СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды детской литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виды детской литературы»



















Виды детской литературы
















Колыбельные - это нежные, монотонные песни, необходимые для перехода ребенка из бодрствования в сон. Колыбельная была своего рода заклинанием, заговором против злых сил. Слышатся в колыбельной отзвуки и древних мифов, и христианской веры в Ангела-хранителя. Но самым главным в колыбельной песне на все времена остается поэтически выраженная любовь и забота матери, ее желание оберечь ребенка и подготовить к жизни и труду. Колыбельные поются детям с младенчества, они успокаивают ребенка, готовят его ко сну, например,

1

) Заря-заряница,

Солнцева сестрица,

День замыкает,

Месяц зажигает.

И лес-то спит,

И река-то спит,

Ходит сон

У окон,

Оле спать велит.


2

) «Спи, моя радость, усни!»

Спи, моя радость, усни!

В доме погасли огни;

Пчелки затихли в саду,

Рыбки уснули в пруду.

Месяц на небе блестит,

Месяц в окошко глядит...

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни!

Усни! Усни!

 

В доме все стихло давно,

В погребе, в кухне темно,

Дверь ни одна не скрипит,

Мышка за печкой спит.

Кто-то вздохнул за стеной...

Что нам за дело, родной?

Г

лазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни!

Усни! Усни!

 

Сладко мой птенчик живет:

Нет ни тревог, ни забот,

Вдоволь игрушек, сластей,

Вдоволь веселых затей.

Все-то добыть поспешишь,

Только б не плакал малыш!

Пусть бы так было все дни!

Спи, моя радость, усни!

Усни! Усни!


Пением песен приучают ухо младенца различать тональность слов, интонацию родной речи, а подрастающий ребенок, уже научившийся понимать смысл некоторых слов, овладевает некоторыми элементами содержания этих песен.


Список колыбельных:

  1. «Спят усталые игрушки» (слова З. Петровой, муз. А. Островского);

  2. «Колыбельная медведицы» (из мультфильма «Умка»);

  3. «За печкою поет сверчок» (из фильма «Долгая дорога в дюнах»);

  4. «Колыбельная для мамы» (И. Черницкая);

  5. «Зеленая карета» (Дриз Овсей);

  6. «Казачья колыбельная песня» (Михаил Лермонтов);

  7. «Носики-курносики» (А. Булычева);

  8. «Сон приходит на порог» (В. Лебедев-Кумач);

  9. «Колыбельная» (К. Бальмонт);

  10. «Колыбельная ветровая» (С. Городецкий);

  11. «Баю-баюшки-баю» (из русской народной поэзии);

  12. «Баиньки-баиньки» (из русской народной поэзии);

  13. «Месяц над нашею крышею светит» (М. Исаковский);

  14. «Баю-баю, спи, дружок» (из русской народной поэзии);

  15. «Крошка Вилли Винки» (из шотландской поэзии, перевод Ирины Токмаковой);

  16. «Колыбельная песенка» (А. Блок);

  17. «Спят луга, спят леса» (А. Блок).



Потешки - развлекают, наставляют, дают простейшие знания о мире, несут первые сведения о множественности предметов, о счете. Они связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Например:


  1. П

    етушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?







  1. — Гуси, гуси!
    — Га! Га! Га!
    — Есть хотите?
    — Да! Да! Да!
    — Ну летите!
    — Нам нельзя!
    Серый волк под горой,
    Не пускает нас домой.





Список потешек:

Ладушки, ладушки…

Комары и мошки…

Идет коза рогатая…

Зайчик серенький сидит…

Гуси вы, гуси…

Гуси, гуси!..

Утка-гагара…

Уж я, утка, хожу…

Наши уточки с утра…

Поехали, поехали…

Поскакали, поскакали…

Ехал мальчик маленький…

Баба сеяла горох…

Скок-поскок…

Еду-еду к бабе, к деду…

Сорока-ворона…

Петушок, петушок…

А коток, а коток…

Тра-та-та, тра-та-та!..

