СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды тригонометрических уравнений и методы их решений

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является "шпаргалкой" по теме "Тригонометрические уравнения", будет полезна учителям 10-11 классов и школьникам при подготовке к ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Виды тригонометрических уравнений и методы их решений»

Виды тригонометрических уравнений и методы их решений


  1. Простейшие уравнения:

  1. Уравнение вида sin f(x) = a и аналогичные ему с другими тригонометрическими функциями.

введением вспомогательного неизвестного t = f(x) сводятся к простейшим тригонометрическим уравнениям или уравнениям вида f(x) = b.

Уравнение sin f(x) = a. указанной заменой приводится к системе:

При из второго уравнения имеем или, подставляя в первое уравнение имеем:

При уравнение sin f(x) = a корней не имеет.

Пример. .

Ответ:

  1. Уравнение вида: f(sin x) = 0 и аналогичные ему с другими тригонометрическими функциями.

Ведением вспомогательного неизвестного t = sin x приводим уравнение к виду f(t) = 0, решив которое приходим к простейшему тригонометрическому уравнению.

Если уравнение f(t) = 0 имеет корни , то приходим к объединению простейших уравнений:

В школе часто встречаются уравнения вида:

(1) и аналогичные ему с другими тригонометрическими функциями.

Такие уравнения решаются введением подстановки sin x = t. Это уравнение вида (3), где f – квадратичная функция.

sin x = t.

Уравнение свелось к объединению простейших уравнений:

(2)

Уравнение (2) сводится к уравнению (1) с помощью основного тригонометрического тождества:


  1. Уравнения однородные относительно sin x и cos x.


Пусть то есть

  1. Делим обе части уравнения на (или ). Получаем уравнение n-ой степени относительно tg x (ctg x). Решаем его (это уравнение вида (3)).

  2. Проверяем являются ли числа корнями заданного уравнения.

  3. Записываем ответ.


В школе решаются уравнения с показателями однородности 1 и 2.

Пример:

  1. при n=1 имеем уравнение:

Если , то, разделив на получим:


2)

Если , то, разделив на , получим:

Обозначим , получим и т. д.


  1. Метод введения вспомогательного угла.

Разделим обе части уравнения на :

.

Заметим, что

Так как сумма квадратов равна 1, то существует такой угол φ, что

(*)

Подставим sin φ и cos φ в уравнение, получим:

Если , то уравнение решений не имеет.

Если , то ищем решения.

Итак, решений нет, если . Если , то

(где φ определяется из (*))


Пример 1:

уравнение не имеет решения.

Пример 2:

уравнение имеет решения.

  1. метод введения новой переменной.

  1. Подстановка.

Подстановку целесообразно применять, если левая часть тригонометрического выражения F(x)=0 может быть выражена через ( ) и .

Пример 1.

Если и - корни квадратного уравнения, то данное уравнение равносильно дизъюнкции функций:

Пример 2.

уравнение примет вид:

Это уравнение (sinx+cosx=0) можно решить возведением в квадрат, а также введением вспомогательного (разделив обе части уравнения на ). Наконец, с помощью универсальной подстановки (см. ниже) а также графически или с помощью круга.

Замечание. В уравнении вида удобнее применить подстановку тогда ;

2) Универсальная подстановка

Универсальная подстановка может быть применена, если левая часть тригонометрического выражения F(x)=0, является рациональной функцией от sinx и cosx.

Использование этой подстановки приводит к трудной задаче нахождения корней многочлена, поэтому, ее применяют в том случае, когда нет других путей решения.

;

Итак

Замечание: Т.к. использование универсальной подстановки возможно лишь при то нужно проверять, не являются ли числа вида x=2πn решениями заданного уравнения.


Пример 1: 3sin2x+cos2x+1=0

Введем подстановку tgx=t;

Проверим, не являются ли числа, при которых tgx не существует (т.е. cosx=0) корнями уравнения.

Подставим в уравнение :

Проверка показала, что являются решениями уравнения.

Ответ: ;

3) Подстановка t=cos2x.

Эту подстановку целесообразно применять, если левая часть тригонометрического выражения выражается через

Пример 1:

О

4) «Интересная» подстановка

Пример :

- уравнение не имеет решений т.к.



VII Метод разложения на множители

Пример:

Ответ:

Методом разложения на множители можно решить уравнения:

VIII Оценка левой и правой частей уравнения

Предварительная оценка левой и правой частей уравнения иногда помогает решить уравнение или убедиться в том, что уравнение не имеет решения.

Пример:

Чтобы выполнялось равенство одновременно, должно быть : sinx=1, cosx=±1, что невозможно, т.к.

Ответ: решений нет.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!