СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

Доклад «Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»


Русский язык считается одним из трудных предметов в начальной школе. Основа грамотности учащихся – это усвоение правил написания, т.е. орфографических норм. Но есть такая категория слов, которая не подчиняется правилам. Они подводятся под действие традиционного принципа русской орфографии. Правописание подобных слов нельзя подвести под какое-либо правило, их следует изучать каждое в отдельности. Это так называемые словарные слова. Их, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов, правописание которых в большинстве своём не поддаётся никакой логике - целый толстенький словарь. Их надо учить и учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.

Репродуктивную деятельность, механическое заучивание слова можно разнообразить использованием занимательного материала, внесением в изучение правописания словарных слов игры. Это будет заключаться во внедрении нетрадиционных методов, форм, приёмов работы со словом, в знакомстве с увлекательным развивающим материалом: познавательными текстами, высказываниями, пословицами, поговорками, играми со словом, вопросами и практическими заданиями.

Этапы работы над словарным словом:

- этап первичного восприятия слова

- тренировочно-закрепительный этап. - учетно-контрольный этап. Рассмотрим более подробно каждый этап.
  1. Знакомство с новым словом.

Познакомить учащихся со словом желательно в начале урока, для того, чтобы включать его в содержание урока.

Вводить новое слово учитель может разными способами.

1а. Учитель предлагает загадку, а отгадка – новое слово

Стоят в поле сестрицы: Без рук, без ног

Платья белены, шапочки зелены. Открывает дверь

(Берёзы) (ветер)

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки-дробинки.

(горох)


1б. Разгадывание кроссвордов

  1. Для уборки урожая на поля я выезжаю, и за несколько машин там работаю один (Комбайн)

  2. С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, а хвост колечком (собакА)

  3. Подготовим место, раскатаем тесто. Вот повидло, вот творог. Мы хотим испечь ... (Пирог)

  4. В два ряда дома стоят – десять, двенадцать, сто подряд. И квадратными глазами друг на друга глядят (Улица)

  5. Океан бездонный, океан бескрайний, безвоздушный, темный, и необычайный. В нем живут Вселенные, звезды и кометы, есть и обитаемые, может быть, планеты (космоС)

  6. Без языка говорит, без ушей слышит (Телефон)

  7. Линию прямую, ну-ка, сам нарисовать сумей-ка! Это сложная наука! Пригодится здесь... (линейкА)


1в. Знакомство с новым словом через составление или отгадывание ребусов.


, оф (картофель)

тк ц (улица)

Ответы: картофель, улица


1г. Предложить карточку-картинку с изображением предмета

1д. Предложить карточку со словом


Кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой начального образования гуманитарного цикла Владимирского государственного университета, Канакина Валентина Павловна предлагает следующий вариант работы при ознакомлении с правописанием изучаемого слова:

1-учитель предлагает учащимся карточку со словом;

2-необходимо уточнить лексическое значение, познакомить с этиологией слова;

3-определить место ударения, указать количество слогов, прочитать орфографически, установить разницу в произношении и написании;

4-решить орфографические задачи /какую букву нужно проверить в слове и почему, как проверить эту букву, можно ли проверить написание буквы путем подбора проверяемого слова/;

5-записать слово в тетрадь /поставить ударение, выделить букву, которую надо при письме запомнить, подобрать однокоренное слово, провести наблюдение над единогласным написанием в них корня/;

6-проверить по словарю новое слово;

7-составить словосочетание или предложение с новым словом.


  1. Тренировочно-закрепительный этап.

Цель его: правильность и осознанность написания слова. На него уходит 3-4 дня. На этом этапе приходится использовать многократное, кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией. При этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Значит и упражнения должны быть достаточно разнообразны.


Фонетические упражнения

Например:

  1. Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные: бер.г, в.кзал, з.мл.ника, г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень, к.пуста.

  2. Выпиши слова в два столбика: в первый с глухими согласными на конце слова, во второй – звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш.



Работа над составом слова

Например:

  1. От слов береза, праздник, солома, яблоко, образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.

  2. Шарада. Узнайте слово, которое задумано.

Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный.


Морфологические упражнения.

  1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки, действия.

  2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.

  3. Выпишите слова в три столбика: ж. р., м. р., ср. р.


Синтаксические упражнения.

  1. Составить предложения с данными словами: ветер, капуста, осина, товарищ.

  2. Со словарными словами составить предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.


Разнообразен также выбор дидактических игр со словарными словами.

«Астроном»

Определите, на какую звезду с буквой смотрит звездочёт.

М…дленно, р…сунок, с…хар, с…лома, …зык.


Игра «Угадай - ка».

Детям предлагается угадать слово по согласным буквам:
КРНДШ,КРВ,ВРБЙ,МСКВ,РБТ



Игра «Собери слово».

Р П А Т А Д (тетрадь)
Е Т Ь Л Н (пенал).


  1. Учетно-контрольный этап.

Наиболее распространённым видом на данном этапе работы над словарным словом являются диктанты.

3а - Картинный диктант.

Учитель показывает карточку-картинку. Дети записывают слово, выделяя в нём безударную гласную и ставят знак ударения.

3б - Распределительный диктант /группировка и запись слов по орфографическим признакам в заданные столбцы/

3в - Диктант с использованием загадок.

3г - Диктант по памяти /по темам: овощи, посуда, инструменты и др.; с безударными гласными «О», «И», «Е»/

3д - Диктанты на основе ассоциативной связи.

Для таких диктантов учитель подбирает необходимое количество слов, компонуя их попарно.

Например: корова – молоко работа – лопата

Завод –рабочий ворона – воробей

Класс – учитель мороз – коньки

Каждую цепочку, состоящую из двух слов учитель произносит один раз; делает паузу, во время которой дети записывают то, что запомнили. После окончания диктанта, дети подсчитывают количество слов и проверяют правильность написания.


Заключение

Таким образом, для успешного овладения правильным написанием слов с трудно проверяемыми и непроверяемыми орфограммами нужно:

  1. Развивать у учащихся слуховую и зрительную память.

  2. Разнообразить работу со словом упражнениями, которые развивают интеллектуальные качества ребят.

  3. Работу проводить в системе поэтапно.

  4. Использовать богатый иллюстративный материал.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!