СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вирусы - неклеточные формы жизни.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка урока разработана для студентов первого курса СПО. рассказывает о стоение и значении вирусов.

Просмотр содержимого документа
«Вирусы - неклеточные формы жизни.»

Тема урока:  Вирусы – неклеточные формы жизни.

Цели:

Предметные

Формирование знаний о неклеточных формах жизни – вирусах, их строении, классификации, эволюционном происхождении, размножении. Знакомство с историей развития вирусных заболеваний, некоторыми вирусными инфекциями.

Личностные

формировать умение составлять конспект по тексту и лекции преподавателя; развитие внимания студентов.

Метопредметные

Регулятивные

целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка усвоенного и того, что ещё лежит усвоению.

Познавательные

Расширить знания о вирусах как неклеточных  формах жизни, их строении, размножении, классификации, о роли в жизни человека, познакомить с историей открытия вирусов, рассмотреть специфический механизм взаимодействия вируса и клетки, некоторые вирусные инфекции, продолжить формирование умения обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы; продолжить развивать творческие способности учащихся, и закреплять навыки самостоятельной работы.

Коммуникативные

Формировать навыки в решении поставленных задач, анализа и сравнения новой информации, самостоятельного поиска и анализа информации  о вирусных заболеваниях.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Оборудование: компьютер, презентация к теме.




Ход урока.

Скажи мне и я забуду.

Покажи мне, и может быть, я запомню.

 Сделай меня соучастником, и я пойму.

Китайская пословица


1.Орг. этап.

2.Этап всесторонней проверки домашнего задания. (самостоятельно отвечают на вопросы).

  1. Перечислите формы бактерий?

  2. Зарисовать строение бактериальной клетки, указать её органоиды?

  3. Размножение бактерий?

  4. Перечислить вредные бактерии для кондитерских изделий?

  5. Перечислить полезные бактерии для кондитерских изделий?

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.

С самого первого момента появления человека на Земле ему угрожала постоянная опасность. Его враги были очень малы, но приводили к серьезным последствиям. Их жертвы погибали от оспы, чумы, гриппа, СПИДа. Кто же были эти враги? О чем мы будем говорить сегодня? (О вирусах).

Итак, тема нашего урока: «Вирусы - неклеточные формы жизни».   Откуда появились вирусы, какое они имеют строение, где обитают, как размножаются? Почему вирусы – возбудители заболеваний так опасны? Почему с ними трудно вести борьбу и сложно полностью их уничтожить? Почему вирусы называют неклеточными формами жизни?  Сегодня на уроке мы ответим на эти вопросы.

- Каким же образом люди узнали о вирусах? Как и кем были открыты эти формы жизни?

В 1852 году русский ботаник Ивановский Дмитрий Иосифович получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью.

Бейеринк Мартин Виллем ввел термин «вирус» (от латинского – «яд»),.


В 1901 г. было обнаружено первое вирусное заболевание человека - жёлтая лихорадка. Это открытие было сделано американским военным хирургом У. Ридом и его коллегами.

В 1907 году открыт вирус натуральной оспы

1909 год – полиомиелита

В 1911 г. Фрэнсис Раус доказал вирусную природу рака — саркомы кур Рауса.


Вирусы — неклеточные формы жизни. Вирусы очень мелких размеров, примерно в 50 раз меньше бактерий. Разглядеть их с помощью светового микроскопа практически невозможно. Размножаются вирусы только в клетках растений, животных и человека, вызывая различные заболевания.


Вирусы имеют очень простое строение и состоят из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки и скорее напоминают частицу, нежели клетку. Вне клеток хозяина вирусная частица не проявляет никаких признаков жизни: не питается, не дышит, не растет, не размножается. 


