СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вечной памяти достойны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вечной памяти достойны»

«Экономика семьи. Финансовая грамотность и бюджет семьи»

Цель урока: Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся.

Задачи урока:

Обучающая: познакомить учащихся с понятиями финансовая грамотность, финансы, доход, расход,  бюджет, их видами, структурой семейного бюджета, с основой домашней бухгалтерии.

Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, логического мышления и навыков составления семейного бюджета, умения анализировать информацию, обучение навыкам аргументации выводов.

Воспитательная: формировать навыки самостоятельности, аккуратности, умения работать в группе.

Основные понятия:  финансовая грамотность, финансы, доходы семьи,  расходы семьи, налоги, бюджет, виды бюджета.

Навыки и умения: перечислять основные статьи доходов и расходов семьи; составлять бюджет семьи и определять вид бюджета (используя условный пример).

Форма проведения: беседа с использованием презентации, работа по группам.

Оснащение: компьютеры, проектор, проекционная доска, презентации, рабочие листы для практической работы, опорный конспект


Ход урока.

1.Орг.момент. Сообщение темы и цели урока.

2.Актуализация опорных знаний.

1)Что мы знаем про деньги.

Ребята, вы все видели наши российские денежные купюры. На всех купюрах разные изображения. А знаете ли вы, что на них изображено? Что символизируют эти изображения?

Приложение №1(презентация " Значение изображений на купюрах")

2) Вопросы- шутки

Учитель: Он в Америке родился,

Путешествовать пустился.

С тех пор по миру гуляет,

Везде цену себе знает.

С ним торгуют, управляют…

Как его все называют? (Доллар)

Чтоб продукты потреблять,

В платьях модных щеголять,

Чтобы вкусно есть и пить,

Нужно все это …(купить)

Ты сразу все орехи- в рот,

А мудрый папуас,

Чтоб лакомиться целый год,

Отложит про(запас)

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто(товар).

Чтобы врач купил пирог,

Заплати скорей…(налог)

3) Объяснение нового материала .

3.1)Что такое финансовая грамотность и финансы?

Классный руководитель: наш сегодняшний разговор пойдёт о финансовой грамотности.

- Как вы понимаете этот термин? (Ответы детей)

  • Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального финансового учета до долгосрочного планирования личных финансов для выхода на пенсию.

  • Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели.

- Что означает термин финансы? (Ответы детей)

  • Финансы — это наличные деньги, денежные средства на счетах в банках, чеки, аккредитивы, и др.


3.2) Умеем ли мы пользоваться деньгами?

Каждый из вас, наверное, уже задумывался:

- Как правильно распоряжаться деньгами?

- Как приумножить свое состояние?

- Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее?


Житейская мудрость богата поговорками, пословицами и афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег:

  • «Лучше полезть в карман за словом, чем за деньгами» (В. Брынцалов)

  • «Деньги должны оборачиваться. Чем быстрее тратишь, тем быстрее получаешь» (П. Капица)

  • «Деньгами надо управлять, а не служить им» (Сенека Луций Анней Младший)

  • «Время и деньги большей частью взаимозаменяемы» (Уинстон Черчилль)

- А, какие вы можете назвать пословицы и поговорки о пользе накопления или траты денег?

«Экономические пословицы». Дети называют по очереди пословицы на тему «Деньги» . Варианты ответов:

1. Когда деньги говорят, правда молчит.

2. Копейка рубль бережет.

3. Деньга деньгу изживает.

4. Деньгами души не выкупишь.

5. Деньги не голова: дело наживное.

6. Кто деньги бережет, без нужды живет.

7. Хлебу лира, а деньгам – счет.

8. Дорог хлеб, коли денег нет.

9. Не хвались серебром, хвались добром.

10. Деньги что вода: пришла и ушла.

11. Денег нету и дела нету.

12. Богатому сладко естся, да плохо спится.

3. 3) Что дает накопление? (во время беседы учащиеся высказывают свою точку зрения, приводят примеры).

  • накопление обеспечивает возможность остаться при деньгах в случае возникновения непредвиденной ситуации;

  • накопление дает возможность приобретать вещи или услуги, не прибегая к помощи займов и кредитов, — а значит, позволяет экономить значительную сумму денег, которая идет на выплату процентов по кредиту;

  • накопление дает возможность делать значительные приобретения;

  • если человек не в состоянии с месячной зарплаты купить дорогую вещь, то откладывание определенной суммы денег даст эту возможность;

  • это ещё и психологическая защищенность, своего рода «подушка безопасности».

  • человек, который регулярно откладывает деньги, не беспокоится о том, удастся ли протянуть до следующей зарплаты, как выжить в случае увольнения или других непредвидимых ситуациях.


- Как вы думаете, это хорошо или плохо?


3.4) Что дает свободное распоряжение деньгами? (во время беседы учащиеся высказывают свою точку зрения, приводят примеры).

  • подход к деньгам «сколько есть, столько и трачу» дает возможность регулярно чувствовать «вкус жизни», ощущать праздник, не чувствовать себя ущемленным и вынужденным откладывать;

  • свободное распоряжение деньгами создает определенный психологический настрой — «у меня все хорошо, у меня есть деньги, и я могу их тратить»;

  • свободное обращение с деньгами позволяет деньгам «работать» и притягивать другие деньги, трата денег освобождает пространство для прихода новых денег.


