СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина по истории. «Жизнь великого князя Александра Невского»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Викторина по истории. «Жизнь великого князя Александра Невского»»

Викторина по истории

Тема:«Жизнь великого князя Александра Невского»

Цель: создание условий для формирования духовно-нравственных

- ценностей обучающихся, способствующих их успешной интеграции

- в культурное пространство своей Родины – России.

Задачи:

- познакомить учащихся с жизнью великого князя Александра Невского и его роли в истории России;

- развивать мышление, память, речь учащихся;

- расширять интерес учащихся к познавательной деятельности с целью получения новых знаний и умений;

- воспитывать у школьников чувства патриотизма, гражданственности и бережного отношения к историческому наследию страны

Вступительное слово

Ведущий 1Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о нашем прошлом, настоящем и будущем. Потому что без прошлого нет будущего (2 слайд) С давних времен Русь славилась своими богатырями, людьми сильными, смелыми, любящими свою родную землю, свою Родину. Наша страна, огромная, богатая природными ресурсами, животным и растительным миром, омываемая морями и океанами на протяжении многих веков подвергалась нападению иноземных завоевателей. Но все они получали достойный отпор, т.к. их встречали мужественные русские воины под руководством талантливых полководцев (3 слайд) Об одном из них мы сегодня и будем вести речь. А кто этот великий полководец, какие он одержал победы, вы догадаетесь, выполнив задание. Работать будем в командах, по 5 человек, по классам: 3 «А», 3 «Б» и 4 «А». Мы будем оценивать работу команд и по окончанию занятия объявим победителей. Вам необходимо соблюдать несколько простых правил:

  1. Вы работаете командой

  2. У вас имеется командир, который будет решать кто будет давать ответ на данный вопрос

  3. На каждое задание отводится 1 минута

  4. За каждый правильный ответ Вы получаете одну звездочку.

  5. Если Вы раньше времени хотите ответить, Вам необходимо командой взяться за руки и поднять их вверх





Викторина

1 тур « Историческая мозаика»

Ведущий 2- Командам необходимо собрать две мозаики, должны получиться картины и сказать, какое событие изображено и кто главный герой этого события. (Александр Невский, Невская битва, Ледовое побоище)

Ведущий 1- Кто этот великий полководец? (Александр Невский)

Ведущий 2-Правильно. Это – древнерусский князь Александр Невский (4 слайд)

Ведущий 1- Кто-то может рассказать об этом человеке?


Рассказ о детских годах А.Невского.

Ведущий 2- Детство Будущего князя в те далёкие времена было короткое. Маленький Саша играл со сверстниками, проявлял любопытство к воинам, одетым в железные рубахи – кольчуги, и их коням. Несколько лет жил мальчик по давнему обычаю в женской половине дома. Но вот подходило время, и княжича отбирали у мамок и нянек и совершали обряд, называемый постригом. Этот средневековый обряд был очень важным событием в жизни княжичей. Он означал, что детство окончено, и знаменовал переход из детства в отрочество. С этого момента для Александра наступали суровые годы учёбы, подготовки к принятию княжеской власти (5 слайд)

Ведущий 1- В Преображенском храме, епископ подрезал Александру, кудри. Затем, после молебна, княжича вывели во двор и при всём народе перепоясали мечом и посадили на коня. Тут же Александр получил от епископа и первое благословение на воинскую службу. В женскую половину к нянькам он больше не вернулся. Княжича Александра учили письму, счёту, книжной мудрости. Главной книгой детства Александра была Библия. Он знал её хорошо. Приобщали его к знанию законов русских, народных традиций, к истории своих предков. Но главным было изучение ратного дела. Князь должен был управлять конём и владеть оружием не хуже профессиональных воинов. Учили княжича и тому, как строить полки, как вести осаду городов, сооружать осадные машины, как водить полки по незнакомой местности, как уберегаться от вражеский засад и ставить засады для противника. Храбрым он стал, ловким, умелым (6 слайд)

Ведущий 2– В 16 лет Александр стал новгородским князем (7 слайд) На Русь в те времена нападали полчища врагов. С востока и запада устремились на неё лютые враги земли русской.

Ведущий 1- Чёрной тучей надвинулось с востока на Русь огромное татаро-монгольское войско. Молодой князь стал спешно готовить Новгород к защите от возможного нападения Батыя (8 слайд).

Ведущий 2- Кроме этого с запада Новгороду угрожали датчане, шведы и немецкие рыцари. В их планах был крестовый поход против восточного православия, целью которого было принудить Новгород перейти в католическую веру. Первыми выступили шведы, они намеревались, захватить пути по реке Неве. Возглавил этот поход Биргер, он обещал с дерзкого мальчишки Александра сбить спесь и выгнать из Новгорода (9 слайд)Он отправил к нему послание: «Князь Александр! Если можешь, то сопротивляйся, но я уже здесь и пленю твою землю». Узнав о вторжении шведов, новгородцынемедленно собрали войско, которое возглавил князь Александр Ярославович: “Нас не много, а враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем”

Ведущий 1- Следующим заданием нашей викторины будет череда вопросов для команд, на обдумывание даётся 1минута.

