Конспект урока по предметной области ОДНКНР
«В труде красота человека» 5 класс
Тема урока: «В труде красота человека»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: Сформировать у обучающихся представление о нужности и важности труда, его воспитательной роли в жизни человека.
Задачи урока:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитывать интерес к познавательной деятельности, навыки самостоятельности, самооценки, самоконтроля;
- воспитывать трудолюбие, уважение к труду и людям труда;
- воспитывать любовь к своей малой родине.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развивать психические процессы, мыслительную и исследовательскую деятельность;
- развивать познавательный интерес к изучаемому материалу путём привлечения различных источников информации;
- развивать способность к целеполаганию, анализу, обобщению;
- развивать у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- расширять представление детей о значении созидательного труда в жизни
- формировать умения применять полученную информацию в жизни.
Методы обучения: Словесный, наглядный, метод проблемного обучения
Технологии обучения: технология проблемного обучения
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая; работа в парах.
Технические средства и оборудование: компьютер, проектор, учебник раздаточный материал, презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие Создание положительного настроя на урок.
2. Актуализация знаний.
- Какой раздел мы изучаем? (Нравственные ценности российского народа).
- Какие ценности вы можете назвать? (любовь, уважение, соблюдение традиций, патриотизм, трудолюбие и т.д.) (слайд 1)
3. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Сегодня рассмотрим еще одну ценность, важнейшее качество, которое всегда было присуще нашему народу, с самых давних времен.
Внимание на экран. ( Звучит сказка Ушинского «Два плуга)».( слайд 2)
Обсуждение сказки
-О чем эта сказка? (О труде).
-Какова её главная мысль?( Без труда нельзя стать сильным и красивым).
- Верно, давайте сформулируем тему урока, можно посмотреть название в учебнике.( записывают тему в тетрадь В труде-красота человека). (Слайд 3)
- Найдите ключевые слова ключевые слова, подчеркните их. ( в труде, красота).
- А каким образом в труде может быть красота? Можем мы сразу ответить на этот вопрос?
- Давайте сформулируем проблему нашего урока. (предлагаются варианты, вместе формулируют проблему урока: Как труд делает человека красивым)? ( слайд 4)
4. Планирование деятельности.
- А что же нам нужно узнать, чтобы ответить на этот вопрос? (Дети выдвигают предположения. Затем формулируются задачи (пункты плана).
( слайд 5)
1. Как труд влияет на физическое развитие человека?
2. Влияет ли труд на формирование нравственных качеств человека?
5.Мотивация учебной деятельности учащихся
- в конце урока каждый из вас ответит на вопрос : Зачем любить труд?( слайд 6)
6.Этап изучения нового материала (открытие нового знания).
- Работаем над 1 вопросом плана: как труд влияет на физическое развитие человека.
-В какой местности мы с вами проживаем? Какое самое главное занятие у сельских жителей? Почему? (в сельской местности. Самое главное занятие- трудится, так как без труда очень трудно прожить).
- Работая в парах, определите, что дает человеку занятие трудом?
Заслушиваются ответы детей. (Трудясь, человек становится сильным, выносливым, у него развивается сообразительность, наблюдательность, может изобретать какие-нибудь механизмы, для облегчения своего труда и т.д.).
- Можем мы сказать, что труд способствует нашему физическому развитию? (да).
Первичная проверка понимания.
- Давайте вернемся к нашей проблеме урока. Можем мы сказать, что труд делает человека красивым? (да, у людей, которые занимаются физической работой красивое тело, сильные руки, нет лишнего веса и т.д.)
- Молодцы. А как еще мы можем стать красивее, занимаясь трудом? (у человека появляются такие качества как упорство, упрямство, настойчивость, целеустремленность).
-Сейчас вы будете работать в группах. (Дети получают тексты: 1 и 3 группы В. Сухомлинского «Бабушка и Петрик».
2 и 4 группы: В. Сухомлинского « Каждый человек должен»).
- Внимательно прочитайте тексты и выделите, какие еще качества в человеке формирует труд. На столе у вас лежат лепестки от цветка, запишите на нем качества, которые найдете. (Заслушиваются представители групп,дети дополняют ответы друг друга). На доску крепятся цветы, на лепестках записаны качества: трудолюбие, ответственность, умение преодолевать трудности, уважение к старшим, презирать лень и т.д.)
- Давайте подумаем, какое отношение к себе испытывают люди, которые умеют трудиться, не ленятся, проявляют усердие со стороны окружающих? ( уважение, почитание и т.д.).
Первичное осмысление и закрепление нового материала.
- Молодцы, ребята. Можем ли мы теперь ответить на основной вопрос урока? Действительно ли в труде красота человека? (Ответы детей, подтверждают свою точку зрения примерами).
- Физминутка.
