СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариативная часть. 10 класс русский язык. 17 часов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по русскому языку для 10 класса (вариативная часть) включает все разделы структуры программ: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, место учебного предмета, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое и материально-техничесое обеспечение образовательного процесса, результаты, используемая литература и контрольные материалы.

Просмотр содержимого документа
«Вариативная часть. 10 класс русский язык. 17 часов»

Ростовская область Белокалитвинский район р. п. Шолоховский

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7



«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №7

Приказ от №______

_____________ Войнова Н.А.

М.П.

Рабочая программа

по русскому языку (вариативный курс) "Русский язык в формате ЕГЭ. Введение"

Уровень общего образования (класс)

среднее общее образование 10 класс

Количество часов 17

Учитель Жукова Ольга Александровна

Программа разработана на основе

Федерального базисного учебного плана, утверждённого Министерством образования РФ от 2012г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вариативный курс по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ. Введение» предназначен для учащихся 10 класса и рассчитан на 17 часов.

Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер. Поскольку вариативный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

Актуальность выбора данного вариативного курса обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.

Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.

Задачи курса:

  • изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

  • овладение основными нормами литературного языка;

  • создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

  • обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;

  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

  • обучение анализу текста, его интерпретации;

  • совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы;

  • развитие речевой культуры.

Программа рассчитана на 1 год обучения: 10 класс – 17 часов (0,5 часа в неделю).



Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.



Общая характеристика учебного предмета

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.


Общая характеристика примерной программы вариативного курса

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.


Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

коммуникативные универсальные учебные действия:

  1. владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  2. адекватно воспринимать устную и письменную речь;

  3. точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

  4. соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.;

познавательные универсальные учебные действия:

  1. формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

  2. осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников;

  3. определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  4. перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

регулятивные универсальные учебные действия:

  1. ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;

осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др. Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.









Специфика курса заключается в том, что он содержит  методику подготовки к выполнению части, систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения - рассуждения  и  подобранные  к ним задания.

Особый акцент в программе сделан на использование ИКТ, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Новизна программы заключается в том, что она представляет собой  систему работы учителя- словесника по решению проблемы формирования коммуникативных компетенций обучающихся в рамках обучения написанию сочинения-рассуждения, соответствующего требованиям выполнения части С  ЕГЭ.

Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как русский язык и литература. Программа адресована  обучающимся 10 класса, но может быть использована в 11 классе. Материалы курса могут  быть использованы на факультативных занятиях.


Целью прохождения настоящего курса является создание условий для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности, содействие  успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку.























Содержание программы

Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.


Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной отдельных стилей речи (произношение, словообразование,

Коммуникативная компетенция выпускника (экзаменационной работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.

Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.

Этическая норма.

Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.

Обобщающее повторение.


Тематическое планирование

ТЕМА

1

Введение. Цели и задачи курса. Специфика задания части С. Критерии оценивания

2

Разберемся в терминах. Специфика, кодификатор и демонстрационная версия экзаменационной работы.

3

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.

4

Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность)

5

Исходные тексты, их жанровое многообразие. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Анализ исходного текста.

6

Формулировка проблем исходного текста. Проблематика текстов предыдущих лет. Варианты формулировок проблемы. Анализ текстов и проблем лучших экзаменационных работ прошлых лет.

7

Проблема и её комментарий. Способы комментария проблемы, его письменное оформление.

8

Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника.

9

Аргументация собственного мнения по проблеме. Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма.

10

Анализ письменных работ выпускников предыдущих лет с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

11

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения письменной работы

12

Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки.

13

Тренировочно-диагностическая работа (написание сочинения)

14

Анализ и редактирование своих работ

15

Поработаем экспертами. Рецензирование ученических сочинений. Подготовка к репетиционному ЕГЭ.

16

Поработаем экспертами. Рецензирование ученических сочинений. Подготовка к репетиционному ЕГЭ.

17

Презентация творческой работы  (сочинение-рассуждение)

























Календарно-тематическое планирование

 

Тема

Количество часов

Формы контроля

Образовательный продукт

дата

всего

лекции

практика

п

ф

1

Введение. Цели и задачи курса. Специфика задания 25 (сочинение). Критерии оценивания

1

1

 

лекция, исследовательская и практическая деятельность

Уяснить значимость курса и специфику задания 25 ЕГЭ по русскому языку

11.01

11.01

2

Разберемся в терминах. Специфика, кодификатор и демонстрационная версия экзаменационной работы.

1

1

 

лекция, исследовательская и практическая деятельность

Иметь верное представление о  терминах, которые используются в экзаменационной работе и критериях оценивания.


18.01

18.01

3

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.

1

1

 

лекция, исследовательская и практическая деятельность

Уяснить основные закономерности работы со словарями

25.01

25.01

4

Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность)

1

 

1

лекция, исследовательская и практическая деятельность

Иметь верное представление о требованиях к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность)

01.02

01.02

5

Исходные тексты, их жанровое многообразие. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Анализ исходного текста.