Кисонька-мурысенька…

Как у нашего кота…

Мыши водят хоровод…

Мчится поезд (Э. Мошковская)

Бычок (В. Берестов)

Хлюп-хлюп (С. Капутикян)

Аист (И. Токмакова)

Ой, ладушки-ладушки… (Е. Благинина)



Прибаутки - небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное, для детей 5-7 летнего возраста. Например:


1

) - Федул, что губы надул?

- Кафтан прожег.

- Починить можно?

- Иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.










2

) Стучит, бренчит на улице:
Фома едет на курице,
Тимошка — на кошке
По кривой дорожке.
— Куда, Фома, едешь?
— Куда погоняешь?
— Еду сено косить.
— На что тебе сено?
— Коровок кормить.
— На что тебе коровы?
— Молоко доить.
— А зачем молоко?
— Ребяток кормить.


Список прибауток:

Сидит белка на тележке…

Ах ты, совушка-сова…

Шла лисичка по дорожке…

Тили-бом! Тили-бом!

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду…

Кот на печку пошёл…

Петя, Петя, петушок…

Лиса по лесу ходила…

Стучит, бренчит на улице…

Чёрный ворон на дубу…

Зайчишка-трусишка…

Байки-побайки…

Чики-чики-кички…

А качи-качи-качи… (Т. Игнатьева)

Аю-аю-аюшки… (Т. Игнатьева)


Нелепицы, перевертыши - вид прибаутки. Его еще называют «поэзией парадокса». Смеясь над абсурдностью нелепицы, ребенок укрепляется в уже полеченном им правильном представлении о мире. Нелепицы используются в более старшем возрасте, когда ребенок начинает понимать юмор, это 5-6 лет. Например:


1)Сегодня день целый

Все звери у дела:

Лисичка-сестричка

Ш

убку подшивает,

Сер медведь.

Старый дед,

Сапог подбивает.

А сорока-белобока

Мушек отгоняет.

Медведица Маша

Варит детям кашу.

Зайчиха под ёлкой

Метет метелкой.

Кошка лыки дерёт,

Коту лапотки плетет.

По болоту босиком

Кулик ходит с посошком.


2) Злая кошка громко лает,

Дом хозяйский охраняет:

Стой, тебя она не пустит!

Не послушаешь - укусит!


  1. Снег идет! Жара такая!

Птицы с юга прилетают!

Все вокруг белым-бело -

Лето красное пришло!


Небылицы для детей 5-8 лет

Небылицы для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель:Развивать фонематический слух, слуховое внимание и логическое мышление при помощи составления нелепиц.
Задачи:1. Воспитывать интерес к художественному жанру «Небылицы»
2. Развивать воображение и фантазию детей.
3. Развивать все стороны устной речи.
4. Создать положительный эмоциональный настрой.
Небылицы (перевёртыши, нелепицы, путаницы) позволяют оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Методика предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Жив - здоров - лежу в больнице.
Сыт по горло - есть хочу,
Хоть корову проглочу.
Вот такие забавные стишки народ назвал перевертышами в них все перевернуто. 
Прочитайте детям путаницы и предложите найти несоответствия. Первую путаницу прочитайте как целое произведение, а потом по две строчки, чтобы дети сразу по их прочтении, называли, что автор перепутал. Восприятие путаниц на слух позволит детям не только развить слуховое внимание, но и понять, что происходит, когда слова меняются местами.
Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет? (Л. Станичев.)

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица

П

олучилась перепутаница.(В. Бурыкина.)


***

Светофор на солнце тает,
Пастушок на кошку лает,
Снеговик в углу мяучит,
Самосвал уроки учит,
Шахматист горит без дыма,
Паучок поймал налима,
Рыболов залез на сноп,
Рыжий кот наморщил лоб.
Ученик привёз песок,
Фокстерьер дудит в рожок…
Поскорее нужно нам
Всё расставить по местам!