Откуда же произошли вирусы? Существует несколько гипотез происхождения вирусов. Согласно первой из них, вирусы произошли от бактерий в результате их упрощения в процессе эволюции. Согласно второй, вирусы – потомки древних, доклеточных структур, перешедших к паразитическому образу жизни. Согласно третьей – вирусы – клеточные генетические структуры, ставшими относительно автономными, но сохранившими зависимость от клеток.


Строение вируса


Классификация вирусов

Дезоксивирусы Рибовирусы


ДНК двухнитчаиая

ДНК однонитчатая

РНК двухнитчатые

РНК однонитчатые

Без внешних оболочек:

Аденовирусы

Без внешних оболочек:

Крысиный вирус-

Без внешних оболочек:

Вирусы раневых опухолей, растений

Без внешних оболочек:

Полиомиелит, Энтеровирусы, Риновирусы ,

Вирус табачной мозаики

С внешними

Оболочками:

Герпес-вирусы

Оспенные

вирусы



С внешними оболочками:

Вирусы кори, свинки, гриппа, бешенства,

Онкогенные РНК-содержащие


Вирусы способны к размножению, они обладают определенной наследственностью, воспроизводя себе подобных

Все вирусы по своей природе – паразиты. Они способны воспроизводить себя, но только внутри живых клеток.

Вирусы, как и другие организмы могут приспосабливаться к условиям внешней среды. Многие условия внешней среды влияют на вирус опосредованно через организм хозяина.


Когда группа вирусов нападает на бактерии, их называют бактериофагами.

Бактериофаги полностью разрушают бактериальные клетки и потому могут быть использованы для лечения бактериальных заболеваний, например дизентерии, брюшного тифа, холеры.

Строение бактериофага ( стр.



Свойства бактериофагов разрушать бактерии используется для предупреждения и лечения бактериальных заболеваний. Являются возбудителями таких заболеваний как: чума, брюшного тиф, дизентерия, сальномеллез.



Роль вирусов в органическом мире.

Негативная роль

Вызывают заболевания растений, животных и человека.

Используются как биологическое оружие.


Позитивная роль

Регулируют численность живых организмов в биосфере.

Являются объектом биотехнологий


4.Актуализация знаний.

Задание для студентов. Исходя из данных таблицы, охарактеризуйте меры профилактики вирусных заболеваний. (заполнить примеры двух заболеваний, остальное заполнение таблицы дома).

                                     

                                 Вирусные заболевания.

Название болезни

Возбудитель

Поражаемые области тела

Способ распространения

Тип вакцинации

Грипп

Микровирус одного из трёх типов А, В, С

Дыхательные пути, эпителий выстилающий трахеи и бронхи.

Капельная инфекция.

Убитый вирус: штамм убитого вируса должен соответствовать штамму вируса вызывающего заболевание.

Оспа

Вирус натуральной оспы. ( ДНК – содержащий вирус).

Дыхательные пути, затем кожа.

Капельная инфекция (возможно контактная передача через раны).

Живой ослабленный

вирус.  

Корь

Ксовирус

 (РНК – содержащий вирус).

Дыхательные пути от ротовой полости до бронхов, затем переход на кожу и кишечник.

Капельная инфекция

Живой вирус.

Коревая краснуха

Вирус краснухи

Дыхательные пути, шейные лимфатические узлы, глаза, кожа.

Капельная инфекция

Живой вирус

ОРВИ

Самые разные вирусы.

Дыхательные пути, обычно только верхние.

Капельная инфекция.

Живой или инактивированный вирус вводится путём внутримышечной инъекции.


Многие путают два совершенно различных понятия - ВИЧ (Вирус иммунодефицита человека) -инфицированный и больной СПИДом (синдром приобретённого иммунодефицита). Разница заключается в том, что

человек, инфицированный вирусом иммунодефицита, может в течение многих лет оставаться работоспособным, относительно здоровым человеком. Такой человек не представляет никакой опасности для окружающих.

