– Сегодня на уроке у нас присутствует «Волшебная книга», она поможет нам анализировать данное произведение. Если взглянешь на меня, Не увидишь там себя. А увидишь отраженье Целого произведенья. Открывается 1 страница: «Жанр произведения» – К какому жанру относится это произведение? Почему? Открывается 2 страница: « Авторское отношение» – Прочитаем еще раз произведение, чтобы точнее отвечать на вопросы. – Обратите внимание на слова автора, выражающие его отношение к главному персонажу. Какие слова и выражения он использует? Вторичное чтение рассказа детьми. Работа у доски. – Соотнесите авторские слова с его чувствами (соединить линиями словосочетания из 1 и 2 столбиков): вдруг поплыла маленькая беспомощная собачка с волнением глядел бросил дощечку | желание помочь волнение неожиданность, удивление жалость | Открывается 3 страница: «Взаимоотношения действующих лиц» – Рассмотрим отношение людей к собаке. – Как Федя относился к Мальке? – Какими словами он ее называет? (выборочное чтение) – А как бы вы поступили в такой ситуации? - Что помогла нам сделать эта страничка? Вывод: Эта страница книги помогла нам глубже понять личное отношение к данной ситуации. Открывается 4 страница: «Мотивы поведения» – Почему Малька сунулась в ледяную воду? Может быть, её щенку грозила опасность? Или его не кормили, и он был голоден? – Правильно ли поступила Малька? Ведь она могла погибнуть. – А как поступили люди, увидев, что собака тонет? – Почему они так поступили? – О каких чертах характера говорит этот поступок? (доброта, любовь к животным, неравнодушие) Вывод: Очень важно, в наше время не быть равнодушным, не проходить мимо таких ситуаций, если кому-то рядом нужна ваша помощь. Эта страница помогла нам понять, что поведение персонажей зависит от их характера. Открывается 5 страница: «Характеристика героя» – Какой была Малька? Подберите слова, которые подходят к ее характеру: (работа парами по карточкам) (Ответственная, смелая, находчивая, злая, трусливая, преданная, упрямая, верная). – Какое чувство побуждало Мальку быть таковой? (любовь) Открывается 6 страница: «Пословицы» - Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. Они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности. Существует огромное количество пословиц и поговорок о мамах. Работа в группах. Собери пословицу. Всякой матери свое дитя мило. Материнское сердце не знает покоя. Отец и мать цены не имеют. При солнышке тепло, при матери добро. Без матушки пропадут и ребятушки. Куда мать, туда и дитя. Сердце матери лучше солнца греет. - Как вы думаете, почему мы заговорили о мамах? - У вас на столах лежат сердечки, раскрасьте их. Какой цвет вы выбрали? Почему? (Это цвет крови, цвет жизни, цвет тепла, цвет солнца.) - Но среди ваших красных сердечек затерялось вот такое сердечко (черное). Может ли сердце быть черным? (О злом человеке, у которого в сердце нет места ни любви, ни заботе, ни сочувствию) |