов, 62 роты, 24 различные команды. Через систему военного всеобуча область передала армии около 7 тысяч снайперов, более 7 тысяч автоматчиков и пулеметчиков, 3 430 минометчиков, 2 225 бойцов противотанковых ружей, 254 подрывника, много других военных специалистов. 27 194 призывника – наиболее грамотных и склонных к военной профессии – были направлены на обучение в военные училища.

Воины – сибиряки показали образцы стойкости, мужества и отваги в боях за Советскую Родину. Высокую оценку боевых действий сибиряков дал Г.К. Жуков в «Воспоминаниях и размышлениях». Он лично наблюдал бой с наблюдательного пункта командира 107-й дивизии полковника Миронова особо отметил стремительную атаку 586-го стрелкового полка. Во взаимодействии со 103-й стрелковой дивизией воины – сибиряки 107-й стрелковой громили полки, носившие наименование «Великая Германия», «Фюрер». 107-я стрелковая дивизия была преобразована в 5-ю гвардейскую. Описывая бои сибирской дивизии, немецкий историк Пауль Карелл, бывший офицер вермахта, отмечал: «они (сибирские дивизии) были стойкими. У них не было паники. Они стояли и дрались. Они наносили удары и принимали их. Это была ужасная битва. Кровавые потери дивизии СС «Рейх» были ужасно велики».

Оценивая роль сибиряков в боях под Москвой, бывший командующий 16-й армией, в состав которой входила дивизия маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский писал: «Обрадовала нас прибывшая из Сибири 78-я стрелковая дивизия. Ее привел под Москву замечательный боевой командир полковник А.П. Белобородов, состояла она преимущественно из сибиряков, а среди наших прекрасных солдат сибиряки всегда отличались особой стойкостью; была полностью укомплектована и снабжена всем положенным по штатам военного времени. Трудно даже сказать, насколько своевременно сибиряки влились в ряды наших войск.»

Массовый героизм проявили сибиряки в боях за Ленинград. Сибирские части и соединения, сдерживая натиск врага, проявляли упорство и настойчивость. Особую стойкость и смелость сибиряков в боях вынужден был признать враг. Под впечатлением провала плана молниеносного захвата Ленинграда начальник генерального штаба сухопутных войск генерал Гальдер писал в дневнике, что «русские всюду сражаются до последнего человека», а начальник штаба 4-й немецкой армии писал, что «сибиряк еще выносливее, еще сильнее и обладает значительно большей сопротивляемостью, чем его европейский соотечественник». Ратный подвиг новосибирцев по достоинству оценен Родиной. Многим частям и соединениям присвоены почетные наименования тех городов, которые они освобождали от фашистских захватчиков.

Шести новосибирским дивизиям присвоено почетное звание гвардейских и вручены знамена с изображением Ленина.

Сами названия прославленных соединений говорят о их подвигах:

- 9-я гвардейская Кулагинская Краснознаменная стрелковая дивизия;

- 18-я гвардейская Инстербургская Краснознаменная ордена Кутузова стрелковая дивизия;

- 22-я гвардейская Сибирская добровольческая Рижская стрелковая дивизия;

- 25-я гвардейская Синельниковско – Чапаевская ордена Ленина дважды Краснознаменная ордена Суворова стрелковая дивизия;

- 96-я гвардейская Иловайская ордена Ленина Краснознаменная ордена Суворова стрелковая дивизия;

- 2-я гвардейская Берлинская Краснознаменная ордена Суворова и Кутузова авиационно – бомбардировочная дивизия.

За мужество и доблесть проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, тысячи новосибирцев награждены орденами и медалями, 239 человек удостоены высокого звания Героев Советского Союза, а маршал авиации Александр Иванович Покрышкин трижды удостоен Золотой Звезды. 25 наших земляка стали полными кавалерами ордена Славы.

«Никто не забыт, ничто не забыто…». Эту фразу чаще всего относят к героям павшим в годы Великой Отечественной войны. Имена некоторых героев сохранены в названиях улиц Новосибирска: улица имени М. Селезнева, улица Панфиловцев…Среди двадцати восьми гвардейцев, остановивших фашистские танки у разъезда Дубосеково, девять – сибиряки. Вот их имена: Василий Георгиевич Клочков,

Илларион Романович Васильев,

Петр Кузьмич Емцов,

Иван Абрамович Крючков,

Гавриил Степанович Митин,

Дмитрий Фомич Тимофеев,

Николай Игнатьевич Трофимов,

Иван Демидович Шадрин.


