Виды детской литературы
Колыбельные - это нежные, монотонные песни, необходимые для перехода ребенка из бодрствования в сон. Колыбельная была своего рода заклинанием, заговором против злых сил. Слышатся в колыбельной отзвуки и древних мифов, и христианской веры в Ангела-хранителя. Но самым главным в колыбельной песне на все времена остается поэтически выраженная любовь и забота матери, ее желание оберечь ребенка и подготовить к жизни и труду. Колыбельные поются детям с младенчества, они успокаивают ребенка, готовят его ко сну, например,
1
) Заря-заряница,
Солнцева сестрица,
День замыкает,
Месяц зажигает.
И лес-то спит,
И река-то спит,
Ходит сон
У окон,
Оле спать велит.
2
)
«Спи, моя радость, усни!» Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит...
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!
В доме все стихло давно,
В погребе, в кухне темно,
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкой спит.
Кто-то вздохнул за стеной...
Что нам за дело, родной?
Г
лазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!
Сладко мой птенчик живет:
Нет ни тревог, ни забот,
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь веселых затей.
Все-то добыть поспешишь,
Только б не плакал малыш!
Пусть бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!
Пением песен приучают ухо младенца различать тональность слов, интонацию родной речи, а подрастающий ребенок, уже научившийся понимать смысл некоторых слов, овладевает некоторыми элементами содержания этих песен.
Список колыбельных:
«Спят усталые игрушки» (слова З. Петровой, муз. А. Островского);
«Колыбельная медведицы» (из мультфильма «Умка»);
«За печкою поет сверчок» (из фильма «Долгая дорога в дюнах»);
«Колыбельная для мамы» (И. Черницкая);
«Зеленая карета» (Дриз Овсей);
«Казачья колыбельная песня» (Михаил Лермонтов);
«Носики-курносики» (А. Булычева);
«Сон приходит на порог» (В. Лебедев-Кумач);
«Колыбельная» (К. Бальмонт);
«Колыбельная ветровая» (С. Городецкий);
«Баю-баюшки-баю» (из русской народной поэзии);
«Баиньки-баиньки» (из русской народной поэзии);
«Месяц над нашею крышею светит» (М. Исаковский);
«Баю-баю, спи, дружок» (из русской народной поэзии);
«Крошка Вилли Винки» (из шотландской поэзии, перевод Ирины Токмаковой);
«Колыбельная песенка» (А. Блок);
«Спят луга, спят леса» (А. Блок).
Потешки - развлекают, наставляют, дают простейшие знания о мире, несут первые сведения о множественности предметов, о счете. Они связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Например:
П
етушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
— Гуси, гуси!
— Га! Га! Га!
— Есть хотите?
— Да! Да! Да!
— Ну летите!
— Нам нельзя!
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой.
Список потешек:
Ладушки, ладушки…
Комары и мошки…
Идет коза рогатая…
Зайчик серенький сидит…
Гуси вы, гуси…
Гуси, гуси!..
Утка-гагара…
Уж я, утка, хожу…
Наши уточки с утра…
Поехали, поехали…
Поскакали, поскакали…
Ехал мальчик маленький…
Баба сеяла горох…
Скок-поскок…
Еду-еду к бабе, к деду…
Сорока-ворона…
Петушок, петушок…
А коток, а коток…
Тра-та-та, тра-та-та!..
Кисонька-мурысенька…
Как у нашего кота…
Мыши водят хоровод…
Мчится поезд (Э. Мошковская)
Бычок (В. Берестов)
Хлюп-хлюп (С. Капутикян)
Аист (И. Токмакова)
Ой, ладушки-ладушки… (Е. Благинина)
Прибаутки - небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное, для детей 5-7 летнего возраста. Например:
1
) - Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Починить можно?
- Иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
2
) Стучит, бренчит на улице:
Фома едет на курице,
Тимошка — на кошке
По кривой дорожке.
— Куда, Фома, едешь?
— Куда погоняешь?
— Еду сено косить.
— На что тебе сено?
— Коровок кормить.
— На что тебе коровы?
— Молоко доить.
— А зачем молоко?
— Ребяток кормить.
Список прибауток:
Сидит белка на тележке…
Ах ты, совушка-сова…
Шла лисичка по дорожке…
Тили-бом! Тили-бом!
