СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды работ по развитию речи учащихся.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются виды работ для учащихся по развитию связной речи. Предлагаются варианты заданий при  написании пересказа, памятка при работе над сочинением.

Просмотр содержимого документа
«Виды работ по развитию речи учащихся.»

ВИДЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

1. Развитие диалогической речи учащихся

Понятие культуры непременно включает в себя и культуру общения, культуру речевого поведения - речевой этикет, который диктует умение вести себя в той или иной обстановке, умело использовать соответствующие правила общения. В последнее время заметно усиливается работа по развитию устной речи школьников. Именно поэтому итоговое оценивание работ по развитию речи является обязательным. В "Критериях оценивания учебных достижений учащихся" сказано, что необходимо оценивать аудирование, диалогическую и монологическую речь (устный и письменный пересказ, устное и письменное сочинение). При выставлении оценки за семестр необходимо учитывать предварительно выставленные оценки за диалог, монолог, устные, письменные сочинения, изложения.

Остановлюсь на работе по развитию диалогической речи учащихся.

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Каждое высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог не нуждается в развернутых предложениях, поэтому в нем много неполных предложений. Часты в диалоге вопросительные и восклицательные предложения, междометия, частицы, встречаются поговорки, разговорная лексика. Синтаксис диалога обычно несложен.

В устной речи вообще, а в диалоге особенно используются вспомогательные средства речи, передающие то, что трудно выразить словами: мимика, жесты, интонация. Отработка всего этого входит в круг задач методики речевого развития учащихся.

В школе применяется искусственная форма диалога - беседа. Обычно это диалог между учителем и учениками. В отличие от "стихийного" диалога здесь, как правило, употребляются полные предложения. Беседа - это обучение правильному построению предложений, высказываний, приобщение детей к литературной речи в диалоге.

К сожалению, школа мало работает над развитием диалогов между учениками. Такие диалоги, конечно, происходят, но без руководства со стороны учителя. Не потому ли наши школьники не умеют спорить, участвовать в обсуждениях.

В классах существенное значение имеет речевая активность детей. Некоторые дети стесняются говорить, избегают участия в беседе, не отвечают на прямой вопрос учителя. Это опасное явление, с ним нужно бороться с первых дней в школе. Если учитель в I классе добьется, чтобы каждый школьник говорил смело, громко, отчетливо, то в дальнейшем развитие речи детей пойдет успешнее. Вот почему в I классе так много внимания уделяется произносительной стороне речевого развития: артикулированию звуков, логопедической работе, скороговоркам, декламациям, распевкам, хоровому чтению и т.п.

Диалогическая речь всегда поддерживается репликами или вопросами собеседников, всей ситуацией, эго облегчает диалог. В учебнике для 10-11 класса автор предлагает интересные темы для диалога:

Попробуйте сочинить диалог Правды и Лжи или Смелости и Трусости, или Доброты и Жестокости, в которых раскрывались бы их существенные признаки, а также было выражено ваше отношение к сравниваемым понятиям.

Составьте диалог, который должен произойти в туристическом бюро (вам предлагают несколько маршрутов, рассказывают об их преимуществах,

выберите страну и обоснуйте свой выбор).

Видите ли вы сходство героев сказок и мифов? Если да, то в чем оно заключается? Поговорите об этом с товарищем. Какие качества в человеке вам импонируют и от каких, с вашей точки зрения, надо избавляться?


2. Работа над монологической речью учащихся. Пересказ

Значительно труднее развивается монологическая речь, т.е. речь одного человека,- рассказ, сообщение, пересказ, выступление на собрании, сочинение и т.п. Эти виды монолога, устного и письменного, находятся в центре внимания школы.

В отличие от диалога монолог более произволен, требует волевого усилия, а иногда значительной подготовительной работы. Так, рассказ по наблюдениям (сообщение) подготавливается учеником иногда на протяжении нескольких дней. Монологическая речь не может быть стихийной, она всегда организована. Говорящий или пишущий заранее планирует весь монолог как целое, составляет его план (письменно или устно), готовит отдельные фрагменты и средства языка. В монологе необходима отработка внутренних связей, композиции.

В сущности, и словарная работа, и чтение, и пересказ, и беседы, и составление предложений - все это служит подготовкой к самостоятельному связному рассказу, т.е. к монологу, к оформлению каких-то тем в монологе.

