СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Белолипецкая Елена Васильевна Доклад на тему: "Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальная школа нового времени видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово, по определению Михаила Ростиславовича Львова, «представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи».

Просмотр содержимого документа
«Белолипецкая Елена Васильевна Доклад на тему: "Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе"»

Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе

Словарная работа – это не эпизод в работе учителя,
систематическая, хорошо организованная, педагоги-
чески целесообразно построенная работа, связанная
со всеми разделами курса русского языка.
А.В. Текучев

Начальная школа нового времени видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово, по определению Михаила Ростиславовича Львова, «представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи».

Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными». Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если она не решена, то превращается в тяжелый груз для ученика и продолжает углубляться в среднем звене.

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе.

Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должны способствовать активизации словаря младших школьников.

Перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный, а также умение правильно и грамотно излагать свои мысли на письме является необходимым элементом обучения словарной работе на уроках в начальной школе. Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

В своей практике я использую методику П. С. Тоцкого, описанную в учебнике «Орфография без правил», где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости. Предлагаю несколько способов и методов по запоминанию написания словарных слов. Важное условие для этой работы – это ежедневные занятия по 15-20 минут. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение недели.

Для запоминания слов рекомендуется использовать следующие задания и вопросы.

  1. Самостоятельное чтение слова ребенком.

  2. Прочтение слова учителем «орфографически».

  3. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, следует ему воспользоваться словарем).

  4. Орфографическая работа над словом:

    • постановка ударения, выделение простым карандашом трудной буквы,

    • звукобуквенный анализ слова,

    • деление слова на слоги и на слоги для переноса.

  5. Заучивание правописания данного слова:

    • подбор однокоренных слов,

    • составление словосочетания, предложения с этим словом,

    • подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

  6. Запись слова в орфографический словарик.

  7. Составление рассказа из блока словарных слов

  8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

  9. Образование другой части речи (класс - классная, работа-рабочий).

  10. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:

    • по родам;

    • по числам;

    • по склонениям;

    • с непроверяемой и проверяемой гласной;

    • одушевленные или неодушевленные предметы;

    • по тематике;

    • по частям речи.

  11. Заменить одним словом (сообщение по телеграфу -…, килограмм-это тысяча…, огородное растение, растущее кочаном – это…).

  12. Придумывание словосочетаний со словарными словами

  13. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.

  14. Подбор однокоренных слов.

  15. Разбор слов по составу.

  16. Запись слов с разными предлогами (с тарелкой, без тарелки, в тарелке)

  17. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.

  18. Образовать новое слово при помощи суффикса (ладонь-ладошка, морковь-морковка).

  19. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, ру..кий, Ро…ия, ба...ейн, Мо…ква).

  20. Письмо по памяти.

  21. Устный диктант всех слов. Проговаривание слов «орфографически».

  22. Образование другой части речи (класс - классная, работа-рабочий).

  23. Заменить синонимами (чёрный-белый) или антонимами (восток-запад).

Все эти задания помогут ребёнку лучше запомнить словарные слова. Но учителю ещё нужно помнить, что существует процесс забывания детьми написания этих слов и поэтому важно создать своеобразную систему повторения. Работа с этими словами должна продолжаться на протяжении всего учебного года. Отдельные приёмы необходимо включать как можно чаще в процесс обучения.

Например:

  1. Прочитайте словарные слова «по цепочке».

  2. Прочитайте словарь хором.

  3. Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый (второй) слог.

  4. Прочитайте слова, состоящие из двух (трех) слогов.

  5. Назовите соседей слова….

  6. Из указанного столбика назовите слова с безударной гласной О (А, Е).

Используемые приемы способствуют развитию речи и орфографической зоркости. у младших школьников. Результатом применения данной методики является грамотное письмо.

Материалом для развития речи при проведении таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, ребусы, загадки, кроссворды и многое другое.

Загадки

  1. В поле родился, на заводе варился, на столе растворился. (Сахар)

  2. Если ты его отточишь-нарисуешь всё, что хочешь!
    Солнце, море, горы, пляж. Что же это? (Карандаш)

  3. То я в клетку, то в линейку.
    Написать по ним сумей-ка! 
    Можешь и нарисовать… 
    Что такое я? (Тетрадь)

  4. До чего же скучно, братцы, на чужой спине кататься!
    Дал бы кто мне пару ног, чтобы сам я бегать мог. (Рюкзак)

  5. Птица говорливая, 
    Самая болтливая. (Сорока)

Загадки на сообразительность.

