СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Великая Отечественная война»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Великая Отечественная война". Цель урока: Обобщение и систематизация знаний по событиям Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
««Великая Отечественная война»»

Разработка урока «Великая Отечественная война»



Цель: Обобщение и систематизация знаний по событиям Великой Отечественной войны.

Задачи:

Образовательные: 

- систематизировать и закрепить знания об основных этапах войны, битвах, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей в войне;

- раскрыть историческое зна­чение победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Коррекционно-развивающие: 

- коррекция мышления через установление причинно-следственных связей;

- продолжать развивать познавательные способности при обобщении исторического материала;

- продолжать развивать умение рассуждать, формулировать вопросы, выступать с устными сообщениями.

- продолжать развивать умение выражать свое отношение к событиям, историческим действиям.

Воспитательные: 

- формировать у учащихся патриотические качества, гордость за подвиг своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях.

Методы:

Словесный – рассказ, беседа.

Наглядный – презентация, видеоролики.

Оборудование и материалы:

- Ноутбук, проектор, экран;

- Презентация «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»;

- Рабочие тетради, ручки, карандаши;

- Видеоролик «Водружение советского флага над рейхстагом»;

- Видеоролик «День Победы»;

- Карточки с заданиями.

Форма урока: Путешествие во времени.



ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим путешествие в историю нашей великой страны России. Чтобы перенестись во времени, давайте посмотрим видеоролик. (Видео «Начало войны»).(слайд 1)

Вот так вероломно, неожиданно Германия напала на Советский Союз. Оборвалась мирная жизнь советских граждан, началась Великая Отечественная война. Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. В полдень с обращением к народу выступил нарком иностранных дел – Молотов (Прослушивание записи).  

Беседа по вопросам:

- Как вы думаете, какое событие отражено в видеоролике? (Захват Берлина, водружение советского флага над рейхстагом)

- Что такое рейхстаг? (здание, где заседало государственное собрание)

- Когда произошло это событие? (ранним утром 1 мая 1945 года)

- Кто водрузил флаг над рейхстагом? (М. А. Егоров и М. В. Кантария водрузили над Рейхстагом штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии, ставший впоследствии Знаменем Победы).

- Как вы думаете, почему мы отправились именно в это время, время взятия Берлина? (Потому что, скоро нас ожидает огромная знаменательная дата – 77-летие Победы над фашистской Германией)

2. Сообщение темы, целей и задач урока:

Правильно, ребята. Тема нашего урока «Великая Отечественная война». Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Цель нашего урока– вспомнить и закрепить знания об основных этапах войны, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей в войне.

3. Работа по теме урока:

Слова учителя:

2015 год – год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, победы над фашизмом, над злом, ненавистью, агрессией. Солдаты Великой Отечественной войны верили, что об испепелённых годах войны будут знать дети, внуки, правнуки. Ныне живущие и все последующие поколения. Так выполним их волю. Снова и еще раз вспомним военные дороги наших отцов, дедов и прадедов. Вспомним, как это было. Постараемся выяснить, почему же выдающийся советский и российский писатель Виктор Астафьев предостерегает людей: «… Это не должно повториться!».(слайд 2)

«Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в Красноярском крае. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли во младенчестве.

Когда Виктору было 7 лет, он остался сиротой, отец был в тюрьме, а мать умерла. Виктор Астафьев получил направление в детский дом.

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине.

Был награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

– Как вы понимаете, это выражение?(ответы детей)

ЗАДАНИЕ № 1. КЛАСТЕР.

Для того, чтобы вам легче было вспомнить те далекие военные годы, давайте выполним задание. Я предлагаю составить Кластер. Напишите «Великая Отечественная война», над стрелками запишите то, что вы знаете о Великой отечественной войне. (примерные ответы детей: война, 22 июня, День Победы, 70-летие Победы, 1941 г. – начало войны, 1945 г. – окончание войны, Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, Московская битва, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, Курская битва, взятие Берлина). (слайд 3)

Проверка выполненного задания:

- Давайте проверим, какие знания о Великой Отечественной войне у вас есть? (ответы детей)

Учитель:

Молодцы! Я вижу, что у вас есть знания. Мы можем отправиться в наше путешествие во времени.(слайд 4)

Чтобы путешествие прошло успешно, и мы не сбились с пути, у нас должен быть маршрут. Давайте вспомним основные события Великой Отечественной войны.(ответы обучающихся)

ЗАДАНИЕ № 2. ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ ВОВ.

Раздаточный материал: задание на карточке - соотнесите даты с событиями и запишите в тетради. (слайды 5-6)

1. Московская битва

2. Сталинградская битва

3. Курская битва

4. Блокада Ленинграда

5. Берлинская битва

А) июль 1942 - февраль 1943 гг.

Б) весна 1945 г.

В) декабрь 1941 – апрель 1942 гг.

Г) июль 1943 г.

Д) сентябрь 1941 – август 1944



1.

2.

3.

4.

5.

В)

А)

Г)

Д)

Б)



ЗАДАНИЕ № 3. СОВЕТСКИК ВОЕНАЧАЛЬНИКИ ВОВ.

А сейчас давайте вспомним советских военачальников, участников Великой Отечественной войны. Сейчас на экране вы увидите портреты советских военачальников. Вы должны сказать как их зовут.

Георгий Константинович Жуков

Рокоссовский Константин Константинович

Василевский Александр Михайлович



Георгий Константинович Жуков (1896-1974) - советский военачальник. Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа».