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду…
Кот на печку пошёл…
Петя, Петя, петушок…
Лиса по лесу ходила…
Стучит, бренчит на улице…
Чёрный ворон на дубу…
Зайчишка-трусишка…
Байки-побайки…
Чики-чики-кички…
А качи-качи-качи… (Т. Игнатьева)
Аю-аю-аюшки… (Т. Игнатьева)
Нелепицы, перевертыши - вид прибаутки. Его еще называют «поэзией парадокса». Смеясь над абсурдностью нелепицы, ребенок укрепляется в уже полеченном им правильном представлении о мире. Нелепицы используются в более старшем возрасте, когда ребенок начинает понимать юмор, это 5-6 лет. Например:
1)Сегодня день целый
Все звери у дела:
Лисичка-сестричка
Ш
убку подшивает,
Сер медведь.
Старый дед,
Сапог подбивает.
А сорока-белобока
Мушек отгоняет.
Медведица Маша
Варит детям кашу.
Зайчиха под ёлкой
Метет метелкой.
Кошка лыки дерёт,
Коту лапотки плетет.
По болоту босиком
Кулик ходит с посошком.
2) Злая кошка громко лает,
Дом хозяйский охраняет:
Стой, тебя она не пустит!
Не послушаешь - укусит!
Снег идет! Жара такая!
Птицы с юга прилетают!
Все вокруг белым-бело -
Лето красное пришло!
Небылицы для детей 5-8 лет
Небылицы для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель:Развивать фонематический слух, слуховое внимание и логическое мышление при помощи составления нелепиц.
Задачи:1. Воспитывать интерес к художественному жанру «Небылицы»
2. Развивать воображение и фантазию детей.
3. Развивать все стороны устной речи.
4. Создать положительный эмоциональный настрой.
Небылицы (перевёртыши, нелепицы, путаницы) позволяют оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Методика предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Жив - здоров - лежу в больнице.
Сыт по горло - есть хочу,
Хоть корову проглочу.
Вот такие забавные стишки народ назвал перевертышами в них все перевернуто.
Прочитайте детям путаницы и предложите найти несоответствия. Первую путаницу прочитайте как целое произведение, а потом по две строчки, чтобы дети сразу по их прочтении, называли, что автор перепутал. Восприятие путаниц на слух позволит детям не только развить слуховое внимание, но и понять, что происходит, когда слова меняются местами.
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет? (Л. Станичев.)
Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица
П
олучилась перепутаница.(В. Бурыкина.)
***
Светофор на солнце тает,
Пастушок на кошку лает,
Снеговик в углу мяучит,
Самосвал уроки учит,
Шахматист горит без дыма,
Паучок поймал налима,
Рыболов залез на сноп,
Рыжий кот наморщил лоб.
Ученик привёз песок,
Фокстерьер дудит в рожок…
Поскорее нужно нам
Всё расставить по местам!
***
Ехала деревня
Мимо мужика.
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор.
А по нашей кошке
Пробежал забор.
***
Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка.
***
Мамонт и папонт гуляли на речке,
Бабант и дедант лежали на печке.
А внучок сидел на крылечке
И сворачивал хобот в колечки.
***
- Зайчик белый, куда бегал?
- Во лес дубовый.
- Чего делал?
- Лыки драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто украл?
- Я не знаю, я не знаю.
***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костёр,
Кушают кашку,
Слушают сказку.
***
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.
Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.(Д.Хармс)
***
Бочонок собачонок
- Дайте мне
Кусок щекотки,
Дайте смеха -
Две щепотки,
Три столовых ложки
Ветра
И грозы -
Четыре метра!
Писку-визгу -
Двести граммов
Плюс пол-литра
Шумов-гамов,
Да ещеГлоток веревки
И моточек газировки! -
- Дам я все,
Что вы хотите,
Если вы
В обмен дадите
ТюкМальчишек,
ПукДевчонок
Да бочонокСобачонок! (Б. Заходер)
***
Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица –
Получилась перепутаница.
(В. Бурыкина.)
***
Жучка булку не доела –
Неохота, надоело.
На островок налетел ураган.
На пальме остался последний баран.
***
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.(З. Александрова.)
