СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации (с использованием мультимедийной презентации)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации Цель и задачи: - познакомить с определением предложения, его основными функциями, видами предложений по цели высказывания и интонации; - учить распознавать предложения по цели высказывания, интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения; - развивать творческие способности учащихся; учить использовать разные по цели высказывания предложения с учетом речевой ситуации; - воспитывать интерес к русской литературе и культуре; расширять кругозор; воспитывать эстетический вкус. Тип урока: урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации.

Просмотр содержимого документа
«Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации (с использованием мультимедийной презентации)»

Государственное учреждение образования

“Гурновщинский учебно-педагогический комплекс

детский сад - базовая школа Клецкого района”


















Урок русского языка

в 5 классе


Тема: Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации

(с использованием мультимедийной презентации)






Подготовила:

учитель русского

языка и литературы

Хаванская Н.В.






План-конспект урока русского языка в 5 классе

Тема: Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации

Цель и задачи:

- познакомить с определением предложения, его основными функциями, видами предложений по цели высказывания и интонации;

- учить распознавать предложения по цели высказывания, интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения;

- развивать творческие способности учащихся; учить использовать разные по цели высказывания предложения с учетом речевой ситуации;

- воспитывать интерес к русской литературе и культуре; расширять кругозор; воспитывать эстетический вкус.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации.

Оборудование урока: "Краткий этимологический словарь русского языка" Н.М.Шанский, В.В.Иванов; "Словарь русского языка" С.И.Ожегова; И.В.Даль "Толковый словарь живого великорусского народа"; презентация (мультимедиа); раздаточный материал для индивидуальной работы учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

- Ребята, а есть среди вас те, кому нравится осень? Известно, что осень была любимым временем года многих людей творческих, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него есть такие строки:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

3. Сообщение темы, постановка цели, задач урока

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по сказкам А.С.Пушкина и познакомимся, какими по цели высказывания бывают предложения.

4. Актуализация опорных знаний

  • Индивидуальная работа по карточкам.

1. Выдели из предложения именное словосочетание, произведи синтаксический разбор.

Негде в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.


2. Выдели из предложения глагольное словосочетание, произведи синтаксический разбор.

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.


3. Произведи морфологический разбор глагола.

Наконец и в путь обратный

Со своею силой ратной

И с девицей молодой

Царь отправился домой.


- Из какой сказки отрывок? (раздаточный материал) Слайд 2.

«Помниш…, за м..ю услугу

Об..щ..лся мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как св..ю?

Под..ри ж ты мне д..вицу,

Шамаханскую ц..рицу.»

Крайне царь был изумлен.

«Или ты ума рехнулся?

Что ты в гол..ву з..брал?

П..пр..си ты от меня

Хоть к..зну, хоть чин б..ярский.»

("Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди").

Запись текста в тетради.

- Какими правилами пользовался, вставляя пропущенные буквы?

- Выдели из предложения глагольное словосочетание. Что называют словосочетанием?

- Выдели из предложения именное словосочетание. Что не является словосочетанием? Приведи пример из предложения.

Взаимопроверка. Слайды 3-5

- Выделите грамматические основы в трех последних предложениях.

- Что составляет грамматическую основу предложения?

5. Словарно-орфографическая работа. (Занести слова в справочник, раздел "Словарь корней")

а) -вест-: весть, весточка, повествовать, повествование, повествователь, повествовательное (предложение)

б) вопросительный (работа с этимологией слова)

вопросить - заимствовано из ст.-сл. яз., в котором оно является производным с помощью приставки въ - -"в" от просити - спрашивать. ("Краткий этимологический словарь русского языка" Н.М.Шанский, В.В.Иванов)

в) побудительный - побуждающий к действию ("Словарь русского языка" С.И.Ожегова)

побуждать - понуждать, склонять, понукать, заставлять делать что-то. (И.В.Даль "Толковый словарь живого великорусского народа")

6. Работа по теме урока

1) Слово учителя.

- По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. СЛАЙДЫ 6-9

- Если цель нашего высказывания - сообщить о чем-либо, поделиться чувствами, мыслями, то мы используем повествовательные предложения.

При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается, затем делается небольшая пауза, в конце предложения голос понижается. СЛАЙД 10

Раз он в море закинул невод/

Пришел невод с одною тиной //

- Произнесите правильно следующие повествовательные предложения: СЛАЙД 11

1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

2. Снова князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

3. В синем море звезды блещут, в синем море волны хлещут.

Если цель высказывания - спросить о чем-либо, то мы используем вопросительные предложения.

