СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды предложений по цели высказывания

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виды предложений по цели высказывания»

Немного разогреем нашу голову, потренируем память. Запомните картинку.

Что изменилось (. И ! поменяли места), 2. ! стал розовым 3. . стала бордовой, а ; и ? поменялись местами МОЛОДЦЫ

Ребята, как называется раздел русского языка, темы которого мы изучаем? (синтаксис)

Давайте вспомним, что мы изучаем в рамках этого раздела:

У вас на партах листочки с высказываниями, внимательно прочтите их и обведите те номера предложений, с содержанием которых вы согласны. Работу выполняем в парах и, если вы с соседом согласны, возьмитесь за руки и поднимите их вверх. Получится своеобразный домик. 1 минута.

  1. Синтаксис - это раздел науки о языке, изучающий правила построения словосочетаний и предложений?

  2. Словосочетание состоит из подлежащего и сказуемого?

  3. В предложении всегда есть грамматическая основа?

  4. Главные члены предложения не являются словосочетанием?

  5. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

А как эти знаки связаны с предложением?

Найдите здесь лишний знак препинания, какой? (есть , это; ) Поясните…он разделяет части одного предложения.

А от чего зависит постановка знака препинания в конце предложения вы знаете?

Какие бывают предложения по цели высказывания?

Тема нашего урока «Виды предложений по цели высказывания»

Чему научимся? (Цель…)

Для того чтобы научиться, что мы должны узнать? (виды предложений по цели высказывания, их особенности)

Тогда при выполнении синтаксического разбора предложения в ВПР у нас с этим пунктом не возникнет сложностей.

У вас на столах текст, давайте его прочитаем, подумайте, какова его тема и в каком предложении заключается главная мысль:

Двое друзей шли по пустыне: Однажды они поспорили, и один из них ударил другого.

Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг ударил меня».

Они продолжали идти, и нашли оазис, и решили искупаться. Тот, которого ударил друг, чуть не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, кто ударил и который спас жизнь своему другу, спросил его:

-Когда я тебя обидел, ты написал на песке. Почему теперь ты пишешь на камне?

Друг ответил:

— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны вЫгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и гравировАть радости на камне. 

Оазис – богатое растительностью место в пустыне (посмотреть в словаре)

Тема: дружба

Мысль: обиды между друзьями должны быстро забываться, а вот приятные, радостные моменты должны оставаться в памяти надолго. Тогда дружба будет крепкой.

А вы дружный класс? Нужно учиться дружить. Друзья очень нужны в жизни.

В тексте есть такие предложения:

Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь. рассказать

Почему теперь ты пишешь на камне? Спросить

Научись писать обиды на песке и гравировАть радости на камне. Выразить просьбу

Видите ли вы разницу между этими предложениями? В чем? Для чего произнесена 1 фраза? Какова её цель? (рассказать) Такие предложения называются повествовательными.

2 предложение…

3 предложение…

А сейчас, ребята, пользуясь материалами учебника, раздаточного листа, на котором облако слов, заполните таблицу в группах. Правила работы в группе в раздаточном материале.

Время вышло. Выступаем по группам.

Молодцы, оцените работу в группе.

Эти таблички нужно вклеить дома в тетрадь.

А сейчас, ребята, выполните, пожалуйста , задание на обратной стороне листа самооценки, самостоятельно расставьте знаки препинания и определите вид предложение по цели высказывания.

Самостоятельная работа

Поставь знак завершения, в скобках запиши вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

Друг познаётся в беде___( )

Дружбой дорожи, забывать её не спеши____( )

Друг научит, а недруг проучит____ ( )

Другу платишь злом, чем заплатишь врагу____( )


Самопроверка, самоценка.Итоговый балл.


Итак, подведем итоги.

Что узнали сегодня на уроке, чему научились?

Достигли ли мы цели? Судя по ьому, сколько у нас 5-4, конечно.

Рефлексия

Домашнее задание



РАБОТА В ПАРАХ

  1. Синтаксис - это раздел науки о языке, изучающий правила построения словосочетаний и предложений?

  2. Словосочетание состоит из подлежащего и сказуемого?

  3. В предложении всегда есть грамматическая основа?

  4. Главные члены предложения не являются словосочетанием?

  5. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль

РАБОТА В ПАРАХ

  1. Синтаксис - это раздел науки о языке, изучающий правила построения словосочетаний и предложений?

  2. Словосочетание состоит из подлежащего и сказуемого?

  3. В предложении всегда есть грамматическая основа?

  4. Главные члены предложения не являются словосочетанием?