Именно в монологической речи обнаруживаются жанровые различия (описание, повествование и пр.), стилистические особенности (речь деловая и речь эмоционально-образная). В отличие от диалога монолог, как правило, обращен не к одному человеку, а ко многим. Следовательно, автор так должен его составить, чтобы он был понятен любому слушателю или читателю. Отсюда вытекают высокие требования к монологической речи.

Нужно постоянно стремиться создавать такие ситуации, чтобы школьники чувствовали пользу от своих рассказов, сообщений, сочинений. Так, способствуют этому сборники письменных сочинений, газеты в классе, журналы отзывов о прочитанных книгах, а также устные выступления перед классом, на сборах, утренниках, выступления по школьному радио,

Монологическая, связная речь нередко выступает в письменном варианте. Письменной речи, в общем, свойственны те же черты, что и устному монологу, но они более строго выражены. Здесь выше требования к построению предложений, к выбору слов, к логике, к полноте раскрытия темы, к последовательности изложения, к правильности языка и т.д. В то же время есть и отличительные черты письменной речи.

Во-первых, письменная речь всегда сложнее и полнее устной. Предложения крупнее, чаще употребляются конструкции, осложняющие предложение, больше книжных слов. Даже размер целого сочинения (рассказа), как показали наблюдения, обычно в письменном варианте больше, чем в устном.

Во-вторых, в письменном варианте невозможны паузы, логические ударения, интонация, жесты и другие средства, играющие столь важную роль в речи устной. Письменная речь от этого проигрывает. В некоторой степени этот ее недостаток компенсируется знаками препинания, делением текста на абзацы, выделением слов шрифтом и подчеркиванием, дополнительными замечаниями.

В-третьих, письменная речь отягчена орфографией, которая отнимает у школьников много сил, а иногда и веру в себя. Известно, что некоторые дети, боясь орфографических ошибок, стараются писать сочинения покороче, попроще. Слабый орфографический навык является очень серьезной помехой в развитии письменной речи детей, поэтому важно помочь им как можно раньше овладеть грамотным письмом. Кроме того, нужно знать методику орфографической подготовки к сочинению и изложению.

Наконец, письменная речь составляет и протекает значительно медленнее, чем устная. Для некоторых детей процесс письма как бы превращается в самоцель и закрывает главное - содержание и отбор языковых средств. Сочинение для них перестает быть чем-то связным, целым, а представляется набором слов и предложений.

Письменная речь - это речь подготовленная, подлежащая проверке, поддающаяся исправлению, совершенствованию. Поэтому овладение письменной речью особенно полезно для повышения общей языковой культуры. Письменная речь оказывает в школе всевозрастающее влияние на устную речь учащихся.

Письменной речью до школы дети, как правило, не пользуются, поэтому естественно, что главное внимание в школе уделяется ей. Но нельзя допускать недооценки устной речи. В последние годы заметно усиливается работа по развитию устной речи школьников.

Главная трудность в овладении устной речью заключается в умении определить, какое слово, оборот, интонация, манера, речи уместны в каждом конкретном случае. Речевой этикет является составной частью культуры поведения и общения человека.

Мне нравится учебник Русский язык 10-11 класс Пашковская Н. А., Корсаков В.А.

Виды и задания, которые предлагает учебник, помогают учащимся поработать над тем, чтобы убедительно, четко, точно передавать свои мысли. Предлагаемые в учебнике тексты и задания способствуют не только развитию речи учащихся, но и расширяют кругозор, заставляют думать, подбирать интересный материал.

В развитии речи учащихся большую роль играют пересказы. Редкий урок проходит без пересказа, поэтому особенно опасен шаблон в этой работе. Разнообразие видов пересказа, варьирование подготовки к нему оживляют уроки, повышают интерес школьников к чтению и в конечном итоге повышают уровень их речевого развития.

Дети должны знать, какие требования школа предъявляет к пересказу. Прежде всего в пересказе должна звучать живая речь самого школьника. Это значит, что образец не должен быть заучен, зазубрен. Но в то же время предъявляется и другое требование, использовать лексику, обороты речи, а отчасти и синтаксические конструкции, взятые из образцового текста.

Где же граница между этими двумя требованиями?

