СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина "Рыцарский турнир"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Викторина по истории средних веков "Рыцарский турнир" среди 6-х классов

Просмотр содержимого документа
«Викторина "Рыцарский турнир"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 4»






Викторина

по истории средних веков,

среди 6-х классов





Урок разработан и проведён

учителем истории и

обществознания

Абасовой Н.А.




Февраль 2019

Урок-викторина по истории средних веков среди 6-х классов

Тема «Рыцарский турнир»


Цель: 1) обобщить знания учащихся по истории средних веков;

2) развивать творчество, умения и навыки учащихся при работе с понятиями,

датами, логическими задачами;

3) воспитывать интерес и уважение к предмету «История средних веков», развивать

чувство коллективизма, элементы соперничества.

Оборудование: выставка художественной литературы, карта, выставка рисунков обучающихся, грамоты, медали, разрезной материал (даты, термины), презентация «Знатоки Средневековья», коробка «Волшебный ящик» (чай, компас),

Ход урока-викторины:


1. Организационный момент. Слайд № 1. (Презентация прилагается)

1) Постановка цели.

- Ребята, сегодня мы проведём викторину на тему «Рыцарский турнир», на котором вы должны постараться применить и использовать все знания, полученные на предыдущих уроках. -

Когда-то очень давно, в средние века (V – XVII в.) проводились турниры – военные состязания рыцарей. Вы их видели в фильмах, знакомились на уроках истории. В тяжёлых доспехах (меч, щит, латы), верхом на лошадях рыцари состязались в быстроте, ловкости, меткости, совершали подвиги во имя собственной славы и прекрасной дамы. Мы тоже сегодня проводим турнир, но не военный, а турнир знаний, для выявления более смекалистых.

Я представляю вам жюри, которое будет строго следить за ходом игры и определять количество баллов.

Правила игры.

1.Не выкрикивать с места.

2.Внимательно слушать друг друга.

4.В команде уважать мнение каждого.

5.Окончательный выбор ответа – за капитаном.

6.За нарушение правил, баллы команды снимаются.

Команда, получившая большее количество баллов, победившая в викторине, будет награждена грамотой, а лучшие игроки, которые будут более активны - награждены призами.

Будьте собраны, активны, внимательны! Желаю успеха!


Название конкурса

Количество баллов

I.

Презентация команд: название, герб, девиз команды, стенгазета

5

II.

Разминка.

1 б - 1 ответ

III.

Кроссворд

1 б - 1 ответ

IV.

Конкурс болельщиков

5

V.

«Отгадай историческую личность

3 б -1ответ

VI.

«Крылатые выражения»

1

VII.

Конкурс капитанов «Рыбалка»

1

VIII.

Конкурс «Стена понятий»

1

IX.

Конкурс «Юный художник

1

X.

Конкурс: «Домашнее задание» Сценки из средневековой жизни

5 б – 1 ответ


2. Начало и ход игры.

I. Презентация команд: название, герб , девиз команды.

1 конкурс «Домашнее задание».

- Уважаемое жюри, обучающиеся должны были подготовить название своей команде, а также эмблему и девиз. Слово предоставляется игрокам.


1 команда- «Алхимики»

Чтобы в рыцарском турнире победить,

Очень умными и знающими надо быть.

За щитами не скрываться, шпаги острой не бояться,

:

2 команда – «рыцари», её девиз

Рыцари, всегда вперёд!

Нас победа всегда ждёт.

Кодекс чести соблюдай

И правила все знай.

В бою не унывай, всегда побеждай,

Жажда победы, не исчезай!

3 команда – «Короли», её девиз:

«Мы - короли отважные, стремимся побеждать»

Мы сильные и смелые – нас не дадим сломать!».


Жюри оценивает название, девиз, эмблему – по одному баллу за каждое задание).


2. Разминка.

6 а класс

  1. В этом городе был вынесен смертный приговор Жанне д Арк и приведен в исполнение. -Руан

  2. Назовите войну, в которой участвовали Розы. - война Алой и Белой Роз.

  3. Как назывался особый налог на содержание духовенства. -десятина

  4. Что в Европе называли «черной смертью»? -чуму

  5. Какие разные значения имеет слово «орден»? 1 -награда. 2-е -организация рыцарей или монахов.

  6. Кого называли королем-фальшивомонетчиком? -Филиппа IV Красивого.

  7. Что такое «щитовые деньги»?- плата английских рыцарей королю вместо участия в походах.

  8. Эта приправа в Англии XII в. ценилась дороже золота. (Перец).