Когда началась Великая Отечественная война, Жукова назначили начальником Генштаба и заместителем наркома обороны СССР. Он участвовал в разработке и осуществлении самых крупных военных операций во время Великой Отечественной войны. Почти все эти операции были успешными.

8 мая 1945 года в 22:43 (9 мая 0:43 по московскому времени) в Берлин Жуков принял от гитлеровского генерал-фельдмаршала Вильгельма Кейтеля безоговорочную капитуляцию войск фашистской Германии.



Константин Константинович Рокоссовский(1896-1968) - советский и польский военачальник, Маршал Советского Союза (1944).

Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны. Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945).

Руководил крупными операциями - Битва за Москву, Сталинградская битва, в результате которых были достигнуты выдающиеся успехи в разгроме немецко-фашистских войск.

Во время Берлинской наступательной операции войска 2-го Белорусского фронта под командованием К. К. Рокоссовского своими действиями сковали главные силы 3-й немецкой танковой армии, лишив её возможности участвовать в битве за Берлин.

Командовал историческим Парадом Победы в Москве.



Василевский Александр Михайлович (1895 – 1977 гг.). Родился в Ивановской области. В 1915 году закончил Алексеевское военное училище. Участник Первой мировой войны. С 1919 году он стал служить в Красной Армии. В 1926 году был направлен в Академию Генштаба. Успешно окончил ее. С лета 1942 года он руководит Генштабом. В 1943 году получил звание Маршала Советского Союза. В годы ВОВ освобождал Украину, Белоруссию, Прибалтику, Восточную Пруссию. Разгромил японскую Квантунскую армию.

4. Физкультминутка (слайд 7).

Учитель: Продолжаем наше путешествие во времени, сейчас мы отправимся по историческим местам Великой Отечественной войны. (слайд 8)

ЗАДАНИЕ № 4. МОЗГОВОЙ ШТУРМ «ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕСТА».

1.Крепость, построенная в 1833-39 годах, героически оборонялась в 1941 году с 22 июня до 20-х чисел июля. Назовите эту крепость. (Брестская крепость). (слайд 9)



2. Этот город называли «вратами Москвы». Здесь немецкая военная машина впервые затормозила, встретив серьезное сопротивление. Назовите этот город (слайд 10)

1) Смоленск 3) Ленинград

2) Курск 4) Брест



3. В годы Великой Отечественной войны 28 бойцов И.В.Панфилова отразили несколько танковых атак фашистов (18 вражеских танков). Почти все погибли, но врага не пропустили. Какой город защищали герои-панфиловцы? (слайд 11)

1) Москва 3) Севастополь

2) Одесса 4) Ленинград



4. Какой город оставили советские войска 4 июля 1942 года после 250-дневной обороны? (слайд 12)

1) Москва 3) Севастополь

2) Одесса 4) Ленинград



5. «Дорога жизни» - единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, которая соединила блокадный Ленинград с Большой землей. По какому озеру она проходила? (Ладожское озеро) (слайд 13)



6. 12 июня 1943 года в ходе Курской битвы произошло самое крупное танковое сражение (с обеих сторон участвовало до 1200 танков). Около какой деревни оно состоялось? (д. Прохоровка) (слайд 14)



7. В декабре 1941 года началось контрнаступление советских войск под… (слайд 15)

1) Киевом 3) Сталинградом

2) Ленинградом 4) Москвой



ЗАДАНИЕ №5. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ЦИФРАХ.

Учитель показывает табличку с цифрой, обучающиеся называют, как она связана с ВОВ.

6 лет – длилась Вторая мировая война.

1418 дней – длилась Великая Отечественная война.

900 дней – длилась блокада Ленинграда.

200 дней – длилась героическая оборона Сталинграда.

27 млн. чел. – погибли за время войны.

ЗАДАНИЕ № 6. Просмотр видеоролика «Водружение советского флага над рейхстагом». 

Беседа по вопросам:

- Как вы думаете, какое событие отражено в видеоролике? (Захват Берлина, водружение советского флага над рейхстагом)

- Что такое рейхстаг? (здание, где заседало государственное собрание)

- Когда произошло это событие? (ранним утром 1 мая 1945 года)

- Кто водрузил флаг над рейхстагом? (Михаил Алексеевич Егоров и Мелитон Варламович Кантария водрузили над Рейхстагом штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии, ставший впоследствии Знаменем Победы).

5. Закрепление.

- Наш урок подходит к концу. О чём говорили сегодня на уроке? (ответы детей)

- Ребята, какой же вывод мы можем сделать после изучения таких драматических и героических событий этого тяжелейшего испытания для СССР, которые привели в итоге к великой победе? (ответы детей)

6. Подведение итогов.

Всё дальше уходят в историю грозные и героические события Великой Отечественной войны. Но мы с вами должны всегда помнить беспримерный подвиг советского народа, который одержал великую победу на фронте и в тылу.

На этом наше путешествие во времени окончено. 

Прошу оценить вас свою деятельность на уроке. Выберите утверждение из 2 столбика:

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я             

доволен / не доволен

Урок для меня показался              

коротким / длинным

За урок я                                         

не устал / устал

Мое настроение  стало

лучше / стало хуже

Материал урока мне был              

полезен / бесполезен

На уроке мне было

интересно/ скучно

Мне захотелось…



7. Объявления оценок за работу.



8. Домашнее задание:

Подготовьте небольшой доклад об участнике Великой Отечественной войне из вашей семьи.

Урок заканчивается звучанием песни «День победы». (слайд 22)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!