  1. Какая птица из яйца родится, а яйца не несёт? (Петух)

  2. Какая птица из сорока букв? (Сорока)

  3. Что в начале года весит 200граммов, а в конце—30граммов? (Календарь)

Кроссворд (4 класс)

По горизонтали:

2. Сто одёжек и все без застёжек.

4. Временем рассеваю, временем собираю, сам сыт бываю и людей кормлю.

7. Комната, где учатся дети.

8. Без окон, без дверей, полна горница людей.

9. Второй месяц осени.

По вертикали:

1. Летит птица орёл, несёт в зубах огонь.

3. Не сторожем стоит, а всех рано будит.

5. Хитрая, рыжая с пушистым хвостом, любит кур.

6. Он в альбоме выполнен акварельными красками.

(Ответы. По горизонтали: 2.Капуста. 4.Хлебороб. 7.Класс. 8.Огурец. 9.Октябрь. По вертикали: 1.Ракета. 3.Петух. 5.Лисица. 6.Рисунок.)

Пословицы, поговорки, скороговорки

  1. Одежда лучше новая, а друг – старый.

  2. Сначала думай, потом говори.

  3. Аппетит приходит во время еды.

  4. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

  5. Тот герой, кто за Родину горой.

  6. Декабрь – хвостик года.

  7. Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.

  8. Проворонила ворона воронёнка

Игра «Угадай слово»

  1. Что за скрип, что за хруст?
    Это что ещё за куст?
    Как же быть без хруста.
    Если я – … (капуста)

  2. Кто альбом раскрасил наш?
    Ну, конечно, … (карандаш)

  3. Чик-чирик!
    К зёрнышку прыг.
    Клюй, не робей!
    Кто же это? ... (воробей)

  4.  Все знакомы с нами:
    Яркие, как пламя,
    Мы однофамильцы
    С мелкими гвоздями.
    Полюбуйся дикими
    Алыми… (гвоздиками)

Игра - подсказка

_ а _ а _ _ а _ (карандаш)

_ а _ _ _ _ (пальто)

_ о_ о _ о (молоко)

_ о_ _о_ _ _ _ (космонавт)

Шутливые стихи

Что за ли?
Что за мон?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут: «Лимон»,
Сразу станет кисло!
Г.Сапгир «Ли-мон»

Взял Егор в углу топор,
Стал чинить Егор забор,
Потерял Егор топор,
Вот и ищет до сих пор…
Поищи и ты топор.
И. Дельянов «Считалка»

Жила-была Муха-чистюха.
Всё время купалася Муха.
Купалась она в варенье,
В отличном клубничном варенье.
В понедельник–в вишнёвой наливке.
Во вторник–в томатной подливке.
В среду–в лимонном желе.
В четверг–в киселе и смоле.
В пятницу–в простокваше,
В компоте и манной каше…
Б. Заходер «Муха-цокотуха»

Письмо по памяти

Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Вдруг забили барабаны.
Прибежали обезьяны. 
(К. Чуковский)

Белая берёза 
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно серебром. 
(С. Есенин)

Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд. 
(К. Чуковский)

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо. 
(И. Суриков)

Осторожно ветер
Из калитки вышел.
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше. 
(М. Исаковский)

Фразеологизмы.

Без году неделя (совсем недавно).

Белая ворона (необычный человек, который сильно выделяется среди других людей).

Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).

Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).

Этимологический анализ

Слова: телефон, телеграф, телевизор, телескоп.

Первая часть слов теле- пришла в русский язык из греческого языка и обозначает «далеко».

Слова: демонстрация, депутат, делегат, декорация.

Во всех этих словах присутствует приставка де-.

Таким образом, система работы над словарными словами способствует развитию у младших школьников орфографической зоркости, формированию умения замечать новые слова и объяснять их значение или элементов, из которых они состоят. Следствием этого становятся следующие положительные изменения речевой деятельности учащихся: во-первых, значительно повышается орфографическая грамотность во-вторых, совершенствуется синтаксический строй речи. Кроме того, вследствие обогащения словаря у младших школьников формируется представление о языке как о развивающемся явлении, что способствует развитию логического мышления учащихся, активизации познавательных процессов, воспитанию интереса к языку.

