Валентин Серов
19 января 1865 – 5 декабря 1911
Мать художника Валентина Семеновна (внизу — с сыном) и Валентин Серов в возрасте 8-ми лет.
В «Девочке с персиками» изображена дочь С. И. Мамонтова Вера. Он подсмотрел в жизни естественно-непринуждённую позу присевшей на мгновение за стол с персиками девочки, о чём-то вдруг неожиданно задумавшейся. Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека. В ореоле струящегося света мягко вырисовывается «девочка в розовом» с приколотой к чёрному банту красной гвоздикой. Еле уловимая полуулыбка делает особенно привлекательным её смуглое и нежное лицо с быстрым взглядом живых карих глаз. Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, - вот, в сущности, тема картины. И никто ещё из русских художников, даже самых прославленных, не передавал этой поэзии юности с такой пленительной свежестью, с таким изящным, тонким мастерством. «Девочка с персиками» - лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюблённого в жизнь и лучшее её порождение - человека.
«Девочка с персиками»
(Портрет В. С. Мамонтовой; 1887)
В «Девушке, освещённой солнцем» нет уже такой непосредственной поэтичности, как в «Девочке с персиками», хотя она также проникнута тихой радостью бытия. Вместо скрытно-порывистой позы и живого блеска брошенного в сторону взгляда перед нами спокойно сидящая, прислонившись к стволу дерева, девушка со спокойно положенными на колени руками. Доверчиво смотрит она на нас широко открытыми светло-серыми глазами; невозмутим её душевный мир, ясный, как этот солнечный день под липами старого парка. Обе эти картины, имевшие сенсационный успех и воспринятые как новое слово в искусстве, до сих пор считаются жемчужинами отечественной живописи.
«Девушка, освещённая солнцем»
1888
Портрет Трубниковой у окна,
1886
Прасковья Мамонтова, 1887
Коровин, 1891
Красоту утончённо-нервного облика Левитана, его высокую интеллигентность, утомлённо-печальный взгляд затенённых на бледном лице глаз запечатлел Серов в портрете И. И. Левитана. Изящно проста его поза, портретно выразительна рука, устало положенная на спинку соломенного кресла. Прост и красив колорит портрета, решённый в мягком созвучии тёмно-серых тонов фона, тёмно-синего костюма, золотисто-охристого кресла и смугло-бледного лица и руки, оттенённых белоснежной полоской воротника и пятном манжет. Самому Левитану портрет очень понравился, а Серову - не очень.
Портрет художника И. И. Левитана (1893)
Портрет Александра III в мундире датской Королевской лейб-гвардии (1899)
Портрет великой княжны Ксении Александровны, старшей дочери императора (1893)
Портрет великой княжны Ольги Александровны в детстве (1893)
Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве (1893)
Портрет императора Николая II в форме шефа Шотландских серых драгун
ПОРТРЕТ НИКОЛАЯ II В СЕРОЙ ТУЖУРКЕ. 1900
На картине изображены сыновья художника - семилетний Саша и пятилетний Юра. Мальчики стоят на террасе дачного дома. Старший смотрит на открывающуюся перед ним панораму Финского залива и угасающего северного неба, а младший повернулся к нам и глядит задумчиво и серьёзно. Мальчики одинаково одеты и внешне похожи друг на друга. Но художник показывает разницу их состояний: серьёзную сосредоточенность старшего и мечтательную задумчивость младшего; тонко подмечает характерность неповторимых детских жестов, непосредственность душевных движений, наивность и чистоту.
«Дети» (1899)
Портрет четырёхлетнего мальчика Мики Морозова, кажется, исполнен живописцем в одно мгновение. В портрете Мики Морозова образ выражен скупыми, но крайне точными средствами. Нужно представить себе, как трудна для художника задача - портрет четырёхлетнего ребёнка, если писать его с натуры. А ведь так и был написан этот портрет, причём не в один сеанс. Тем не менее в портрете нет даже следа натянутой напряжённости и искусственности. Мальчик изображён сидящим в детском креслице, но портрет полон внутренней динамики. Стремительная поза, движение рук, мгновенный взгляд наивных карих глаз самым прямым образом передают момент сильной детской взволнованности.