В вопросительных предложениях голос повышается на самом важном для смысла вопроса слове. Это слово может стоять в различных частях предложения. Различению вопросительных предложений часто помогают такие вопросительные слова (они записаны на доске): кто? что? где? куда? откуда? сколько?, а также частицы ли, неужели, разве и др. СЛАЙД 12

Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывете?

- Какие слова в этом предложении для смысла вопроса самые важные? На них падает логическое ударение.

- На какие слова-помощники падает логическое ударение в следующих, диктуемых мною, предложениях? Я выделяю их, так как они, на мой взгляд, самые важные в этом вопросе.

1. Но из бочки кто их вынет? ("Сказка о царе Салтане")

Бог неужто их покинет?

2. Что ты тих, как день ненастный? ("Сказка о царе Салтане")

Опечалился чему?

3. Ладно ль за морем, иль худо? ("Сказка о царе Салтане")

И какое в свете чудо?

4. Что тебе надобно, старче? ("Сказка о рыбаке и рыбке")

5. Я ль на свете всех милее? ("Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях")

- Но такие слова могут стоять в различных частях предложения, особенно в поэтической речи.

- Выдели интонацией (повышением голоса) нужные слова. СЛАЙД 13

- Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещенному справа. СЛАЙД 14

По равнинам Окияна

Едет флот царя Салтана?

1.Да, по равнинам Окияна. 2. Да, едет.

3. Нет, не флот. 4. Да, Салтана.

Если цель высказывания - побудить к чему-либо, попросить, приказать что-то сделать, то мы используем побудительные предложения.

- В русском языке есть множество способов выражения значения побуждения. Просьба, приказ, пожелания могут быть категоричными, резкими или, наоборот, мягкими, спокойными. Все эти оттенки можно передать голосом.

- Прочитайте предложенные предложения, передавая голосом нужный оттенок. СЛАЙД 15

1. Не губи ты нашу душу: (просьба-мольба)

Выплесни ты нас на сушу!

2. А теперь ты воротись, (дружеский совет)

Не горюй и спать ложись.

3. Лови, лови, да дави ее, дави (приказ)

Вот ужо! постой немножко

Погоди:(А князь в окошко)

4. Воротись, поклонися рыбке: (категорический приказ)

7. Закрепление

1) СЛАЙД 16. Задание: Найдите верный ответ. Какое утверждение верно?

2) Работа с текстом.

Вернемся к тексту, записанному в начале урока. Прочитайте его еще раз и подчеркните каждое предложение так: вопросительное подчеркните синей пастой, побудительное - зеленой, повествовательное не подчеркивайте. СЛАЙДЫ 20-24

3) Тестовая работа

Выполните тест (вычеркнуть неверные ответы). (Раздаточный материал)

Тест

Вычеркни неверные варианты ответов.

Вариант №1

1. Данное предложение повествовательное.

а) Долго ль ездили? Куда?

б) Что ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы.

в) А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Обобрать его велят.

2. Данное предложение вопросительное.

а) Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил.

б) А кого же на примете ты имеешь?

в) Полно, князь, душа моя,

Не печалься.

3. Данное предложение побудительное.

а) Помогите, ради бога.

б) И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили.

в) В свете есть такие ль дива?

Тест

Вычеркни неверные варианты ответов.

Вариант №2

1. Данное предложение повествовательное.

а) Что я, царь или дитя?

б) Пораздумай ты путем.

в) Бьется лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней.

2. Данное предложение вопросительное.

а) Белка песенки поет

И орешки все грызет.

б) Аль откажешь мне в ответе?

в) Матушка моя,

Посмотрите вы туда.

3. Данное предложение побудительное.

а) Смилуйся, государыня рыбка.

б) Я там был; мед, пиво пил –

И усы лишь обмочил.

в) Что ты, баба, белены объелась?

8. Обобщение. Подведение итогов

- Сегодня мы совершили путешествие в мир сказок А.С.Пушкина, давайте вспомним название каждой: СЛАЙДЫ 25-29

1. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

2. "Сказка о попе и о работнике его Балде".

3. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях".

4. "Сказка о рыбаке и рыбке". 5. "Сказка о золотом петушке".

- Несомненно, вы знакомы с этими сказками. Какая-то сказка вам нравится больше. Почему? Итак, ответьте письменно на вопросы: СЛАЙД 30

1. Какая сказка А.С. Пушкина тебе нравится больше?

2. Чему учит сказка?

3. Кто из героев вызывает симпатию и уважение, а кто заслуживает осуждения и порицания?

