СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Вирусы - неклеточные формы жизни"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Тема урока  "Вирусы - неклеточные формы жизни"

Учебная цель: Сформировать знания о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности.

 

  

Просмотр содержимого документа
«"Вирусы - неклеточные формы жизни"»

КОНСПЕКТ УРОКА









Аттестуемый педагог (Ф.И.О.) Воронкина Надежда Ивановна



Город, район Село Анисимово Тальменский район с. Анисимово, Тальменский район



Образовательное учреждение МКОУ «Анисимовская СОШ»

школа»



Предмет Биология История

Класс 9



Тема урока "Вирусы - неклеточные формы жизни"



Характеристика класса В классе 13 учащихся, из них 5 мальчиков и 8 девочек;

класс достаточно активный, у большей части класса

преобладают положительные мотивации к учебе. преобладают положительные мотивации к учебе



класс достаточно активный, у большей части класса

преобладают положительные мотивации к учебе

Средства, обеспечивающие

учебный процесс Мультимедийный проектор, экран, компьютер,

компьютерная презентация "Вирусы", стенд к уроку "Враг №1", буклеты, видеофильм "СПИД-чума 21 века"

хрестоматия по истории древнего мира









Происходило развитие коммуникативных и

мыслительных навыков учащихся.



















1. Организационный момент


Цель: создание благоприятных условий для совместного сотрудничества с обучающимися, психологического настроя на работу

Задачи: организовать внимание и внутреннюю готовность класса

Методы организации работы учащихся: словесный


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание


1.Работают во фронтальном диалоге.



1. Приветствие

Проверка подготовленности учащихся к уроку.




ІІ. Опрос учащихся по заданному на дом материалу


Цель: вспомнить изученные темы раздела: «Биологические катализаторы», создать условия для изучения нового материала
Задача: закрепить знания учащихся о катализаторах, о роли ферментов в клетке и почему недостаток витаминов может вызвать нарушения в процессах жизнедеятельности организма.

Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: объяснительный, репродуктивный.
Методы организации совместной деятельности учащихся: фронтальный.
Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: объяснительный, постановка проблемы урока, сотрудничества.



1. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы







2.Тестирование (4 человека работают по карточкам);

3. Устно: Какие вещества называются катализаторами?

Какую роль играют ферменты в клетке?

Почему недостаток витаминов может вызвать нарушения в процессах жизнедеятельности организма?




1. С целью мотивации учебной деятельности учитель предлагает учащимся вспомнить тему предыдущего урока, вопросы, вызвавшие наибольший интерес, а также вопросы, вызвавшие затруднения.


2. Учитель предлагает учащимся проверить свои знания по теме прошлого урока.


















ІІІ. Изучение нового материала.


Учебная цель: Сформировать знания о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности.

Задачи: 1Образовательные: углубить знания учащихся о неклеточных формах жизни - вирусах, раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, их строение и жизнедеятельность во взаимодействии с клеткой, ознакомить с заболеваемостью вирусными инфекциями.

2. Развивающие: продолжить развитие логического мышления, творческих способностей, коммуникативности. Активизировать мыслительные процессы сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Развивать навыки работы на компьютере.

3. Воспитательные: профилактика вирусных инфекционных заболеваний, формирование необходимости здорового образа жизни.

Формы и методы изложения нового учебного материала: объяснение, беседа с использованием наглядности, поиск решения поставленной проблемы, её обсуждение

Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковые;

по виду источника знаний: словесно-наглядные;

по форме совместной деятельности учителя и учащихся: рассказ, беседа, презентация.

Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, иллюстративные материалы, создание ситуации успеха



Ответы учащихся:

1.Скорей всего причиной этих заболеваний были вирусы. Поэтому тема нашего урока – Вирусы.























Учащиеся отвечают на вопрос, что они знают о вирусах.

























































Самостоятельная работа учащихся с использованием интерактивного комплекса "Изучение вирусов" 

По следующему плану:

1. По хронологической таблице изучите историю открытия вирусов, ответьте на вопросы:

- Какие вирусы были открыты раньше и почему?

- Каково происхождение вирусов?

- Как называется наука , изучающая вирусы?

2. Изучите классификацию вирусов. Составьте таблицы-схемы в тетради "Классификация вирусов", ответьте на вопрос:

- Чем простые вирусы отличаются от сложных?

- Изучите РНК- содержащие и ДНК- содержащие вирусы.

3. Известно 200 форм животных вирусов, 170 растительных вирусов, 50 фагов.

- Чем определяется разнообразие форм вирусов?