  5. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль





















Повествовательное

Вопросительное

Побудительное

Цель высказывания





Основные знаки препинания




Интонация






Повествовательное

Вопросительное

Побудительное

Цель высказывания





Основные знаки препинания




Интонация






Повествовательное

Вопросительное

Побудительное

Цель высказывания





Основные знаки препинания




Интонация








Повествовательное

Вопросительное

Побудительное

Цель высказывания





Основные знаки препинания




Интонация






Повествовательное

Вопросительное

Побудительное

Цель высказывания





Основные знаки препинания




Интонация






Повествовательное

Вопросительное

Побудительное

Цель высказывания





Основные знаки препинания




Интонация






Повествовательное

Вопросительное

Побудительное

Цель высказывания





Основные знаки препинания




Интонация






Повествовательное

Вопросительное

Побудительное

Цель высказывания





Основные знаки препинания




Интонация






Повествовательное

Вопросительное

Побудительное

Цель высказывания





Основные знаки препинания




Интонация













РАБОТА В ПАРАХ

  1. Синтаксис - это раздел науки о языке, изучающий правила построения словосочетаний и предложений?

  2. Словосочетание состоит из подлежащего и сказуемого?

  3. В предложении всегда есть грамматическая основа?

  4. Главные члены предложения не являются словосочетанием?

  5. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль

РАБОТА В ПАРАХ

  1. Синтаксис - это раздел науки о языке, изучающий правила построения словосочетаний и предложений?

  2. Словосочетание состоит из подлежащего и сказуемого?

  3. В предложении всегда есть грамматическая основа?

  4. Главные члены предложения не являются словосочетанием?

  5. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль

РАБОТА В ПАРАХ

  1. Синтаксис - это раздел науки о языке, изучающий правила построения словосочетаний и предложений?

  2. Словосочетание состоит из подлежащего и сказуемого?

  3. В предложении всегда есть грамматическая основа?

  4. Главные члены предложения не являются словосочетанием?

  5. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль

РАБОТА В ПАРАХ

  1. Синтаксис - это раздел науки о языке, изучающий правила построения словосочетаний и предложений?

  2. Словосочетание состоит из подлежащего и сказуемого?

  3. В предложении всегда есть грамматическая основа?

  4. Главные члены предложения не являются словосочетанием?

  5. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль

РАБОТА В ПАРАХ

  1. Синтаксис - это раздел науки о языке, изучающий правила построения словосочетаний и предложений?

  2. Словосочетание состоит из подлежащего и сказуемого?

  3. В предложении всегда есть грамматическая основа?

  4. Главные члены предложения не являются словосочетанием?

  5. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль

РАБОТА В ПАРАХ

  1. Синтаксис - это раздел науки о языке, изучающий правила построения словосочетаний и предложений?

  2. Словосочетание состоит из подлежащего и сказуемого?

  3. В предложении всегда есть грамматическая основа?

  4. Главные члены предложения не являются словосочетанием?

  5. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль





Выполнил(а)________________________________________________________________________________

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Этап урока

Оценка

Работа в парах


Работа с текстом


Работа в группах


Самостоятельная работа


ИТОГОВАЯ




Выполнил(а)________________________________________________________________________________

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Этап урока

Оценка

Работа в парах


Работа с текстом


Работа в группах


Самостоятельная работа


ИТОГОВАЯ




Выполнил(а)________________________________________________________________________________

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Этап урока

Оценка

Работа в парах


Работа с текстом


Работа в группах


Самостоятельная работа


ИТОГОВАЯ




Выполнил(а)________________________________________________________________________________

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Этап урока

Оценка

Работа в парах


Работа с текстом


Работа в группах


Самостоятельная работа


ИТОГОВАЯ




Выполнил(а)________________________________________________________________________________

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Этап урока

Оценка

Работа в парах


Работа с текстом


Работа в группах


Самостоятельная работа


ИТОГОВАЯ





Поставь знак завершения, в скобках запиши вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

Друг познаётся в беде___( )

Дружбой дорожи, забывать её не спеши____( )

Друг научит, а недруг проучит____ ( )

Другу платишь злом, чем заплатишь врагу____( )





Поставь знак завершения, в скобках запиши вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

Друг познаётся в беде___( )

Дружбой дорожи, забывать её не спеши____( )

Друг научит, а недруг проучит____ ( )

Другу платишь злом, чем заплатишь врагу____( )





Поставь знак завершения, в скобках запиши вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

Друг познаётся в беде___( )

Дружбой дорожи, забывать её не спеши____( )

Друг научит, а недруг проучит____ ( )

Другу платишь злом, чем заплатишь врагу____( )






Поставь знак завершения, в скобках запиши вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

Друг познаётся в беде___( )

Дружбой дорожи, забывать её не спеши____( )

Друг научит, а недруг проучит____ ( )

Другу платишь злом, чем заплатишь врагу____( )





Поставь знак завершения, в скобках запиши вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

Друг познаётся в беде___( )

Дружбой дорожи, забывать её не спеши____( )

Друг научит, а недруг проучит____ ( )

Другу платишь злом, чем заплатишь врагу____( )




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!