СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды техник граттажа

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды техник граттажа

 

Использование ромбовидного резака

Вы можете создавать тонкие линии, пользуясь наконечниками плоского или изогнутого инструментов. Если держать инструмент подобно лопатке и применять быстрые «копающие» движения, создается фактура из мелких точек. Проведи-те стороной плоского инструмента по поверхности листа картона для создания плотных, прямых вырезов в форме клина или в сторону нижней ее границы — для образования серии более тонких, несколько искривленных надрезов.

Использование резака в виде ножа

Вы можете использовать наконечник любого резака типа скальпеля — для нанесения очень тонких контуров, манипулируя им крайне осторожно. Можно добиваться чрезвычайно тонких эффектов. Слегка поворачивая край инструмента, вы создадите более широкие линии. С приобретением прак-тики вы будете способны варьировать ширину линии в пределах одного движения, постепенно уменьшая угол наклона резака по отношению к поверхности.

Использование резака-зубила

Если держать и пользоваться резаком подобно мастерку, он создает надрезы в виде конуса, чем-то напоминающие совок. Их размеры можно варьировать в зависимости от величины прилагаемого давления. Если держать инструмент верти-кально и двигаться в направлении нижней границы листа, он создает длинные, четкие, прямоугольные надрезы. Кроме того, похожие надрезы выполняются по диагонали при использовании движения инструмента из стороны в сторону.

Выполнение надрезов в форме «совка»

 Держите резак подобно садовому совку, выполняя «копающие» движения — надрезы образуют интересные фактурные эффекты.

Эффект точек

Крепко держите инструмент так, чтобы его ручка находилась под вашей ладонью и пользуйтесь им, расположив его под относительно тупым углом к поверхности.

Создание линии с постепенным утолщением

Если уменьшать угол наклона к плоскости доски в процессе выполнения надреза, образуется линия с постепенным утолщением.

Штрихи, выполненные с помощью ромбовидного резака

 

Надрезы, выполненные с помощью резака в виде ножа

Надрезы, выполненные с помощью резака-зубила

Создание эффектов многочисленных линий

Полоска скоб степлера — тоже своего рода резак, только весьма необычный. Проведите ею по поверхности доски несколько раз. чтобы добиться эффекта, который практически невозможно получить одиночной линией. Это — быстрый способ создания повсеместной фактуры.

Сложная фактура из прямых линий

Линейный рисунок в контексте граттажа

На следующих примерах можно проследить многообразие и непосредственность этого изобразительного средства — от стремительно выполненного беглого линейного рисунка до более сложного, тщательно проработанного этюда. На данной странице представлены работы, выполненные на черной основе, в то время как работы на следующей странице созданы на белой, выборочно окрашенной основе.

Чисто линейная работа

Одна из простейших, наиболее эффективных и в то же время сложных техник — рисунок на основе непосредственно с натуры. При этом виде работы повторные попытки исключены. На примере (справа) начальной точкой рисунка стал правый глаз девушки. Именно отсюда развивался простейший контурный рисунок — остальные черты лица, собственно абрис головы и, наконец, руки и грудь.

Элементарный, непосредственный портрет. Тонкая белая линия вырезана на матовой поверхности густого черного цвета. Создан «светящийся» эффект, который свойствен лишь технике граттажа.

Влияние направления линии

На этом наброске практически все линии, созданные резаком с лезвием ножа (за исключением формы в виде перевернутой буквы «S» на балконах), направлены вертикально или почти вертикально, но их ширина варьируется в зависимости от количества деталей. Занавес нарисован Специальные эффекты, создаваемые при использовании направления линии. Широкие и тонкие линии создают акценты и вносят дополнительный свет.

Фактура, оживление и глубина

Ниже представлена воссозданная иллюстрация 50-х годов, которая демонстрирует мощные графические качества техники граттажа. Она показывает, как просто обозначаются фактура и тональность — с помощью белой рубашки мальчика и среднего тона (полосатого) платья девочки. Шорты мальчика — частично в тени, частично — на солнце; этот эффект достигается при использовании тонких параллельных линий штриховки. Вы можете видеть похожие тени на участках травы переднего плана и живой изгороди в отдалении. Диагональные линии в средней части неба направлены в сторону вытянутой руки девочки, направляя взгляд зрителя в сторону самолета в верхней левой части рисунка. Это движение в комбинации с движением двух летящих под самолетом птиц делает рисунок более живым. широкими вертикальными линиями, в то время как юбки хористок образованы более тонкими линиями. Этот высококонтрастный эффект создает ощущение залитой искусственным светом сцены в пределах темного пространства театра. Такие драматические световые эффекты весьма характерны для граттажа.

Признаки фактуры и тональности

Техника граттажа обладает мощными графическими характеристиками.

Линии и перекрестное штрихование

В этом сюжете, изображающем танцплощадку, был использован ромбовидный резак с плоской гранью; линии наносились свободным движением руки; применялась неровная перекрестная штриховка — все это создало эффект света и тени. Длинные, широкие диагональные штрихи создали на полу пятно света от прожектора.

Свет и пятно

Направление диагональных штрихов, использованных для создания пятна от луча прожектора, совпадает с направлением самого луча.

Использование граттажа для создания предварительных рисунков

Непосредственность и сравнительная простота этой техники позволяют легко создавать небольшие по размеру, вырази-тельные изображения, которые без труда могут быть увеличены в масштабе.

Небольшой предварительный набросок

Этот рисунок выполнен в процессе создания изображений для крупной керамической плитки.

Быстрая работа на белой доске

При изображении объемной формы на белом фоне, подобно попугаю на ветви (справа), проще сперва создать ее черной тушью и затем выполнить детали резаком. Работая над отдаленным пейзажем, художник применял резак на поверхности, образованной тушью и пером, для создания полутональных эффектов; техника кисти и туши использовалась на переднем плане.

Рисунок с попугаем на белой доске

Если бы использовалась черная основа, то для создания относительно простого рисунка потребовалось значительно больше времени.

Работа над более четкими детализированным изображением

Если в результате работы довольно крупные участки изображения должны стать белыми, разумнее использовать белый вариант основы для граттажа. Нужно просто покрасить ее черной водонепроницаемой тушью для рисования на основе шеллака на участках, предназначенных для проработки, оставив другие участки нетронутыми. Вы должны дождаться полного высыхания туши и только после этого приступать к вырезанию изображения. В данном случае форма детеныша зебры была создана черной тушью и впоследствии процарапана таким образом, чтобы открылась характерная окраска животного. Окружающие участки — чистые, белые и не содержат никаких пятен. Если бы изображение создавалось на черной доске, на проработку заднего плана ушло бы значительно больше времени и в результате его поверхность не была бы столь чистой и аккуратной.

Использование белой основы

Аккуратное, деликатное вырезание соответствует характеру изображения.

Создание эффекта силуэта на белой основе

Использование туши на белой основе в данном рисунке означает, что на белых участках не должно быть никаких следов от резака. На белую основу сперва была перенесена форма береговой линии и затем с помощью круглой колонковой кисти по-крыта черной тушью. После полного высыхания данного участка он был проработан лезвием резака-ножа. Выскребая края черной формы, художник постепенно определил линию волнорезов, лодок, фигуры людей и создал иллюзию, что все изображение было нанесено по черной основе.

Создание эффекта силуэта

Эффект заходящего солнца подразумевает, что изображение должно представлять собой почти силуэт.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!