- Каковы размеры вирусов?

4. Рассмотрите строение вирусов по рисункам в сравнении. 

- Изучите строение вирусов табачной мозаики и бактериофага. В чем их сходство и различие?

5. Изучите процессы жизнедеятельности вирусов по схеме: "Проникновение вирусов в клетку. Докажите, что вирусы - всего лишь  внутриклеточные паразиты и свои свойства живых организмов они могут проявлять только внутри клеток других живых  организмов.

- Как размножаются вирусы, чем размножение вирусов отличается от клеточного размножения?

- Какова гипотеза происхождения вирусов?





































Учащийся задает вопрос врачу о том, чем опасен свиной, птичий грипп для человека?

















































Ученица: Хотелось бы узнать, каковы основные признаки, симптомы у заболевшего свиным гриппом.

Рассказ ученика, переболевшего гриппом.























































Учащиеся заполняют таблицу





















Учащиеся делают выводы о необходимости дальнейшего изучения вирусов.



























1. С целью подведения учащихся к самостоятельной постановке темы урока учитель предлагает учащимся послушать историческую справку и предположить о чем пойдет речь на уроке.

Первые упоминания о самом грозном заболевании - оспе найдены в древнеегипетских папирусах. Эпидемия оспы за 12 веков до нашей эры описана арабскими учёными. На коже мумии фараона Рамзеса V (1085 г до нашей эры) обнаружены типичные оспенные поражения. Другую болезнь описал древнегреческий врач Гиппократ (460-370г. до н.э.). Позже она получила название полиомиелит. В трудах великого мыслителя древности Демокрита (5 век до н.э.) найдены описания бешенства.

В чём причины болезней, кто их вызывает - они сказать не могли.

- А вы, ребята, знаете что является причиной болезней?


II. Актуализация субъектного опыта учащихся

Вопрос: Что вам известно о вирусах?

Давайте проверим правильность ваших ответов, используя компьютерную презентацию.


История открытия вирусов. 

Д.И. Ивановский, ещё, будучи студентом, интересовался болезнями табака, его особенно заинтересовала мозаичная болезнь табака, названная так агрономом Маером из-за мозаичного расположения тёмно и светло зелёных пятен. Ивановский в 1892 году писал:

"Я убедился, что сок листьев, пораженных мозаичной болезнью, сохраняет свои инфекционные свойства даже после фильтрования через свечу Шамберлана" (бактериальный фильтр) . И 12февраля 1892 года 28- летний выпускник Петербургского Университета доложил о своих пятилетних наблюдениях в работе "О двух болезнях табака". Это было открытие века, через 90 лет Академик АМН СССР В.М. Жданов написал : "Судьба открытий бывает разной, одни рождаются с шумом и сенсацией, а затем занимают  скромное место в ряду фактов, составляющих фонд той или иной научной дисциплины. Другие вначале не привлекают к себе большого внимания и  даже остаются мало замеченными, и лишь в дальнейшем становится ясным их значение, и немеркнущий луч этих открытий освещает путь науки в течение десятилетий.  К их числу относится открытие Д. И. Ивановским мира вирусов". Да, долгое время казалось, что вирус табачной мозаики, так же как открытый Ф. Лефлером и П. Фрошем в 1898 году вирус ящура и даже описанные К. Д'Эррелем и  Ф. Твортом в 1915-1917 годах бактериофаги - это все какие-то случайности, какие-то исключения из достаточно  уже известного мира живой природы. И только к концу 20-к годов, а возможно, и несколько позже, среди ученых стали распространяться представления о том, что  вирусы занимают в биосфере свое особое место.




Учитель проводит проверку выполнения учащимися самостоятельной работы в виде беседы.































































Абсолютное большинство вирусов было открыто  при установлении причины какого-либо заболевания человека, животных или растений. И это наложило отпечаток и на отношение к вирусам, и к науке вирусологии, которая их изучает. В ней стали видеть, прежде всего, раздел патологии, вернее, раздел о причинах патологии, а мельчайшие объекты, исследуемые этой дисциплиной, назвали однозначно - яд (по-гречески яд -  вирус)


Сегодня в ток-шоу "Суд над вирусами" мы попытаемся найти ответ на вопрос: "Какое значение имеют вирусы в природе?"

К нам на урок пришли: врач- инфекционист Центральной районной больницы, вирусолог, специалист из Спид-центра , ученик, перенёсший вирусную инфекцию, журналист районной газеты. (Роль специалистов играют старшеклассники)




С обвинительным выступлением о вирусных заболеваниях:


Врач-инфекционист Рассказывает о вирусных болезнях, о заболеваемости в Тальменском районе, в Алтайском крае.