1

1

 

 Работа с текстами

Уяснить жанровое многообразие текстов, используемых в КИМах предыдущих лет

08.02

08.02

6

Формулировка проблем исходного текста. Проблематика текстов предыдущих лет. Варианты формулировок проблемы. Анализ текстов и проблем лучших экзаменационных работ прошлых лет.

1

 

1

лекция, исследовательская и практическая деятельность

К1

Уяснить алгоритм работы по выявлению проблем исходного текста и способы формулировки проблемы на примерах работ прошлых лет.

15.02

15.02

7

Проблема и её комментарий. Способы комментария проблемы, его письменное оформление.

1

1

 

Мини-сочинение

К2

Уяснить способы и последовательность работы над комментарием к проблеме

22.02

22.02

8

Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника.

1

 

1

лекция, исследовательская и практическая деятельность

К3

Уяснить способы выявления авторской позиции

Научиться выявлять и формулировать позицию автора по проблеме исходного текста

01.03

01.03

9

Аргументация собственного мнения по проблеме. Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма.

1

1

 

Мини-сочинение

К4, К11

Уяснить структуру аргументации и типы аргументов

Научиться создавать систему доказательств собственного мнения по проблеме

15.03

15.03

10

Анализ письменных работ выпускников предыдущих лет с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

1

 

 1

исследовательская деятельность

К4

Научиться оценивать сочинение, выявлять достоинства и недостатки с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов

15.03

15.03

11

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения письменной работы

1

1

 

практическая деятельность

К5

Уяснить композицию сочинения и типичные ошибки, встречающиеся в работах

05.04

05.04

12

Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки.

1

1

 

практическая деятельность

К6, К12 

Уяснить требования к точности и выразительности речи, выполнять их. Научиться оценивать сочинение, выявлять достоинства и недостатки

12.04

12.04

13

Тренировочно-диагностическая работа (написание сочинения)

 


1

Сочинение

К1-К12


19.04

19.04

14

Анализ и редактирование своих работ

1

 

1

 Самостоятельная работа

Научиться оценивать собственные сочинения, выявлять достоинства и недостатки

26.04

26.04

15

Поработаем экспертами. Рецензирование ученических сочинений. Подготовка к репетиционному ЕГЭ.

1

 

1

 тренинг

Научиться оценивать сочинение, выявлять достоинства и недостатки

03.05

03.05

16

Поработаем экспертами. Рецензирование ученических сочинений. Подготовка к репетиционному ЕГЭ.

1

 

1

тренинг

Научиться оценивать сочинение, выявлять достоинства и недостатки

10.05

10.05

17

Презентация творческой работы  (сочинение-рассуждение)

1

 

1

Презентация сочинения

Успешное выполнение задания ЕГЭ часть С

24.05

24.05

 

     Всего

17

8

9

 

 








Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Литература для учащихся

1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним. Приложение 1

«Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ …»: 2008, 2009 гг.

2. Марченко. Основы речевой культуры и стилистики. Учебное пособие. Краснодар, 2007 г.

3. Образцы сочинений, получивших по оценке экспертов наибольшее количество баллов.

Приложение 2 «Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ …»: 2008, 2009 гг.

4. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».

5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др.

6. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания».

7. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания».


Литература для учителя

  1. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004.

  2. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006.

  3. Ефремова Т. Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомаров. — М., 1999.

  4. Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.

  5. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева [и др.]. — М., 2003.

  6. Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977. Русский язык: Единый государственный экзамен, часть С, 2006 г. / О. В. Загоровская, О. В. Григоренко, Т. И. Канина, Е. В. Васильева. — Воронеж, 2006.


Дополнительная


  1. Александров В. Н. Единый государственный экзамен: русский язык: сочинение-рассуждение: учеб. пособие для 10—11 кл. / В. Н. Александров, О. И. Александрова. — Челябинск, 2005.

  2. Власенков А. И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. пособие для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М., 2004.

  3. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.

  4. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя / Г. С. Меркин, Т. М. Зыбина, Н. А. Максимчук, О. С. Рябикова; под ред. Г. С. Меркина, Т. М. Зыбиной. — М., 2002.


Интернет-ресурсы


  1. http://www.ege.edu.ru 2. http://rustest.ru 3. http://www.prosa.ru 4. http://www.pritchi.nm.ru





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

К концу изучения курса учащиеся должны



ЗНАТЬ:

  1. критерии оценивания части «С» ЕГЭ по русскому языку;

  2. особенности понятий: проблема, комментарий, авторская позиция, агрументы, абзацное членение, композиционная стройность;

  3. классификацию логических, грамматических, речевых, стилистических, фактических и этических ошибок.




УМЕТЬ:

  1. читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

  2. передавать в письменной форме индивидуальное восприятие

поставленных в тексте проблем, свою оценку фактов и явлений;

3. подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

4. стройно и последовательно излагать свои мысли.
















СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета ______________ Гуртовая Н.И.

МБОУ СОШ№7 ______________года

от _________года№____

Руководитель МС

_________Калашникова Н.Г.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!