Чудаки
Я послал на базар чудаков,
Дал чудакам пятаков:
Один пятак
– На кушак,
Другой пятак – на колпак,
А третий пятак – так.
По пути на базар чудаки
Перепутали все пятаки:
Который пятак –
На кушак,
Который пятак –
На колпак,
А который пятак –
Так.
Только ночью пришли чудаки,
Принесли мне назад пятаки.
– Извините,
Но с нами беда:
Мы забыли –
Который – куда:
Который пятак – на кушак,
Который пятак – на колпак,
А который пятак –
Так.( Ю.Владимиров)
***
Злой кабан точил клыки,
Пароход давал гудки,
Соловей сидел на ветке,
Дикообраз томился в клетке,
Кошка хвостик свой ловила,
Маша физику учила,
Буратино все поел блины,
Портной сшил себе штаны,
Еж гонялся за мышами,
Чиж летал под облаками,
Рак усами шевелил,
Стол накрыт к обеду был,
Чайник булькал на костре,
Мальчик прыгал во дворе.
***
Жили-были
Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка ,
А ещё была у них
курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё - два козла:
Сивка да Бурка!(Ю.Чёрных)
***
Мельник
Дождик греет,
Солнце льётся.
Мельник мелет
Воду в колодце.
Прачка на печке
Стирает корыто.
Бабушка в речке
Поджарила сито.
***
Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мушкетеры спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Раки в цирк бегут ватагой,
Дети дремлют под корягой,
Волки плавают по дну,
Щуки воют на луну.
Это что за ералаш?
Заточите карандаш!
Я приказываю вам
Все расставить по местам!
***
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье.
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал кактус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Знаю я, что говорю,
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зря?
(Э. Успенский)
КАКИЕ БЫВАЮТ СЛОВА
Есть сладкое слово — ракета,
Есть быстрое слово — конфета.
Есть кислое слово — вагон,
Есть слово с окошком — лимон.
Есть слово колючее — дождик,
Есть слово промокшее — ежик.
Есть слово упрямое — ель,
Есть слово зеленое — цель.
Есть книжное слово — синица,
Есть слово лесное — страница.
Есть слово веселое — снег,
Есть слово пушистое — смех.
Стоп! Стоп! Извините, ребята.
Машинка моя виновата.
Ошибка в стихах не пустяк,
Надо печатать вот так.
(М. Пляцковский)
***
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сьплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет.
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли,
Помидьши росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
***
В чудной стране
В одной стране,
В чуднОй стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чудной стране...
Ты почему не веришь мне?(И.Токмакова)
***
Удивительная грядка
У меня на грядке -
Крокодил
Растёт!!!
А в Москва-реке
Огурец живёт!
Осенью на грядке
Крокодил
Поспел!
Огурец в Москва-реке
Всех лягушек съел!
Я боюсь, ребятки,
Что на этот год
Вырастет на грядке
Страшный бегемот.
А в Москва-реке
Клюнет на крючок -
Как вам это нравится?-
Страшный кабачок!
Ох! Когда ж на грядке
Будет всё в порядке!? (Ю.Коваль)
***
А здесь перепутались в словах слоги. Итак, начинаем склейку слов из рассыпанных слогов.
Изучите эти строчки, сложив правильно кусочки.
КУЗОВОК
По тропинке во весь дух
Мчится из лесу петух.
Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»
Честь и слава грибнику!
Я наполнил кузов мой
И бегу скорей домой!
Из-под елки фыркнул еж:
— Все грибы ты растрясёшь!
Ежик прав: у петуха
В кузовке одна труха.
Ка - ро - мае - ле - сы - еж - нок - вик,
Под - оси - вик - ры - но - жик,
Ка - сич - ли - под - ре - 6е - зо ,
Нуш - ка - пе - нок - вол - о.
У СЛОНА НА ДНЕ РОЖДЕНИЯ
Это было в воскресенье
У слона на дне рождения.
Гости пели, веселились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать:
АН - ло - ти - па - ди - ко - дил,
Ко - кро - шим - зе - пан - ко - ри - рил,
Ена - мот - ге - бе - раф - ги,
Мур - го - ла - ле - бра - браз - жи!