Язык образца усваивается при чтении, в ходе анализа текста. Слова и обороты речи образца становятся для ученика своими, во время пересказа школьник не напрядается, стараясь вспомнить то или иное предложение, а свободно строит его сам. Учитель следит за обязательным употреблением лишь тех слов, которые встретились в этом рассказе впервые или в каком-то необычном сочетании. Желательно также использовать изобразительные средства языка, образные выражения, фразеологизмы. Важно также, чтобы в пересказе сохранился стиль образца, например сказки. В пересказе школьник употребит много слов, которых нет в образце; это неизбежно и даже полезно, но до известного предела. Учитель как бы регулирует степень влияния образца, задавая пересказ после однократного или двукратного чтения или прослушивания, возвращаясь к чтению с целью улучшения пересказа.

В пересказе должны быть соблюдены последовательность оригинала (за исключением таких видов пересказа, где последовательность изменяется по заданию учителя), причинно-следственные зависимости, переданы все основные факты и описания. Полнота передачи всего существенного - одно из важнейших требований к пересказу, особенно к пересказу научного текста.

Самостоятельность, живость языка невозможны без выразительности. Пусть в пересказе отразится чувство ребенка, его желание заинтересовать других ребят, его радость, его восторг. Известно, что один из главных и самых тягостных недостатков пересказа - его монотонность, сухость. Если же школьник "вошел в роль", сопереживает героям рассказа, если его чувство зазвучало в пересказе, значит, творческий уровень пересказа высок и он превращается в рассказ творимый, а не заученный.

Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан образец, произвел ли он на ученика впечатление, правильно ли он понят, усвоен ли его язык, восприняты ли образы. Поэтому целесообразно сразу при

чтении, а затем в анализе нацеливать школьника на пересказ, предлагать пересказывать отдельные фрагменты, спрашивать: "Как ты сам рассказал бы об этом?"

Нужно время от времени практиковать пересказ прослушанного текста (т.е. прочитанного учителем или в звукозаписи по радио и т.п.), пересказ после однократного, первичного чтения самим учеником; пересказ текста, прочитанного тихо, про себя; пересказ текста, прочитанного сутки тому назад, неделю назад и т.д. Все эти условия совершенно необходимы, так как часто встречаются в жизни. В то же время применение таких форм пересказа разнообразит и оживляет работу.

В большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приемы:

*предупреждение учащихся о том, что рассказ следует пересказывать подробно, близко к тексту (или сжато);

*беседа-анализ содержания, различные виды работы над языком, выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе;

*отработка выразительного чтения;

*расчленение рассказа, выделение частей, их озаглавливание, составление плана текста, предназначенного для пересказа;

*пересказ фрагментов; предварительный (черновой) пересказ, разбор его недостатков;

*если возможно, обращение к аналогичным случаям, связывание прочитанного с собственным опытом учащихся.

Пересказу нужно систематически обучать (не просто - "прочитай и перескажи"). Ведь конечная цель пересказа состоит в том, чтобы человек в жизни, в производственной и общественной деятельности мог правильно, достаточно полно, логически стройно и выразительно передать прочитанное, услышанное.

Применяются следующие виды пересказа: подробный, близкий к тексту; краткий иди сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями.

Чаще всего в школе используется близкий к тексту пересказ, он служит, во-первых, средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях, во-вторых, средством усвоения логики образца и его языка.

Выборочный пересказ - это работа над темой. Что значит пересказать выборочно? Это значит выбрать из текста ту его часть, которая соответствует узкому вопросу, узкой теме.

Выборочный пересказ бывает следующих видов: пересказ по вопросу, заданию, пересказ по иллюстрации. Значительно большую трудность для учащихся представляет выборка из разных мест рассказа по одной из его тематических линий.

В работе по развитию речи я часто прибегаю к сжатому пересказу. Учащиеся должны уметь излагать тему не только подробно, но и кратко, конспективно. В кратком пересказе нужно отобрать важнейшее, отбросить второстепенное. Учащиеся подчас затрудняются пересказать сжато высокохудожественные тексты.

Сжатые пересказы - необходимая степень развития речи учащихся. Однако чрезмерное увлечение сжатыми пересказами может привести к сухости речи, отучит детей от художественных деталей. Чтобы этого не случилось, нужно проводить четкую границу между подробными и сжатыми пересказами. Интересным видом работы являются пересказы с перестройкой текста, с творческими дополнениями. Известны следующие варианты творческой работы при пересказе:

- пересказ с изменением лица рассказчика; чаще всего это пересказ в третьем лице такого рассказа, в оригинале которого повествование ведется от первого лица;

- пересказ от лица одного из персонажей - работа, имеющая много общего с выборочным пересказом, но требующая иногда значительных творческих изменений и дополнений;

- пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами или деталями, продолжение рассказа;

- инсценирование рассказа, т.е. составление на основе прочитанного художественного произведения диалога (чтение в ролях или даже сценическое воплощение), составление сценария по рассказу;

- словесное рисование.

