СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приобщение к трудовой деятельности детей в условиях детского сада

Нажмите, чтобы узнать подробности

                Е.А. ЛОГИНОВА,

Воспитатель

МДОБУ ЦРР д/с «Сказка», г. Сибай

 

ПРИОБЩЕНИЕ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

 

Становление человека как личности, его самопознание неразрывно связано с поэтапным познанием окружающего мира, начиная с рождения и на протяжении всей жизни.

С младшего дошкольного возраста ребенок начинает знакомиться с миром взрослых, и главная задача – помочь ему в этом. Но это не значит, что нужно сделать что-либо вместо детей. Они должны сами научиться простым действиям под руководством взрослых.

Приобщение к трудовой деятельности играет огромную роль в становлении личности детей дошкольного возраста. Ряд показателей трудолюбия наиболее успешно формируются именно в дошкольном возрасте.

Трудовая деятельность является важным средством развития личности дошкольника, становления его самостоятельности, осознание ценностей труда в жизни современного человека и определения своих возможностей в интересном и посильном виде деятельности.

Трудовая деятельность - широкое понятие, обобщающее разные виды труда, состоящие из разных трудовых процессов (например: одевание, мытье рук, накрывание на стол, вытирание пыли с мебели и т.д.). Овладеть трудовой деятельностью - это, прежде всего, овладеть трудовым процессом, его компонентами в единстве, связях.

Трудовая деятельность всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка или детского сообщества. Процесс трудовой деятельности без достижения результата смысла не имеет и всегда протекает в реальном плане: отсутствия воображаемой ситуации, замещения одних предметов другими, ребенок действует с реальными предметами, их преобразование и конечный результат всегда имеет физическую или материальную природу [4, 268с].

В дошкольном возрасте трудовая деятельность находится в стадии зарождения и проявляется, прежде всего, как продуктивная подражательная деятельность. Возникновение трудовой деятельности часто происходит в связи с игрой или в ее процессе.

Когда мы говорим о труде детей, то признаем некоторую его условность по сравнению с трудом взрослых. Ценность детского труда – в его воспитательном значении.

Своевременное приобщение ребенка к трудовой деятельности необходимо для его разностороннего развития. Труд требует и развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, мышление, память. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развиваются инициатива, ответственность, трудолюбие. В нем немалые возможности и для проявления индивидуальности ребенка, его «самости».

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач  [3, 237с].

Трудовые процессы постепенно складываются в виды труда. Прежде всего, все начинается с самообслуживания. Это очень важный вид трудовой деятельности, ведь он учит ребенка обходиться без помощи взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и комфорте, уметь одеваться, выполнять гигиенические процедуры и в элементарных бытовых вопросах минимально зависеть от взрослых. В силу ежедневной повторяемости действий навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность и доводится до автоматизма [1, 111с].

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка, помощь взрослым при организации режимных процессов. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В процессе ребенок учится пользоваться различными бытовыми предметами и приспособлениями, получает полное представление о них и учится некоторые изготавливать сам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию, направлен на приведение в порядок площадки, окружающих уличных и лесных территорий. Носит еще и оздоровительный характер, приучает к бережному отношению ко всему окружающему. Нуждается в тщательной организации и продумывании каждого этапа со стороны взрослых, чтобы был безопасным и продуктивным            [2, 135с].

Ручной труд – это создание произведений искусства, того или иного рода. Вызывает огромный эмоциональный отклик, радует детей, позволяет им само выразиться. Важный этап в формировании уверенной и творческой личности. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества [3, 243с].

Каждый вид труда – это работа на достижение определенного результата. В процессе его ребенок познает мир с новой точки зрения, знакомится с жизнью взрослых, усваивает не только разнообразные навыки, но и свойства материалов, их возможности и различные способы работы с ними.

Формами организации трудовой деятельности могут быть: поручения; дежурства; коллективный труд детей. В процессе ознакомления с трудом взрослых, у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовать материальную среду и трудовое оборудование. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.

Таким образом, труд является одним из важных факторов воспитания личности и средством всестороннего развития ребенка, и именно с этой целью используется в педагогическом процессе детского сада.

 

Литература

  1.   Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться/ Р.С. Буре, Г.Н. година.- М.: Просвещение, 1983-144с.
  2.  "Дошкольная педагогика". Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». Изд-во «Просвещение», М., 1983 г.-256с.
  3. «Дошкольная педагогика». Под редакцией В.И. Ядешко и Ф.А. Сохина «Просвещение», Москва, 1978г. 416с.
  4.  Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. -464с.

© Е.А. Логинова, 2017г.