5.Первичное усвоение новых знаний. (проверка таблицы)


Меры профилактики вирусных заболеваний

1.Соблюдение здорового образа жизни

2.Меры по повышению иммунитета

3.Повышение санитарной культуры населения

4.Своевременное выявление и лечение больных

5.Ношение марлевых повязок при контакте с больными

6.Соблюдение санитарно-гигиенических правил

7.Вакцинация населения


6. Первичная проверка понимания.

1.Вирусы – это:

А) прокариотическая клетка

Б)эукариотическая клетка

В) неклеточная форма жизни

Г) все верно

2. Вирусы состоят из

А) белков и нуклеиновой кислоты

Б) целлюлозы и белков

В) ДНК и РНК

Г) ядра и цитоплазмы

3. Белковая оболочка, в которую заключен геном вируса, называется

А. вирион Б. капсула В. вироид Г. капсид

4.Наследственная информация заключена в ДНК у вирусов, вызывающих следующие заболевания:

А) СПИД Б) паротит

В) герпес Г) корь





Ответы:

1 – В

2 – А

3 – Г

4 – В

Если нет ни одной ошибки – 5,

Если одна или две ошибки – 4,

Если более двух ошибок – 3.


7.Закрепление. (тест все вместе)


(Тест письменно)

  1. Назовите неклеточные формы жизни:

А) прокариоты               б) эукариоты            в) цианеи                    

г) вирусы

  1. Как называются вирусы, поражающие бактерии:

А) прокариоты       б) бактериофаги        в) рибосомы              

 г) нуклеотиды

  1. Какой вирус был открыт самым первым:

А) вирус табачной мозаики           б) вирус гриппа           в) вирус оспы       г) вирус СПИДа

4. С какими клетками взаимодействует вирус гриппа:

А) клетки печени      б) клетки эпителия носовой полости  

в) лимфоциты    г) клетки крови

5. Как называется белковая оболочка вирусов:

А) капсула     б) капсид     в) клеточная стенка    г) цитоплазматическая мембрана


  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (анализ написания тестовых работ)

9.Информация о домашнем задании, инструктажжж по его выполнению. Творческая работа студентов по написанию синквейна. (вирус). Подготовка к проверочной работе.

Синквейн – это краткая запись основной обсуждаемой проблемы.

Правила написания синквейна (на доске):

В синквейне 5 строк:

  1. понятие (одно слово)

  2. прилагательные (два слова)

  3. глаголы (три слова)

  4. предложение (из четырех слов)

  5. существительное (одно слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Пример синквейна по данной теме (на доске):

1.СПИД

2. Опасный, смертельный.

3. Калечит, уродует, разрушает.

4. Чаще распространяется из–за невежества.

5. Боль.


10.Рефлексия. (подведение итогов занятия)


















































Самоанализ урока

Предмет, класс: общая биология (базовый уровень), 10класс (социально-экономический)

Тема урока: « Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа».

Данный урок включён в тему «Клетка» курса общей биологии. Всего на изучение данной темы  отведено 11 часов (программа среднего (полного) общего образования по биологии X-XI классы, авторы: И.Б. Агафонова, В.И.Сивоглазов, 2010г). Проведённый урок является заключительным в данной теме, ранее учащиеся познакомились с историей изучения клетки, её химическим составом, строением эукариотических и прокариотических клеток и с процессом реализации в клетке наследственной информации. Поэтому изучение строения и жизнедеятельности  вирусов как неклеточной формы жизни в конце общей темы является её логическим завершением.

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: урок-исследование. Тип и форма урока я выбрала исходя из особенностей учащихся данного класса. Их достаточно высокий уровень интеллектуальных способностей позволяет применять в этом классе исследовательские формы работы. Они быстро входят в рабочий ритм, поэтому организационный этап всегда проходит чётко и быстро. Эти ученики любят решать проблемные задачи, что позволяет часто использовать методику проблемного обучения. Серьёзное отношение к учебной деятельности и их высокая работоспособность позволяет постоянно использовать дополнительный учебный  материал. Кроме того, несколько учащихся данного класса нацелены на сдачу ЕГЭ по биологии, что требует дифференцированного подхода с моей стороны. На данном уроке эти учащиеся были руководителями групп, а в конце урока при определении домашнего задания получили дополнительные задания.