Ведущий: 75 лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. В обеспечении Победы исключительно важную роль сыграл железнодорожный транспорт, с которым неразрывно были связаны все крупнейшие операции Великой Отечественной войны. Громадные пространства, на которых развертывались сражения, возросшая потребность в массовых перевозках, превратили железные дороги в военный фактор первостепенного значения. Доклад на тему «Вклад железнодорожников Новосибирской области в Победу в Великой Отечественной войне» представит нам студенты 22 группы Молчанов Данил и Некрытов Дмитрий.


Вклад железнодорожников Новосибирской области в обеспечение Победы в Великой Отечественной войне.

70 лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. В обеспечении Победы исключительно важную роль сыграл железнодорожный транспорт, с которым неразрывно были связаны все крупнейшие операции Великой Отечественной войны. Громадные пространства, на которых развертывались сражения, возросшая потребность в массовых перевозках, превратили железные дороги в военный фактор первостепенного значения.

Перед войной густота сети железных дорог СССР, даже в западной части нашей страны значительно уступала ведущим европейским государствам. Готовя вооруженное нападение на Советский Союз, фашистское командование среди прочих факторов, способствовавших проведению молниеносной войны, рассчитывало и на слабость транспортной системы нашей страны, особенно на неподготовленность железнодорожной сети, надеясь, что она не сможет обеспечить огромные масштабы перевозок в современной войне. Так железные дороги Польши перестали действовать уже через четыре дня войны, а Франции – на одиннадцатый день боевых действий.

Железнодорожники в тылу трудились на пределе человеческих возможностей в едином порыве помочь фронту. На смену ушедшим на фронт мужчинам приходили женщины и осваивали мужские профессии. Так только на Омскую железную дорогу пришло работать 25 тысяч женщин, а на Томскую – 18 тысяч. Во время войны на железных дорогах Сибири женщины составляли почти половину работающих. Более 15 тысяч пенсионеров-железнодорожников добровольно вернулись на транспорт, чтобы заменить тех, кто ушел воевать, восстанавливать и обеспечивать работу прифронтовых железных дорог. Трудовой порыв тружеников тыла был так велик, что на Томской дороге в рабочий строй вернулись более 1000 инвалидов, еще способных работать! Наравне со взрослыми на дороге трудились более 8 тысяч подростков.

На Томской дороге незадолго до войны возникло лунинское движение - Н. А. Лунин предложил ремонтировать машину силами бригады и увеличивать пробег паровозов между промывками, ремонтами, что давало большую экономию средств и материалов. К 7 ноября 1941 года бригада Н. А. Лунина завершила стотысячекилометровый пробег на своем паровозе без подъемочного ремонта. Лунинцами стали три четверти паровозных бригад Томской дороги, сэкономив за 11 месяцев 1,5 млн рублей. В январе 1942 года НКПС издал специальный приказ о развитии лунинского движения в условиях войны. К марту 1942 года на сибирских магистралях трудилось более 1400 лунинских бригад.

Многие депо отказались от централизованного снабжения деталями и дефицитными материалами. В депо строились чугунолитейные и меднолитейные цехи, небольшие прокатные установки. Только на Омской дороге в 1941-1942 годах внедрено в производство более 400 предложений с экономическим эффектом свыше 1,5 млн рублей.

Высоких результатов добивались рабочие вагонных депо "Новосибирск", "Омск", "Тайга", "Инская". Самоотверженный труд коллективов Томской дороги был высоко оценен: 10 предприятий завоевали в соревновании по сети первые места и были награждены знаменами Государственного Комитета Обороны; 19 предприятий, получивших вторые места, были награждены знаменами НКПС.