  9. Как называется период истории с конца V до начала XVII в. (средние века).

  10. Платежи крестьян феодалу продуктами и изделиями своего хозяйства (оброк)

  11. Как звали правителей Франции (короли)

  12. Металлическая пластинка с прорезями для глаз, закрывающая лицо рыцаря Участники крестовых походов (крестоносцы).

  13. Город, разграбленный во время IV крестового похода (Константинополь).

  14. Особая плата на содержание церкви и духовенства (церковная десятина).\

  15. Дата окончания Столетней войны (1453).

6 б класс

  1. Религия, способствовавшая объединению арабов (ислам).

  2. Организатор IV крестового похода (Иннокентий III)

  3. Союзы ремесленников одной специальности (цехи).

  4. Здание, где заседало городское самоуправление (Ратуша).

  5. Начало Столетней войны (1337).

  6. Сколько километров от Стамбула до Константинополя? (это название одного города)

  7. Железный лук, вделанный в приклад и снабженный механизмом для натягивания тетивы (арбалет).

  8. Кочевые арабы (бедуины).

  9. Государство, во главе которого стоит 1 человек (монархия)

  10. Родина парламента (Англия)

  11. Рубашка, сплетенная из металлических колец (кольчуга).

  12. Как зовут директора нашей школы?

  13. Люди, выступавшие против католической церкви (еретики).

  14. Предводитель английских вольных стрелков (Робин Гуд).

  15. Родина Жанны Д*Арк (Франция).

  16. По какой лестнице ни разу не ходили (феодальной).

6 в класс

  1. Основатель ислама (Мухаммед)

  2. Сеньоры рыцарей (бароны)

  3. Кого называли Орлеанской девой (Жанна Д*Арк).

  4. Какие страны воевали в Столетней войне (Франция и Англия).

  5. Большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству (сословия)

  6. Родина гуситов (Чехия)

  7. Предмет, который преподает ваша классный руководитель?

  8. Основные классы феодального строя (феодалы, крестьяне).

  9. Земельные владения феодалов, в которых работали зависимые крестьяне (вотчина)

  10. Хозяйство, когда все необходимое для жизни производится для собственного потребления

  11. Священная книга Мусульман (Коран)

  12. Предводитель гуситов (Ян Жижка

  13. Война между Англией и Францией (Столетняя).

  14. Военное состязание рыцарей (турнир).

  15. Кто был сеньором баронов (герцоги и графы)

  16. Специальный церковный суд для борьбы с еретиками (инквизиция).

3 Конкурс: Кроссворд

Вопросы:

По горизонтали: 1. Высшее учебное заведение, появившееся в Средние века. (Университет) 4. Учреждение, возникшее в Средние века, занимающееся хранением денег и денежными расчётами. (Банк).

По вертикали: 2. Налог в пользу церкви (Десятина). 3. Признание священнику в своих грехах (Исповедь). 5. Знак китайского письма (Иероглиф). 6. Военный вождь у монголов (Хан). 7. Изображения, составленные из разноцветных камешков (Мозаика). 8. Боевое состязание рыцарей (Турнир). 9. Жилище феодала (Замок). 10. Отличительный знак рода (Герб).





4. Конкурс: Игра с болельщиками (в то время когда команды решают кроссворд, болельщики могут принести дополнительные баллы для своей команды)

Вопросы: на скорость – кто первый поднимет руку, если ответ неправильный, слово передаётся другому.

  1. Титул, который стал носить Карл Великий? (император).

  2. Священный город мусульман, местонахождения главной мусульманской святыни? Иерусалим.

  3. Металлическая маска для защиты лица рыцаря? (забрало).

  4. Выходцы из Скандинавии, участники морских походов (норманны).

  5. Столица Византии? (Константинополь).

  6. Материал для письма, изготавливавшийся из телячей или бараньей шкуры? (пергамент).

  7. Специальный церковный суд над еретиками? (Инквизиция).

  8. Участники религиозных походов на Восток? (крестоносцы).

  9. Собрание представителей сословий в Англии? (парламент).

  10. Море, возле которого находится Константинополь? (Чёрное).

  11. Глава университета? (ректор).

  12. Главная книга мусульман? (Коран).

  13. Столица Китая? (Пекин).

14.Отрасль научного знания, в которой китайцы достигли успехов: узнали длину градуса меридиана, обнаружили пятна на солнце? (астрономия).

5. Конкурс «Отгадай историческую личность».

По 1 участнику от команды. Им дается карточка с характеристикой исторического деятеля. Задача: узнать кто это; назвать страну, где он жил; рассказать о нем.

