ГБОУ ГИМНАЗИЯ 1274 им.В.В.Маяковского
УК «Пролетарка»
Открытый урок по обобщению ранее изученного
материала в 6 в классе по курсу Средних веков:
Рыцарский турнир.
Цель: интеллектуальное развитие обучающихся посредством использования элементов театральной педагогики, более глубокого изучения истории и традиций стран средневековой Европы; развитие системно-деятельностных навыков у шестиклассников,направленных на саморазвитие личности,а также развитие умений сотрудничать в коллективных творческих делах.
Оборудование: Интерактивная доска,компьютер,ФЦИОР, рисунки и презентации учащихся с изображением рыцарских турниров в средневековье,костюмы эпохи.
Все обучающиеся 6 в класса принимают участие,в качестве приглашенных- воспитанники 5в и 5 г классов. Жюри- 8в класс ( в прошлом-победители рыцарского турнира).
В начале звучит средневековая музыка Вивальди, Моцарт и др.
!!! Сделать карточки с «Крылатыми выражениями».
В начале звучит музыка В. А. Моцарта «Вечерняя серенада»
Ход турнира.
1. Учитель: Добрый день ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в далёкое прошлое, в таинственный мир средневековья. Это было время благородных рыцарей, непрекращающихся войн и турниров, время пышных пиров в замках- государствах.
Кто же такой рыцарь?
Ученик1.
В средневековых книгах
писали: « Рыцарь- тот, кто благородно поступает, ведёт благородный образ жизни».
Ученик 2.
Из рыцарских романов пришёл к нам образ доблестного воина, профессионального бойца, прекрасного охотника, умелого врачевателя, знатока музыки, поэзии, астрономии. Жизнь рыцаря подчинена строгим правилам, манеры его безукоризненны. Он верен дружбе и любви, честен, щедр и великодушен по отношению к побеждённым. Ему чужды мелочность, лень, малодушие и коварство. Он сражается за правое дело, защищает слабых и угнетённых.
Ученик 3
Его меч всегда готов подняться в защиту обиженных и оскорбленных. Он верен до гроба своей Прекрасной Даме. Такими мы видим рыцарей на страницах средневековых романов. А в нашей жизни мы очень- часто слышим высказывания о том, что век честных рыцарей прошёл. Попробуем разобраться.
Учитель: Сегодня вы должны показать знания по истории Средних веков, проявить находчивость, смекалку во время проведения конкурсов, а также показать своё умение состязаться. Итак, мы начинаем.
1 тур. Приветствие. (3 балла)
Команды должны представить себя. т. е. объявить своё название, девиз, представить командира команды рыцарей одетого в средневековый костюм или элемент рыцарского костюма.( шлем , плащ, доспехи)
2 Тур Геральдический
( по 3 вопроса для каждой команды),но сначала мы зададим первые три вопроса рыцарям-гостям (5-классникам) в качестве разминки!!!!
---Скажите ребята, что же это за наука Геральдика?
(Геральдика это наука изучающая гербы )
---Для чего нужны гербы, которые были у каждого рыцаря и помещались на его одежде и вооружении?
( Для красоты, а также чтобы отличить союзника от противника во время боя, ведь рыцари закованы в железные доспехи)
--- Что означал помещённый на гербе опущенный меч? А поднятый меч?
( Опущенный- мир, поднятый – оборона )
-----. Что означает слово герб в переводе с немецкого?
(Наследство)
Вопросы командам- по 1 баллу!!!!! ::::::
1. Где обычно помещался герб в экипировке рыцаря?
(На щите и плаще). Герб - не только опознавательный знак, но и символ чести рыцаря. Опозоривший себя дворянин утрачивал герб. За проступок рыцаря наказывали, и герб его переворачивали или отсекали угол, чтобы все знали, кто в чём провинился.
2. Какие 5 рыцарских цветов использовались при составлении гербов?
(Красный, голубой, зелёный, лиловый, чёрный )
3. А кто кроме рыцарских фамилий, имел свои гербы?
( Города и артели)
Теперь задания длдя второй команды:
1. Кто создавал гербы? ( Герарды)
2. Что входило в обязанности геральда? ( создавал гербы, руководил рыцарским турниром).
3.Почему многие гербы городов, фамилий и.т.д. изображены в форме щита?
( Первоначально гербы помещали на щите воина)
______________________________________________________________
Теперь каждая команда обоснует символы своего герба. ( Домашнее задание придумать герб и обосновать его.) Герб оценивается по 5 бальной системе.
_________________________________________________________________
3 тур. ВЫХОД Прекрасных Дам. Как же без них может турнир обойтись?? Более того,дамы приготовили задания. (3 балла макс.) Выходят под полонез дамы,вручают командам по 1 стихотворению и дарят кому хотят цветы-символ внимания..
Дамы читают стихи:
Молю тебя, мой милый друг
Ты рыцарь мой, моя отрада
Я с вечера совсем не ела
Всю ночь я, на коленях простояла
Пуды оденешь ты стальные
И поднимая меч над головою
Вдруг вспомнишь о своей Прекрасной Даме
Что ждёт тебя ,тебе внимает.
И молюсь я , чтобы Бог
Силой высшей власти
Вас лелеял и берёг
От любой напасти.
Сохранив святой обет
Верности и чести
Верю, день придет
Когда свидимся мы вместе.