Мастер-класс "Виды работ по развитию речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка"

  • Капустина Анна Алексеевна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Учитель “обязан дать упражнение из устной речи детей и руководить этими упражнениями и при том дать такие упражнения,
которые возбуждают мысль ребёнка и вызывают желание выразить эту мысль в слове”. (К.Д.Ушинский)

Актуальность проблемы

Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь – основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения. Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время - одна из основных задач школьного образования, и, в первую очередь, её начального звена.

Главным условием развития речи младшего школьника является разнообразие методов и приёмов обучения грамоте учащихся на уроках гуманитарного цикла, и их умелое применение учителем.

Цель мастер-класса

Знакомство с авторскими наработками педагога. Освоение и отработка практических умений.

Задачи

  • Передача педагогом-мастером своего опыта, форм, методов, приёмов педагогической деятельности.

  • Создание условий для развития профессионализма его участников на основе рефлексии собственного педагогического мастерства, обмен опытом работы.

  • Совместная отработка методических приёмов педагога – мастера, приёмов решения проблемы поставленной в программе мастер-класса.

Содержание занятия

(Методы, приёмы и формы)

Нормы произношения и ударения (орфоэпия).

Система работы по развитию речи осуществляется с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений, самостоятельной работы учащихся в форме разнообразных упражнений.

Словарная работа

Приёмы разнообразны: раскрытие значения путём показа предмета, использование толкового словаря, синонимизация, морфологический анализ, использование контекста, некоторые элементы этимологического анализа, работа с фразеологическими оборотами, антонимами, и др.

Синтаксис и стилистика

Словосочетание (ошибки в согласовании и управлении)

Составление словосочетаний, включение словосочетаний в предложение, правильное употребление предлогов с падежными формами существительных.

Предложение

  • Распространение предложений

  • Построение разнообразных типов предложений в соответствии с законами синтаксиса, с литературной нормой, добиваясь их точности и выразительности.

  • Упражнения на основе образца, конструктивные и творческие.

Связная речь

В форме диалога, пресс-конференции.

Редактирование данных учителем текстов, сочинение загадок и стихов, демонстрация приёмов, способствующих речевой креативности.

Рефлексия

Произносительная культура речи

Профессиональные заморочки”

Комментарий учителя: в русском литературном языке существуют определенные нормы произношения и ударения, а также интонация в предложении. Совокупность этих норм принято называть орфоэпией.

Воспитание культуры устной речи составляет одно из направлений в общей системе по развитию речи, осуществляется оно с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений (в данном случае фонетических), с основными правилами литературного произношения дети знакомятся при изучении морфологии. Стимул в работе в этом направлении часто возникает в результате общения с людьми, обладающими правильной, красивой речью или умеющими выразительно читать художественные произведения. Поэтому эффективно использовать приём подражания образцам речи, в частности преподавателя.

Игра “По секрету всему свету”

Дети встают цепочкой и проговаривают чистоговорку шёпотом друг другу. Последний ученик в группе произносит её вслух.

Комментарий учителя: Дети стараются произнести чистоговорку правильно, ведь от каждого из них зависит то, в каком виде дойдёт она до последнего ученика.

Работа со словом

Игра “Пойми меня”

Один ребёнок встаёт лицом к классу. На доске появляется слово (это может быть слово из словаря, фразеологический оборот, и т.д.) Дети объясняют его значение, ребёнок должен произнести это слово. Одновременно идёт работа с толковым словарём (книга или на компьютере). Один ученик определяет лексическое значение в контексте. (Карточка с предложением)

Комментарий учителя: Обогащение словарного запаса осуществляется двумя путями: овладение значением новых слов и раскрытие богатства лексических значений слова. Эффективным приёмом раскрытия значения слова является использование толкового словаря.

Такой приём в форме игры позволяет детям использовать имеющийся словарный запас, активизирует внимание и умственную активность, развивает коммуникативные навыки.

Игра-ассоциация “Словесная цепочка”

Детям в группах даётся слово и они должны продолжить словесный ряд, используя слова по ассоциации. Учитель спрашивает: “Что ты представляешь себе, когда слышишь это слово?” Например, “ сказка”, следующий ребёнок называет “герои”, “волшебство”…

Можно сузить тему: крылатые одушевлённые слова, круглые неодушевлённые слова, пословицы и поговорки о труде и т.д.

