Ответы учащихся: 1.Скорей всего причиной этих заболеваний были вирусы. Поэтому тема нашего урока – Вирусы. Учащиеся отвечают на вопрос, что они знают о вирусах. Самостоятельная работа учащихся с использованием интерактивного комплекса "Изучение вирусов" По следующему плану: 1. По хронологической таблице изучите историю открытия вирусов, ответьте на вопросы: - Какие вирусы были открыты раньше и почему? - Каково происхождение вирусов? - Как называется наука , изучающая вирусы? 2. Изучите классификацию вирусов. Составьте таблицы-схемы в тетради "Классификация вирусов", ответьте на вопрос: - Чем простые вирусы отличаются от сложных? - Изучите РНК- содержащие и ДНК- содержащие вирусы. 3. Известно 200 форм животных вирусов, 170 растительных вирусов, 50 фагов. - Чем определяется разнообразие форм вирусов? - Каковы размеры вирусов? 4. Рассмотрите строение вирусов по рисункам в сравнении. - Изучите строение вирусов табачной мозаики и бактериофага. В чем их сходство и различие? 5. Изучите процессы жизнедеятельности вирусов по схеме: "Проникновение вирусов в клетку. Докажите, что вирусы - всего лишь внутриклеточные паразиты и свои свойства живых организмов они могут проявлять только внутри клеток других живых организмов. - Как размножаются вирусы, чем размножение вирусов отличается от клеточного размножения? - Какова гипотеза происхождения вирусов? Учащийся задает вопрос врачу о том, чем опасен свиной, птичий грипп для человека? Ученица: Хотелось бы узнать, каковы основные признаки, симптомы у заболевшего свиным гриппом. Рассказ ученика, переболевшего гриппом. Учащиеся заполняют таблицу Учащиеся делают выводы о необходимости дальнейшего изучения вирусов. | 1. С целью подведения учащихся к самостоятельной постановке темы урока учитель предлагает учащимся послушать историческую справку и предположить о чем пойдет речь на уроке. Первые упоминания о самом грозном заболевании - оспе найдены в древнеегипетских папирусах. Эпидемия оспы за 12 веков до нашей эры описана арабскими учёными. На коже мумии фараона Рамзеса V (1085 г до нашей эры) обнаружены типичные оспенные поражения. Другую болезнь описал древнегреческий врач Гиппократ (460-370г. до н.э.). Позже она получила название полиомиелит. В трудах великого мыслителя древности Демокрита (5 век до н.э.) найдены описания бешенства. В чём причины болезней, кто их вызывает - они сказать не могли. - А вы, ребята, знаете что является причиной болезней? II. Актуализация субъектного опыта учащихся Вопрос: Что вам известно о вирусах? Давайте проверим правильность ваших ответов, используя компьютерную презентацию. История открытия вирусов. Д.И. Ивановский, ещё, будучи студентом, интересовался болезнями табака, его особенно заинтересовала мозаичная болезнь табака, названная так агрономом Маером из-за мозаичного расположения тёмно и светло зелёных пятен. Ивановский в 1892 году писал: "Я убедился, что сок листьев, пораженных мозаичной болезнью, сохраняет свои инфекционные свойства даже после фильтрования через свечу Шамберлана" (бактериальный фильтр) . И 12февраля 1892 года 28- летний выпускник Петербургского Университета доложил о своих пятилетних наблюдениях в работе "О двух болезнях табака". Это было открытие века, через 90 лет Академик АМН СССР В.М. Жданов написал : "Судьба открытий бывает разной, одни рождаются с шумом и сенсацией, а затем занимают скромное место в ряду фактов, составляющих фонд той или иной научной дисциплины. Другие вначале не привлекают к себе большого внимания и даже остаются мало замеченными, и лишь в дальнейшем становится ясным их значение, и немеркнущий луч этих открытий освещает путь науки в течение десятилетий. К их числу относится открытие Д. И. Ивановским мира вирусов". Да, долгое время казалось, что вирус табачной мозаики, так же как открытый Ф. Лефлером и П. Фрошем в 1898 году вирус ящура и даже описанные К. Д'Эррелем и Ф. Твортом в 1915-1917 годах бактериофаги - это все какие-то случайности, какие-то исключения из достаточно уже известного мира живой природы. И только к концу 20-к годов, а возможно, и несколько позже, среди ученых стали распространяться представления о том, что вирусы занимают в биосфере свое особое место. Учитель проводит проверку выполнения учащимися самостоятельной работы в виде беседы. Абсолютное большинство вирусов было открыто при установлении причины какого-либо заболевания человека, животных или растений. И это наложило отпечаток и на отношение к вирусам, и к науке вирусологии, которая их изучает. В ней стали видеть, прежде всего, раздел патологии, вернее, раздел о причинах патологии, а мельчайшие объекты, исследуемые этой дисциплиной, назвали однозначно - яд (по-гречески яд - вирус) Сегодня в ток-шоу "Суд над вирусами" мы попытаемся найти ответ на