СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариативный компонент "Игровая математика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал адресован для изучения математики в классах предшкольной подготовки

Просмотр содержимого документа
«Вариативный компонент "Игровая математика"»



ГУ «Аманкарагайская средняя школа им. Н. Островского отдела образования акимата Аулиекольского района»



Утверждено на педсовете


Бекітемін:

Утверждаю:

Директор

______________« »_________









































Келісілді:

Согласовано:

Зам. директора по УВР

______________« »_________








































Қаралды:

Рассмотрено:

На заседании МО

____________

« »_______









Вариативный компонент



«Игровая математика

в учебной деятельности

детей 5-6 лет»

Воспитатель КПП: Пряхина Н.В.













2019-2020 уч.г.







Данный материал адресован для изучения математики в классах предшкольной подготовки





Составитель: Метальникова Надежда Федоровна, воспитатель детского сада №9 г.Костаная.

Лицензия №1279



Рецензенты: Утегенова Б.М., кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии КГПИ;

Калашникова Т.М., зав кабинетом дошкольного воспитания обл ИПКиПРО.

































Пояснительная записка


Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

А.С.Макаренко


Математика – один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на занятиях, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. в дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из фигур решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, и является эффективным средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной практике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Образовательной программой предусматривается значительное расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Дети учатся считать до 10, не только зрительно воспринимаемые предметы, но и звуки, предметы, воспринимаемые на ощупь, движения. Уточняется представление ребят о том, что число предметов не зависит от их размеров, пространственного расположения и от направления счета. Кроме того, они убеждаются в том, что множества, содержащие одинаковое число элементов, соответствуют одному-единственному натуральному числу (5 белочек, 5 елочек, 5 концов у звездочки и пр.).

Особенности данного компонента:

-включение развивающих, дидактических игр и логических упражнений позволяющие менять виды деятельности на занятиях

-определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания

-активизирование умственной деятельности, заинтересованность математическим материалом

-углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений

Цель: формирование у детей умственных способностей на основе математических знаний и представлений.

Задачи:

1. Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

2. Формировать приёмы умственных действий: сравнение, обобщение, анализ, установление причинно-следственных связей.

3. Обучать навыкам счёта в пределах 5.

4. Знакомить с величиной, формой предметов, их пространственными отношениями.

5. Знакомить детей с простыми временными понятиями.


Всего: 128 ч

В месяц – 16 ч

В неделю – 4 ч

Продолжительность занятий 25- 30 мин


Программное содержание:


Количество и счёт -24 занятия

Развивать навыки количественного счёта в пределах 5-ти, учить пересчитывать предметы, называя число по порядку и итоговое число, отвечать на вопрос «Сколько всего?».

Развивать навыки порядкового счёта в пределах 5-ти, называя порядковые числительные, отвечать на вопросы «Который?», «Какой по счёту?».

Учить сравнивать две группы предметов, формируя на основе счёта представления о равенстве и неравенстве.

Учить устанавливать равенства двумя способами, добавляя к меньшей группе или убирая из большей группы один предмет, отвечать на вопросы «Сколько было?», «Сколько стало?».

Познакомить с цифрами до 5-ти.

Формировать понятия о том, что количество предметов не зависит от величины предметов, его составляющих, расстояния между ними и формы их расположения.

Учить счёту с помощью различных анализаторов (зрительного, слухового, осязательного).

Величина -24 занятия

Формировать умение сравнивать два предмета по одному из признаков: по величине (длине, высоте, ширине, толщине), пользуясь приёмами приложения.

Формировать навыки сравнения предметов по двум признакам величины (например: длине и ширине; толщине и высоте и т.д.)

Формировать навыки сравнения нескольких предметов (до 5-ти) разной величины, раскладывая их в возрастающем и убывающем порядке, обозначая порядок расположения предметов словами (например, высокий, ниже, ещё ниже, самый низкий).

Формировать навыки сравнения двух предметов с помощью третьего - условной меры.

Форма -24 занятия

Расширять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Познакомить с геометрической фигурой овал.

Познакомить с геометрическими телами куб, шар.

Учить обследованию геометрических фигур и тел осязательно-двигательным и зрительным способами.

Ориентировка в пространстве -24 занятия

Продолжать учить определять положение предмета по отношению к себе: слева, справа, впереди, позади, вверху, внизу, далеко, близко.

Развивать умение двигаться в заданном направлении.

Ориентировка во времени - 24 занятия

Расширять представления о частях суток, их последовательности.

Познакомить с понятиями: вчера, сегодня, завтра, учить ориентироваться в последовательности названий ближайших дней.

Учить различать понятия: скоро, быстро, медленно.