-Ребята, вам необходимо догадаться о ком идёт речь?

1. (Он горячо любил свою Родину и решительно боролся против засилья чужеземцев.

Беспощадно обличая жадное духовенство, он говорил: «Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, умеет вытянуть недостойный церковнослужитель».

Его любили народные воины. Когда он умер, они стали называть себя «сиротами».

2. Главный организатор и руководитель гуситских войск, бедный рыцарь, опытный воин, будучи слепым, безошибочно принимал важные решения, разрабатывая удобную для чехов позицию в борьбе с крестоносцами. (Ян Жижка).

- Столица Чехии? (г. Прага).

3. - Как звали короля Франции, которому народная героиня Жанна д' Арк помогла короноваться. Эти события происходили в период Cтолетней войны 1337-1453 гг. (Карл VII). Слайд № 3.

- В каком городе по традиции проходила коронация французских королей? (г. Реймс).

4. “О, доблестные воины, потомки непобедимых предков! – вскричал он. – Забудьте все ваши ссоры и обиды! Отправляйтесь в путь, ко Святому Гробу Господню, вырвите священную землю из лап гнусных завоевателей” (Урбан II (римский папа))

5.«Я так люблю Францию, что предпочел бы иметь в ней 6 государей вместо одного».-

Карл Бургундский Смелый.

6.«Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать» Также его называли всемирным пауком.-король Людовик IX.

7.«Ни один свободный человек не будет арестован и заключен в тюрьму или лишен имущества, или объявлен вне закона, или изгнан..иначе, как по законному приговору равных и по закону страны». - из Великой хартии вольностей. Иоанн безземельный анг. король

8. В 10 лет он знал математику и астрономию, в 12 лет его считали лучшим в Бухаре знатоком законов. Но больше всего его интересовала медицина. Он стал выдающимся врачом, при этом не только лечил людей, но и учил будущих медиков. Учил не только искусству врачевания, но и искусству сострадания к человеку (Авицена (ибн-Сина))

9.Он носил длинную бороду, что было необычно для монгола, был силён, поскольку жизнь в седле его закалила. У него был гипнотический взгляд, глаза его напоминали кошачьи. Иногда он вызывал такой ужас у врагов, что они неожиданно переходили на его сторону (Чингисхан), организовавший завоевательные походы монголов в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и Восточную Европу. Собственное имя — Темучин

11.Первоначально он был вождем одного из германских племен, а затем королем обширного государства на территории бывшей римской провинции Галлии. Вероломный, коварный и хитрый, для достижения цели он не останавливался ни перед чем (Хлодвиг)Король франков, правил в 481/482 — 511 годах, из династии Меровингов

6. Конкурс «Крылатые выражения»

Ходить в Каноссу – унижаться перед кем-либо, поступаться своей гордостью, признавать себя побежденным.

Крестовый поход – беспощадная и настойчивая борьба с кем-либо или чем-либо.

Ломать копья – бороться за что-либо, с жаром спорить о чем-либо.

С открытым забралом – не скрывая истинных намерений, открыто.

Жить на широкую ногу – жить пышно, богато, с размахом и щедростью.

Круглый стол – совещания, переговоры, любой обмен мнениями, где все имеют равные права и полномочия

Конкурс «Крылатые выражения»


Нужно объяснить смысл выражения и рассказать об истории его возникновения.


  1. «Жить на широкую ногу» - жить пышно, богато, с размахом и щедростью.

Это выражение возникло благодаря английскому королю Генриху IIПлантагенету. На большом пальце правой ноги короля вырос уродливый нарост, вследствие чего монарх вынужден был носить длинные башмаки с загнутыми кверху носами. Знатные богатые люди, подражая ему, также стали носить огромную обувь. Чтобы такие ботинки не сваливались с ног, модникам приходилось набивать их сеном. Обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее 15 см.

  1. «Ломать копья» - бороться за что-либо, с жаром спорить о чём-либо.

Происхождение выражения относится ко временам рыцарских турнировXII – XIII вв. Каждый рыцарь, выходя на турнир, объявлял свою даму сердца самой прекрасной и вешал на своё копьё платок, подаренный ею. Это своё утверждение рыцари отстаивали в поединке, в буквальном смысле ломая копья.

  1. «Ходить в Каноссу» - унижаться перед кем-либо, поступаться своей гордостью, признавать себя побеждённым.