***
Ехала деревня
Мимо мужика.
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор.
А по нашей кошке
Пробежал забор.

***
Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка. 

***
Мамонт и папонт гуляли на речке,
Бабант и дедант лежали на печке.
А внучок сидел на крылечке
И сворачивал хобот в колечки.

***
- Зайчик белый, куда бегал?
- Во лес дубовый.
- Чего делал?
- Лыки драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто украл?
- Я не знаю, я не знаю.


***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костёр,
Кушают кашку,
Слушают сказку.


***
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.
Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.(Д.Хармс)


***
Бочонок собачонок
- Дайте мне
Кусок щекотки,
Дайте смеха -
Две щепотки,
Три столовых ложки
Ветра
И грозы -
Четыре метра!
Писку-визгу -
Двести граммов
Плюс пол-литра
Шумов-гамов,
Да ещеГлоток веревки
И моточек газировки! -
- Дам я все,
Что вы хотите,
Если вы
В обмен дадите
ТюкМальчишек,
ПукДевчонок
Да бочонокСобачонок! (Б. Заходер)


***

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица –
Получилась перепутаница.

(В. Бурыкина.)


***
Жучка булку не доела –
Неохота, надоело.
На островок налетел ураган.
На пальме остался последний баран.

***
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.(З. Александрова.)

Чудаки
Я послал на базар чудаков,
Дал чудакам пятаков:
Один пятак
– На кушак,
Другой пятак – на колпак,
А третий пятак – так.
По пути на базар чудаки
Перепутали все пятаки:
Который пятак –
На кушак,
Который пятак –
На колпак,
А который пятак –
Так.
Только ночью пришли чудаки,
Принесли мне назад пятаки.
– Извините,
Но с нами беда:
Мы забыли –
Который – куда:
Который пятак – на кушак,
Который пятак – на колпак,
А который пятак –
Так.( Ю.Владимиров)


***
Злой кабан точил клыки, 
Пароход давал гудки, 
Соловей сидел на ветке, 
Дикообраз томился в клетке, 
Кошка хвостик свой ловила, 
Маша физику учила, 
Буратино все поел блины, 
Портной сшил себе штаны, 
Еж гонялся за мышами, 
Чиж летал под облаками, 
Рак усами шевелил, 
Стол накрыт к обеду был, 
Чайник булькал на костре, 
Мальчик прыгал во дворе.

***
Жили-были
Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка ,
А ещё была у них
курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё - два козла:
Сивка да Бурка!(Ю.Чёрных)


***
Мельник
Дождик греет,
Солнце льётся.
Мельник мелет
Воду в колодце.
Прачка на печке
Стирает корыто.
Бабушка в речке
Поджарила сито.

***
Огурцы играют в прятки, 
Малыши растут на грядке, 
Мушкетеры спят в овраге, 
Поросята точат шпаги, 
Раки в цирк бегут ватагой, 
Дети дремлют под корягой, 
Волки плавают по дну, 
Щуки воют на луну. 
Это что за ералаш? 
Заточите карандаш! 
Я приказываю вам 
Все расставить по местам!

***
Я не зря себя хвалю, 
Всем и всюду говорю, 
Что любое предложенье. 
Прямо сразу повторю. 
Ехал Ваня на коне, 
Вел собачку на ремне, 
А старушка в это время 
Мыла кактус на окне. 
Ехал кактус на коне, 
Вел старушку на ремне, 
А собачка в это время 
Мыла Ваню на окне. 
Знаю я, что говорю, 
Говорил, что повторю, 
Вот и вышло без ошибок, 
А чего хвалиться зря?

(Э. Успенский)



КАКИЕ БЫВАЮТ СЛОВА
Есть сладкое слово — ракета, 
Есть быстрое слово — конфета. 
Есть кислое слово — вагон, 
Есть слово с окошком — лимон.

Есть слово колючее — дождик, 
Есть слово промокшее — ежик. 
Есть слово упрямое — ель, 
Есть слово зеленое — цель. 
Есть книжное слово — синица, 
Есть слово лесное — страница. 
Есть слово веселое — снег, 
Есть слово пушистое — смех.

