СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. и. белов «еще про мальку»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В. и. белов «еще про мальку»»

В. И. Белов «Еще про Мальку»

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для обучения определению отношения автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения; помочь выразить свое отношение к происходящим событиям; способствовать расширению читательского опыта учащихся; развитию речи, мышления, навыков беглого, сознательного и выразительного чтения; содействовать воспитанию доброго, внимательного, неравнодушного отношения к окружающему миру

Планируемые результаты

Предметные:

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; проявлять доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру

Метапредметные:

познавательные: определяют основную идею произведения, понимают,

какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; оценивают свои достижения и результаты сверстников в группе

(паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания;

коммуникативные: осознают цель своего высказывания; строят рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7–8 предложений, проявляют активность и стремление высказаться, задавать вопросы

Личностные:

предлагают собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. И. Белова, выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Сообщают о готовности
к уроку. Определяют са- моготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

Умеют слушать в сооветствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи



II. Актуализация опорных знаний.

1. Речевая разминка, дыхательная гимнастика










2. Проверка домашнего задания.


Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте скороговорку по слогам.

– Прочитайте с удивлением.

– Прочитайте сердито.

– Прочитайте с ускорением.

Белые носочки 

На лапах у щенка.

Видно, перешел он 

Речку молока.



Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– С творчеством какого писателя мы с вами познакомились на прошлом уроке?

– Как назывался рассказ?

– Где происходят действия этого рассказа?

– В чем провинилась Малька? За что ее ругала Лидия?

– Как вы считаете – правильно ли поступила Лидия, раздав щенят?

– Покажите на примере Мальки, как вы понимаете слова «материнская верность собаки»?

Чтение рассказа с 68-69

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке







Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.


Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания

III. Сообщение темы урока. Определение целей

урока

Казалось  бы,  что  нового  можно  еще  узнать о наших верных друзьях – собаках: каждый день мы встречаем их на улицах, у многих из нас они живут дома, а сколько прочитано стихов и рассказов, где главный герой – собака. Но нет… эти удивительные животные не устают поражать и восхищать нас, как Малька из рассказов Василия Ивановича Белова.

- Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом о Мальке, но прежде, чем его читать, поработаем в парах.

- Найдите слова, среди букв.

- Какие слова вы нашли? (Федя, автор, Малька, Лидия)

- Что вы можете сказать о словах?

- Какая тема нашего урока? Цель урока?

• Мы познакомимся с…

• Мы узнаем…

• Мы вспомним…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения
и составляют план чтения

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме



IV. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.















2. Первичное чтение произведения.




Проводит словарную работу.

– В тексте нам встретятся непонятные слова. Давайте попробуем объяснить их значение.

Плесо (водный плес) – широкое водное пространство между островами, перекатами, изгибами реки.

Долговязые – длинноногие.

Лава – два стесанных бревна, перекинутых с одного берега на другой.

Верши – сети или ловушки для ловли рыбы.

Обормот – негодный человек, грубиян.

Обомлел – легкое замирание тела.

Кулик – водная птица.

Легка на помине – кто появляется как раз в тот момент, когда о нем говорят, вспоминают или думают.

– Прочитайте слова по слогам, а потом полным словом с ударением.

е-жед-нев-но – ежедневно бес-по-мощ-на-я – беспомощная

о-бя-зан-ность – обязанность стре-ми-лась – стремилась

про-бе-решь-ся – проберешься под-пра-вил – подправил

за-хлеб-ну-лась – захлебнулась дол-го-вя-зы-е – долговязые


Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Понравилось ли вам произведение?

– Какие чувства у вас возникли, когда слушали? Какой момент вам показался самым волнующим, тревожным? Почему?


Работают с толковым словарем.
















Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя.

Аргументируют свою точку зрения

Осуществляют анализ произведения. Осознанно

и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату



V. Повторное чтение и анализ произведения.








1. Повторное чтение произведения.





2. Беседа по содержанию.





Физминутка

– Сегодня на уроке у нас присутствует «Волшебная книга», она поможет нам анализировать данное произведение.

Если взглянешь на меня,
Не увидишь там себя.
А увидишь отраженье
Целого произведенья.


Открывается 1 страница: «Жанр произведения»

– К какому жанру относится это произведение? Почему?