- Сейчас внимание на слайд. Послушаем еще одну сказку М. Пляцковского «Счастливый день». (слайд 7)
-Давайте ответим на вопросы:
-Как вели себя страусята Фу и Фи?
- Почему мама решилась уехать?
- Что поняли страусята во время отсутствия мамы? (Ответы детей. Главный вывод - нужно всегда уважать чужой труд).
- Какие профессий вы знаете?
- А как вы думаете, бывают ли плохие и хорошие профессии? (Нет. Есть престижные и непрестижные профессии).
- Верно, нужно запомнить, что плохих профессий не бывает. Каждый человек - представитель любой профессии выполняет важную роль. Пусть даже его труд не всегда заметен.
- На примере работы нашей школы докажите эти мои слова. (учителя - учат детей, повар- готовит завтрак и обед, уборщицы делают нашу школу чистой и уютной, водители – подвозят детей на занятия и обратно).
- Если мы уберем любого представителя профессии из нашей школы- нарушится вся ее привычная жизнь и деятельность школы.
.- Поэтому, давайте еще раз сделаем вывод: (Нет плохих профессий. Труд каждого человека достоин уважения и почитания).(слайд 8)
7.Итог урока.
Итак, какова была тема нашего урока?
Действительно ли «В труде - красота человека»? ( ответы детей)
8. Рефлексия учебной деятельности.
- На столах у вас лежат карточки с вопросами. Ответьте пожалуйста на них ( письменно). Вопросы:
- Зачем любить труд?
- Что полезное вы сегодня взяли для себя?
- Интересно ли вам было на уроке? ( дети отвечают на вопросы)
- Теперь возьмите карточки для самооценки и оцените свою деятельность на уроке, проставьте оценку за урок.
Я чувствовал себя на уроке…
М атериал мне был понятен…
Я усвоил основные понятия .
(дети заполняют карточки)
Карточки в конце урока сдаются учителю..
9. Домашнее задание (разноуровневое).
Задание для всех. Прочитать в учебнике с 36-40.
Задание на выбор:
1. Подобрать пословицы о труде.
2. Подобрать стихи о труде
3. Нарисовать рисунок « Труд красит человека»
Василий Сухомлинский
Бабушка и Петрик
В теплый весенний день бабушка взяла внука с собой в лес. Собираясь в дорогу, она дала Петрику корзинку с едой и фляжку с водой. Петрик был ленивым мальчиком, и вскоре ноша показалась ему тяжелой. Тогда бабушка понесла корзинку с едой сама.
В лесу они сели под куст передохнуть. Вскоре к соседнему дереву прилетела маленькая птичка. В клюве она несла волосинку.
Петрик тихонько, чтобы не вспугнуть птичку, поднялся и увидел на дереве большое волосяное гнездо.
А птичка быстро улетела и вскоре возвратилась к гнезду с волосинкой в клюве. Петрик широко раскрыл глаза от удивления.
– Бабушка, – прошептал он, – неужели она каждый раз приносила по волосинке и построила такое большое гнездо?
– Да, по волосинке, – ответила бабушка. – Это трудолюбивая птичка. Петрик задумался. Через минуту он сказал:
– Бабушка, можно я сам понесу корзинку с едой? И пальто ваше понесу. Можно?
Василий Сухомлинский
Каждый человек должен
Мама с маленьким Петриком сели в поезд. Они едут в далекий южный город, на берег теплого моря – отдыхать. Мама стелет на полке постель для себя и на отдельной полке – для Петрика.
Мальчик ужинает: ест вкусную булку, куриную ножку и яблоко. Мягко покачиваясь, убаюкивают вагоны. Лег Петрик на мягкую постель и спрашивает:
– Мама, вы говорили, что поезд ведет машинист. А кто же ночью ведет поезд? Неужели он идет сам?
– Ночью тоже ведет поезд машинист.
– Как? – удивляется Петрик. – Неужели он ночью не спит?
– Не спит, сынок.
– Мы спим, а он не спит? Целую ночь? – еще больше удивляется Петрик.
– Да, машинист не спит целую ночь. Если бы он хоть на минуту уснул, поезд разбился бы и мы погибли бы.
– Но как же это так? – не может понять Петрик. – Ведь спать-то ему хочется?
– Хочется, но он должен вести поезд. Каждый человек – должен. Посмотри в окно, видишь: вон в поле пашет землю тракторист. Ночь, а человек работает, видишь, как прожектором освещает поле? Потому что он должен работать ночью.
– И я должен? – спрашивает Петрик.
– И ты должен.
– Что же я должен?
– Быть человеком, – ответила мама. – Это самое главное. Трудиться. Уважать и почитать старших. Презирать лень и нерадивость. Любить свою родную землю.
Петрик долго не мог уснуть.