Врач-инфекционист:

Свиной грипп - это инфекционное острое респираторное заболевание свиней, вызываемым одним из нескольких вирусов свиного гриппа А. Наиболее часто вирусы свиного гриппа принадлежат к подтипу H1N1, но среди свиней циркулируют и другие подтипы (такие как H1N2, H3N1 и H3N2). Наряду с вирусами свиного гриппа свиньи могут быть также инфицированы вирусами птичьего гриппа Дело в том, что вирус гриппа очень изменчив. Он может менять свою антигенную структуру таким образом, что если ранее вирус гриппа свиней вызывал заболевание только у свиней, то после мутации вируса гриппа свиней он начинает вызывать заболевание и у человека. Новый вирус становиться более активным и сильным, может вызывать более тяжелые формы заболевания гриппом у людей. В этом вся и проблема. Предугадать когда и какой именно вирус гриппа видоизменится практически невозможно, поэтому заранее сделать вакцину против гриппа тоже невозможно. Но из истории известно, что практически каждые 40-50 лет происходит подобная мутация вируса гриппа, что вызывает массовые заболеваний у людей, то есть приводит к вспышкам пандемий гриппа. По прогнозам специалистов, на начало третьего тысячелетия должна была возникнуть очередная ипедемия гриппа, вот только с антигенным видом вируса гриппа немного ошиблись. Передача инфекции осуществляется воздушно-капельным путем. Вирус со слизистых дыхательных путей при дыхании, чихании, кашле, разговоре выделяется в огромной концентрации и может находиться во взвешенном состоянии несколько минут свиной грипп может протекать в среднетяжелой форме и тяжелой форме.

Выступление врача-инфекциониста: Основные признаки свиного гриппа - это: повышение температуры тела до 38,5-39,5°С и выше;

  • интоксикация;

  • обильное потоотделение;

  • слабость;

  • светобоязнь;

  • суставные и мышечные боли;

  • головная боль;

  • ринит (насморк). 

При развитии тяжелой формы гриппа температура тела поднимается до 40-40,5°С. В дополнение к симптомам, характерным для среднетяжелой формы гриппа появляются признаки психотические состояния, судорожные припадки, галлюцинации), сосудистые расстройства (носовые кровотечения, точечные геморрагии на мягком небе) и рвота.

Журналист: Как уберечься от свиного гриппа?

Конечно, стопроцентной гарантии того, что свиной грипп обойдет всех стороной, нет. Ведь свиной грипп, как впрочем и любой другой человеческий грипп, передается воздушно-капельным путем. Но некоторые меры осторожности, чтобы  не заболеть свиным гриппом, все-таки будет не лишним соблюдать.   

  1. Старайтесь избегать контакта с людьми, у которых есть признаки простуды: кашель, чихание, повышенная температура тела и др.

  2. Старайтесь во время эпидемии гриппа не посещать общественные места, особенно с детьми (магазины, аптеки, общественный транспорт).

  3. Используйте защитную ватно-марлевую повязку.

  4. Чаще мойте руки (один из способов передачи вируса есть контактный и через предметы обихода).

  5. Исключите, по возможности, поездки за границу, в очаги, где сейчас выявлены вспышки заболеваемости свиным гриппом.

  6. Принимайте комплексные поливитамины, сейчас весна, недостаток витаминов в организме есть практически у каждого.

Врач из Спид-центра рассказывает о вирусе иммунодефицита человека, вызывающего ВИЧ-инфекцию и СПИД. Демонстрирует видеофильм "СПИД-чума 21 века" Предлагает учащимся ознакомиться с таблицей (Заполните таблицу, используя дополнительные пособия.)

Приложение 1




Выступление адвоката вирусов учёного-вирусолога:

Вирусы имеют и положительное значение для человека. Вирусы бактериофаги используются для биологической формы борьбы с болезнетворными бактериями. В будущем человек научится управлять вирусами и бороться с теми вирусными болезнями, которые сейчас неизлечимы.





Стихотворение о вирусах и тайнах третьего царства.