В 1943 году за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства машинисту депо "Новосибирск" Н. А. Лунину, машинисту депо "Омск" Н. Ф. Полякову и мастеру депо "Тайга" И. Г. Сафронову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Особая страница военной истории Западно-Сибирской магистрали - строительство бронепоездов. Первыми начали тайгинцы. В августе 1941 года работа началась, а в апреле 1942 года машинист П. Хурсик повел бронепоезд "Лунинец" на фронт. Первый бой экипаж принял на участке Касторная - Елец в июле 1942 года. Затем в Тайге построили бронепоезд "Железнодорожник Кузбасса", в Новосибирске - "Советская Сибирь". Только их экипажи совершили 1500 огневых налетов на позиции врага, уничтожили 79 танков, 120 автомобилей, до 6000 солдат и офицеров противника.

За боевые подвиги 20 работников Омской, Новосибирской и Томской железных дорог удостоены звания Героя Советского Союза, а четверо стали полными кавалерами ордена Славы. Тысячи воинов и тружеников тыла награждены орденами и медалями.

Это движение подхватили железнодорожники всей страны. Бескорыстная помощь железнодорожников в годы войны стала массовым и обычным явлением. К началу 1943 года железнодорожники Томской магистрали на воскресниках заработали средства для строительства эскадрильи самолётов «За нашу Родину», военного корабля «Сибирский комсомолец», колонны танков, построили для фронта 11 бронепоездов. По инициативе Новосибирских молодых железнодорожников организован сбор средств на постройку подводной лодки «Новосибирский комсомолец». На свои деньги люди закупали продовольствие, уголь и составами отправляли его на фронт.



Ведущий: Впервые о начале войны новосибирцы услышали по радио. В этот же день на заводах, фабриках, в кино, театрах стали проходить многолюдные митинги.

В первый день войны в городе прошло 3150 митингов. Через 20 минут после правительственного сообщения по радио в городской военкомат пришел слушатель партийных курсов Совин с заявлением о направлении его в действующую армию. В Кировский райвоенкомат пришла Августа Павловна Лысковец, которая просила отправить её на фронт медсестрой вместе с дочерью. Анне Павловне было 84 года.

В первые 10 дней войны в военкоматы города поступило 6708 заявлений от добровольцев, в том числе 2491 заявление от женщин. Всего с начала войны до 1 сентября 1945 года подали заявления 29417 мужчин и 6437 женщин обращались с просьбами.

Не отставали от своих земляков и жители города Карасука и его района. В первые дни войны люди стали уходить на фронт. Выступление на тему «Герои-земляки в Великой Отечественной войне» представит нашему вниманию студенты 23 группы Абраменко Данил и Мыльников Дмитрий.


«Герои-земляки в Великой Отечественной войне»


Минули десятилетия, но в памяти народа остаются дни и ночи Великой Отечественной войны, самой кровавой и жестокой из войн XX столетия.

Её участниками стали многие жители нашего района. Около 11 тысяч карасучан ушли на защиту Родины в годы войны. За мужество и стойкость, проявленные в боях с фашистскими захватчиками орденами и медалями награждено более 7 тысяч воинов - земляков.

В жестоких боях с врагом смертью храбрых пали 4 тысячи наших земляка.

Девять воинов-земляков удостоены звания Героя Советского Союза.

Сударев Аркадий Викторович.

Родился в 1924году в городе Иркутске. В 1942году после окончания средней школы был призван в армию Карасукским РВК. Воевал на Воронежском, потом 1-м Украинском фронтах. Командовал отделением ПТР 70-механизированной бригады. В боях в пригородах Берлина был ранен, но продолжал вести бой. Награжден медалью «За отвагу». После тяжелого ранения умер в апреле 1945года. Похоронен в городе Жагань(Польша). В городе его именем названа улица.

Сметанин Григорий Андреевич

Родился в 1918году в поселке Александровка Карасукского района. В армии с 1939года. В 1941г. окончил Оренбургскую военно-авиационную школу лётчиков. На фронте с ноября 1941года. К сентябрю 1944года насчитывал 180 боевых вылетов на разведку. В 1952году окончил высшую офицерскую школу штурманов ВВС. С 1960г. полковник запаса. Прожил в Костроме. Умер 1987году.

Молочков Григорий Аксентьевич

Родился в 1923г. в деревне Калачи Карасукского района. В 1941году призван в армию. Воевал на Южном, 4-ом Украинском фронтах. Награжден орденом Красного Знамени. В действующей армии с 1943года. Умело руководил боем за Севастополь. Погиб в этом бою. Похоронен в Севастополе. В Карасуке одна из улиц носит его имя.