Дамы раздают задания-по 1 стихотворению,которые нужно завершить достойно
( по 3 балла максимум за удачное представление и сложение стиха),также дамы дают рыцарям свои цветы в знак любви и верности..
4тур Что означает «Крылатое выражение» ?
каждый правильный ответ 1балла)
1-я часть задания: написанные на отдельных листках тексты «крылатых выражений» лежат на столе чистой стороной вверх. Команды вытягивают одно из заданий и объясняют его.
1карточка.
« Ходить в Коноссу» .Германский император 11в. Генрих 4, выступавший против папы, был отлучён от церкви. Он должен был вымаливать прощение, стоя на коленях перед Каноссой (замок на севере страны), где в замке находился папа. Употребляется в случае униженного вымаливания чего- либо.
__________________________________________________________________
2 карточка
«Бросить перчатку». Выражение пошло со времён средневекового рыцарства. Вызывая на поединок, рыцарь бросал противнику перчатку. Поднимавший перчатку принимал вызов. Сейчас употребляется в значении « вызывать на спор, состязание».
3карточка
Купцы взяли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фургона. Содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и горестно воскликнули6 « Что с возу упало, то пропало».
Ответ: Эта поговорка возникла в средние века, когда земля и всё, что находилось на ней, принадлежало феодалу. Если падал товар с воза, он безвозвратно переходил в собственность владельца земли.
4карточка
Турнир подходил к концу. Ржание лошадей, стоны, треск копий наполняли ристалище. Воины уже немало поменяли копий. С тех пор и пошло выражение «Копья ломать».
Ответ: В средние века все конные рыцари на турнирах сражались на копьях. Противники старались выбить друг друга из седла, ударяя копьём в железные латы. Копья часто ломались. Выражение означает яростную борьбу.
5 тур Викторина Блиц-турнир « Рыцарский турнир» ( 1 балл) макс. 7 баллов!!!
Ведущий: теперь пришло время поговорить о рыцарском турнире. ( каждому игроку по очереди задаются вопросы. За каждый правильный ответ 1балл.
1. Почему шлем имеет остроконечную форму?
( Чтобы ударяющий сверху топор соскальзывал)
2.. Почему Папа Римский Иннокентий 3 издал указ, запрещающий турниры? (Во время турниров многие рыцари погибали или получали тяжёлые ранения)
3. Мог ли рыцарь во время турнира отказаться от некоторых доспехов?
( Да, чтобы облегчить движения в бою)
4. Как называлась площадь на которой проходил рыцарский турнир? (Ристалище)
5. Почему летом рыцари надевали поверх доспехов балахоны из белой ткани?
( Чтобы доспехи меньше раскалялись на солнце.)
6. Какую часть доспехов рыцарь не мог потерять в бою ни при каких обстоятельствах? Это считалось большим позором. ( Шпоры)
7. Откуда пошёл обычай снимать шляпу в общественном месте?
( Из рыцарских времён. Находясь среди друзей, рыцарь снимал шлем. Этим он показывал, что чувствует себя в безопасности и средства для защиты ему не нужны.)
8. Что означает обычай снимать перчатку при встрече и рукопожатии?
( Это демонстрация того, что нет оружия, руки , как и помыслы чисты).
9. Почему на одежде женщин пуговицы пришиваются с левой стороны, а у мужчин – с правой ? ( Для удобства ношения оружия мужчинам стали пришивать пуговицы с права. Оружие крепилось с левой стороны, под одеждой).
10. Откуда пошла традиция отдавать честь? ( При встрече с вышестоящим по званию необходимо было приподнять забрало и показать лицо. Этот жест сохранился и до наших дней).
11. Назовите «благородное» и «неблагородное» оружие.
( Благородное – меч, копьё; Неблагородное – лук и арбалет)
12.Что означает «одноручный и «двуручный меч?
( Одноручный держали при сражении одной рукой, двуручный – двумя)
13. Зачем при осаде замков иногда за их стены забрасывали катапультой мёртвых коров? (чтобы занести инфекцию)
14. Часть доспеха защищающая голову.( Шлем)
6 ТУР.Состязание между капитанами-предводителями - (1 балл за правильный ответ) макс.3 балла
По 3 вопроса!!! Вопросы команды придумали заранее
Учитель: Сегодня, ребята, вы состязались не в силе и ловкости, а в знаниях, находчивости, смекалке и эрудиции. И эти качества не менее важны, а порой даже и более, так как они помогают нам в решении сложных жизненных ситуаций, создают уверенность в себе и устойчивую жизненную позицию.
7 тур Интерактив на доске!!!!!
1 балл за каждый правильный ответ!!!
Жюри подводит итоги турнира, анализирует работу команд, объявляет команду победителя, производит награждение.
Конкурсы | Баллы | Команда 1 | Команда 2 | Мнение |
1. Приветствие | 3 | | | |
2. Геральдический | 3 | | | |
3. Конкурс «Прекрасных Дам» | 3 | | | |
4. Крылатое выражение» | 2 | | | |
5.Блиц-игра «Рыцарский турнир» | 5 | | | |
6.Состязание между предводителями-капитанами «Вопрос-ответ» | 3 | | | |
7. Интерактив-«Рыцарский турнир» | 1балл Макс.= | | | |
Размещенный мтериал не является авторским, но собран,скомпанован из различных интернет-источников, также практическая часть «Рыцарский турнир» подготовлен в совместном коллективном творчестве педагогов на курсах повышения квалификации МИОО по работе с ФЦИОР и ЦОР.