У вас получится небольшой текст, озаглавим его словами Пушкина - "Сказка - ложь, да в ней намек" Постарайтесь, чтобы в вашей миниатюре были разные предложения по цели высказывания. Вопросительные подчеркните синей пастой, побудительный - зеленой, повествовательные не подчеркивайте.

Смотрите образец. СЛАЙД 31

9. Домашнее задание

Параграф 18, упр. 126 (устно), выписать по 1 примеру на каждый вид предложения из любимой сказки А.С.Пушкина.

10. Комментированное выставление оценок

11. Рефлексия

- Какие бывают предложения по цели высказывания?

- Для какой цели используется каждый из видов?

1. Выдели из предложения именное словосочетание, произведи синтаксический разбор.

Негде в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.



2. Выдели из предложения глагольное словосочетание, произведи синтаксический разбор.

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.



3. Произведи морфологический разбор глагола.

Наконец и в путь обратный

Со своею силой ратной

И с девицей молодой

Царь отправился домой.



«Помниш…, за м..ю услугу «Помниш…, за м..ю услугу

Об..щ..лся мне, как другу, Об..щ..лся мне, как другу,

Волю первую мою Волю первую мою

Ты исполнить, как св..ю? Ты исполнить, как св..ю?

Под..ри ж ты мне д..вицу, Под..ри ж ты мне д..вицу,

Шамаханскую ц..рицу.» Шамаханскую ц..рицу.»

Крайне царь был изумлен. Крайне царь был изумлен.

«Или ты ума рехнулся? «Или ты ума рехнулся?

Что ты в гол..ву з..брал? Что ты в гол..ву з..брал?

П..пр..си ты от меня П..пр..си ты от меня

Хоть к..зну, хоть чин б..ярский.» Хоть к..зну, хоть чин б..ярский.»



«Помниш…, за м..ю услугу «Помниш…, за м..ю услугу

Об..щ..лся мне, как другу, Об..щ..лся мне, как другу,

Волю первую мою Волю первую мою

Ты исполнить, как св..ю? Ты исполнить, как св..ю?

Под..ри ж ты мне д..вицу, Под..ри ж ты мне д..вицу,

Шамаханскую ц..рицу.» Шамаханскую ц..рицу.»

Крайне царь был изумлен. Крайне царь был изумлен.

«Или ты ума рехнулся? «Или ты ума рехнулся?

Что ты в гол..ву з..брал? Что ты в гол..ву з..брал?

П..пр..си ты от меня П..пр..си ты от меня

Хоть к..зну, хоть чин б..ярский.» Хоть к..зну, хоть чин б..ярский.»








Тест

Вычеркни неверные варианты ответов.

Вариант №1

1. Данное предложение повествовательное.

а) Долго ль ездили? Куда?

б) Что ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы.

в) А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Обобрать его велят.

2. Данное предложение вопросительное.

а) Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил.

б) А кого же на примете ты имеешь?

в) Полно, князь, душа моя,

Не печалься.

3. Данное предложение побудительное.

а) Помогите, ради бога.

б) И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили.

в) В свете есть такие ль дива?



Тест

Вычеркни неверные варианты ответов.

Вариант №2

1. Данное предложение повествовательное.

а) Что я, царь или дитя?

б) Пораздумай ты путем.

в) Бьется лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней.

2. Данное предложение вопросительное.

а) Белка песенки поет

И орешки все грызет.

б) Аль откажешь мне в ответе?

в) Матушка моя,

Посмотрите вы туда.

3. Данное предложение побудительное.

а) Смилуйся, государыня рыбка.

б) Я там был; мед, пиво пил –

И усы лишь обмочил.

в) Что ты, баба, белены объелась?








Тест

Вычеркни неверные варианты ответов.

Вариант №1

1. Данное предложение повествовательное.

а) Долго ль ездили? Куда?

б) Что ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы.

в) А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Обобрать его велят.

2. Данное предложение вопросительное.

а) Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил.

б) А кого же на примете ты имеешь?

в) Полно, князь, душа моя,

Не печалься.

3. Данное предложение побудительное.

а) Помогите, ради бога.

б) И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили.

в) В свете есть такие ль дива?



Тест

Вычеркни неверные варианты ответов.

Вариант №2

1. Данное предложение повествовательное.

а) Что я, царь или дитя?

б) Пораздумай ты путем.

в) Бьется лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней.

2. Данное предложение вопросительное.

а) Белка песенки поет

И орешки все грызет.

б) Аль откажешь мне в ответе?

в) Матушка моя,

Посмотрите вы туда.

3. Данное предложение побудительное.

а) Смилуйся, государыня рыбка.

б) Я там был; мед, пиво пил –

И усы лишь обмочил.

в) Что ты, баба, белены объелась?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!