ГУ «Аманкарагайская средняя школа им. Н. Островского отдела образования акимата Аулиекольского района»
Утверждено на педсовете
Бекітемін:
Утверждаю:
Директор
______________« »_________
Келісілді:
Согласовано:
Зам. директора по УВР
______________« »_________
Қаралды:
Рассмотрено:
На заседании МО
____________
« »_______
Вариативный компонент
«Игровая математика
в учебной деятельности
детей 5-6 лет»
Воспитатель КПП: Пряхина Н.В.
2019-2020 уч.г.
Данный материал адресован для изучения математики в классах предшкольной подготовки
Составитель: Метальникова Надежда Федоровна, воспитатель детского сада №9 г.Костаная.
Лицензия №1279
Рецензенты: Утегенова Б.М., кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии КГПИ;
Калашникова Т.М., зав кабинетом дошкольного воспитания обл ИПКиПРО.
Пояснительная записка
Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.
А.С.Макаренко
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на занятиях, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. в дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из фигур решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, и является эффективным средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной практике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Образовательной программой предусматривается значительное расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Дети учатся считать до 10, не только зрительно воспринимаемые предметы, но и звуки, предметы, воспринимаемые на ощупь, движения. Уточняется представление ребят о том, что число предметов не зависит от их размеров, пространственного расположения и от направления счета. Кроме того, они убеждаются в том, что множества, содержащие одинаковое число элементов, соответствуют одному-единственному натуральному числу (5 белочек, 5 елочек, 5 концов у звездочки и пр.).
Особенности данного компонента:
-включение развивающих, дидактических игр и логических упражнений позволяющие менять виды деятельности на занятиях
-определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания
-активизирование умственной деятельности, заинтересованность математическим материалом
-углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений
Цель: формирование у детей умственных способностей на основе математических знаний и представлений.
Задачи:
1. Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
2. Формировать приёмы умственных действий: сравнение, обобщение, анализ, установление причинно-следственных связей.
3. Обучать навыкам счёта в пределах 5.
4. Знакомить с величиной, формой предметов, их пространственными отношениями.
5. Знакомить детей с простыми временными понятиями.
Всего: 128 ч
В месяц – 16 ч
В неделю – 4 ч
Продолжительность занятий 25- 30 мин
Программное содержание:
Количество и счёт -24 занятия
Развивать навыки количественного счёта в пределах 5-ти, учить пересчитывать предметы, называя число по порядку и итоговое число, отвечать на вопрос «Сколько всего?».
Развивать навыки порядкового счёта в пределах 5-ти, называя порядковые числительные, отвечать на вопросы «Который?», «Какой по счёту?».
Учить сравнивать две группы предметов, формируя на основе счёта представления о равенстве и неравенстве.
Учить устанавливать равенства двумя способами, добавляя к меньшей группе или убирая из большей группы один предмет, отвечать на вопросы «Сколько было?», «Сколько стало?».
Познакомить с цифрами до 5-ти.
Формировать понятия о том, что количество предметов не зависит от величины предметов, его составляющих, расстояния между ними и формы их расположения.
Учить счёту с помощью различных анализаторов (зрительного, слухового, осязательного).
Величина -24 занятия
Формировать умение сравнивать два предмета по одному из признаков: по величине (длине, высоте, ширине, толщине), пользуясь приёмами приложения.
Формировать навыки сравнения предметов по двум признакам величины (например: длине и ширине; толщине и высоте и т.д.)
Формировать навыки сравнения нескольких предметов (до 5-ти) разной величины, раскладывая их в возрастающем и убывающем порядке, обозначая порядок расположения предметов словами (например, высокий, ниже, ещё ниже, самый низкий).
Формировать навыки сравнения двух предметов с помощью третьего - условной меры.
Форма -24 занятия
Расширять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Познакомить с геометрической фигурой овал.
Познакомить с геометрическими телами куб, шар.
Учить обследованию геометрических фигур и тел осязательно-двигательным и зрительным способами.
Ориентировка в пространстве -24 занятия
Продолжать учить определять положение предмета по отношению к себе: слева, справа, впереди, позади, вверху, внизу, далеко, близко.
Развивать умение двигаться в заданном направлении.
Ориентировка во времени - 24 занятия
Расширять представления о частях суток, их последовательности.
Познакомить с понятиями: вчера, сегодня, завтра, учить ориентироваться в последовательности названий ближайших дней.
Учить различать понятия: скоро, быстро, медленно.
В результате освоения содержания программы по формированию элементарных математических представлений
Интеграция на занятиях по математике – 8 занятий
к концу года дети должны:
пересчитывать предметы в пределах пяти, называя число по порядку и итоговое число, отвечать на вопрос «Сколько всего?»;
пересчитывать предметы по порядку в пределах 5-ти, называя порядковые числительные, отвечать на вопросы «Который?», «Какой по счёту?»;
устанавливать равенства двумя способами, добавляя к меньшей группе или убирая из большей группы один предмет, отвечать на вопросы «Сколько было?», «Сколько стало?»;
считать с помощью различных анализаторов (зрительного, слухового, осязательного);
узнавать цифры в пределах пяти;
сравнивать 3 предмета разной величины, раскладывая их в возрастающем и убывающем порядке;
узнавать и называть фигуры: круг, квадрат, треугольник прямоугольник, овал и тела: куб, шар;
определять направление движения от себя: (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);
различать и называть части суток.