Климовский Николай Афанасьевич

Родился в 1910году в селе Рассказово Карасукского района Новосибирской области. В 1923году призван в армию. С апреля 1942года на фронте. Участвовал в обороне Сталинграда, Битве на Курской дуге, форсировании Днепра. После войны работал начальником Карасукской автошколы, был депутатом областного совета. Последние годы жил в Туле. Умер в Туле в феврале 2006 года.

Молозев Виктор Фёдорович.

Родился 1 мая 1919года в деревне Глубокое Карасукского района. В армии с 1940года. В 1944г. окончил Ворошиловскую военную авиационную школу пилотов. Лётчик 75 авиационного полка гвардии младший лейтенант Молозев В.Ф. к маю 1945 года совершил 101 боевой вылет. После войны продолжал службу в ВВС. Окончил Краснознаменную Военно-Воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского. С 1975 г. полковник в отставке, проживал в Ленинграде. Умер в 1991году.


Тимонов Василий Николаевич.

Родился в 1919г. в селе Ольховка Карасукского района. За подвиг, совершенный при форсировании Днепра (установил связь с войсками), присвоено звание героя СССР. Жил в городе Карасуке. Работал начальником автоклуба «ДОСААФ». Умер в 1974году. Его именем названа одна из улиц города Карасука.

Ландик Иван Иванович

Родился в 1919году в Омской области. В 1940году работал в дорожном отделе Карасукского райисполкома. Призван в армию Карасукским РВК. Лётчик-истребитель начал свой боевой путь в июле 1943года на Брянском фронте в 937авиационном полку. 18 апреля 1945 года вылетел на очередное задание, был сбит зенитно-артиллерийским огнем, выпрыгнул из самолета, но парашют не успел раскрыться.

Сорокин Захар Артемович

Родился в 1917 году в селе Чёрная-Курья Карасукского района. Окончил летное училище. В 1941 переведен в город Мурманск. После войны занимался литературным трудом, жил в Москве. Умер 1978 году. Советский летчик, герой ВОВ, Герой Советского Союза, воевал без обеих ног. К июлю 1944года совершил 103 боевых вылета, в 19 воздушных боях сбил 11 вражеских самолетов. Был награжден орденом Красного Знамени. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Захару Артемовичу Сорокину присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19августа 1944 года.


Ведущий: Новосибирцы по праву гордятся своими земляками, которые совершали ратные подвиги на полях сражений. 239 человек удостоены высокого звания Героев Советского Союза, а маршал авиации – Александр Иванович Покрышкин – трижды удостоен Золотой Звезды, 25 наших земляка стали полными кавалерами ордена Славы. Доклад на тему «Александр Иванович Покрышкин» представят нашему вниманию Малиновский Иван и Ворона Андрей, группа №21.


Александр Иванович Покрышкин.

Встретив войну безвестным командиром одного из авиационных полков, Покрышкин к концу войны стал героем, получившим всемирную славу лучшего летчика-истребителя. Он также был выдающимся военным стратегом, разработавшим новую тактику советской истребительной авиации, которая предопределила победу СССР над фашистской Германией в воздушной войне.