В работе словесника по развитию речи учащихся большое место занимает изложение. Изложение - это письменные пересказы образцовых текстов. Известно, если упражнение выполняется письменно, то к нему предъявляются более высокие требования и к содержанию, и к логической структуре, и к языку.

Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье. Нужно помнить, что темы изложений должны быть ценными как в воспитательном, так и в образовательном отношении, должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение. Так, например, в 10 классе предлагается творческое изложение текста с продолжением "Золотой гиацинт" (по К. Паустовскому). Учащимся предлагается продолжить исходный текст в стилистической манере автора, высказать свое отношение к поднятой в тексте проблеме.

В 11. классе учащимся предлагается творческое изложение с продолжением текста. Учащиеся должны не только пересказать текст, но и определить свое отношение к проблеме, поднятой в высказывании, выразить его в сочинении-рассуждении, продолжая исходный текст.

Однако не следует преувеличивать роли изложений и отдавать им предпочтение перед сочинениями, что нередко наблюдается в практике многих учителей. Развивать самостоятельность и творчество учащихся, сформировать умения передавать свои мысли и знания невозможно, если проводить только лишь изложения. Нужны условия, чтобы ученик мог выражать свои мысли самостоятельно. К. Д. Ушинский в книге "Человек как предмет воспитания" писал: «Нет сомнения, что дети более всего учатся, подражать, но ошибочно было бы думать, что из подражания сама собой вырастет самостоятельная деятельность». Подражание дает много материала для самостоятельной деятельности, но если бы не было самостоятельной деятельности, независимой от подражания, то немому было бы и подражать".

Такого же мнения придерживался Л. Н. Толстой: "Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений".


3.Сочинение


Сочинения в школе занимает особое место: ему в известной степени подчинены другие речевые упражнения.

Сочинение служит эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысли, рождает у школьников веру в себя.

Сочинение - творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в тексте. Оно способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии - весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил.

В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические правила. Только в сочинении письмо, причем грамотное, осознается школьником не как учебное упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме.

Школьники любят сочинение, любят именно за его творческий характер, за то, что в нем можно проявить самостоятельность, писать свое.

Готовясь к устному рассказу и письменному сочинению, школьники учатся:

- накапливать материал: наблюдать, выделять из своего опыта главное - то, что относится к избранной теме, осмысливать факты, описывать, передавать свои знания, чувства, намерения;

- располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае необходимости изменять последовательность;

- отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связной текст;

- орфографически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования.

Сочинения, как устные (т.е. рассказы), так и письменные, различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку.

В зависимости от источников материала выделяются, во-первых, сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, т. е. сочинения на материале труде, экскурсий, походов, наблюдений и других форм живого, непосредственного опыта; во-вторых, сочинения на книжном материале, по картине, фильму, спектаклю и другим источникам опосредствованного опыта; в-третьих, сочинения, где используется материал разных источников, например, в сочинении "Перелетные птицы нашего края" школьник использует наряду с книжными сведениями также собственные наблюдения.

Особо следует отметить сочинения на основе творческого воображения -по сюжетной картине, по данному началу или концу, импровизация сказок и

т. п.

По степени самостоятельности, по методам подготовки различаются сочинения коллективные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или меньшей степени общеклассной подготовки и сочинения индивидуальные (устные рассказы, как правило, ближе ко второму типу).

По жанрам, как уже говорилось, связные тексты делятся на повествования, описания и рассуждения, причем чаще всего встречаются сочинения повествовательные, с элементами описания и рассуждения.

По языку сочинения разделяются на эмоционально-образные и деловые. Первые - это преимущественно рассказы о событиях и описания природы; вторые - записи по наблюдениям, планы, отчёты, деловые описания, объявления, математические задачи и т.п.

Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам.

В старших классах работа над сочинением значительно усложняется. Наряду с выше названными видами сочинения предлагаются сочинения-рассуждения, сочинения в публицистическом стиле на морально-этические, общественные темы. Учащимся можно предложить такие задания:

  • составьте устное сочинение (в форме выступления на диспуте), чтобы в сочинении содержался ответ на вопрос: возможно ли развитие человеческой цивилизации без ущерба для природы?