Содержание вариативной части
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата | |
| «Количество и счет» | 24 | |
1 | Путешествие в королевство математики | 1 | |
2 | Первые шаги в математике | 1 | |
3 | Назови соседей | 1 | |
4 | Считай дальше | 1 | |
5 | Найди цифру | 1 | |
6 | Угадайка | 1 | |
7 | У кого больше | 1 | |
8 | Счет на слух | 1 | |
9 | Угостим зверюшек | 1 | |
10 | На что похожа цифра 1 | 1 | |
11 | О чем мечтает цифра 2 | 1 | |
12 | С кем дружит цифра 3 | 1 | |
13 | В гости к цифре 4 | 1 | |
14 | Сколько пальцев у перчатки? | 1 | |
15 | Для чего нужны камни | 1 | |
16 | Таинственная цифра «Семь» | 1 | |
17 | Число и цифра 8 | 1 | |
18 | Грустная история может стать веселой | 1 | |
19 | Появление ноля | 1 | |
20 | Число больше станет весить, потому что станет 10 | 1 | |
21 | Математические задачи | 1 | |
22 | Математические задачи | 1 | |
23 | Математические задачи | 1 | |
24 | Итоговое занятие | 1 | |
| «Величина» | 25 | |
1 | Кто быстрее свернет ленту? | 1 | |
2 | Сравни ленты | 1 | |
3 | Сравни предметы | 1 | |
4 | Игра со стручком гороха | 1 | |
5 | Чудесный мешочек | 1 | |
6 | Отгадай, что такое? | 1 | |
7 | Познакомимся с мерами величины | 1 | |
8 | Что тяжелее? Кто где живет? | 1 | |
9 | Что дороже? | 1 | |
10 | Что толще? | 1 | |
11 | Математические задачи | 1 | |
12 | Помоги медвежонку | 1 | |
13 | Волшебный мячик | 1 | |
14 | Купим пуговицы | 1 | | |
15 | Веселый счет | 1 | |
16 | Заверши числовые цепочки | 1 | |
17 | Угадай число | 1 | |
18 | Математические задачи | 1 | |
19 | Математические задачи | 1 | |
20 | Математические задачи | 1 | |
21 | Математические задачи | 1 | |
22 | Что длиннее? | 1 | |
23 | Найди дорожку | 1 | |
24 | Совушка – сова | 1 | |
25 | Итоговое занятие | 1 | |
| «Форма» | 25 | |
1 | Подарки для куклы | 1 | |
2 | Оставь хоть один квадрат | 1 | |
3 | Продавец воздушных шаров | 1 | |
4 | Усадьба Хакенбуш | 1 | |
5 | Кто в домике живет | 1 | |
6 | Конструктор – план | 1 | |
7 | Найди ошибку | 1 | |
8 | Коврик для куклы | 1 | |
9 | Магазин ковров | 1 | |
10 | Кто первый? | 1 | |
11 | Преобразования одной фигуры в другую | 1 | |
12 | Путешествие домика | 1 | |
13 | Лото «Цвет и форма» | 1 | |
14 | Сложи узор | 1 | |
15 | Назови предмет | 1 | |
16 | Воздушный шарик | 1 | |
17 | Найди свое место | 1 | |
18 | Снайперы | 1 | |
19 | Найди пару | 1 | |
20 | Геометрическая таблица | 1 | |
21 | Башни | 1 | |
22 | Предметные картинки | 1 | |
23 | Геометрическая таблица | 1 | |
24 | Геометрическая таблица | 1 | |
25 | Итоговое занятие | 1 | |
| «Ориентировка в пространстве» | 25 | |
1 | Пространственные ориентировки | 1 | |
2 | Меняем кирпичики | 1 | | |
3 | Делаем постройки | 1 | |
4 | Меняем позиции | 1 | |
5 | Составь фигуру | 1 | |
6 | Что, где? | 1 | |
7 | Кукла Айгерим купила пианино | 1 | |
8 | Трудовые виражи | 1 | |
9 | Пляшущие человечки | 1 | |
10 | Что это? | 1 | |
11 | Наоборот | 1 | |
12 | Сколько рыбок? | 1 | |
13 | Секреты | 1 | |
14 | Где что находится? | 1 | |
15 | Разложи по местам | 1 | |
16 | Кто, что, где? | 1 | |
17 | Живая неделя | 1 | |
18 | Кто, что где? | 1 | |
19 | Где я живу? | 1 | |
20 | Лабиринт | 1 | |
21 | Математические задачи | 1 | |
22 | Математические задачи | 1 | |
23 | Прочитай слово | 1 | |
24 | Разгадай ребусы | 1 | |
25 | Итоговое занятие | 1 | |
| «Ориентировка во времени» | 25 | |
1 | Найди ошибку | 1 | |
2 | Найди различия в картинках | 1 | |
3 | Учимся пользоваться календарем | 1 | |
4 | Составь последовательно | 1 | |
5 | Эстафета | 1 | |
6 | Путешествие по временам года | 1 | |
7 | Времена года | 1 | |
8 | Время лучше чувствовать в тишине | 1 | |
9 | Дни недели | 1 | |
10 | Картонные часы | 1 | |
11 | Поиграем | 1 | |
12 | На прогулке | 1 | |
13 | Какой сегодня день? | 1 | |
14 | Убери лишнее | 1 | |
15 | Найди закономерность | 1 | |
16 | Объедини общим термином | 1 | | |
17 | Математические задачи | 1 | |
18 | Математические задачи | 1 | |
19 | Математические задачи | 1 | |
20 | Математические задачи | 1 | |
21 | Приборы с часами | 1 | |
22 | С утра до вечера | 1 | |
23 | Пол часа вперед | 1 | |
24 | Всему свое время | 1 | |
25 | Итоговое занятие | 1 | |
| Интеграция на занятиях по математике | 8 | |
1 | Цветик – семицветик» | 1 | |
