СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"В труде красота человека"

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по предмету Основы религиозной культуры народов России на тему "В труде красота человека"

Просмотр содержимого документа
«"В труде красота человека"»

Конспект урока по предметной области ОДНКНР

«В труде красота человека» 5 класс

Тема урока: «В труде красота человека»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: Сформировать у обучающихся представление о нужности и важности труда, его воспитательной роли в жизни человека.


Задачи урока:

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- воспитывать интерес к познавательной деятельности, навыки самостоятельности, самооценки, самоконтроля;

- воспитывать трудолюбие, уважение к труду и людям труда;

- воспитывать любовь к своей малой родине.


Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развивать психические процессы, мыслительную и исследовательскую деятельность;

- развивать познавательный интерес к изучаемому материалу путём привлечения различных источников информации;

- развивать способность к целеполаганию, анализу, обобщению;

- развивать у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- расширять представление детей о значении созидательного труда в жизни

- формировать умения применять полученную информацию в жизни.

Методы обучения: Словесный, наглядный, метод проблемного обучения

Технологии обучения: технология проблемного обучения

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая; работа в парах.

Технические средства и оборудование: компьютер, проектор, учебник раздаточный материал, презентация.


Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие Создание положительного настроя на урок.

2. Актуализация знаний.

- Какой раздел мы изучаем? (Нравственные ценности российского народа).

- Какие ценности вы можете назвать? (любовь, уважение, соблюдение традиций, патриотизм, трудолюбие и т.д.) (слайд 1)

3. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Сегодня рассмотрим еще одну ценность, важнейшее качество, которое всегда было присуще нашему народу, с самых давних времен.

Внимание на экран. ( Звучит сказка Ушинского «Два плуга)».( слайд 2)

Обсуждение сказки

-О чем эта сказка? (О труде).

-Какова её главная мысль?( Без труда нельзя стать сильным и красивым).

- Верно, давайте сформулируем тему урока, можно посмотреть название в учебнике.( записывают тему в тетрадь В труде-красота человека). (Слайд 3)

- Найдите ключевые слова ключевые слова, подчеркните их. ( в труде, красота).

- А каким образом в труде может быть красота? Можем мы сразу ответить на этот вопрос?

- Давайте сформулируем проблему нашего урока. (предлагаются варианты, вместе формулируют проблему урока: Как труд делает человека красивым)? ( слайд 4)

4. Планирование деятельности.

- А что же нам нужно узнать, чтобы ответить на этот вопрос? (Дети выдвигают предположения. Затем формулируются задачи (пункты плана).

( слайд 5)

1. Как труд влияет на физическое развитие человека?

2. Влияет ли труд на формирование нравственных качеств человека?

5.Мотивация учебной деятельности учащихся

- в конце урока каждый из вас ответит на вопрос : Зачем любить труд?( слайд 6)

6.Этап изучения нового материала (открытие нового знания).

- Работаем над 1 вопросом плана: как труд влияет на физическое развитие человека.

-В какой местности мы с вами проживаем? Какое самое главное занятие у сельских жителей? Почему? (в сельской местности. Самое главное занятие- трудится, так как без труда очень трудно прожить).

- Работая в парах, определите, что дает человеку занятие трудом?

Заслушиваются ответы детей. (Трудясь, человек становится сильным, выносливым, у него развивается сообразительность, наблюдательность, может изобретать какие-нибудь механизмы, для облегчения своего труда и т.д.).

- Можем мы сказать, что труд способствует нашему физическому развитию? (да).

Первичная проверка понимания.

- Давайте вернемся к нашей проблеме урока. Можем мы сказать, что труд делает человека красивым? (да, у людей, которые занимаются физической работой красивое тело, сильные руки, нет лишнего веса и т.д.)

- Молодцы. А как еще мы можем стать красивее, занимаясь трудом? (у человека появляются такие качества как упорство, упрямство, настойчивость, целеустремленность).

-Сейчас вы будете работать в группах. (Дети получают тексты: 1 и 3 группы В. Сухомлинского «Бабушка и Петрик».

2 и 4 группы: В. Сухомлинского « Каждый человек должен»).

- Внимательно прочитайте тексты и выделите, какие еще качества в человеке формирует труд. На столе у вас лежат лепестки от цветка, запишите на нем качества, которые найдете. (Заслушиваются представители групп,дети дополняют ответы друг друга). На доску крепятся цветы, на лепестках записаны качества: трудолюбие, ответственность, умение преодолевать трудности, уважение к старшим, презирать лень и т.д.)

- Давайте подумаем, какое отношение к себе испытывают люди, которые умеют трудиться, не ленятся, проявляют усердие со стороны окружающих? ( уважение, почитание и т.д.).

Первичное осмысление и закрепление нового материала.

- Молодцы, ребята. Можем ли мы теперь ответить на основной вопрос урока? Действительно ли в труде красота человека? (Ответы детей, подтверждают свою точку зрения примерами).