Форма, структура и содержание данного  урока, а также его отдельные этапы полностью соответствуют проблеме, над которой работает гимназия на сегодняшний день: «Повышение качества образования через внедрение в деятельность гимназии компетентностно-ориентированного подхода», а также теме моей научно-методической работы «Компетентностный подход к формированию здоровьесберегающей образовательной среды на уроках биологии и во внеурочное время». На первом организационном этапе урока помимо общедидактической цели урока: изучение строения и жизнедеятельности вирусов и их роли в возникновении различных заболеваний, в том числе СПИДа,  целеполагание было сформулировано на языке учеников.                                                                                                                                                                    

Образовательные:                                                                                                                                 - изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов,                                                      - выяснят  роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний;                                                   - узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа.                                                                                                                                                       Развивающие:                                                                                                                                                                                - продолжат формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены;                                        - смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы.                                                                                     Воспитательные:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            - убедятся в необходимости ведения здорового образа жизни;                                                                      - проведут самоанализ деятельности;                                                                                                       - повысят уровень коммуникативной культуры.

Постановка данных целей совместно с учащимися способствует формированию ценностно-смысловых компетенций.

На втором этапе актуализации знаний проверка проводилась в форме терминологического мини-экзамена, который позволяет в быстрой и эффективной  форме опросить всех учащихся класса, при этом используются элементы взаимопомощи и соревновательности.

На следующем этапе уроке использована  исследовательская модель: «Обучение исследованию». Она включает в себя 5 последовательных ступеней:                                   1.Столкновение с проблемой. Отправной точкой при работе по этой модели является парадоксальная ситуация, порождающая познавательный конфликт. Естественное любопытство дает первый толчок исследовательской любознательности.
2. Вербализация, т.е. проговаривание проблемы (начальный этап ее решения). Этот прием предложили Л.Резник и Р.Глейзер, основываясь на данных психолого-педагогических исследований.
3. Верификация, т.е. сбор и анализ данных, выдвижение и проверка гипотез.
4. Построение объяснения. Ученики формулируют объяснение.                                              5. Анализ хода исследования .Класс возвращается к проведенному исследованию, анализирует его ход.                                                                                                                                       В данной  модели «Обучение исследованию» формируются исследовательские навыки, умения анализировать, сравнивать, делать  выводы, коммуникативные навыки. Данная модель является типообразующей на данном уроке и хорошо подходит для использования в данном классе в силу возрастных и индивидуальных особенностей. Её использование способствует формированию у учащихся учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций.

На следующих этапах урока использованы такие виды и формы учебной деятельности, как работа с дидактическим материалом (таблицы), просмотр презентаций и видеоролика, решение проблемного вопроса, составление синквейна, которые, чередуясь, позволяют поддерживать работоспособность учащихся на высоком уровне, не приводя к утомлению.

По ходу урока используется большое количество наглядных пособий и материалов, ТСО, что повышает интерес и мотивацию к учению. В конце урока при рефлексии и оценивании деятельности учащихся используются элементы самоконтроля и самоанализа. Домашнее задание носит закрепительный характер, но в то же время имеет дифференцированный подход.

Особую роль с позиций здоровьесберегающих технологий играет использование на уроке физкультминутки, смена видов учебной деятельности, чередование способов преподавания, наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ, связь содержания урока с жизнью, создание дружелюбной психологической атмосферы. Всё это способствует формированию компетенций личностного самосовершенствования. Активность учеников на уроке была достаточно высокой, что свидетельствует об отсутствии утомления, а это является необходимым условием здоровьесберегающих уроков.