В результате освоения содержания программы по формированию элементарных математических представлений


Интеграция на занятиях по математике – 8 занятий


к концу года дети должны:

  • пересчитывать предметы в пределах пяти, называя число по порядку и итоговое число, отвечать на вопрос «Сколько всего?»;

  • пересчитывать предметы по порядку в пределах 5-ти, называя порядковые числительные, отвечать на вопросы «Который?», «Какой по счёту?»;

  • устанавливать равенства двумя способами, добавляя к меньшей группе или убирая из большей группы один предмет, отвечать на вопросы «Сколько было?», «Сколько стало?»;

  • считать с помощью различных анализаторов (зрительного, слухового, осязательного);

  • узнавать цифры в пределах пяти;

  • сравнивать 3 предмета разной величины, раскладывая их в возрастающем и убывающем порядке;

  • узнавать и называть фигуры: круг, квадрат, треугольник прямоугольник, овал и тела: куб, шар;

  • определять направление движения от себя: (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);

  • различать и называть части суток.

Содержание вариативной части

Тема занятий








Кол-во часов






Дата



«Количество и счет»

24


1

Путешествие в королевство математики

1


2

Первые шаги в математике


1


3

Назови соседей


1


4

Считай дальше


1


5

Найди цифру

1


6

Угадайка

1


7

У кого больше

1


8

Счет на слух

1


9

Угостим зверюшек

1


10

На что похожа цифра 1

1


11

О чем мечтает цифра 2

1


12

С кем дружит цифра 3

1


13

В гости к цифре 4

1


14

Сколько пальцев у перчатки?

1


15

Для чего нужны камни

1


16

Таинственная цифра «Семь»

1


17

Число и цифра 8






1


18

Грустная история может стать веселой

1


19

Появление ноля


1


20

Число больше станет весить, потому что станет 10

1


21

Математические задачи














1


22

Математические задачи

1


23

Математические задачи

1


24

Итоговое занятие

1



«Величина»




















25







1

Кто быстрее свернет ленту?

1


2

Сравни ленты

1


3

Сравни предметы

1


4

Игра со стручком гороха

1


5

Чудесный мешочек

1


6

Отгадай, что такое?

1


7

Познакомимся с мерами величины

1


8

Что тяжелее?

Кто где живет?

1


9


Что дороже?

1


10

Что толще?

1


11

Математические задачи

1


12

Помоги медвежонку

1


13

Волшебный мячик

1


14

Купим пуговицы

1



15

Веселый счет

1


16

Заверши числовые цепочки

1


17

Угадай число

1


18

Математические задачи

1


19

Математические задачи

1


20

Математические задачи

1


21

Математические задачи

1


22

Что длиннее?

1


23

Найди дорожку

1


24

Совушка – сова

1


25

Итоговое занятие

1



«Форма»

25


1

Подарки для куклы

1


2

Оставь хоть один квадрат

1


3

Продавец воздушных шаров

1


4

Усадьба Хакенбуш

1


5

Кто в домике живет

1


6

Конструктор – план

1


7

Найди ошибку

1


8

Коврик для куклы

1


9

Магазин ковров

1


10

Кто первый?

1


11

Преобразования одной фигуры в другую

1


12

Путешествие домика

1


13

Лото «Цвет и форма»

1


14

Сложи узор

1


15

Назови предмет

1


16

Воздушный шарик

1


17

Найди свое место

1


18

Снайперы

1


19

Найди пару

1


20

Геометрическая таблица

1


21

Башни

1


22

Предметные картинки

1


23

Геометрическая таблица

1


24

Геометрическая таблица

1


25

Итоговое занятие

1



«Ориентировка в пространстве»


25


1

Пространственные ориентировки

1


2

Меняем кирпичики

1



3

Делаем постройки

1


4

Меняем позиции

1


5

Составь фигуру

1


6

Что, где?

1


7

Кукла Айгерим купила пианино

1


8

Трудовые виражи

1


9

Пляшущие человечки

1


10

Что это?

1


11

Наоборот

1


12

Сколько рыбок?

1


13

Секреты

1


14

Где что находится?

1


15

Разложи по местам

1


16

Кто, что, где?

1


17

Живая неделя

1


18

Кто, что где?

1


19

Где я живу?

1


20

Лабиринт

1


21

Математические задачи

1


22

Математические задачи

1


23


Прочитай слово








1


24

Разгадай ребусы

1


25

Итоговое занятие

1



«Ориентировка во времени»

25


1


Найди ошибку

1


2

Найди различия в картинках

1


3

Учимся пользоваться календарем

1


4

Составь последовательно

1


5

Эстафета

1


6

Путешествие по временам года

1


7

Времена года

1


8

Время лучше чувствовать в тишине

1


9

Дни недели

1


10

Картонные часы

1


11

Поиграем

1


12

На прогулке

1


13

Какой сегодня день?

