Викторина по теме:
«Знай, люби и охраняй природу!»
1 класс
Подготовила Кизлевич С.А.
учитель нач. классов
1.Класс: 1
2.Тема: «Знай, люби и охраняй природу!»
3.Форма: Викторина
4.Цель: прививать интерес, обобщить знания детей о весенних изменениях в природе, воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
5.Задачи:
1.Образовательные:
-закрепить полученные знания;
-формировать умение анализировать;
2.Развивающие:
-развитие умения устной речи, кругозора, творческой фантазии, наблюдательности;
-формировать у детей положительные мотивы;
3.Воспитательные:
-уважение к своему классу, учителю;
-воспитание активности, усидчивости, самостоятельности;
Ход мероприятия:
1)Вводная часть.
а) Приветствие. Организационный момент.
Сегодня мы собрались вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. А что значит охранять природу?
б)Мотивация: Чтобы понять природу, нужно ее хорошо знать и любить. Но чтобы начать викторину, отгадайте загадку:
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла ...
Ответ (Весна)-
А какое время года у нас сейчас? (Весна)
- По каким признакам вы решили, что сейчас весна? (Узнаем весну по приходу тепла и увеличению продолжительности дня. Весной тает снег и лед, прилетают птицы, распускаются листья, появляются первые цветы.)
- Назовите весенние месяцы. (Март, Апрель, Май)
в) Сообщение темы, цели: Проведем викторину «Знай, люби и охраняй природу!», так мы проверим ваши знания. Мы разделимся на три команды, которые будут называться:
Март, Апрель, Май
За правильные ответы каждая команда будет получать по одному подснежнику. В конце игры мы подсчитаем количество цветков у каждой команды и узнаем, кто победил.
2)Основная часть 1 конкурс «Разминка» Сейчас каждая команда должна будет отгадать по две загадки про весенние явления природы или приметы весны.
1 команда:
1)Побежали по дорожке
Серебристых нитей ножки. (Дождик)
2 )В небе молния сверкает,
Гром в раскатах громыхает.
Клонится к земле лоза.
Начинается... (Гроза)
2 команда:
1)Только дождик удалился,
Яркой выгнулся дугой,
В небе мостик появился,
Будто пояс золотой (Радуга)
2)Ледяной горох
Поскакал на порог.
Если землю покрыл —
Урожай погубил. (Град.)
3 команда:
1)Что на небе расцветает
И теплом всех согревает? (Солнце.)
2)День ушел, и ночь пришла,
В небо выплыла... (Луна).
Молодцы, как все с легкостью отгадали.
2 конкурс «Знатоки природы»
Каждая команда отвечает на три вопроса:
1 команда
1) Когда чаще всего бывает первая гроза? (В мае)
2) Животное наших лесов, похожее на кошку? (Рысь)
3) Кто собирает яблоки спиной? (Еж)
2 команда
1)Какая ягода бывает черной, красной и белой? (Смородина) 2) Какая птица выше всех летает? (Орел)
3) Ядовитый гриб? (Мухомор)
3 команда
1) Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)
2) Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
3) У какого дерева ствол белый? (У березы)
Очень хорошо, какие вы догадливые.
Физкультминутка: Немножко отдохнем, встали, повторяем.
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
Отдохнули, сели, переходим к следующему конкурсу.
3 конкурс «Мир вокруг нас» (по одному человеку от команды)
Участники вытягивают карточку с заданием:
Карточка 1. Назовите 5 перелетных птиц.
Карточка 2. Назовите 5 съедобных грибов.
Карточка 3. Назовите 5 деревьев.
Карточка 4. Назовите 5 ягод.
Вам дается 2-3 мин. чтобы вспомнить, далее отвечаем.
Мне очень понравились ваши ответы, справились без трудностей.
Гимнастика для глаз: Наши глазки немного устали, немного с ними поиграем. Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Очень хорошо, продолжаем дальше.
4 конкурс – конкурс капитанов «Эрудит». Я задаю по одному вопросу капитану, он встает и отвечает, получает цветок. Готовы? Приступаем
1) Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисички)
2) Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
3) Какое животное почти все время проводит под землей? (Крот)
Капитаны вас не подвели, с легкостью ответили, но сейчас будет посложнее.
5 конкурс «В мире с природой» Лес – это дом для птиц, зверей и растений. Сейчас я вам раздам кроссворд, ваша задача разгадать его, я буду читать вопросы, вы думаете, обсуждаете пишите ответ, полностью ответив, сдаем и вместе проверяем, у кого больше правильных ответов, получает цветочек
Какие вы дружные, вместе быстро справились.
6 конкурс «Четвёртый лишний».
Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
1 команда: Клён, рябина, ель, лютик. Так как …(Лютик-цветок)
Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …(Шиповник-кустарник)
2 команда: Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …(Яблоня-дерево)
Осина, липа, дуб, ель. Так как …(Ель-хвойное)
3 команда: Груша, слива, тополь, вишня. Так как …(Тополь-дерево)
Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …(Клубника-ягода)
Молодцы, так держать!
3)Заключительная часть.
а) Подведение итогов: Вот и подошло к концу наша викторина. Я очень рада, что сегодняшнее мероприятие заинтересовало вас, что вы приняли в нем участие. Это значит, что вы любите природу и вам не безразлична её судьба. Мы должны помнить и знать, используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.
Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».
б) Рефлексия: У каждого на столе лежат кружочки 3 цветов: красный, желтый или зеленый. Оцените данное мероприятие кружочками: красный – нет (не понравилось, ничего не понимал), желтый – не совсем понравилось (сомнения, трудности) и зеленый – да (понравилось, получилось).
в) Награждение…
Кроссворд с ответами для начальной школы на тему «Насекомые»
По горизонтали:
3. Кто его убивает,
Тот свою кровь проливает.
5. Рыж, да не конь,
Рогат, да не баран,
Дома не любят
И на базаре не купят.
6. За печкой и под полом
Малые букашки громко поют.
7. Не зверь, не птица,
А нос — как спица.
9. Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон,
Никто не приучает,
А на нас садится.
10. У кого жала на конце хвоста?
По вертикали:
1. В ярком платье модница,
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится — отдыхает.
2. Не рыбак, а сети расставляет.
4. Маленькая труженица за медком полетела.
8. Летит — ревет, всех пугает,
Коня да корову кусает.
Ответы.
По горизонтали: 3. Клоп. 5. Таракан. 6. Сверчок. 7. Комар. 9. Муха. 10. Скорпион.
По вертикали: 1. Бабочка. 2. Паук. 4. Пчела. 8. Овод.