Германский император Генрих IV вёл политическую борьбу с папой римским Григорием VII. В результате этой борьбы Генрих IV низложил Григория VII, а тот, в свою очередь, отлучил Генриха IV от церкви. Знать, боровшаяся за власть, воспользовавшись этим, вышла из-под контроля. Простой народ, взбудораженный проповедями монахов, тоже отвернулся от императора. Покинутый всеми, Генрих IV не выдержал и в 1077 году отправился к папе в замок Каноссу в Северной Италии. Три дня он простоял босым на морозе в одежде кающегося грешника перед воротами замка, и только тогда папа позволил ему пасть в ноги и получить прощение.

  1. «Круглый стол» - совещания, переговоры, любой обмен мнениями, где все имеют равные права и полномочия.

Выражение восходит к циклу средневековых английских романов о короле Артуре. Волшебник Мерлин предложил отцу Артура, Уотеру, создать рыцарский орден Круглого стола: его члены должны были сидеть везде за круглым столом, чтобы чувствовать себя равными. В международных совещаниях круглый стол стал частью дипломатических церемоний – так подчёркивается равноправие сторон. Выражение приобрело более широкое значение как всякий обмен мнениями, где беспристрастно и терпимо знакомятся с точкой зрения других.

  1. «Крестовый поход» - беспощадная и настойчивая борьба с кем-либо или чем-либо.

В XI – XII вв.западноевропейские рыцари неоднократно предпринимали крестовые походы с целью освободить от мусульман Иерусалим и другие святые места Палестины, где, по преданию, родился, жил, умер и был погребён Христос. На плащах этих рыцарей были нашиты кресты, что и дало название «крестовые походы». Истинной целью крестоносцев было стремление к добыче в странах Азии и Индии. Выражение «крестовый поход» до сих пор означает беспощадную войну с целью физического или духовного порабощения.

  1. «Философский камень» - скрытая суть вещей.

В Средневековье алхимики пытались создать не существующее в природе вещество, которое обладало бы чудодейственными свойствами: могло превращать неблагородные металлы в золото и серебро, излечивало от всех болезней, возвращало молодость и удлиняло человеческую жизнь. Называли такое вещество философским камнем. С возникновением научных основ химии его поиски прекратились, и выражение «философский камень» стали переносно использовать в значении начало всех вещей, скрытая их суть».

7. Конкурс «Знаменитые события и даты» «Рыбалка»


  • Падение западной Римской империи. Начало эпохи Средневековья (476 г.)

  • Начало Реконкисты (718 г.)

  • Образование империи Карла Великого (800 г.)

  • Распад империи Карла Великого (843 г.)

  • Образование Священной Римской империи (962 г.)

  • Нормандское завоевание Англии (1066 г.)

  • Начало Крестовых походов (1096 г.)

  • «Великая хартия вольностей» (1215 г.)

  • Возникновение парламента в Англии (1265 г.)

  • Созыв Генеральных штатов во Франции (1302 г.)

  • Столетняя война (1337 – 1453 гг.)

  • Жакерия во Франции (1358 г.)

  • Восстание Уота Тайлера в Англии (1389 г)

  • Падение Константинополя (1453 г.)

  • Война «Алой и Белой роз» (1455 – 1485 гг.)


Команды подходят к доске и вытаскивают рыбку, под которой записана дата. Участники угадывают событие, произошедшее в этот год.

8.Конкурс «Стена понятий»

Участники снимают кирпичики с замка и дают определение понятиям.

9.Конкурс «Юный художник» Каждая команда получает картину с изображением средневекового рыцаря и карточки с названием элементов снаряжения. Задание: найти и и приклеить элементы снаряжения рыцаря: ШЛЕМ, ЗАБРАЛО, НАПЛЕЧНИКИ, ПОНОЖИ, НАЛОКОТНИКИ, ШПОРЫ, ЩИТ, МУШКЕТ, ШЛЯПА, ПАНЦИРЬ.

10. Конкурс : «Домашнее задание»

Команда показывает сценку. Жюри оценивает артистичность, костюмы, знание текста. Соперники могут ответить на вопросы к сценке.(5мин каждая команда, всего 15 мин)


Заключительное слово учителя:

- Уважаемые участники и члены жюри, вот и подошло к концу наше мероприятие, определены победители. Ребята, вам понравилась викторина? Ответ хором: «Да…»

- Как вы оцениваете свой вклад в победу команды? Если вы считаете, что без вас лично команда бы не победила, то поднимите руку.

(Команда победителей – руку подняли практически все.

Команда , занявшая 2 место, подняли руку только трое.)

- Успехов вам! Спасибо жюри и детям!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!