Стоп! Стоп! Извините, ребята. 
Машинка моя виновата. 
Ошибка в стихах не пустяк, 
Надо печатать вот так.

(М. Пляцковский)


***
Повар готовил обед, 
А тут отключили свет. 
Повар леща берет 
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сьплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет.

Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли,
Помидьши росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.


***
В чудной стране 
В одной стране,
В чуднОй стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чудной стране...
Ты почему не веришь мне?(И.Токмакова)

***
Удивительная грядка
У меня на грядке -
Крокодил
Растёт!!!
А в Москва-реке
Огурец живёт!
Осенью на грядке
Крокодил
Поспел!
Огурец в Москва-реке
Всех лягушек съел!
Я боюсь, ребятки,
Что на этот год
Вырастет на грядке
Страшный бегемот.
А в Москва-реке
Клюнет на крючок -
Как вам это нравится?-
Страшный кабачок!
Ох! Когда ж на грядке
Будет всё в порядке!? (Ю.Коваль)


***
А здесь перепутались в словах слоги. Итак, начинаем склейку слов из рассыпанных слогов. 
Изучите эти строчки, сложив правильно кусочки.

КУЗОВОК
По тропинке во весь дух 
Мчится из лесу петух. 
Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!» 
Честь и слава грибнику! 
Я наполнил кузов мой 
И бегу скорей домой! 
Из-под елки фыркнул еж:
— Все грибы ты растрясёшь! 
Ежик прав: у петуха 
В кузовке одна труха. 
Ка - ро - мае - ле - сы - еж - нок - вик, 
Под - оси - вик - ры - но - жик,
Ка - сич - ли - под - ре - 6е - зо , 
Нуш - ка - пе - нок - вол - о.

У СЛОНА НА ДНЕ РОЖДЕНИЯ
Это было в воскресенье 
У слона на дне рождения. 
Гости пели, веселились, 
Так кружились, так вертелись, 
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять, 
Помоги гостей собрать:
АН - ло - ти - па - ди - ко - дил, 
Ко - кро - шим - зе - пан - ко - ри - рил, 
Ена - мот - ге - бе - раф - ги, 
Мур - го - ла - ле - бра - браз - жи!

РЕМОНТ
Что из камня? Что из льда?
Суль - ми - ка - ра - пи - со - да!
Кто ползет и кто летит?
Ка - тря - у - ка - гуз - со - лит!
Где машина? Где страна?
Са - ар - мо - ген - ти - свал - на!
Кто в пруду? Кто на лугу?
Ре - бе - ля - нок - же - шка - гу!
Что в шкафу? Что на столе?
Ви - баш - зор - те - ка - ру - ле!


А ещё перевёртыши можно включать в различные конкурсы, викторины. Содержание игры составляют самые различные перевертыши — пословиц, книг, телепередач, строчек из стихов, песен , сказок и другие.


Считалки - веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то её этап. Дети учат считалки для внесения порядка в игру и применяются уже с 4 лет.


  1. Ясный месяц

И мышатки

По ночам

Играют

В прятки.

- Месяц, месяц,

Выходи!

Я нашел,

А ты - води.

С

читалки для школьников

Считалка от 1 до 10

Раз, два, три, четыре, пять,
Научились мы считать.
Ну а дальше мы не знаем,
Может, вместе посчитаем?

Ш

есть – конфеты любим есть,
Семь – мы помогаем всем,
Восемь – мы друзей в беде не бросим.
Девять – учимся на пять,
Десять – кончили считать.

Считалка с тигром

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Запереть его забыли.
Раз, два, три, четыре.







Э

не, бене, раба

Эне, бене, раба,
Квинтер, финтер, жаба.
Эне, бене, рес,
Квинтер, финтер, жес!





А

пельсинка

Катилась апельсинка
По имени Мальвинка,
Уроки не учила и
Двойку получила.
А потом пошла гулять,
Получила цифру пять!