РЕМОНТ
Что из камня? Что из льда?
Суль - ми - ка - ра - пи - со - да!
Кто ползет и кто летит?
Ка - тря - у - ка - гуз - со - лит!
Где машина? Где страна?
Са - ар - мо - ген - ти - свал - на!
Кто в пруду? Кто на лугу?
Ре - бе - ля - нок - же - шка - гу!
Что в шкафу? Что на столе?
Ви - баш - зор - те - ка - ру - ле!
А ещё перевёртыши можно включать в различные конкурсы, викторины. Содержание игры составляют самые различные перевертыши — пословиц, книг, телепередач, строчек из стихов, песен , сказок и другие.
Считалки - веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то её этап. Дети учат считалки для внесения порядка в игру и применяются уже с 4 лет.
Ясный месяц
И мышатки
По ночам
Играют
В прятки.
- Месяц, месяц,
Выходи!
Я нашел,
А ты - води.
С
читалки для школьников
Считалка от 1 до 10
Раз, два, три, четыре, пять,
Научились мы считать.
Ну а дальше мы не знаем,
Может, вместе посчитаем?
Ш
есть – конфеты любим есть,
Семь – мы помогаем всем,
Восемь – мы друзей в беде не бросим.
Девять – учимся на пять,
Десять – кончили считать.
Считалка с тигром
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Запереть его забыли.
Раз, два, три, четыре.
Э
не, бене, раба
Эне, бене, раба,
Квинтер, финтер, жаба.
Эне, бене, рес,
Квинтер, финтер, жес!
А
пельсинка
Катилась апельсинка
По имени Мальвинка,
Уроки не учила и
Двойку получила.
А потом пошла гулять,
Получила цифру пять!
М
анжеты у жилета
Жили-были у жилета
Три петли и два манжета.
Если вместе их считать,
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь, в чём секрет?
У жилета нет манжет!
С
читалка мышонка
Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.
Сороконожка
У сороконожки заболели ножки:
Десять ноют и гудят,
Пять хромают и болят.
Помоги сороконожке
Посчитать больные ножки.
Маленькая девочка
Я маленькая девочка
Я в школу не хожу.
Купите мне сандалики —
Я замуж выхожу!
Скороговорки - словесная игра, включающая в себя скопление труднопроизносимых слов, используем с 2-3 лет. Например,
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
Карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы. А карлица краля Клара у карлика лекаря Карла украла кларнет. Если бы карлик лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы, то карлица краля Клара у карлика лекаря Карла не крала бы кларнет.
Не жалела мама мыла.Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.
Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
Волховал волхв в хлеву с волхвами.
Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!
Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
Павел Павлушку пеленовал-пеленовал и распелёновывал.
Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал, да зарапортовался.
Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
У Сени и Сани в сенях сом с усами.
У осы не усы, не усища, а усики.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб.
Осип охрип, Архип осип.
Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
Сачок зацепился за сучок.
По семеро в сани уселись сами.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Свиристель свиристит свирелью.
Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.
Четверть четверика гороха без червоточинки.
Ценит цеп косец по косовице.
Дразнилки, приговорки, заклички - развлекательные песенки, служат развитию речи, сообразительности, внимания, самые простейшие применяются при обучении и воспитании 2-3 летних детей и старше.
З
аклички:
***
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе я гущи,
Хлеба каравай,
Хоть весь день поливай.
Дождик, дождик, пуще!
Я вынесу гущи,
Хлеба краюшку,
Пирога горбушку.
***
Тучка, дай нам дождь большой,
Будем с кашей и лапшой...
Ну-ка, дождик-государь,
По моей макушке вдарь...
***
Радуга-дуга,
П
ринеси нам дождя.
Радуга-дуга,
Перебей дождя.
***
Дождик, дождик, перестань:
Куплю тебе халастан;
Останутся деньги,
Куплю тебе серьги.
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
Приговорки:
Дети их еще называют «приворожилками». Приговорки — обращение детей к животным, насекомым, птицам.
*
**
Улитка, улитка,
Высунь рога!
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.
***
Божья коровка,
Полети на небо,
Принеси нам хлеба!
Черного и белого,
Только не горелого.
Чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо, дети прыгают на одной ноге, прижимая к уху ладонь, приговаривая в такт прыжкам:
М
ышка, мышка,
Вылей воду
За косую огороду!
