Виды словарной работы на уроках русского языка
Составитель: Слиткова Галина Анатольевна
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ №35
города Томска
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.
Словарные слова, как и таблицу умножения, необходимо выучить наизусть. Но как этот процесс сделать более лёгким для младших школьников? Как создать условия, чтобы учащимся хотелось учиться и добиваться результатов?
Вооружить ребёнка приёмами, которые способствовали бы более лёгкому запоминанию словарных слов, помочь в преодолении трудностей русского языка – одна из важнейших задач начальной школы. И здесь на помощь приходит совокупность различных приёмов, которые позволяют легче запоминать. Их правильное использование помогает прочному запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами.
Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов, отражаются в составленных мной презентациях к урокам русского языка в 3 и 4 классе (программа ПНШ, ссылки на презентации даны ниже)
Эти способы, конечно, изобрела не я. Я изучила литературу разных авторов и собрала воедино для помощи в работе себе и, конечно же, моим ученикам.
Обращение к этимологии слова и его лексическому значению.
Я обращаюсь к этимологии слова не всегда, а только в том случае, когда этимология помогает запомнить орфографический образ слова. Учащиеся с интересом включаются в работу, направленную на знакомство с происхождением слова, его первоисточником. Вот несколько примеров.
Обращение к словам- образам(подсказкам) и картинкам-образам
К.Д.Ушинский писал, что дети мыслят образами. Со своих школьных лет хорошо помню некоторые хитрости при запоминании определённых тем: биссектриса – это крыса, бегающая по углам и делящая угол пополам, медиана – это обезьяна, лазающая по сторонам и делящая стороны пополам. Дошкольники без труда рисуют радугу, используя известное выражение «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Все эти хитрости и есть мнемонические приёмы.
Вначале работы со словарными словами предлагаю детям готовые ассоциации. Часто учащиеся придумывают свои образы. Для фиксации придуманных или увиденных ассоциаций дети ведут индивидуальные весёлые словарики. Младшие школьники с удовольствием рисуют, что позволяет не только запомнить словарные слова, но и развить воображение. Чем необычнее ассоциация, тем больший успех в запоминании она приносит. Эти картинки хорошо запоминаются и легко вспоминаются.
Ребёнок, задумываясь над написанием слова, сначала вспоминает образ, созданный к этому словарному слову, определяет в нём зашифрованную букву, а затем записывает слово правильно. Постепенно эти мыслительные действия сокращаются и словарное слово автоматически записывается безошибочно.
Слова-образы часто формирую, обращаясь к современным сервисам по созданию облаков слов.
После изучения определенной группы слов, с помощью облаков провожу обобщение. Детям предлагается по облаку узнать словарное слово.
Например:
космос
Комбайн
пальто
автомобиль
Прочному усвоению правильного написания словарного слова способствует использование и таких МНЕМОНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ: стихи, рассказы, ребусы, кроссворды, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают запомнить написание словарного слова.
Часто на помощь в работе над трудными словами приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами, например:
Короткие стишки часто записываем по памяти.
В работу включаю подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.
Очень люблю включать работу со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов. Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.
Главная же задача учителя - содействовать обогащению словарного запаса учащихся, сделать их речь грамотной, культурной - осталась прежней.
Словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей в уроке, повысит уровень их культуры, обеспечит интенсивное интеллектуальное и речевое развитие школьников.
Словарная работа способствует повышению орфографической грамотности учащихся, повышает интерес к русскому языку, развивает зоркое внимание к слову, развивает речь учащихся, повышает их словарный запас.
Ссылки на дидактические материалы, разработанные автором доклада:
Происхождение и значение слов. Тема "Школьные принадлежности" :https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/4_klass/proiskhozhdenie_i_znachenie_slov_tema_shkolnye_prinadlezhnosti/383-1-0-74980
Дидактический материал к уроку. Словарный диктант-1, 3 класс(УМК «Перспективная начальная школа»): https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/3_klass/didakticheskij_material_k_uroku_slovarnyj_diktant_1_3_klass_umk_perspektivnaja_nachalnaja_shkola/382-1-0-76370
Дидактический материал к уроку. Словарный диктант-2 (3 класс УМК «Перспективная начальная школа»): https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/3_klass/didakticheskij_material_k_uroku_slovarnyj_diktant_2_3_klass_umk_perspektivnaja_nachalnaja_shkola/382-1-0-76415
Дидактический материал к уроку. Словарный диктант 3, 3 класс: https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/3_klass/didakticheskij_material_k_uroku_slovarnyj_diktant_3_3_klass/382-1-0-76521
Дидактический материал к уроку. Словарный диктант-4, 3 класс (УМК «Перспективная начальная школа»): https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/3_klass/didakticheskij_material_k_uroku_slovarnyj_diktant_4_3_klass_umk_perspektivnaja_nachalnaja_shkola/382-1-0-76624
Дидактический материал к уроку. Словарный диктант 5. 3 класс (УМК «Перспективная начальная школа»): https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/3_klass/didakticheskij_material_k_uroku_slovarnyj_diktant_5_3_klass_umk_perspektivnaja_nachalnaja_shkola/382-1-0-76697
Дидактический материал к уроку. Словарный диктант 6. 3 класс (УМК «Перспективная начальная школа»): https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/3_klass/didakticheskij_material_k_uroku_slovarnyj_diktant_6_3_klass_umk_perspektivnaja_nachalnaja_shkola/382-1-0-77022
Дидактический материал к уроку. Словарный диктант 1. 4 класс (УМК «Перспективная начальная школа»): https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/4_klass/didakticheskij_material_k_uroku_slovarnyj_diktant_1_4_klass_umk_perspektivnaja_nachalnaja_shkola/383-1-0-79434
Источники:
https://urok.1sept.ru/articles/503566
https://pikabu.ru/story/slovaobrazyi_6134292
https://pikabu.ru/story/russkie_slovaobrazyi_prodolzhenie_6150248
https://boiro.by/%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82/document-167233.html