 

Просмотр содержимого документа
«Приобщение к трудовой деятельности детей в условиях детского сада»

УДК372.3/.4 Е.А. ЛОГИНОВА,

Воспитатель

МДОБУ ЦРР д/с «Сказка», г. Сибай


ПРИОБЩЕНИЕ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА


Становление человека как личности, его самопознание неразрывно связано с поэтапным познанием окружающего мира, начиная с рождения и на протяжении всей жизни.

С младшего дошкольного возраста ребенок начинает знакомиться с миром взрослых, и главная задача – помочь ему в этом. Но это не значит, что нужно сделать что-либо вместо детей. Они должны сами научиться простым действиям под руководством взрослых.

Приобщение к трудовой деятельности играет огромную роль в становлении личности детей дошкольного возраста. Ряд показателей трудолюбия наиболее успешно формируются именно в дошкольном возрасте.

Трудовая деятельность является важным средством развития личности дошкольника, становления его самостоятельности, осознание ценностей труда в жизни современного человека и определения своих возможностей в интересном и посильном виде деятельности.

Трудовая деятельность - широкое понятие, обобщающее разные виды труда, состоящие из разных трудовых процессов (например: одевание, мытье рук, накрывание на стол, вытирание пыли с мебели и т.д.). Овладеть трудовой деятельностью - это, прежде всего, овладеть трудовым процессом, его компонентами в единстве, связях.

Трудовая деятельность всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка или детского сообщества. Процесс трудовой деятельности без достижения результата смысла не имеет и всегда протекает в реальном плане: отсутствия воображаемой ситуации, замещения одних предметов другими, ребенок действует с реальными предметами, их преобразование и конечный результат всегда имеет физическую или материальную природу [4, 268с].

В дошкольном возрасте трудовая деятельность находится в стадии зарождения и проявляется, прежде всего, как продуктивная подражательная деятельность. Возникновение трудовой деятельности часто происходит в связи с игрой или в ее процессе.

Когда мы говорим о труде детей, то признаем некоторую его условность по сравнению с трудом взрослых. Ценность детского труда – в его воспитательном значении.

Своевременное приобщение ребенка к трудовой деятельности необходимо для его разностороннего развития. Труд требует и развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, мышление, память. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развиваются инициатива, ответственность, трудолюбие. В нем немалые возможности и для проявления индивидуальности ребенка, его «самости».

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач [3, 237с].

Трудовые процессы постепенно складываются в виды труда. Прежде всего, все начинается с самообслуживания. Это очень важный вид трудовой деятельности, ведь он учит ребенка обходиться без помощи взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и комфорте, уметь одеваться, выполнять гигиенические процедуры и в элементарных бытовых вопросах минимально зависеть от взрослых. В силу ежедневной повторяемости действий навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность и доводится до автоматизма [1, 111с].

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка, помощь взрослым при организации режимных процессов. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В процессе ребенок учится пользоваться различными бытовыми предметами и приспособлениями, получает полное представление о них и учится некоторые изготавливать сам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию, направлен на приведение в порядок площадки, окружающих уличных и лесных территорий. Носит еще и оздоровительный характер, приучает к бережному отношению ко всему окружающему. Нуждается в тщательной организации и продумывании каждого этапа со стороны взрослых, чтобы был безопасным и продуктивным [2, 135с].

Ручной труд – это создание произведений искусства, того или иного рода. Вызывает огромный эмоциональный отклик, радует детей, позволяет им само выразиться. Важный этап в формировании уверенной и творческой личности. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества [3, 243с].

Каждый вид труда – это работа на достижение определенного результата. В процессе его ребенок познает мир с новой точки зрения, знакомится с жизнью взрослых, усваивает не только разнообразные навыки, но и свойства материалов, их возможности и различные способы работы с ними.

Формами организации трудовой деятельности могут быть: поручения; дежурства; коллективный труд детей. В процессе ознакомления с трудом взрослых, у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовать материальную среду и трудовое оборудование. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.

Таким образом, труд является одним из важных факторов воспитания личности и средством всестороннего развития ребенка, и именно с этой целью используется в педагогическом процессе детского сада.


Литература

  1. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться/ Р.С. Буре, Г.Н. година.- М.: Просвещение, 1983-144с.

  2. "Дошкольная педагогика". Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». Изд-во «Просвещение», М., 1983 г.-256с.

  3. «Дошкольная педагогика». Под редакцией В.И. Ядешко и Ф.А. Сохина «Просвещение», Москва, 1978г. 416с.

  4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. -464с.

© Е.А. Логинова, 2017г.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!