- Физминутка.

- Сейчас внимание на слайд. Послушаем еще одну сказку М. Пляцковского «Счастливый день». (слайд 7)

-Давайте ответим на вопросы:

-Как вели себя страусята Фу и Фи?

- Почему мама решилась уехать?

- Что поняли страусята во время отсутствия мамы? (Ответы детей. Главный вывод - нужно всегда уважать чужой труд).

- Какие профессий вы знаете?

- А как вы думаете, бывают ли плохие и хорошие профессии? (Нет. Есть престижные и непрестижные профессии).

- Верно, нужно запомнить, что плохих профессий не бывает. Каждый человек - представитель любой профессии выполняет важную роль. Пусть даже его труд не всегда заметен.

- На примере работы нашей школы докажите эти мои слова. (учителя - учат детей, повар- готовит завтрак и обед, уборщицы делают нашу школу чистой и уютной, водители – подвозят детей на занятия и обратно).

- Если мы уберем любого представителя профессии из нашей школы- нарушится вся ее привычная жизнь и деятельность школы.

.- Поэтому, давайте еще раз сделаем вывод: (Нет плохих профессий. Труд каждого человека достоин уважения и почитания).(слайд 8)



7.Итог урока.

Итак, какова была тема нашего урока?

Действительно ли «В труде - красота человека»? ( ответы детей)

8. Рефлексия учебной деятельности.

- На столах у вас лежат карточки с вопросами. Ответьте пожалуйста на них ( письменно). Вопросы:

- Зачем любить труд?

- Что полезное вы сегодня взяли для себя?

- Интересно ли вам было на уроке? ( дети отвечают на вопросы)

- Теперь возьмите карточки для самооценки и оцените свою деятельность на уроке, проставьте оценку за урок.

Я чувствовал себя на уроке…

М атериал мне был понятен…

Я усвоил основные понятия .

(дети заполняют карточки)

Карточки в конце урока сдаются учителю..

9. Домашнее задание (разноуровневое).

Задание для всех. Прочитать в учебнике с 36-40.

Задание на выбор:

1. Подобрать пословицы о труде.

2. Подобрать стихи о труде

3. Нарисовать рисунок « Труд красит человека»


















Василий Сухомлинский

Бабушка и Петрик

В теплый весенний день бабушка взяла внука с собой в лес. Собираясь в дорогу, она дала Петрику корзинку с едой и фляжку с водой. Петрик был ленивым мальчиком, и вскоре ноша показалась ему тяжелой. Тогда бабушка понесла корзинку с едой сама.

В лесу они сели под куст передохнуть. Вскоре к соседнему дереву прилетела маленькая птичка. В клюве она несла волосинку.

Петрик тихонько, чтобы не вспугнуть птичку, поднялся и увидел на дереве большое волосяное гнездо.

А птичка быстро улетела и вскоре возвратилась к гнезду с волосинкой в клюве. Петрик широко раскрыл глаза от удивления.

– Бабушка, – прошептал он, – неужели она каждый раз приносила по волосинке и построила такое большое гнездо?

– Да, по волосинке, – ответила бабушка. – Это трудолюбивая птичка. Петрик задумался. Через минуту он сказал:

– Бабушка, можно я сам понесу корзинку с едой? И пальто ваше понесу. Можно?




























Василий Сухомлинский

Каждый человек должен

Мама с маленьким Петриком сели в поезд. Они едут в далекий южный город, на берег теплого моря – отдыхать. Мама стелет на полке постель для себя и на отдельной полке – для Петрика.

Мальчик ужинает: ест вкусную булку, куриную ножку и яблоко. Мягко покачиваясь, убаюкивают вагоны. Лег Петрик на мягкую постель и спрашивает:

– Мама, вы говорили, что поезд ведет машинист. А кто же ночью ведет поезд? Неужели он идет сам?

– Ночью тоже ведет поезд машинист.

– Как? – удивляется Петрик. – Неужели он ночью не спит?

– Не спит, сынок.

– Мы спим, а он не спит? Целую ночь? – еще больше удивляется Петрик.

– Да, машинист не спит целую ночь. Если бы он хоть на минуту уснул, поезд разбился бы и мы погибли бы.

– Но как же это так? – не может понять Петрик. – Ведь спать-то ему хочется?

– Хочется, но он должен вести поезд. Каждый человек – должен. Посмотри в окно, видишь: вон в поле пашет землю тракторист. Ночь, а человек работает, видишь, как прожектором освещает поле? Потому что он должен работать ночью.

– И я должен? – спрашивает Петрик.

– И ты должен.

– Что же я должен?

– Быть человеком, – ответила мама. – Это самое главное. Трудиться. Уважать и почитать старших. Презирать лень и нерадивость. Любить свою родную землю.

Петрик долго не мог уснуть.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!