Познавательный час «В осеннем лесу»
Цель: формирование у учащихся целостного взгляда на окружающий мир.
Задачи: закреплять понятие «живая» и «неживая» природа; систематизировать и расширять представление учащихся о животных, растениях леса и их образе жизни; проанализировать изменения, происходящие в осеннем лесу; систематизировать и обогатить знания о природных связях; воспитывать бережное отношение к природе; развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, оценивать свой вклад в общий результат.
Оборудование: иллюстрации с изображением объектов живой и неживой природы, развивательная игра «Танграм»
Ход занятия:
1.Организационный момент
Какое сейчас время года?(Ответы)Давайте поиграем:
1. Осенью цветут цветы? (Да!)
2. Осенью растут грибы? (Да!)
3. Тучки солнце закрывают? (Да!)
4. Колючий ветер прилетает? (Да!)
5. Туманы осенью плывут? (Да!)
6. Ну а птицы гнезда вьют? (Нет!)
7. А букашки прилетают? (Нет!)
8. Звери норки закрывают? (Да!)
9. Урожай все собирают? (Да!)
10. Птичьи стаи улетают? (Да!)
11. Часто-часто льют дожди? (Да!)
12. Достаем ли сапоги? (Да!)
13. Солнце светит очень жарко? (Нет!)
14. Можно детям загорать? (Нет!)
15. Ну а что же надо делать?
16. Куртки, шапки надевать? (Да!)
2.Сообщение темы занятия
Ребята,тему нашего занятия вы узнаете, отгадав загадку:
Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает,
Весной опять оживает.
Д.:Лес
У.:Правильно! А в какое время года, вы узнаете , если отгадаете загадку:
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.
Д. Осень.
У.:Тема нашего занятия «В осеннем лесу»
3.Актуализация знаний.
У.Что происходит в осеннем лесу?(ответы)
У.1. Назовите природные явления осени.
Чтобы отправиться в лес мы должны взять с собой багаж - багаж знаний.
У. Понятие «природа» делится на живую и неживую. Скажите, что относится к живой природе
Д. Животные, растения, бактерии, грибы, микроорганизмы
У. А что относится к неживой природе?
Д. Вода. Камни. Солнце. Воздух, …
4.Физкультминутка
А вот, что происходит в нашем сказочном осеннем лесу. Повторяйте все движения за мной:
Ветер дует не спеша (дети дуют)
Тихо листьями шурша (говорят звук [ш])
Где листок к листку прилип (хлопают)
Появился чудо-гриб (поднимают руки вверх)
Кто нашёл его друзья? (пожимают плечами)
5.Развивающие игры на закрепление пройденного материала:
Игра на внимание .
-Молодцы! А давайте-ка послушаем осенний лес. Слышите что-нибудь? Почему же так тихо?
Разговор о животных.
ПТИЦЫ
-Птицы улетели на юг, значит они…(перелётные). Назовите некоторых птиц, которые улетают на юг.
(загадки)
Тук-тук-тук - с утра весь день
Как стучать ему не лень?
Может, он немного спятил?
-Тук-тук-тук - в ответ нам... (дятел)
Серый маленький комочек:
Чик-чирик - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей!
Кто тепла ждет? (Воробей)
И зимой ей не сидится:
Над моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку... (синица)
Любо-дорого взглянуть,
Птичка - красненькая грудь!
Дом родной ее Сибирь,
Как зовут ее? (Снегирь)
-Кар-кар-кар! - кричит плутовка
Очень ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Подбирает эта птица!
Вам она, друзья, знакома,
Как ее зовут? (Ворона)
-Как одним словом назвать этих птиц? Кто из них в нашем лесу гость? Почему?
-Но в лесу зимуют не только птицы, но и звери.
-Кто впадает в спячку?(Ёж,медведь,барсук)
-Вы так много уже знаете о жизни животных, что справитесь с моим следующим заданием.
Голоден, как … (Волк)
Хитёр, как … (Лиса)
Силён, как… (Медведь) Проворен, как …(Белка)
Труслив, как … (Заяц)
Колюч, как … (Ёж)
Игра «Танграм»( составление фигур животных -лиса и заяц)
6.Итог занятия
Закройте глаза,я буду читать стихотворение,а вы рисуйте в воображении перед собой картины из стихотворения:
Осенний лес
В.Басов
Люблю я лес осеннею порою, Люблю бродить с лукошком по кустам И любоваться позднею зарёю, И видеть лёгкий, утренний туман. Я вышел по грибы осенним утром, Ну, кто здесь схоронился за кустом? Опёнок рыжий! Или груздь, как будто? А вот лисички, белый под листом.. Вот здесь полянка, просека лесная. Ты посмотри. Какая красота! И вижу я, что осень золотая Своим нарядом снова занята. Я замолчу и в тишине услышу, Как шелестит опавшая листва, Как с клёна лист упал и вижу - Проснулся лес от утреннего сна. Весь лес сияет, вижу буйство красок Как будто клоун разбросал листву… И вижу я картины детских сказок, И как трепещут листья на ветру Вот, ясень пожелтел и стал светлее, А на рябине – дикий виноград Рассыпал грозди листьев что краснее, Чем ягоды рябины здесь горят. Лишь только одинокая берёзка, Не тронута осенней желтизной. Стоит, как белоснежная полоска, Вся в зелени,как раннею весной Какие картины у вас получились? |
Познавательный час
« В осеннем лесу »
Воспитатель ГПД: Козлова О.Н.