  • напишите сочинение в публицистическом стиле речи в форме статьи в газету. Объясните, как вы понимаете слова В. Ткаченко: «Всё в этом мире теснейше взаимосвязано: обижаешь безответную природу, а губишь свою бессмертную душу».

  • напишите сочинение на тему "В чем самая большая цель в жизни?"

  • дайте ответ на вопрос: правильно ли утверждение «подлость всегда заслуживает презрения».

Учитывая сложность задания, необходимо предлагать учащимся тексты на морально-этическую, общественную тему для обсуждения, учить их определять основную мысль предложенных текстов, составлять план, озаглавливать текст, доказывать, что данный текст относится к публицистическому стилю. В своей работе практически во всех видах я предлагаю ребятам памятки. Нужна памятка и при работе над сочинением. Как писать сочинения.

1.Продумайте тему, сформулируйте основную мысль высказывания.

2.Побеспокойтесь о правильном понимании темы и о глубине и полноте ее раскрытия.

3.Для подтверждения своих мыслей используйте жизненный опыт, приводите только достоверные факты и конкретный иллюстративный материал.

4.Излагайте материал убедительно, не забывайте о доказательности основных положений.

5.Цитируйте уместно и правильно.

6.Придерживайтесь композиционной стройности и пропорциональности частей сочинения, логической последовательности в изложении мыслей.

7.Пользуйтесь разными типами речи, соблюдайте единство избранного стиля; не забывайте о грамотности.


4. Деловые бумаги


В старших классах много внимания уделяется деловым бумагам. Учащиеся должны знать, каким требованиям должен отвечать отчет о проделанной работе, уметь самостоятельно составлять заявления, расписку. Учащиеся должны знать, что такое доверенность, в каких случаях она составляется, каковы особенности оформления этого документа. Необходимо научить учащихся писать автобиографию, показать учащимся, каковы особенности построения деловой автобиографии и какие реквизиты она включает. Важно показать, чем определяется последовательность расположения материалов, с помощью каких средств достигается точность и официальность изложения. В старших классах учащиеся должны уметь излагать в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, статьи, результате изучения какой-нибудь проблемы. Именно поэтому необходимо научить учащихся составлять и правильно оформлять реферат.

Учащиеся должны знать, что такое реферат, какие этапы включает подготовка реферата, из каких частей, как правило, он состоит. Необходимо использовать все виды работы по развитию речи учащихся.


5. Система упражнений по развитию связной речи


В данной статье мы попытаемся рассмотреть систему упражнений по развитию связной речи, опираясь на дидактическую теорию методов обучения, разработанную И. Я. Лернером.

Как известно, с помощью упражнений ученики овладевают таким компонентом содержания образования, как способ деятельности. С помощью упражнений, применяемых в работе по развитию связной речи, ученики овладевают способами творческой деятельности, так как они учатся создавать текст, речевые произведения. Этим объясняются особенности упражнений при обучении связной речи.

Рассматриваемые упражнения характеризуются следующим:

а/ строятся на дидактическом материале, представляющем собой текст;

б/ содержат задания, которые опираются на обобщенные предписания действий или обобщенные знания (а не правила, указывающие конкретные действия);

в/ в них не приводятся образцы выполнения задания. Анализ образцов текста (положительного и негативного характера) используется как прием подготовки к устным и письменным высказываниям (а не как образец выполнения задания);

г/ предлагаемые задания требуют при их выполнении сочетания различных действий, в том числе и репродуктивного типа.

Указанные особенности подчеркивают преимущественно творческий характер упражнений по развитию связной речи (не случайно многие из них относятся к творческим работам).

Чтобы организовать речевую деятельность учащихся в работе по развитию связной речи, учитель действует самым различным образом. Например, для того, чтобы ученики усвоили определенные знания о том, как строится описание, какие требования предъявляются к устному докладу, какое значение имеет систематизация материала к сочинению и т.д., учитель может использовать рассказ, чтобы передать необходимую информацию в готовом виде (объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный метод) или беседу, в ходе которой ученики сами, но с помощью учителя сделают выводы, разовьют некоторые выдвинутые им положения, пользуясь данными или самостоятельно найденными примерами (эвристический или частично-поисковый метод). При этом во многих случаях используется текст.