2 тур «Вопросы командам»

1. Полное имя древнерусского князя. (Александр Ярославич Невский)

2. В каком веке жил и княжил А. Невский? (в XIII веке)

3. В каком году родился Невский? (1220)

4. Какой город является родиной князя? (Переяславль - Залесский)

5. К какому княжеству принадлежал этот город? (Владимиро – Суздальское княжество)

6. В каком городе Александр был поставлен князем? (в Новгороде)

7. Какие битвы с иноземцами прославили великого русского полководца? (Невская битва, Ледовое побоище)

8. Когда произошла Невская битва? (15 июня 1240 г)

9. Когда произошло Ледовое побоище? (5 апреля 1242 года)

10. Как называлось озеро, на котором произошло Ледовое побоище? (Чудское)

11. В каком году умер Александр Невский? (1263)

12. Какой город стал последним жизненным пристанищем русского князя? (Городец)

13. В 1225 году князь Ярослав Всеволодович, отец юного князя Александра, «учинил сыновьям княжеский постриг». Что означает этот обряд? (Посвящение в воины)

14. Какая из фраз принадлежит АлександруНевскому?(1)

«Не в силе бог, а в правде!»

«Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю»

15. Кем стал Александр Невский в конце своей жизни? (монахом)

Ведущий 2-Переходим к следующему конкурсу.

3 тур «Разгадай ребус»

1-Война 2- Вече 3-Народ

Ведущий 2- Кто-нибудь знает, что такое «Вече»? За это команда получит дополнительный балл.(Народное собрание в древней и средневековой Руси)

Ведущий 1- Пока мы подводим итоги викторины, вы посмотрим видеозапись о ходе боя дружины князя Александра на реке Неве. При просмотре, подумайте над таким вопросом, в чём заключался победный исход этой битвы для русских воинов?

Просмотр видеофрагмент битвы на реке Неве.

Ведущий 2-В чём заключался победный исход этой битвы для русских воинов? (неожиданность нападения, стремительность и натиск князя во время битвы, сочетание полководческого дара с личным мужеством, храбрость, самопожертвование русских воинов)

Ведущий 1-Следующим заданием нашей викторины будет «Лабиринт». На дорожках лабиринта разбросаны буквы таким образом, что, только пройдя по правильному пути, можно будет прочитать ключевые слова, с которыми Вы должны будете составить фразу (Не в силе Бог, а в правде)

Ведущий 2- А кто-нибудь знает, когда Александр Невский произнес данную фразу?(Произнесена она была в 1240 году в Великом Новгороде, у храма Святой Софии. Тогда шведское войско вторглось в Неву, а князь Александр Ярославович (после этой битвы и названный Невским) молился перед сражением. Выйдя из храма он сказал своей дружине эту ставшую известной фразу.)

Ведущий 1- И мы плавно переходим к следующему заданию, которое называет «Зеркало».

Ведущий 2-На гробнице Александра Невского выбиты слова М.В. Ломоносова. Перед Вами текст, который написан задом наперед. Вам необходимо прочитать его и сказать отраженную надпись.

“… Великому князю

Александру Невскому,

Россов усердному защитнику…,

Укротившему варварство на востоке,

Низложившему зависть на западе…” (11 слайд)

Ведущий 1- Ну а мы переходим к следующему конкурсу «Филворды».

Ведущий 2-Из слов, которые Вам сейчас будут предложены, составьте, пожалуйста, знаменитую фразу, которую произнес Александр Невский в сражении со шведами на Неве и с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере.(Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет)

Ведущий 1-Завершить эту прекрасную викторину нам было хотелось «Музыкальным» конкурсом.

Ведущий 2-Прослушайте кантату Сергея Сергеевича Прокофьева «Вставайте, люди русские !» к кинофильму, посвященному Александру Невскому, в 1938 году.

Ведущий 1- И ответьте на вопрос. Как композитор подчеркнул патриотизм нашего народа в этой музыке? (В патриотическую тему «Вставайте, люди русские!»Прокофьев включил древнерусские мотивы и звуки народных музыкальных инструментов).

Ведущий 2- Имя Александра Невского навсегда осталось в памяти людской. Благодарная Русь в честь признания заслуг князя Александра Невского через 117 лет после его смерти возвела Александра Невского в ранг святых. (12 слайд)

Ведущий 1-Сегодня мы совершили увлекательное путешествие в прошлое нашей Родины. Думаю, что это общение поможет нам понять, что во все эпохи истинным предназначением человека было – любить Родину, творить ради неё, созидать. А завершить нашу викторину мне хотелось бы словами:

Быть патриотом… Что же это значит?

А это значит Родину любить!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!