СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды словарной работы на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов, отражаются в составленных мной презентациях к урокам русского языка в 3 и 4 классе  (программа ПНШ, ссылки на презентации в докладе)

 Эти способы, конечно, изобрела не я. Я изучила литературу разных авторов и собрала воедино для помощи в работе себе и, конечно же, моим ученикам.

Просмотр содержимого документа
«Виды словарной работы на уроках русского языка»

Виды словарной работы на уроках русского языка

Составитель: Слиткова Галина Анатольевна

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №35

города Томска

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

Словарные слова, как и таблицу умножения, необходимо выучить наизусть. Но как этот процесс сделать более лёгким для младших школьников? Как создать условия, чтобы учащимся хотелось учиться и добиваться результатов?

Вооружить ребёнка приёмами, которые способствовали бы более лёгкому запоминанию словарных слов, помочь в преодолении трудностей русского языка – одна из важнейших задач начальной школы. И здесь на помощь приходит совокупность различных приёмов, которые позволяют легче запоминать. Их правильное использование помогает прочному запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами.

Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов, отражаются в составленных мной презентациях к урокам русского языка в 3 и 4 классе (программа ПНШ, ссылки на презентации даны ниже)

Эти способы, конечно, изобрела не я. Я изучила литературу разных авторов и собрала воедино для помощи в работе себе и, конечно же, моим ученикам.

  1. Обращение к этимологии слова и его лексическому значению.

Я обращаюсь к этимологии слова не всегда, а только в том случае, когда этимология помогает запомнить орфографический образ слова. Учащиеся с интересом включаются в работу, направленную на знакомство с происхождением слова, его первоисточником. Вот несколько примеров.



  1. Обращение к словам- образам(подсказкам) и картинкам-образам

К.Д.Ушинский писал, что дети мыслят образами. Со своих школьных лет хорошо помню некоторые хитрости при запоминании определённых тем: биссектриса – это крыса, бегающая по углам и делящая угол пополам, медиана – это обезьяна, лазающая по сторонам и делящая стороны пополам. Дошкольники без труда рисуют радугу, используя известное выражение «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Все эти хитрости и есть мнемонические приёмы.

Вначале работы со словарными словами предлагаю детям готовые ассоциации. Часто учащиеся придумывают свои образы. Для фиксации придуманных или увиденных ассоциаций дети ведут индивидуальные весёлые словарики. Младшие школьники с удовольствием рисуют, что позволяет не только запомнить словарные слова, но и развить воображение. Чем необычнее ассоциация, тем больший успех в запоминании она приносит. Эти картинки хорошо запоминаются и легко вспоминаются.

Ребёнок, задумываясь над написанием слова, сначала вспоминает образ, созданный к этому словарному слову, определяет в нём зашифрованную букву, а затем записывает слово правильно. Постепенно эти мыслительные действия сокращаются и словарное слово автоматически записывается безошибочно.



Слова-образы часто формирую, обращаясь к современным сервисам по созданию облаков слов.

После изучения определенной группы слов, с помощью облаков провожу обобщение. Детям предлагается по облаку узнать словарное слово.

Например:

космос

Комбайн

пальто

автомобиль



  1. Прочному усвоению правильного написания словарного слова способствует использование и таких МНЕМОНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ: стихи, рассказы, ребусы, кроссворды, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают запомнить написание словарного слова.

  • Часто на помощь в работе над трудными словами приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами, например:

Короткие стишки часто записываем по памяти.







  • Ребусы:



В работу включаю подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.

Очень люблю включать работу со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов. Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.

Главная же задача учителя - содействовать обогащению словарного запаса учащихся, сделать их речь грамотной, культурной - осталась прежней.

Словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей в уроке, повысит уровень их культуры, обеспечит интенсивное интеллектуальное и речевое развитие школьников.

Словарная работа способствует повышению орфографической грамотности учащихся, повышает интерес к русскому языку, развивает зоркое внимание к слову, развивает речь учащихся, повышает их словарный запас.























Ссылки на дидактические материалы, разработанные автором доклада:

Происхождение и значение слов. Тема "Школьные принадлежности" :https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/4_klass/proiskhozhdenie_i_znachenie_slov_tema_shkolnye_prinadlezhnosti/383-1-0-74980

Дидактический материал к уроку. Словарный диктант-1, 3 класс(УМК «Перспективная начальная школа»): https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/3_klass/didakticheskij_material_k_uroku_slovarnyj_diktant_1_3_klass_umk_perspektivnaja_nachalnaja_shkola/382-1-0-76370

Дидактический материал к уроку. Словарный диктант-2 (3 класс УМК «Перспективная начальная школа»): https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/3_klass/didakticheskij_material_k_uroku_slovarnyj_diktant_2_3_klass_umk_perspektivnaja_nachalnaja_shkola/382-1-0-76415

Дидактический материал к уроку. Словарный диктант 3, 3 класс: https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/3_klass/didakticheskij_material_k_uroku_slovarnyj_diktant_3_3_klass/382-1-0-76521

Дидактический материал к уроку. Словарный диктант-4, 3 класс (УМК «Перспективная начальная школа»): https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/3_klass/didakticheskij_material_k_uroku_slovarnyj_diktant_4_3_klass_umk_perspektivnaja_nachalnaja_shkola/382-1-0-76624

Дидактический материал к уроку. Словарный диктант 5. 3 класс (УМК «Перспективная начальная школа»): https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/3_klass/didakticheskij_material_k_uroku_slovarnyj_diktant_5_3_klass_umk_perspektivnaja_nachalnaja_shkola/382-1-0-76697

Дидактический материал к уроку. Словарный диктант 6. 3 класс (УМК «Перспективная начальная школа»): https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/3_klass/didakticheskij_material_k_uroku_slovarnyj_diktant_6_3_klass_umk_perspektivnaja_nachalnaja_shkola/382-1-0-77022

Дидактический материал к уроку. Словарный диктант 1. 4 класс (УМК «Перспективная начальная школа»): https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/4_klass/didakticheskij_material_k_uroku_slovarnyj_diktant_1_4_klass_umk_perspektivnaja_nachalnaja_shkola/383-1-0-79434





Источники:

https://urok.1sept.ru/articles/503566

https://pikabu.ru/story/slovaobrazyi_6134292

https://pikabu.ru/story/russkie_slovaobrazyi_prodolzhenie_6150248

https://boiro.by/%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82/document-167233.html


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!