***
Водолей, водолей,
Вылей воду из ушей!
Дразнилки:
Этот «жанр» игрового фольклора весьма распространен. Обидевшись на партнера по игре, ребенок прибегает к рифмованным прозвищам.
Дети старше 12 лет пользуются дразнилками редко. Они бытуют в среде дошкольников и младших школьников.
Чаще всего встречаются персональные дразнилки:
***
Аркашка — таракашка.
Саша — каша — простокваша.
Васька-кот — блин пек.
Антошка — недопеченая картошка.
Танюшка — лягушка.
Валя — краля.
Лиза — подлиза.
Света — конфета.
Маша — простокваша.
Нинка — корзинка.
***
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй.
К
тебе девочки придут,
Поцелуют и уйдут.
***
Соня-засоня,
Куколка-балетница,
Вображуля, сплетница!
Любят дети дразнить тех, кто плачет:
Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годится,
Можешь простудиться.
Но особенно дети не любят жадных сверстников:
Ж
адина-говядина,
Три копейки дадено,
На четвертую копейку
Расшибися о скамейку.
***
Жадина-говядина,
Турецкий барабан...
Кто на нем играет?
Коля (Саша...)-таракан.
В ответ на дразнилку обиженный часто отвечает отговоркой:
Ты сорока-белобока,
Твоя тетка кривобока,
Обзывайся целый век,
Я — хороший человек.
Русские народные песни - формируют у детей музыкальный слух, вкус к поэзии, любви к природе, родной земле. Используют с самого раннего детства. Например:
***
Во поле береза стояла
Во поле кудрявая стояла
Люли люли стояла
Люли люли стояла
Некому березу заломати
Некому кудряву заломати
Люли люли заломати
Люли люли заломати
Я ж пойду погуляю
Белую березу заломаю
Люли люли заломаю
Люли люли заломаю
Срежу я с березы три пруточка
Сделаю из них я три гудочка
Люли люли три гудочка
Люли люли три гудочка
Четвертую балалайку
Четвертую балалайку
Люли люли балалайку
Люли люли балалайку
Пойду на новые на сени
Стану в балалаечку играти
Люли люли играти
Люли люли играти
С
писок песен:
Ах, вы сени, мои сени
Было у матушке 12 дочерей
Было у матушки 12 дочерей
Валенки
Во кузнице
Во поле берёза стояла
Во саду, ли в огороде
Дуня - тонкопряха
Из-за острова на стрежень
Как на тоненький ледок
Калинка
Метелица
Мы едем,едем,едем в далёкие края
Ой, рябина кудрявая
Порушка-Параня
Пошла млада за водой
Солдатушки, бравы ребятушки
Уж как шла коляда
Былины - героический эпос народа. Применяют при обучении детей в начальной школе. Например,
Былина «Илья Муромец» Болезнь и исцеление Ильи Муромц.
Возле города Мурома, в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился долгожданный сын. Немолодые родители рады- радехоньки. Собрали на крестины гостей со всех волостей, раздернули столы и завели угощенье — почестей пир. Назвали сына Ильей. Илья, сын Иванович. Растет Илья не по дням, а по часам, будто тесто на опаре подымается. Глядят на сына престарелые родители, радуются, беды-невзгоды не чувствуют. А беда нежданно-негаданно к ним пришла. Отнялись у Ильи ноги резвые, и парень- крепыш ходить перестал. Сиднем в избе сидит. Горюют родители, печалятся, на убогого сына глядят, слезами обливаются. Да чего станешь делать? Ни колдуны-ведуны, ни знахари недуга излечить не могут. Так год минул и другой прошел. Время быстро идет, как река течет. Тридцать лет да еще три года недвижимо Илья в избе просидел.
В весеннюю пору ушли спозаранку родители пал палить, пенья-коренья корчевать, землю под новую пашню готовить, а Илья на лавке дубовой сидит, дом сторожит, как и раньше.
Вдруг: стук-бряк. Что такое? Выглянул во двор, а там три старика — калики перехожие стоят, клюками в стену постукивают:
— Притомились мы в пути-дороге, и жажда нас томит, а люди сказывали, есть у вас в погребе брага пенная, холодная. Принеси-ка, Илеюшка, той браги нам жажду утолить да и сам на здоровье испей!