М

анжеты у жилета

Жили-были у жилета
Три петли и два манжета.
Если вместе их считать,
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь, в чём секрет?
У жилета нет манжет!


С

читалка мышонка

Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.


Сороконожка

У сороконожки заболели ножки:
Десять ноют и гудят,
Пять хромают и болят.
Помоги сороконожке
Посчитать больные ножки.


Маленькая девочка

Я маленькая девочка
Я в школу не хожу.
Купите мне сандалики —
Я замуж выхожу!


Скороговорки - словесная игра, включающая в себя скопление труднопроизносимых слов, используем с 2-3 лет. Например,

  1. «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

  2. Карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы. А карлица краля Клара у карлика лекаря Карла украла кларнет. Если бы карлик лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы, то карлица краля Клара у карлика лекаря Карла не крала бы кларнет.

  3. Не жалела мама мыла.Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила,

Мыло Мила уронила.

  1. Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

  2. Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.

  3. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

  4. Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

  5. Волховал волхв в хлеву с волхвами.

  6. Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

  7. На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!

  8. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

  9. Павел Павлушку пеленовал-пеленовал и распелёновывал.

  10. Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал, да зарапортовался.

  11. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

  12. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

  13. У Сени и Сани в сенях сом с усами.

  14. У осы не усы, не усища, а усики.

  15. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб.

  16. Осип охрип, Архип осип.

  17. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

  18. Сачок зацепился за сучок.

  19. По семеро в сани уселись сами.

  20. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

  21. Свиристель свиристит свирелью.

  22. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.

  23. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

  24. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

  25. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

  26. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

  27. Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.

  28. Четверть четверика гороха без червоточинки.

  29. Ценит цеп косец по косовице.



Дразнилки, приговорки, заклички - развлекательные песенки, служат развитию речи, сообразительности, внимания, самые простейшие применяются при обучении и воспитании 2-3 летних детей и старше.

З

аклички:

***

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе я гущи,

Хлеба каравай,

Хоть весь день поливай.

Дождик, дождик, пуще!

Я вынесу гущи,

Хлеба краюшку,

Пирога горбушку.

 

***

Тучка, дай нам дождь большой,

Будем с кашей и лапшой...

Ну-ка, дождик-государь,

По моей макушке вдарь...


*** 

Радуга-дуга,

П

ринеси нам дождя.

Радуга-дуга,

Перебей дождя.

 

***

Дождик, дождик, перестань:

Куплю тебе халастан;

Останутся деньги,

Куплю тебе серьги.

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка!


Приговорки:

Дети их еще называют «приворожилками». Приговорки — обращение детей к животным, насекомым, птицам.



*

**

Улитка, улитка,

Высунь рога!

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

 

***

Божья коровка,

Полети на небо,

Принеси нам хлеба!

Черного и белого,

Только не горелого.


Чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо, дети прыгают на одной ноге, прижимая к уху ладонь, приговаривая в такт прыжкам:

М

ышка, мышка,

Вылей воду

За косую огороду!

 

***

Водолей, водолей,

Вылей воду из ушей!


Дразнилки:

Этот «жанр» игрового фольклора весьма распространен. Обидевшись на партнера по игре, ребенок прибегает к рифмованным прозвищам.

Дети старше 12 лет пользуются дразнилками редко. Они бытуют в среде дошкольников и младших школьников.

Чаще всего встречаются персональные дразнилки:


***

Аркашка — таракашка.

Саша — каша — простокваша.

Васька-кот — блин пек.

Антошка — недопеченая картошка.

Танюшка — лягушка.

Валя — краля.

Лиза — подлиза.

Света — конфета.

Маша — простокваша.

Нинка — корзинка.

***

Коля, Коля, Николай,

Сиди дома, не гуляй.

К

тебе девочки придут,

Поцелуют и уйдут.

***

Соня-засоня,

Куколка-балетница,

Вображуля, сплетница!

Любят дети дразнить тех, кто плачет:

Плакса, вакса, гуталин,

На носу горячий блин.