Однако усвоение особенностей речевого произведения и овладения способами его создания происходит только в процессе выполнения упражнений. При этом нередко слово учителя, беседа включаются в упражнения, так как сообщаемые учителем теоретические знания носят практический характер.

Первые три из указанных параметров относятся к любым упражнениям и потому мало раскрывают существо дела, последний - чисто логического свойства - недостаточен для характеристики речевых упражнений.

Я считаю, упражнения при обучении связной речи должны быть охарактеризованы, во-первых, по содержательней задаче: упражнения, направленные на овладение умением раскрыть тему высказывания, строить рассуждения, выступать с докладом и т.д.; во-вторых, по заданиям, которые программируют учебные действия учащихся, усвоение ими определенных знаний и способ деятельности.

Задания в упражнениях по развитию связной речи организуют учебные действия, которые связаны с работой над текстом - готовым и создаваемым. И по тому, как соотносятся действия по готовому и создаваемому тексту, можно выделить пять групп упражнений.

Рассмотрим каждую из них.

I. Упражнения аналитического характера по готовому тексту.

Среди заданий этой группы упражнений выделяются:

а/ задания, требующие в основном анализа текста. Например:

- определите (найдите) основную мысль высказывания, сформулированную автором, позицию, с которой описывается местность (автор указывает на эту позицию), часть, в которой содержится доказательство... в которой дается описание того-то и т.д.;

- озаглавьте отрывок словами текста;

- проследите зависимость употребления таких-то языковых средств от задачи (замысла) высказывания и т.д.;

- найдите (определите) в тексте лишнее; часть, которую следовало бы расширить; неудачно введенные в текст цитаты и т.д.; объясните правку текста, произведенную автором, и т.д.;

б/ задания, требующие при анализе сравнения текстов. Например:

- сопоставьте план, тезисы и конспект;

- сравните отзыв о фильме и рецензию на него;

- укажите общее в данных текстах и их отличия (сравниваются тексты на одну тему, но различающиеся замыслом, жанром, стилем, композиционной формой и т.д.).

II. Упражнения аналитико-речевого характера по готовому тексту. Задания в этих упражнения требуют анализа, абстрагирования, обобщения и определенных речевых действий, в результате чего на базе готового текста создаются элементы текста (но не текст в целом). Например:

- сформулируйте тему высказывания, основную мысль автора;

- озаглавьте текст (придумайте заголовок);

- составьте композиционную схему текста.

Ш. Упражнения на переработку готового текста. Задания в этих упражнениях требуют исправления текста, в результате чего возникают усовершенствованные, новые или обновленные (переработанные) части текста. Например:

- введите в текст цитаты, подтверждающие высказанные автором суждения;

- исключите из текста лишнее (повторения);

- придайте тексту в соответствии с замыслом автора более ярко выраженный публицистический характер;

- устраните непоследовательность в изложении материала, внесите необходимую правку (необходимые исправления) в тексте сочинения (отредактируйте текст).

IV. Упражнения, требующие создания нового текста на основе данного (готового). Например:

- составьте план текста, тезисы к нему;

- изложите подробно (сжато) такую-то часть текста или весь текст;

- подготовьте сообщение на такую-то тему на основе данного текста;

- ответьте на вопрос, поставленный в тексте и т.д.;

- перестройте данный рассказ, чтобы он начинался с самого интересного эпизода;

- разверните данный сюжет (сюжетную схему) в рассказ;

- запишите услышанный рассказ и т.д.

V. Упражнения, тренирующие учащихся в создании своего (в полном смысле этого слова) текста. Например:

- составьте план сочинения, тезисы выполнения;

- напишите сочинение на такую-то тему или на одну из данных тем;

- напишите сочинение на данную тему в двух жанрах (заметки и репортажа); в двух стилях (деловое и художественное описание);

- напишите .отзыв о сочинении товарища;

- подготовьте доклад на такую-то тему и т.д.

Нетрудно заметить, что упражнения последних двух групп - это те виды работ, которые принято называть в методике изложения и сочинениями (за исключением первых заданий на составление плана и тезисов). Они издавна выделяются методистами, считаются основными видами упражнений, служащими задачам развития связной речи учащихся (как устной, так и письменной), и относятся к числу более разработанных в методике (поэтому в данной статье мы не останавливаемся на их подробной характеристике).







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!