Когда-то, миллионы лет назад, 
На нашей замечательной планете
Возникла жизнь, и начался парад
Невиданных существ на этом свете.
Бактерии, простейшие, грибы,
Не счесть червей, и так от века к веку
Жизнь становилась гуще и сложней
И, наконец, дошла до человека.
Все хорошо! Но, видимо, Природа
Иль просчиталась где, иль что недоучла,
Но в этой распрекрасной бочке меда
И ложку дегтя нам преподнесла!
Иль существа, а может, вещества
Об этом долгий спор не утихает,
Но вирусы- и все об этом знают
Среди других живут и процветают
Печальная реальность такова!
Грозит нам СПИД- себя как уберечь?!
И птичий грипп откуда-то вдруг взялся!
Как сделать, чтобы затупился меч, 
А щит непробиваемым остался!





IV. Закрепление учебного материала

Учебная цель: выяснить насколько хорошо учащиеся усвоили новый материал, необходимый для решения поставленной проблемы
Цели и задачи: развитие умения анализировать, оценивать результаты работы, делать самоанализ
Формы и методы достижения поставленных целей: учебно-познавательные, дедуктивные.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: ответы на вопросы.

Осознают новый опыт, размышляют, делают самоанализ.

Отвечают на вопрос учителя.



Выполнение теста. Взаимопроверка по эталону.



Отвечают на вопросы учителя.

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с вирусами как неклеточной формай жизни. Выслушали мнение специалистов.


Для закрепления изученного на уроке материала выполним небольшое тестовое задание.



Какое строение имеют вирусы?

Какие особенности отличают вирусы от других живых организмов?

Чем определяется разнообразие форм вирусов?


Рефлексия.

Ребята! Ответьте мне на вопросы:

  1. Что вы узнали нового на сегодняшнем уроке?

  2. Достигли мы поставленной цели?



V. Задание на дом

Цель самостоятельной работы учащихся: уметь отвечать на вопросы по тексту изученного параграфа, проработать понятия урока, подготовить презентацию по теме «Все о СПИДЕ»
Цель учителя: умение выделять главные мысли, обосновывать свое мнение, уметь делать выводы, знать изученный материал, делать сравнительный анализ
Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, свободное владение материалом в процессе пересказа и ответов на вопросы.

Запись домашнего задания. Прослушивание рекомендаций учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания

Организует домашнее задание:

Прочитать текст на стр. 37-39 и ответить на вопросы стр. 39.

Дополнительный материал.

Создать свою презентацию по теме "Всё о СПИДЕ"






































Приложение 1


СПИД. Его не видно, но он рядом.

Что такое ВИЧ и СПИД?

ВИЧ - вирус иммунодефицита человека. Он разрушает защитную (иммунную) систему, делает человека неспособным сопротивляться инфекции.

Люди, зараженные ВИЧ, называются "ВИЧ-инфицированными".

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита)- вирусное инфекционное заболевание, вызываемое ВИЧ-инфекцией. Заразившийся человек (носитель ВИЧ) не сразу заболевает СПИДом, в течении 10 лет выглядит и чувствует себя здоровым, но неумышленно может распространять инфекцию. СПИД быстрее развивается у тех носителей ВИЧ, чье здоровье ослаблено курением, алкоголем, наркотиками, стрессами и плохим питанием.

Как можно обнаружить ВИЧ?

Существует тест на антитела к ВИЧ. По наличию антител в крови, взятой из вены, устанавливается, имелся ли контакт с вирусом или нет.

Следует иметь в виду, что от момента заражения до реакции организма может пройти несколько месяцев (анализ будет отрицательным, но инфицированный человек уже может передавать ВИЧ другим).

Как происходит заражение ВИЧ?

Вирус передается только через определенные жидкости организма.

Это:

- Кровь;

- Сперма;

- Вагинальный секрет;

- Грудное молоко.

То есть, вирус может передаваться только:

- При любом проникающем сексуальном контакте без презерватива;

- При прямом попадании крови через ранки, язвочки, слизистые оболочки;

- При использовании нестерильных шприцев как в медицинских целях, так и для введения наркотиков;

- От матери к ребенку во время беременности, родов или кормлении грудью.

ВИЧ не передается

- При бытовых контактах (поцелуях, рукопожатиях, объятиях, пользовании общей посудой, бассейном, туалетом, постелью);

- Через укусы насекомых и животных;

- При заборе донорской крови, так как при этом используются одноразовые инструменты, шприцы и иглы.

Если вы узнали, что заражены ВИЧ

- Подумайте, какую вы несете ответственность за то, чтобы не подвергать риску заражения других;

- Подготовьтесь к тому, что некоторые люди, узнав о вашем диагнозе, могут отказаться от общения с вами;

- Примите себя таким, какой вы есть. Помните, что через год ваше здоровье будет таким же, как и сейчас, а что будет через 7-10 лет зависит от вас.

- Узнайте о своих правах и обязанностях.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!