Плакать не годится,

Можешь простудиться.

Но особенно дети не любят жадных сверстников:

Ж

адина-говядина,

Три копейки дадено,

На четвертую копейку

Расшибися о скамейку.

 

***

Жадина-говядина,

Турецкий барабан...

Кто на нем играет?

Коля (Саша...)-таракан.

В ответ на дразнилку обиженный часто отвечает отговоркой:

Ты сорока-белобока,

Твоя тетка кривобока,

Обзывайся целый век,

Я — хороший человек.


Русские народные песни - формируют у детей музыкальный слух, вкус к поэзии, любви к природе, родной земле. Используют с самого раннего детства. Например:


***

Во поле береза стояла
Во поле кудрявая стояла
Люли люли стояла
Люли люли стояла
Некому березу заломати
Некому кудряву заломати
Люли люли заломати
Люли люли заломати
Я ж пойду погуляю
Белую березу заломаю
Люли люли заломаю
Люли люли заломаю
Срежу я с березы три пруточка
Сделаю из них я три гудочка
Люли люли три гудочка
Люли люли три гудочка
Четвертую балалайку
Четвертую балалайку
Люли люли балалайку
Люли люли балалайку
Пойду на новые на сени
Стану в балалаечку играти
Люли люли играти
Люли люли играти

С

писок песен:

Ах, вы сени, мои сени

Было у матушке 12 дочерей

Было у матушки 12 дочерей

Валенки

Во кузнице

Во поле берёза стояла

Во саду, ли в огороде

Дуня - тонкопряха

Из-за острова на стрежень

Как на тоненький ледок

Калинка

Метелица

Мы едем,едем,едем в далёкие края

Ой, рябина кудрявая

Порушка-Параня

Пошла млада за водой

Солдатушки, бравы ребятушки

Уж как шла коляда



Былины - героический эпос народа. Применяют при обучении детей в начальной школе. Например,

Былина «Илья Муромец»

Болезнь и исцеление Ильи Муромц.

Возле города Мурома, в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился долгожданный сын. Немолодые родители рады- радехоньки. Собрали на крестины гостей со всех волостей, раздернули столы и завели угощенье — почестей пир. Назвали сына Ильей. Илья, сын Иванович. Растет Илья не по дням, а по часам, будто тесто на опаре подымается. Глядят на сына престарелые родители, радуются, беды-невзгоды не чувствуют. А беда нежданно-негаданно к ним пришла. Отнялись у Ильи ноги резвые, и парень- крепыш ходить перестал. Сиднем в избе сидит. Горюют родители, печалятся, на убогого сына глядят, слезами обливаются. Да чего станешь делать? Ни колдуны-ведуны, ни знахари недуга излечить не могут. Так год минул и другой прошел. Время быстро идет, как река течет. Тридцать лет да еще три года недвижимо Илья в избе просидел.

В весеннюю пору ушли спозаранку родители пал палить, пенья-коренья корчевать, землю под новую пашню готовить, а Илья на лавке дубовой сидит, дом сторожит, как и раньше.

Вдруг: стук-бряк. Что такое? Выглянул во двор, а там три старика — калики перехожие стоят, клюками в стену постукивают:

— Притомились мы в пути-дороге, и жажда нас томит, а люди сказывали, есть у вас в погребе брага пенная, холодная. Принеси-ка, Илеюшка, той браги нам жажду утолить да и сам на здоровье испей!

— Есть у нас брага в погребе, да сходить-то некому. Недужный я, недвижимый. Резвы ноги меня не слушают, и я сиднем сижу тридцать три года, — отвечает Илья.

— А ты встань, Илья, не раздумывай, — калики говорят.

Сторожко Илья приподнялся на ноги и диву дался: ноги его слушаются. Шаг шагнул и другой шагнул... А потом схватил ендову полуведерную и скорым-скоро нацедил в погребе браги. Вынес ендову на крыльцо и сам себе не верит: «Неужто я, как все люди, стал ногами владеть?»