«Мика Морозов» (1901)
Самая потрясающая и совершенная из крестьянских картин Серова - та, за которой навеки закреплено название «Октябрь», так как то, что задумал художник, бывает только в октябре. По отаве, подрастающей после покоса поздней траве, пасётся стадо. Спереди - лошади, вдали – овцы. В центре на лужайке присел мальчик-пастушок. Он чинит хомут и весь ушёл в своё занятие, как заняты и лошади, медленно передвигающиеся по полю и позвякивающие своими колокольчиками. Как проникновенно почувствован здесь мальчонка в своём отцовском картузе! Хорош и другой - мальчик с пальчик, везущий воз сена. Ещё лучше удался Серову паренёк-новобранец, еле держащийся на ногах и отбивающийся от вцепившихся в него баб. Всё это, ускользавшее от наблюдения других художников, высмотрено внимательно и любовно великим поэтом русской деревни, каким был Серов.
«Октябрь» (1895)
Вот из-за угла сарая показалась трусящая рысцой лошадёнка; сейчас она завернёт на нас и проедет мимо, обдав сухими комьями снега, а сонная фигура в тулупе так и не проснётся в санях, пока оглобли не ударят в свои ворота. Эта картина - одна из самых тонких во всех отношениях по неожиданности концепции, по простоте восприятия, математической точности передачи и стилевой выразительности - воскрешает у каждого, знающего деревню, необыкновенно острое чувство подлинности, не внешне - зрительной, а внутренне – иллюзорной.
«Зимой» (1898)
Так же проста и поэтична пастель «В деревне. Баба с лошадью», в которой Серов объединил свои дарования портретиста, анималиста и пейзажиста в живой сценке, выхваченной из деревенской жизни. Когда он, прямо на улице, на морозе, рисовал цветными мелками смеющуюся краснощёкую бабу с кудлатой лошадью, его обступили мужики, ахавшие от восхищения. Больше всего их поражала простота выполнения.
«В деревне. Баба с лошадью» (1898)
Князь Феликс Юсупов. 1903
Портрет Николая Юсупова, 1903
В изящной позе, слегка склонив голову, сидит на диване в будуаре своего дворца княгиня Зинаида Юсупова - представительница знатной и богатой семьи в России; рядом - любимый шпиц и небрежно брошенные собольи меха. Фигура её органично вписывается в изысканный интерьер XVIII века. Валентин Серов строит картину на созвучии мягких круглящихся линий: гибкое движение фигуры княгини, мягкий изгиб дивана и рам висящих на стене картин. Этот линейный ритм передаёт атмосферу уюта, подчёркивает женственность облика Юсуповой. Этому же способствует и утончённость колорита, где сквозь серое просвечивают розово-жемчужные тона. Платье княгини написано широко, свободно, а её лицо более бережно, лёгким и незаметным движением кисти.
Серову Зинаида Николаевна была симпатична. В одном из писем он пишет: «Славная княгиня, её все хвалят очень, да и правда, в ней есть что-то такое, хорошее...»
После революции 1917 года княгиня с семьёй была вынуждена покинуть Родину. Вначале она с мужем жила в Риме, после его смерти переехала к сыну во Францию. Она умерла в Париже в 1939 году.
Портрет княгини З. Н. Юсуповой (1902)
Портрет княгини Ольги Орловой,
1909-1911
В «Похищении Европы» изображён античный миф о похищении дочери финикийского царя богом Зевсом, превратившимся для этого в быка. Женственно изящен образ кокетливой, изысканно хрупкой Европы; царственно красив могучий бык с лирообразно изогнутыми рогами и человеческим взглядом; стремительны прыжки взлетающих над волной дельфинов, очерченных с виртуозной простотой, как бы одним взмахом кисти. И за этой картиной, покоряющей своим совершенным мастерством, встаёт образ умного, добродушно-иронического Серова, воссоздающего древний миф с тонкой улыбкой человека XX столетия. Он отдыхает душой в работе от «российских кошмаров».
«Похищение Европы» (1910)
Анна Павлова на афише «Сильфиды», 1909
Портрет Иды Рубинштейн, 1910
«Всё, чего я добивался, –
это свежести,
той особенной свежести, которую
всегда чувствуешь
в натуре и
не видишь в картинах»
«Автопортрет»
(1880-е годы)