Комментарий учителя:

Такой тренажёр развивает мыслительную активность детей, развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга, учиться друг у друга, пополняя тем самым свой словарный запас.

Синонимы

Работа с синонимами направлена на расширение пассивного словаря детей за счёт новых, ранее неизвестных учащимися слов и перевода их из пассивного в активный словарь.

Один речевой тренажёр помогает детям усвоить следующий признак синонимов: синонимы обозначают одно и тоже понятие, различаются оттенками значений или употребления в речи; второй – синонимы - это разнозвучащие слова; третий - синонимами могут быть лишь слова, относящиеся к одной части речи.

Комментарий учителя: такие задания помогают обогатить словарный запас путём подбора близких по смыслу слов и усвоить основные признаки синонимов.

Работа над словосочетанием и предложением

Словесный ручеёк”

Дети распространяют предложение по принципу “снежного кома”. Можно предложить детям слово или словосочетание, или простое нераспространенное предложение.

Комментарий учителя: Этот приём побуждает детей к выбору оптимального решения поставленной перед ними задачи, помогает предотвратить такие ошибки, как бедность и однообразие синтаксических конструкций.

Помоги Алёнке собрать яблочки”

Эта игра помогает детям отличать словосочетание от предложения, учиться находить словосочетания, для понимания детьми внутренних связей в предложении. Это поможет им в дальнейшем ориентироваться в структуре предложения и, следовательно, правильно расставлять знаки препинания.

(Щелчок мышкой по яблочку поможет определить правильность выполнения задания. При неверном ответе яблочко падает вниз, при верном - яблочко можно положить в корзинку).

Помоги мышке убежать от кошки”

Такая работа помогает поработать над словосочетаниями, в которых дети допускают речевые ошибки (в управлении).

(Щелчок мышкой по мышонку при верном ответе - мышонок убегает).

Угадай-ка”, “Доска объявлений”

Дети получают карточку с изображением животного или просто с названием любого предмета, описывают словами данный предмет. Остальные ребята называют предмет. Чем быстрее слушатели отгадывают, тем лучше справились с работой те, кто загадывал.

Комментарий учителя: Приём словесного описания активизирует словарный запас, предотвращая ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Рифмовальщик”

По данному началу стихотворения сочинить своё продолжение.

Комментарий учителя: такая работа очень нравится детям. Творческая работа не предполагает образца. Умение строить предложения в свободных условиях свидетельствует о сформированности речи. Такие упражнения очень ценны для развития речи мл. шк.

Демонстрация приёмов, способствующих формированию речевой креативности мл. шк.

Детям предлагаются следующие задания: написать небольшое сочинение “О чём подумала оценка 2, поставленная в дневник ученику”,

“Размышление классной доски 1 сентября”

Придумать другой конец известной сказки, например “Колобок”, по своему желанию.

Или такое задание: оставить в тексте только существительные, или описать начало урока, используя только глаголы.

Комментарий учителя: такие задания позволяют учить детей мыслить творчески, нешаблонно. Для активизации деятельности использовала нестандартные задания.

Работа над устной научной речью

Работа в парах, в форме интервью, или в форме пресс-конференции, когда к доске выходят 3-4 человека, а все остальные дети задают вопросы по изученной теме.

Работу над правилом организую следующим образом: дети задают вопросы друг другу в парах по каждому абзацу правила, ещё практикую такой приём, когда вопросы учащиеся задают учителю.

Комментарий учителя: такие формы работы активизируют познавательную активность, внимание, способствуют развитию такого важного умения, как вести диалог, позволяют детям в игровой форме развивать свою устную научную речь.

Приложение 1 (Презентация)

Приложение 2 (“Смарт”, для работы с интерактивной доской)



















Список использованной литературы

  1. Агаркова Н.Г. Обучение письму как основа речевого развития младшего школьника. –М., 1990.

  2. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Яровенко В.А. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе. – Воронеж, 2008.

  3. Зименкова Л.В. Большая книга загадок. – М., 2008.

  4. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. М., 1993.

  5. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. –М., 1994.

  6. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. –М., 1975.

  7. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки, стихи : Справочник школьника. – СПб, 2008.

  8. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., 1989.




Скачать

© 2016, 1105 13

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!