Родился 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске (ныне Новосибирск) . Судьба не баловала будущего аса и военачальника. Детство и юность его прошли в бедной многодетной семье на рабочей окраине города - Закаменке, которая славилась лихими крепкими парнями. Среди них Александр выделялся тягой к знаниям, интересом к технике, неслучайно его звали «Сашка-инженер». Отличала его и редкая целеустремленность. В 1928 году Покрышкин успешно оканчивает семилетку. Некоторое время подрабатывает кровельщиком в строительных организациях, а весной 1930 года, вопреки воле отца, желавшего, чтобы сын получил профессию счетовода, поступает в школу ФЗУ Сибкомбайнстроя и уходит из дома в общежитие. 
Через полтора года Александр оканчивает ФЗУ, до июля 1932 года работает слесарем-инструментальщиком. Затем добровольно идет на службу в РККА. По комсомольской путевке его направляют в Пермь, в авиационную школу. Войну Покрышкин встретил в Молдавии. И уже 23 июня открывает счет - сбивает первый Ме 109. 3 июля, уже имея несколько побед в воздухе, он был сбит зенитным огнем над рекой Прут. Самолет в ходе приземления на опушке леса был разрушен. Летчику, несмотря на повреждение ноги, удалось на четвертый день добраться до расположения полка. Однажды Покрышкин сказал: «Кто в 1941-1942 годах не воевал, тот войны по-настоящему не видел». В этом была большая правда - чего только не довелось испытать летчикам в ту тяжелую пору: отступление в условиях частой потери связи и управления, штурмовки на лишенных броневой защиты истребителях, которые сами летчики называли «пляской смерти», опасное переутомление после нескольких ежедневных боевых вылетов. 
Не раз техники с изумлением рассматривали пробоины в «МИГе» Покрышкина. В одном из боев пуля, ударив в правый борт кабины, задела плечевые лямки парашюта и от левого борта снова ушла направо, оцарапав подбородок и забрызгав кровью лобовое стекло. Два раза буквально у ног летчика не взрывались сброшенные на аэродром бомбы. Эти случаи (их было не менее десяти), писал Александр Иванович в своих мемуарах, «заставили поверить в судьбу. Никогда не буду прятаться от врага и останусь жив. Этому следовал всегда». 

В 1942 году Покрышкин сбил в воздухе около 20 самолетов противника.

А.И. Покрышкин создал собственную систему подготовки асов. Особое значение придавал он боевой дружбе и слетанности в эскадрильях. Не раз оставлял Покрышкин уже пойманный в прицел немецкий самолет ради спасения попавшего в опасность своего летчика. До конца своих дней больше всего гордился он тем, что по его вине не погиб ни один из тех, кого он водил в бой. Начиная с Кубани при появлении Покрышкина немецкие посты оповещения били тревогу: «Внимание! Внимание! В воздухе Покрышкин!» Были случаи, когда на «аэрокобре» Покрышкина вылетал кто-то из его друзей-летчиков, но найти противника им было трудно, пилоты люфтваффе уходили от боя. 

К концу войны Александр Иванович Покрышкин совершил более 650 боевых вылетов и участвуя в 156 воздушных боях, официально сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 - в составе группы. В военно - исторической и мемуарной литературе встречаются предположения о значительно большем количестве фактически одержанных им побед - 72, 90, более 100.
Поздравляя Александра Ивановича с присвоением звания трижды Героя Советского Союза, командир корпуса А.В. Утин сказал ему: «Рад за тебя, Саша! Ты по праву заслужил это звание и носи его с гордостью. Но запомни мои слова: твои три Звезды - это твой терновый венец, который очень больно будет колоть тебя всю жизнь...» Слова эти оказались пророческими. 
После войны Покрышкин отказался служить в богемной атмосфере штаба Василия Сталина, командующего ВВС Московского военного округа, где многие делали легкую карьеру. Лишь в августе 1953 года трижды Герою присвоено первое генеральское звание. 
Все соединения, которыми командовал Покрышкин, становились лучшими.

Умер А.И. Покрышкин 13 ноября 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Одна из улиц юго-запада столицы носит его имя. В 1993 году получила название «Покрышкин» малая планета. В Новосибирске открыта станция метро «Покрышкинская». Там же, на родине трижды Героя, установлен бронзовый бюст. На западе России, в Калининградской области, несут боевое дежурство летчики родного для великого аса гвардейского истребительного ордена Александра Невского авиаполка имени маршала Александра Покрышкина.



Ведущий: 1941 год, конец июня, никто из советских людей, живущих мирной трудовой жизнью, не ждал, что это лето изменит их судьбу и судьбу страны кардинальным образом. Жители г. Новосибирска, так же как и всей страны, услышав по радио слово «Война!», вряд ли представляли какой трагедией она обернется.

Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года. Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.


Ведущий: Много людей погибло на фронтах и в тылу Великой Отечественной войны. Они живы, пока мы их помним…


Просмотр видео «Они живы, пока мы их помним…»


Почтим светлую память всех погибших в этой войне минутой молчания.

Ведущий: День Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас, и мы обязаны помнить об этом. Наша память не должна ослепнуть.

На этом, наше мероприятие подошло к концу. Спасибо за внимание!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!