- Как вы считаете, что подходит именно вам?


  • Способ, который определяет вашу зону роста — тот, который вами наименее освоен.

  • Если вам регулярно не хватает денег, и вы не в состоянии отложить даже 100 рублей, осваивайте накопление.

  • Считается, что откладывать нужно не менее 10% месячного дохода. Если вам трудно, начинайте откладывать хотя бы по 500 рублей в месяц.

  • Если у вас на полке скопилось больше денег, чем вы позволяете себе тратить, разрешайте себе тратить.


3.5) Как управлять деньгами?

Вы пока не работаете, но у вас есть карманные деньги и я предлагаю вам прочитать советы для управления ими и прокомментировать их.


13 советов управления деньгами для ребенка.


1.Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.

2. Будьте аккуратными в трате денег , старайтесь не растратиться.

3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.

4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя и можете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки.

6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому же, за меньшие деньги.

7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить сбережения.

8.Купите игру Монополия (или аналог) и регулярно играйте в неё, это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.

9. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

10. Старайтесь не «брать взаймы». Нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит.

11. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.

12. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги своим трудом.

13.Что такое регулярные платежи? (коммунальные услуги, телефон, интернет и т.д.) Узнайте, какое количество денег расходуется ежемесячно.


3.6) Что такое бюджет семьи? (Во время просмотра презентации (приложение №2) и объяснения учителя заполнить рабочий лист (приложение №3)).

Рабочий лист "Бюджет семьи"

Доходы – это ...............................................................................................................

Постоянные доходы:

Непостоянные доходы:



















......................... – это денежные затраты, идущие на удовлетворение

потребностей членов семьи.

Постоянные расходы:

Непостоянные расходы:


расходы на аренду жилья, покупка предметов домашнего обихода, медицина, образование (иногда это сезонный расход), досуг, отдых, покупка предметов роскоши  и т.д.



Бюджет – это роспись доходов и расходов за определенный период.

Бюджет семьи – ______________________________________________________

_____________________________________________________________________

Виды бюджетов:

  1. Бюджет сбалансирован, если _______________________________.

  2. Бюджет дефицитный, когда __________________________________.

  3. Бюджет избыточный, если ____________________________________.


Динамическая пауза:

А сейчас немного разомнемся.

Я вам буду называть виды доходов и расходов. Если я называю доходы – вы похлопайте, а если расходы – потопайте. Начинаем.

  1. ЗП папы 50 000 тысяч рублей.

  2. Оплата коммунальных услуг.

  3. Плата за обучение дочери.

  4. Накопления в банке.

  5. Покупка одежды.

  6. Оплата мобильной связи.

  7. Пенсия бабушки.

  8. Похлопайте сами себе!

Молодцы, закончили. Мы продолжаем.


4. Домашнее задание: дома вместе с родителями попробуйте сформировать семейный бюджет на месяц.

Показатели доходов вашей семьи могут быть условны, их можно

описать приблизительно.

Заполните статьи семейного бюджета по образцу

Доходы

Сумма

Расходы

Сумма





















Всего доходов


Всего расходов



5. Закрепление.

1. «Объедините общим термином»

1. Учреждение, кредиты, ссуды, клиенты. (банк)

2. Свободно-конвертируемая, частично-конвертируемая, неконвертируемая.(валюта)

3. Деньги, большое количество, обесценивание.(инфляция)



2. «Вставьте слово». Прочитайте текст, в котором пропущены слова, правильно вставьте их в текст.

Текст записки:

«В 1998 году средний денежный … , который получил … России, составил 800 рублей …»

Пропущенные слова: доход, житель, в месяц.



6. Подведение итогов. Рефлексия.

  • Давайте вспомним, с какими новыми понятиями мы познакомились сегодня? 

  • Из чего состоит семейный бюджет? (из доходов и расходов семьи)

  • Что научились делать? (научились составлять семейный бюджет, определять его вид)

А сейчас продолжите фразу:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • теперь я смогу…

  • у меня получилось …

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с важнейшими понятиями финансовой грамотности и элементами семейной экономики – видами доходов и расходов семьи, научились составлять семейный бюджет, определять его вид и делать выводы.  Надеюсь, что вы поняли, как важно составлять бюджет, и теперь будете помогать родителям в его разработке и анализе.





Использованные источники информации.

1.Обществознание, 7 класс/ Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2013 г.

2.УМК по обществознанию‌

3. Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для 7  класса. -М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2013 г.

4. И.С.Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс. - М.: Русское слово, 2013 г..

4.  Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики. Учебно-методическое пособие для преподавателя. – М.: МЦЭБО, 1999.
5. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М.М. Воронина.  – Волгоград: Учитель, 2008. 
6. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
7. Достижения молодых. Личная экономика. Методическое руководство для учителя и консультанта. – Junior Achievement Russia. МОО «Достижения молодых», Москва, 2004.
8. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов общеобразоват. учрежд. Образовательная область «Технология». – М.: Вита-Пресс, 2002.

9. Медиаресурсы: - Обществознание. Электронное приложение к учебнику

- Компьютерные презентации по темам курса обществознание.

10. Ресурсы Интернета:

- http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов

- http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для

общеобразовательной школы

- http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!