— Есть у нас брага в погребе, да сходить-то некому. Недужный я, недвижимый. Резвы ноги меня не слушают, и я сиднем сижу тридцать три года, — отвечает Илья.
— А ты встань, Илья, не раздумывай, — калики говорят.
Сторожко Илья приподнялся на ноги и диву дался: ноги его слушаются. Шаг шагнул и другой шагнул... А потом схватил ендову полуведерную и скорым-скоро нацедил в погребе браги. Вынес ендову на крыльцо и сам себе не верит: «Неужто я, как все люди, стал ногами владеть?»
Пригубили калики перехожие из той ендовы и говорят:
— А теперь, Илеюшка, сам испей!
Испил Илья браги и почувствовал, как сила в нем наливается.
— Пей, молодец, еще, — говорят ему странники.
Приложился к ендове Илья другой раз. Спрашивают калики перехожие:
— Чуешь ли, Илья, перемену в себе?
— Чую я в себе силу несметную, — отвечает Илья. — Такая ли во мне теперь сила-могучесть, что, коли был бы столб крепко вбитый, ухватился бы за этот столб и перевернул бы землю-матушку. Вот какой силой налился я!
Глянули калики друг на друга и промолвили:
— Испей, Илеюшка, третий раз!
Выпил Илья браги третий глоток. Спрашивают странники:
— Чуешь ли какую перемену в себе?
— Чую, силушки у меня стало вполовинуш- ку! — отвечал Илья Иванович.
— Коли не убавилось бы у тебя силы, — говорят ему странники, — не смогла бы тебя носить мать сыра земля, как не может она носить Святогора-богатыря. А и той силы, что есть, достанет с тебя. Станешь ты самым могучим богатырем на Руси, и в бою тебе смерть не писана. Купи у первого, кого завтра встретишь на торжище, косматенького неражего жеребеночка, и будет у тебя верный богатырский конь. Припаси по своей силе снаряженье богатырское и служи народу русскому верой и правдой.
Попрощались с Ильей калики перехожие и скрылись из глаз, будто их и не было.
А Илья поспешает родителей порадовать. По рассказам знал, где работают. Старики пал спалили да и притомилися, легли отдохнуть. Сын будить, тревожить отца с матерью не стал. Все пенья-коренья сам повыворотил да в сторону перетаскал, землю разрыхлил, хоть сейчас паши да сей. Пробудились Иван с Ефросиньей и глазам не верят. «В одночасье наш пал от кореньев, от пеньев очистился, стал гладкий, ровный, хоть яйцо кати. А нам бы той работы на неделю стало!» И пуще того удивились, когда сына Илью увидели: стоит перед ними добрый молодец, улыбается. Статный, дородный, светлорадостный. Смеются и плачут мать с отцом.
— Вот-то радость нам, утешение! Поправился наш ясен сокол Илеюшка! Теперь есть кому нашу старость призреть!
Рассказал Илья Иванович про исцеление, низко родителям поклонился и вымолвил:
— Благословите, батюшка с матушкой, меня богатырскую службу нести! Поеду я в стольный Киев-град, а потом на заставу богатырскую нашу землю оборонять.
Услышали старики такую речь, опечалились, пригорюнились. А потом сказал Иван Тимофеевич:
— Не судьба, видно, нам глядеть на тебя да радоваться, коли выбрал ты себе долю воина, а не крестьянскую. Нелегко нам расставаться с тобой, да делать нечего. На хорошие дела, на службу народу верную мы с матерью даем тебе благословение, чтоб служил, не кривил душой!
На другое утро раным-рано купил Илья жеребенка, недолетка косматого, и принялся его выхаживать. Припас все доспехи богатырские, всю тяжелую работу по хозяйству переделал.
А неражий косматый жеребеночек той порой вырос, стал могучим богатырским конем.
Оседлал Илья добра коня, снарядился сам в доспехи богатырские, распростился с отцом, с матерью и уехал из родного села Карачарова.