Данный урок можно рассматривать в рамках метапредмета «знание и информация», поскольку у учащихся формируется способность работать с понятиями, систематизирующая способность по обработке новой информации. Материал данного урока имеет междисциплинарные связи с такими науками, как химия (состав вирусной частицы), медицина (вирусные заболевания), валеология (вопросы здоровьесбережения), физика (рефлексия в виде графика), русский язык (написание синквейна), философия (китайская пословица) и др.

Темп и плотность урока поддерживались на высоком уровне в связи с достаточно хорошим уровнем знаний и умений учащихся,  их интеллектуальными и психологическими  возможностями. Структура урока, на мой взгляд, оптимальна, соответствует теме и поставленным целям. Результатами работы явилось то, что учащиеся в процессе исследовательской групповой работы изучили материал о вирусах как источнике опасности для здоровья, сами формулировали меры профилактики вирусных заболеваний, особенно СПИДа, что очень актуально на сегодняшний день, хорошо взаимодействовали друг с другом. Поэтому, исходя из результатов, я могу сделать вывод о том, что цели урока достигнуты.

Недостатки урока и их причины (гигиенические условия).























  1. Перечислите формы бактерий?

  2. Зарисовать строение бактериальной клетки, указать её органоиды?

  3. Размножение бактерий?

  4. Перечислить вредные бактерии для кондитерских изделий?

  5. Перечислить полезные бактерии для кондитерских изделий?




1.Перечислите формы бактерий?

2.Зарисовать строение бактериальной клетки, указать её органоиды?

3.Размножение бактерий?

4.Перечислить вредные бактерии для кондитерских изделий?

5.Перечислить полезные бактерии для кондитерских изделий?




1.Перечислите формы бактерий?

2.Зарисовать строение бактериальной клетки, указать её органоиды?

3.Размножение бактерий?

4.Перечислить вредные бактерии для кондитерских изделий?

5.Перечислить полезные бактерии для кондитерских изделий?




1.Перечислите формы бактерий?

2.Зарисовать строение бактериальной клетки, указать её органоиды?

3.Размножение бактерий?

4.Перечислить вредные бактерии для кондитерских изделий?

5.Перечислить полезные бактерии для кондитерских изделий?




1.Перечислите формы бактерий?

2.Зарисовать строение бактериальной клетки, указать её органоиды?

3.Размножение бактерий?

4.Перечислить вредные бактерии для кондитерских изделий?

5.Перечислить полезные бактерии для кондитерских изделий?








Тест

  1. Назовите неклеточные формы жизни:

А) прокариоты               б) эукариоты            в) цианеи                

г) вирусы

  1. Как называются вирусы, поражающие бактерии:

А) прокариоты       б) бактериофаги        в) рибосомы              

 г) нуклеотиды

  1. Какой вирус был открыт самым первым:

А) вирус табачной мозаики           б) вирус гриппа           в) вирус оспы       г) вирус СПИДа

4. С какими клетками взаимодействует вирус гриппа:

А) клетки печени      б) клетки эпителия носовой полости  

  в) лимфоциты    г) клетки крови

5. Как называется белковая оболочка вирусов:

А) капсула     б) капсид     в) клеточная стенка    г) цитоплазматическая мембрана





Тест

  1. Назовите неклеточные формы жизни:

А) прокариоты               б) эукариоты            в) цианеи                  

  г) вирусы

  1. Как называются вирусы, поражающие бактерии:

А) прокариоты       б) бактериофаги        в) рибосомы              

 г) нуклеотиды

  1. Какой вирус был открыт самым первым:

А) вирус табачной мозаики           б) вирус гриппа           в) вирус оспы       г) вирус СПИДа

4. С какими клетками взаимодействует вирус гриппа:

А) клетки печени      б) клетки эпителия носовой полости    

в) лимфоциты    г) клетки крови

5. Как называется белковая оболочка вирусов:

А) капсула     б) капсид     в) клеточная стенка    г) цитоплазматическая мембрана




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!