СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариативный компонент в гостях у сказки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариативный компонент для предшкольных классов

Просмотр содержимого документа
«Вариативный компонент в гостях у сказки»

   





Пояснительная записка

В развивающей образовательной среде особое место должна занять культуролого-личностная подготовка учащихся, которая имеет целью приобщить детей овладению национальными и общечеловеческими ценностями, к осознанию той культуры, того социального опыта, который выработало человечество.

Эффективным средством для достижения этой цели в работе с детьми может служить сказка. В ней зашифрован в форме метафоры жизненный опыт многих предшествующих поколений, традиций разных народов, многогранность и многоуровневость хранимой информации.

Программа занятий по интересам «В гостях у сказки сказки» выступает в качестве вариативного компонента.

Сказочные истории, складывающиеся в разных культурах, имеют свои оттенки и отличительные черты, но обладают общим свойством: в них заложен высокий нравственный потенциал, объединяющий все нации и культуры.



РЕЦЕНЗИЯ

Сказка дает философское осмысление действительности, активизирует мышление, чувства, психологические состояния детей. Она адресована живому, творческому, созидательному, открытому детскому началу в человеке, способствует его личностному развитию. Воспринимая и осмысливая сказку, ребенок «впитывает» стили взаимоотношений и модели поведения людей. Пережитые им события сказки косвенно приобретают значимый для него жизненный опыт.Знание сказок – это постижение и освоение культурных традиций, духовных ценностей, жизни определенных народов, что определяет выбор учебного материала (художественная сказка – народная и авторская), это и процесс поиска смысла содержания, образов сказок, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, образование связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, перенос сказочных смыслов в реальность.

При отборе художественных сказок – народных и авторских – учитываются следующие их особенности: идейно-эстетические качества произведений, занимательность, доступность текстов данному возрасту, национально-культурная особенность материала.















Ожидаемый результат

Воспитанники будут иметь :

- четкие представления и понятия о жанре сказка (народная, литературная и их специфика);

- анализировать под руководством учителя не только идейное, но и художественное своеобразие сказок разных народов и тот жизненный опыт, который в них заложен;

- осознавать причинно-следственные связи в развитии сюжета;

- понимать роль каждого персонажа в развивающемся событии;

- понимать, что одно и то же событие, ситуации могут иметь несколько значений и смыслов;

Воспитанники будут уметь :

- видеть прямую и скрытую мотивацию поступков героя сказки, общую направленность его действий (он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям);

- осознавать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему;

- предвидеть в каких жизненных ситуациях пригодится то, что узнали из сказок;

- осознавать то, что каждая сказочная ситуация – некий жизненный урок;

- применять полученный нравственный опыт в жизненных ситуациях.















Цель предусматривает решение следующих задач:

- овладение социальным и нравственным опытом, представленным в сказках разных народов и авторских произведениях;

- приобретение нового жизненного опыта и проявление нравственных качеств на новом уровне (любви и уважения в семье, милосердия, доброты, чуткости, сострадания, чувства долга, трудолюбия и т.д.);

- обогащение эмоционально-ценностной сферы младших школьников, их представлений о мире и природе;

- развитие индивидуальности личности, ее творческой активности, самостоятельности, критичности мышления;

- расширение и углубление представлений и понятий о сказке как литературном жанре;

- развитие читательского интереса;

- создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.















Содержание и структура программы:

1. Ритуал «входа» в сказку (создание настроения на совместную работу).

2. Видение сказки через зрительные, слуховые и осязательные ощущения.

3. Расширение и углубление представлений и понятий.

4. Закрепление (приобретение нового опыта, прогнозирование проявления нового уровня качеств личности).

5. Интеграция (связь нового опыта с реальной жизнью).

6. Резюмирование (обобщение приобретенного опыта).

7. Ритуал «выхода» из сказки (проигрывание ситуаций, в которых приобретенный опыт можно использовать в социальной среде) и т.д.

Вариативный компонент «В гостях у сказки»32 занятий

Тема

Часы

Сроки

1-2

Русская народная сказка «Курочка Ряба»

2


3

рассказывание сказки с опорой на иллюстрации

1


4

Русская народная сказка «Репка»

1


5

Чтение. пересказ сказки по иллюстрациям и вопросам

1


6

Русская народная сказка «Теремок»

1


7

Просмотр мультфильма, обмен впечатлениями, активизация словаря "Дом", " Животные".

1


8

Русская народная сказка «Колобок»

1


9

чтение и выборочный пересказ сказки.

1


10

Татарская народная сказка «Три дочери»

1


11

чтение. пересказ сказки по иллюстрациям и вопросам

1


12

Русская народная сказка «Маша и медведь»

1


13

Просмотр мультфильма, обмен впечатлениями, активизация словаря "Дом", "Еда", "Лес".

1


14

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

1


15

Слушание аудиозаписи, чтение, пересказ

1


16

Русская народная сказка «Гуси»

1


17

рассказывание сказки

1


18

А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1


19

Просмотр мультфильма, обмен впечатлениями,

1


20

Казахская народная сказка «Жадный бай и Алдар Косе»

1


21

Слушание аудиозаписи

1


22

Русская народная сказка «Умей обождать»

1


23

пересказ сказки по иллюстрациям и вопросам

1


24

Казахская народная сказка «Птица счастья»

1


25

рассказывание сказки с опорой на иллюстрации

1


26

Казахская народная сказка «Про Толегена батыра»

1


27

пересказ сказки по иллюстрациям и вопросам

1


28

Русская народная сказка «Гуси»

1


29

рассказывание сказки с опорой на иллюстрации

1


30

Русская народная сказка «Петух и кот»

1


31

рассказывание сказки с опорой на иллюстрации

1


32

Повторение пройденного

1


















Список использованной литературы

1.Аникин В.П.Русская народная сказка.М.Просвещение 1989

2.Бахтин В.С.От былины до считалки.Рассказы о фольклоре.Детская литература 1988 г

3.Брауде Л.Ю.Зарубежная литература для детей.Мастера старинной речи.

4.Нагишкин Д.Д.Сказка и жизнь.Просвещение 1987г

5.Пермяков Г.Л.От поговорки до сказки.

6.Френкель П.Л.Четыре добрых пера(литературные портреты зарубежных писателей).М .Знание 1984 г

7.Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Под.  ред. Л.А. Чешко. Изд.

8.Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка: пособие для учащихся нац. Школ/ Е.А. Быстрова,  А.П. Окунева, Н.М. Шацкий.- Л.: Просвещение, 1984.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!