1


14

Убери лишнее


1


15

Найди закономерность

1


16

Объедини общим термином

1



17

Математические задачи

1


18

Математические задачи

1


19

Математические задачи

1


20

Математические задачи

1


21

Приборы с часами

1


22

С утра до вечера

1


23

Пол часа вперед

1


24

Всему свое время

1


25

Итоговое занятие

1



Интеграция на занятиях по математике


8


1

Цветик – семицветик»

1


2

В гостях у сказки

1


3

Путешествие по сказке

1


4

Сказочное королевство Шарля Перо

1


5

Считаем, измеряем, строим

1


6

Итоговое занятие по математике

1


7

Обобщающее занятие по математике

1


8

Выявление подготовленности детей по математике

1




Используемая литература:

  1. Агаева Е.Л., Брофман В.В., Булычева А.И., Веракса Н.Е., Говорова Р.И., Дьяченко О.М., Цеханская Л.И. Чего не бывает на свете? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. – М., 1991.

  2. Альтхауз Д. , Дум Э. Цвет, форма, количество. - М., 1984.

  3. Асмолов А. Г. Психология личности.- М., 1990.

  4. Блехер Ф.Н. Счет и число в детском саду. Методическое письмо. - М.: 1945 г. ;

  5. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. -М., 1989.

  6. Волковский Д. Л. Руководство к "Детскому миру" в числах. -М.: 1976.

  7. Вопросы психологии 1966. № 4.

  8. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: 1976.

  9. Глаголева Л.В. Сравнение величин предметов в нулевых группах школ. - Л-М., 1930.

  10. Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. - М., 1982.

  11. Дошкольное воспитание , 2006г. № 9, №11.

  12. Дошкольное воспитание , 2007г. № 1, №7.

  13. Дошкольное воспитание , 2008г. № 9, №10.

  14. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников.- М., 1992г.

  15. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. М. ,1986.

  16. Звонкин А. Малыш и математика, непохожая на математику. – М., 1985.

  17. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1939.

  18. Костюк Т.С. Избранные психологические труды. – М.,1988.

  19. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. 244 упражнения для маленьких гениев. – Ростов-на-Дону. 2010.

  20. Леушина А.. М. Обучение счёту в детском саду. - М. 1961.

  21. Левитас Г.Г., Нестандартные задачи на уроках математики в первом классе, -М., 2008

  22. Логинова В. И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах. -Л., 1964.

  23. Логинова В. И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л., 1990.

  24. Малахова Л.Н Интерактивное значение психогимнастики в онтогенезе человека. / Под ред. О. П. Елисеева. - СПб., 2000.

  25. Менчинская Н. А. Психология обучения арифметике, 1955. - М.

  26. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М., 1984.

  27. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, -М., 1985.

  28. Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с первоклассниками, - Арославль, 2005.

  29. Монтессори М. Дом ребёнка. Изд. 4-е.-М., 1920.

  30. Морозова М. , Тихеева Е. Счёт в жизни маленьких детей. Изд. 2-е. - М. - Л., 1990.

  31. Непомнящая Н. Н. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики). - М., 1983.

  32. Новикова В.П. Математика в детском саду, -М., 2001.

  33. Носова Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. - Л.: 1990.

  34. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления- М., 1972.

  35. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. А. Вегнер. – М., 1988.

  36. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. Т-1., - М., 1981.

  37. Плаксе Ж. Избранные психологические труды. - М. 1969г.

  38. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / Под. ред. Б.Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова . -М., 1961.

  39. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. Под ред. Венгер Л.А., 1985.

  40. Психология и педагогика игры дошкольника / Под. ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой, – М., 1966.

  41. Пьянкова Е.А. Начинаю считать: для одаренных детей, - М. 2008.

  42. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М., 1982.

  43. Сатимбекова М.С., Наурызбаева А.Н., Ауельбаева С.С. Математика Методическое пособие. Алматы, 2005.

  44. Серебрякова М.А. Математика, - Екатеринбург, 1996.

  45. Сластенин В.А, Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика, М., 2000.

  46. Смоленцева А.А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием.- М., 1987.

  47. Смолякова О.К., Смолякова Н.В., Математика для дошкольников, -М., 1998.

  48. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников, - М., 1980.

  49. Ушинский К.Д. Собрание сочинений 1948-1952., т.2.

  50. Ушинский К.Д. Собрание сочинений 1948-1952., т.15.

  51. Федлер М. Математика уже в детском саду. - М., 1981.

  52. Федосеева П.Г. Игровая деятельность на занятиях по математике. Подготовительная группа., Волгоград, 2009.

  53. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М., 1981.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!