вопрос: "Какое значение имеют вирусы в природе?" К нам на урок пришли: врач- инфекционист Центральной районной больницы, вирусолог, специалист из Спид-центра , ученик, перенёсший вирусную инфекцию, журналист районной газеты. (Роль специалистов играют старшеклассники) С обвинительным выступлением о вирусных заболеваниях: Врач-инфекционист Рассказывает о вирусных болезнях, о заболеваемости в Тальменском районе, в Алтайском крае. Врач-инфекционист: Свиной грипп - это инфекционное острое респираторное заболевание свиней, вызываемым одним из нескольких вирусов свиного гриппа А. Наиболее часто вирусы свиного гриппа принадлежат к подтипу H1N1, но среди свиней циркулируют и другие подтипы (такие как H1N2, H3N1 и H3N2). Наряду с вирусами свиного гриппа свиньи могут быть также инфицированы вирусами птичьего гриппа Дело в том, что вирус гриппа очень изменчив. Он может менять свою антигенную структуру таким образом, что если ранее вирус гриппа свиней вызывал заболевание только у свиней, то после мутации вируса гриппа свиней он начинает вызывать заболевание и у человека. Новый вирус становиться более активным и сильным, может вызывать более тяжелые формы заболевания гриппом у людей. В этом вся и проблема. Предугадать когда и какой именно вирус гриппа видоизменится практически невозможно, поэтому заранее сделать вакцину против гриппа тоже невозможно. Но из истории известно, что практически каждые 40-50 лет происходит подобная мутация вируса гриппа, что вызывает массовые заболеваний у людей, то есть приводит к вспышкам пандемий гриппа. По прогнозам специалистов, на начало третьего тысячелетия должна была возникнуть очередная ипедемия гриппа, вот только с антигенным видом вируса гриппа немного ошиблись. Передача инфекции осуществляется воздушно-капельным путем. Вирус со слизистых дыхательных путей при дыхании, чихании, кашле, разговоре выделяется в огромной концентрации и может находиться во взвешенном состоянии несколько минут свиной грипп может протекать в среднетяжелой форме и тяжелой форме. Выступление врача-инфекциониста: Основные признаки свиного гриппа - это: повышение температуры тела до 38,5-39,5°С и выше; При развитии тяжелой формы гриппа температура тела поднимается до 40-40,5°С. В дополнение к симптомам, характерным для среднетяжелой формы гриппа появляются признаки психотические состояния, судорожные припадки, галлюцинации), сосудистые расстройства (носовые кровотечения, точечные геморрагии на мягком небе) и рвота. Журналист: Как уберечься от свиного гриппа? Конечно, стопроцентной гарантии того, что свиной грипп обойдет всех стороной, нет. Ведь свиной грипп, как впрочем и любой другой человеческий грипп, передается воздушно-капельным путем. Но некоторые меры осторожности, чтобы не заболеть свиным гриппом, все-таки будет не лишним соблюдать. Старайтесь избегать контакта с людьми, у которых есть признаки простуды: кашель, чихание, повышенная температура тела и др. Старайтесь во время эпидемии гриппа не посещать общественные места, особенно с детьми (магазины, аптеки, общественный транспорт). Используйте защитную ватно-марлевую повязку. Чаще мойте руки (один из способов передачи вируса есть контактный и через предметы обихода). Исключите, по возможности, поездки за границу, в очаги, где сейчас выявлены вспышки заболеваемости свиным гриппом. Принимайте комплексные поливитамины, сейчас весна, недостаток витаминов в организме есть практически у каждого. Врач из Спид-центра рассказывает о вирусе иммунодефицита человека, вызывающего ВИЧ-инфекцию и СПИД. Демонстрирует видеофильм "СПИД-чума 21 века" Предлагает учащимся ознакомиться с таблицей (Заполните таблицу, используя дополнительные пособия.) Приложение 1 Выступление адвоката вирусов учёного-вирусолога: Вирусы имеют и положительное значение для человека. Вирусы бактериофаги используются для биологической формы борьбы с болезнетворными бактериями. В будущем человек научится управлять вирусами и бороться с теми вирусными болезнями, которые сейчас неизлечимы. Стихотворение о вирусах и тайнах третьего царства. Когда-то, миллионы лет назад, На нашей замечательной планете Возникла жизнь, и начался парад Невиданных существ на этом свете. Бактерии, простейшие, грибы, Не счесть червей, и так от века к веку Жизнь становилась гуще и сложней И, наконец, дошла до человека. Все хорошо! Но, видимо, Природа Иль просчиталась где, иль что недоучла, Но в этой распрекрасной бочке меда И ложку дегтя нам преподнесла! Иль существа, а может, вещества Об этом долгий спор не утихает, Но вирусы- и все об этом знают Среди других живут и процветают Печальная реальность такова! Грозит нам СПИД- себя как уберечь?! И птичий грипп откуда-то вдруг взялся! Как сделать, чтобы затупился меч, А щит непробиваемым остался! | |