Список былин:
Илья Муромец и Соловей Разбойник (Проза)
Илья Муромец и Соловей Разбойник (В стихах)
Д
обрыня Никитич и Змей
Садко
Алеша Попович и Тугарин Змеевич
Ставр Годинович
Вольга Всеславьевич
Микула Селянович
Святогор-богатырь
Про Добрыню Никитича и змея Горыныча
Первый бой Ильи Муромца
Илья Муромец и Идолище
На заставе богатырской
Три поездки Ильи Муромца
Как Илья поссорился с князем Владимиром
Илья Муромец и Калин-царь
Про прекрасную Василису Микулишну
Соловей Будимирович
О князе Романе и двух королевичах
Добрыня и Алеша
· Сказки – вымышленное отображение мира в главных его основах, с 2 лет. Например,
Сказка «Мужик и медведь»
Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:
— Мужик, я тебя сломаю.
— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
— Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.
Сказал и ушел в дуброву.
Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:
— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки.
Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.
Навстречу ему медведь:
— Мужик, куда ты едешь?
— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.
— Дай-ка попробовать — каков корешок?
Мужик дал ему репу. Медведь как съел:
— А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.
На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:
— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю.
Мужик говорит:
— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.
Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.
Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.
Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.
Список литературы 2 класс:
Русские народные сказки
Зарубежные народные сказки
А. С. Пушкин " Сказка о рыбаке и рыбке"
Бр. Гримм, сказки
А.П.Чехов "Белолобый", "Ванька"
Н. Носов "Приключение Незнайки и его друзей"
А. Милн "Винни Пух и все-все-все"
И. Крылов, басни
В. Драгунский "Денискины рассказы"
С. Маршак, стихи
Михалков, стихи
Пантелеев "Честное слово"
Список литературы 3 класс:
А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
В. Гауф "Карлик Нос", "Маленький Мук"
Б. Житков, рассказы
А. Волков "Волшебник Изумрудного города"
А. Линдгрен "Малыш и Карлсон"
Гаршин "Лягушка - путешественница"
И. Крылов "Басни"
Г.Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик", любые другие сказки
Р. Киплинг "Рикки - Тикки - Тави"
В. Одоевский "Городок в табакерке"
Е Шварц "Сказка о потерянном времени"
Д. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"
А. Платонов "Разноцветная бабочка"
Список литературы 4 класс:
Зарубежные народные сказки
Г.Х. Андерсен "Дикие лебеди"
П. Ершов "Конек - Горбунок"
А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"
Р. Киплинг "Кошка, которая гуляет сама по себе"
П. Бажов "Каменный цветок"
А.И. Куприн "Слон"
А.П. Чехов "Каштанка", "Мальчики"
Ю. Олеша "Три толстяка"
В. Гауф "Калиф - аист"
Дж. Свифт "Остров сокровищ", "Черная стрела"
М. Зощенко, рассказы
Н. Носов "Незнайка в Солнечном городе"
Басня - маленький нравоучительный рассказ или притча, используется в начальной школе для нравственного воспитания детей. Например,
Слон и моська
П
о улицам Слона водили,
Как видно напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться»,
Ей шавка говорит: «тебе ль с
Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает».—
«Эх, эх!» ей Моська отвечает:
«Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!»
Список басен для 1 класса: Стрекоза и муравей Чиж и голубь Свинья под дубом Мартышка и очки Кукушка и петух Лебедь, щука и рак Волк на псарне
Список басен для 2 класса: Зеркало и обезьяна
Список басен для 3 класса:
Ворона и лисица
Список басен для 4 класса: Слон и моська Квартет
Отдельно можно выделить обучающие книги для родителей, например, такие как серия обучающих книг для дошкольников «Первые уроки», «Мои первые книжки», «Читаем с мамой» и другие. Серия «Первые уроки» представляет собой книги, с комментариями для родителей. Знакомясь с книгами данной серии, ребенок в легкой и доступной форме получит знания, необходимые для гармоничного развития и для подготовки к школе. Книги серии разбиты на 4 возрастные группы. Материал в них даётся с учетом особенностей развития детей 3, 4, 5 и 6 лет. Во всех книгах серии «Первые уроки» есть рекомендации для родителей. Они помогут правильно организовать занятия с ребенком. В каждой книге есть картонный вкладыш с игрой или карточками для закрепления пройденного материала и лист с наклейками, которые помогут сделать занятия более интересными .