Открывается 2 страница: « Авторское отношение»

– Прочитаем еще раз произведение, чтобы точнее отвечать на вопросы.

– Обратите внимание на слова автора, выражающие его отношение к главному персонажу. Какие слова и выражения он использует?

Вторичное чтение рассказа детьми.

Работа у доски.

– Соотнесите авторские слова с его чувствами (соединить линиями словосочетания из 1 и 2 столбиков):

вдруг поплыла
маленькая беспомощная собачка
с волнением глядел
бросил дощечку

желание помочь
волнение
неожиданность, удивление

жалость


Открывается 3 страница: «Взаимоотношения действующих лиц»

– Рассмотрим отношение людей к собаке.

– Как Федя относился к Мальке?

– Какими словами он ее называет? (выборочное чтение)

– А как бы вы поступили в такой ситуации?

- Что помогла нам сделать эта страничка?

Вывод: Эта страница книги помогла нам глубже понять личное отношение к данной ситуации.


Открывается 4 страница: «Мотивы поведения»

– Почему Малька сунулась в ледяную воду? Может быть, её щенку грозила опасность? Или его не кормили, и он был голоден?

– Правильно ли поступила Малька? Ведь она могла погибнуть.

– А как поступили люди, увидев, что собака тонет?

– Почему они так поступили?

– О каких чертах характера говорит этот поступок? (доброта, любовь к животным, неравнодушие)

Вывод: Очень важно, в наше время не быть равнодушным, не проходить мимо таких ситуаций, если кому-то рядом нужна ваша помощь. Эта страница помогла нам понять, что поведение персонажей зависит от их характера.


Открывается 5 страница: «Характеристика героя»

– Какой была Малька? Подберите слова, которые подходят к ее характеру: (работа парами по карточкам)

(Ответственная, смелая, находчивая, злая, трусливая, преданная, упрямая, верная).

– Какое чувство побуждало Мальку быть таковой? (любовь)

Открывается 6 страница: «Пословицы»

- Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. Они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности.

Существует огромное количество пословиц и поговорок о мамах.

Работа в группах. Собери пословицу.

Всякой матери свое дитя мило.

Материнское сердце не знает покоя.

Отец и мать цены не имеют.

При солнышке тепло, при матери добро.

Без матушки пропадут и ребятушки.

Куда мать, туда и дитя.

Сердце матери лучше солнца греет.

- Как вы думаете, почему мы заговорили о мамах?

- У вас на столах лежат сердечки, раскрасьте их. Какой цвет вы выбрали? Почему? (Это цвет крови, цвет жизни, цвет тепла, цвет солнца.)

- Но среди ваших красных сердечек затерялось вот такое сердечко (черное). Может ли сердце быть черным? (О злом человеке, у которого в сердце нет места ни любви, ни заботе, ни сочувствию)












Читают произведение
по цепочке.




Взаимодействуют с учителем во время опроса,

Выразительно читают. Пони-мают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника



VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

• Подготовить пересказ от имени Мальки.

• Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи



VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 


Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.





Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

 