2 | В гостях у сказки | 1 | |
3 | Путешествие по сказке | 1 | |
4 | Сказочное королевство Шарля Перо | 1 | |
5 | Считаем, измеряем, строим | 1 | |
6 | Итоговое занятие по математике | 1 | |
7 | Обобщающее занятие по математике | 1 | |
8 | Выявление подготовленности детей по математике | 1 | |
Используемая литература:
Агаева Е.Л., Брофман В.В., Булычева А.И., Веракса Н.Е., Говорова Р.И., Дьяченко О.М., Цеханская Л.И. Чего не бывает на свете? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. – М., 1991.
Альтхауз Д. , Дум Э. Цвет, форма, количество. - М., 1984.
Асмолов А. Г. Психология личности.- М., 1990.
Блехер Ф.Н. Счет и число в детском саду. Методическое письмо. - М.: 1945 г. ;
Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. -М., 1989.
Волковский Д. Л. Руководство к "Детскому миру" в числах. -М.: 1976.
Вопросы психологии 1966. № 4.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: 1976.
Глаголева Л.В. Сравнение величин предметов в нулевых группах школ. - Л-М., 1930.
Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. - М., 1982.
Дошкольное воспитание , 2006г. № 9, №11.
Дошкольное воспитание , 2007г. № 1, №7.
Дошкольное воспитание , 2008г. № 9, №10.
Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников.- М., 1992г.
Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. М. ,1986.
Звонкин А. Малыш и математика, непохожая на математику. – М., 1985.
Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1939.
Костюк Т.С. Избранные психологические труды. – М.,1988.
Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. 244 упражнения для маленьких гениев. – Ростов-на-Дону. 2010.
Леушина А.. М. Обучение счёту в детском саду. - М. 1961.
Левитас Г.Г., Нестандартные задачи на уроках математики в первом классе, -М., 2008
Логинова В. И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах. -Л., 1964.
Логинова В. И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л., 1990.
Малахова Л.Н Интерактивное значение психогимнастики в онтогенезе человека. / Под ред. О. П. Елисеева. - СПб., 2000.
Менчинская Н. А. Психология обучения арифметике, 1955. - М.
Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М., 1984.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, -М., 1985.
Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с первоклассниками, - Арославль, 2005.
Монтессори М. Дом ребёнка. Изд. 4-е.-М., 1920.
Морозова М. , Тихеева Е. Счёт в жизни маленьких детей. Изд. 2-е. - М. - Л., 1990.
Непомнящая Н. Н. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики). - М., 1983.
Новикова В.П. Математика в детском саду, -М., 2001.
Носова Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. - Л.: 1990.
Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления- М., 1972.
Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. А. Вегнер. – М., 1988.
Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. Т-1., - М., 1981.
Плаксе Ж. Избранные психологические труды. - М. 1969г.
Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / Под. ред. Б.Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова . -М., 1961.
Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. Под ред. Венгер Л.А., 1985.
Психология и педагогика игры дошкольника / Под. ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой, – М., 1966.
Пьянкова Е.А. Начинаю считать: для одаренных детей, - М. 2008.
Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М., 1982.
Сатимбекова М.С., Наурызбаева А.Н., Ауельбаева С.С. Математика Методическое пособие. Алматы, 2005.
Серебрякова М.А. Математика, - Екатеринбург, 1996.
Сластенин В.А, Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика, М., 2000.
Смоленцева А.А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием.- М., 1987.
Смолякова О.К., Смолякова Н.В., Математика для дошкольников, -М., 1998.
Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников, - М., 1980.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений 1948-1952., т.2.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений 1948-1952., т.15.
Федлер М. Математика уже в детском саду. - М., 1981.
Федосеева П.Г. Игровая деятельность на занятиях по математике. Подготовительная группа., Волгоград, 2009.
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М., 1981.