Пригубили калики перехожие из той ендовы и говорят:

— А теперь, Илеюшка, сам испей!

Испил Илья браги и почувствовал, как сила в нем наливается.

— Пей, молодец, еще, — говорят ему странники.

Приложился к ендове Илья другой раз. Спрашивают калики перехожие:

— Чуешь ли, Илья, перемену в себе?

— Чую я в себе силу несметную, — отвечает Илья. — Такая ли во мне теперь сила-могучесть, что, коли был бы столб крепко вбитый, ухватился бы за этот столб и перевернул бы землю-матушку. Вот какой силой налился я!

Глянули калики друг на друга и промолвили:

— Испей, Илеюшка, третий раз!

Выпил Илья браги третий глоток. Спрашивают странники:

— Чуешь ли какую перемену в себе?

— Чую, силушки у меня стало вполовинуш- ку! — отвечал Илья Иванович.

— Коли не убавилось бы у тебя силы, — говорят ему странники, — не смогла бы тебя носить мать сыра земля, как не может она носить Святогора-богатыря. А и той силы, что есть, достанет с тебя. Станешь ты самым могучим богатырем на Руси, и в бою тебе смерть не писана. Купи у первого, кого завтра встретишь на торжище, косматенького неражего жеребеночка, и будет у тебя верный богатырский конь. Припаси по своей силе снаряженье богатырское и служи народу русскому верой и правдой.

Попрощались с Ильей калики перехожие и скрылись из глаз, будто их и не было.

А Илья поспешает родителей порадовать. По рассказам знал, где работают. Старики пал спалили да и притомилися, легли отдохнуть. Сын будить, тревожить отца с матерью не стал. Все пенья-коренья сам повыворотил да в сторону перетаскал, землю разрыхлил, хоть сейчас паши да сей. Пробудились Иван с Ефросиньей и глазам не верят. «В одночасье наш пал от кореньев, от пеньев очистился, стал гладкий, ровный, хоть яйцо кати. А нам бы той работы на неделю стало!» И пуще того удивились, когда сына Илью увидели: стоит перед ними добрый молодец, улыбается. Статный, дородный, светлорадостный. Смеются и плачут мать с отцом.

— Вот-то радость нам, утешение! Поправился наш ясен сокол Илеюшка! Теперь есть кому нашу старость призреть!

Рассказал Илья Иванович про исцеление, низко родителям поклонился и вымолвил:

— Благословите, батюшка с матушкой, меня богатырскую службу нести! Поеду я в стольный Киев-град, а потом на заставу богатырскую нашу землю оборонять.

Услышали старики такую речь, опечалились, пригорюнились. А потом сказал Иван Тимофеевич:

— Не судьба, видно, нам глядеть на тебя да радоваться, коли выбрал ты себе долю воина, а не крестьянскую. Нелегко нам расставаться с тобой, да делать нечего. На хорошие дела, на службу народу верную мы с матерью даем тебе благословение, чтоб служил, не кривил душой!

На другое утро раным-рано купил Илья жеребенка, недолетка косматого, и принялся его выхаживать. Припас все доспехи богатырские, всю тяжелую работу по хозяйству переделал.

А неражий косматый жеребеночек той порой вырос, стал могучим богатырским конем.

Оседлал Илья добра коня, снарядился сам в доспехи богатырские, распростился с отцом, с матерью и уехал из родного села Карачарова.

 


Список былин:

Илья Муромец и Соловей Разбойник (Проза)

Илья Муромец и Соловей Разбойник (В стихах)

Д

обрыня Никитич и Змей

Садко

Алеша Попович и Тугарин Змеевич

Ставр Годинович

Вольга Всеславьевич

Микула Селянович

Святогор-богатырь

Про Добрыню Никитича и змея Горыныча

Первый бой Ильи Муромца

Илья Муромец и Идолище

На заставе богатырской

Три поездки Ильи Муромца

Как Илья поссорился с князем Владимиром

Илья Муромец и Калин-царь

Про прекрасную Василису Микулишну

Соловей Будимирович

О князе Романе и двух королевичах

Добрыня и Алеша


· Сказки – вымышленное отображение мира в главных его основах, с 2 лет. Например,

Сказка «Мужик и медведь»

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:

— Мужик, я тебя сломаю.

— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

— Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки.

Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.

Навстречу ему медведь:

— Мужик, куда ты едешь?

— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

— Дай-ка попробовать — каков корешок?

Мужик дал ему репу. Медведь как съел:

— А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю.

Мужик говорит:

— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.

Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.

Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

Список литературы 2 класс:
  1. Русские народные сказки

  2. Зарубежные народные сказки

  3. А. С. Пушкин " Сказка о рыбаке и рыбке"

  4. Бр. Гримм, сказки

  5. А.П.Чехов "Белолобый", "Ванька"

  6. Н. Носов "Приключение Незнайки и его друзей"

  7. А. Милн "Винни Пух и все-все-все"

  8. И. Крылов, басни

  9. В. Драгунский "Денискины рассказы"

  10. С. Маршак, стихи

  11. Михалков, стихи

  12. Пантелеев "Честное слово"

Список литературы 3 класс:
  1. А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

  2. В. Гауф "Карлик Нос", "Маленький Мук"

  3. Б. Житков, рассказы

  4. А. Волков "Волшебник Изумрудного города"

  5. А. Линдгрен "Малыш и Карлсон"

  6. Гаршин "Лягушка - путешественница"

  7. И. Крылов "Басни"

  8. Г.Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик", любые другие сказки

  9. Р. Киплинг "Рикки - Тикки - Тави"

  10. В. Одоевский "Городок в табакерке"

  11. Е Шварц "Сказка о потерянном времени"

  12. Д. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"

  13. А. Платонов "Разноцветная бабочка"

Список литературы 4 класс:
  1. Зарубежные народные сказки

  2. Г.Х. Андерсен "Дикие лебеди"

  3. П. Ершов "Конек - Горбунок"

  4. А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"

  5. Р. Киплинг "Кошка, которая гуляет сама по себе"

  6. П. Бажов "Каменный цветок"

  7. А.И. Куприн "Слон"

  8. А.П. Чехов "Каштанка", "Мальчики"

  9. Ю. Олеша "Три толстяка"

  10. В. Гауф "Калиф - аист"

  11. Дж. Свифт "Остров сокровищ", "Черная стрела"

  12. М. Зощенко, рассказы

  13. Н. Носов "Незнайка в Солнечном городе"


 Басня - маленький нравоучительный рассказ или притча, используется в начальной школе для нравственного воспитания детей. Например,


Слон и моська

П

о улицам Слона водили,
Как видно напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться»,
Ей шавка говорит: «тебе ль с

Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает».—
«Эх, эх!» ей Моська отвечает:
«Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!»

Список басен для 1 класса: Стрекоза и муравей Чиж и голубь Свинья под дубом Мартышка и очки Кукушка и петух Лебедь, щука и рак Волк на псарне


Список басен для 2 класса: Зеркало и обезьяна


Список басен для 3 класса:

Ворона и лисица

Список басен для 4 класса: Слон и моська Квартет

Отдельно можно выделить обучающие книги для родителей, например, такие как серия обучающих книг для дошкольников «Первые уроки», «Мои первые книжки», «Читаем с мамой» и другие. Серия «Первые уроки» представляет собой книги, с комментариями для родителей. Знакомясь с книгами данной серии, ребенок в легкой и доступной форме получит знания, необходимые для гармоничного развития и для подготовки к школе. Книги серии разбиты на 4 возрастные группы. Материал в них даётся с учетом особенностей развития детей 3, 4, 5 и 6 лет. Во всех книгах серии «Первые уроки» есть рекомендации для родителей. Они помогут правильно организовать занятия с ребенком. В каждой книге есть картонный вкладыш с игрой или карточками для закрепления пройденного материала и лист с наклейками, которые помогут сделать занятия более интересными .



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!