С

А

М

З

Л

С

А

М

З

Л

С

А

М

З

Л

С

А

М

З

Л

Ф

В

А

Ж

И

Ф

В

А

Ж

И

Ф

В

А

Ж

И

Ф

В

А

Ж

И

Е

Т

Л

Ц

Д

Е

Т

Л

Ц

Д

Е

Т

Л

Ц

Д

Е

Т

Л

Ц

Д

Д

О

Ь

Щ

И

Д

О

Ь

Щ

И

Д

О

Ь

Щ

И

Д

О

Ь

Щ

И

Я

Р

К

Х

Я

Я

Р

К

Х

Я

Я

Р

К

Х

Я

Я

Р

К

Х

Я

Ч

К

А

С

Ш

Ч

К

А

С

Ш

Ч

К

А

С

Ш

Ч

К

А

С

Ш

С

А

М

З

Л

С

А

М

З

Л

С

А

М

З

Л

С

А

М

З

Л

Ф

В

А

Ж

И

Ф

В

А

Ж

И

Ф

В

А

Ж

И

Ф

В

А

Ж

И

Е

Т

Л

Ц

Д

Е

Т

Л

Ц

Д

Е

Т

Л

Ц

Д

Е

Т

Л

Ц

Д

Д

О

Ь

Щ

И

Д

О

Ь

Щ

И

Д

О

Ь

Щ

И

Д

О

Ь

Щ

И

Я

Р

К

Х

Я

Я

Р

К

Х

Я

Я

Р

К

Х

Я

Я

Р

К

Х

Я

Ч

К

А

С

Ш

Ч

К

А

С

Ш

Ч

К

А

С

Ш

Ч

К

А

С

Ш


С

А

М

З

Л

С

А

М

З

Л

С

А

М

З

Л

С

А

М

З

Л

Ф

В

А

Ж

И

Ф

В

А

Ж

И

Ф

В

А

Ж

И

Ф

В

А

Ж

И

Е

Т

Л

Ц

Д

Е

Т

Л

Ц

Д

Е

Т

Л

Ц

Д

Е

Т

Л

Ц

Д

Д

О

Ь

Щ

И

Д

О

Ь

Щ

И

Д

О

Ь

Щ

И

Д

О

Ь

Щ

И

Я

Р

К

Х

Я

Я

Р

К

Х

Я

Я

Р

К

Х

Я

Я

Р

К

Х

Я

Ч

К

А

С

Ш

Ч

К

А

С

Ш

Ч

К

А

С

Ш

Ч

К

А

С

Ш



«Жанр произведения»



« Авторское отношение»



«Взаимоотношения действующих лиц»



«Мотивы поведения»



«Характеристика героя»



«Пословицы»



вдруг поплыла
маленькая беспомощная собачка
с волнением глядел
бросил дощечку


желание помочь
волнение
неожиданность, удивление

жалость









- Какие прилагательные подходят к Мальке в рассказе «Еще про Мальку»?

Ответственная, смелая, находчивая, злая, трусливая, преданная, упрямая, верная.


- Какие прилагательные подходят к Мальке в рассказе «Еще про Мальку»?

Ответственная, смелая, находчивая, злая, трусливая, преданная, упрямая, верная.


- Какие прилагательные подходят к Мальке в рассказе «Еще про Мальку»?

Ответственная, смелая, находчивая, злая, трусливая, преданная, упрямая, верная.


- Какие прилагательные подходят к Мальке в рассказе «Еще про Мальку»?

Ответственная, смелая, находчивая, злая, трусливая, преданная, упрямая, верная.


- Какие прилагательные подходят к Мальке в рассказе «Еще про Мальку»?

Ответственная, смелая, находчивая, злая, трусливая, преданная, упрямая, верная.


- Какие прилагательные подходят к Мальке в рассказе «Еще про Мальку»?

Ответственная, смелая, находчивая, злая, трусливая, преданная, упрямая, верная.


- Какие прилагательные подходят к Мальке в рассказе «Еще про Мальку»?

Ответственная, смелая, находчивая, злая, трусливая, преданная, упрямая, верная.


- Какие прилагательные подходят к Мальке в рассказе «Еще про Мальку»?

Ответственная, смелая, находчивая, злая, трусливая, преданная, упрямая, верная.


- Какие прилагательные подходят к Мальке в рассказе «Еще про Мальку»?

Ответственная, смелая, находчивая, злая, трусливая, преданная, упрямая, верная.


- Какие прилагательные подходят к Мальке в рассказе «Еще про Мальку»?

Ответственная, смелая, находчивая, злая, трусливая, преданная, упрямая, верная.


- Какие прилагательные подходят к Мальке в рассказе «Еще про Мальку»?

Ответственная, смелая, находчивая, злая, трусливая, преданная, упрямая, верная.


- Какие прилагательные подходят к Мальке в рассказе «Еще про Мальку»?

Ответственная, смелая, находчивая, злая, трусливая, преданная, упрямая, верная.








Всякой матери свое дитя мило.

Материнское сердце не знает покоя.

Отец и мать цены не имеют.

При солнышке тепло, при матери добро.

Без матушки пропадут и ребятушки.

Куда мать, туда и дитя.

Сердце матери лучше солнца греет.





Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 



Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 



Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 



Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 



Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 



Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 



Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 



Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 



Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 



Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 



Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 



Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 



Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 



Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 



Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 



Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!