СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«В гостях у сказки»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««В гостях у сказки»»

Аннотация


В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Потребность общества в личностях нового типа творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни.

В подобной системе особо заметное место занимает курс «В гостях у сказки».

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку у детей развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вне времени: никогда не поймёшь, где и когда происходит её действие, а значит, сказка актуальна всегда. Она поднимает вопросы самые важные: что значит добро и что есть зло, о предназначении человека в жизни.

Народные сказки воспитывают ребёнка в народных традициях, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребёнка неоценима. Строятся эти сказки по определённому ритму, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в природе и жизни, годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил не только сюжеты, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен. Недаром такие ценители русского слова, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.А.Жуковский, верили в преображающую душу силу сказок. А русские мыслители И.А.Ильин и Е.Н.Трубецкой видели в сказке отражение души русского народа.

В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивают своё высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязываю определённые образы, которые лишают детей самостоятельного творческого восприятия сказки. Просмотр мультфильмов возможен и оправдан после чтения сказки с целью сопоставления и сравнительного анализа.

Цели и задачи внеурочной деятельности

Цель программы:

  • формирование духовной культуры и эстетическое развитие личности ребёнка, осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа;

  • формирование у детей интереса к народным и авторским сказкам;

  • расширение читательского кругозора второклассников;

  • формирование навыков исследовательской работы.

Задачи:

- приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир русской народной и авторской сказки;

- воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям, близким людям, терпение,

милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

- развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать

хорошее от плохого и в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, ценить и беречь красоту

родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, содействовать развитию речи детей.

- развивать навыки исследовательской работы: собирать информацию, анализировать, делать выводы и т.д.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • подробно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ по картинке;

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

Содержание курса внеурочной деятельности c указанием форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности

Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные.

Виды деятельности: беседа, чтение, слушание, рисование, лепка, игры, инсценировка, просмотр презентаций, просмотр мультфильмов по сказкам, прослушивание музыки  с учетом возрастных особенностей школьников.

Формы проведения занятия

    1. Беседа, рассказ учителя.

    2. Слушание.

    3. Различные виды чтения.

    4. Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.

    5. Устный журнал, театрализация.

    6. Лепка из пластилина.

    7. Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.

    8. Конкурсы, викторины.

Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек:

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, сказок.

  • анализ и просмотр текста сказок;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) при выполнении различных заданий;

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.



Темы урока

Содержание деятельности


Сказки о животных, волшебные и бытовые сказки

Сказки о животных. «У страха глаза велики»

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

1 ч.

Сказки о животных. «Хитрая ворона», «Лягушонок ищет папу»

Чтение по ролям, иллюстрирование. 1 ч.

Сказки о животных. «Чужие следы»

Слушание, пересказ, ролевая игра. 1 ч.

Волшебные сказки. «Золотая птица», «Три голубя»

Слушание, рассказывание, озвучивание героев. 1 ч.

Волшебные сказки. «Молодильные яблоки»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование. 1 ч.

Волшебные сказки. «Волшебное кольцо»

Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование. 1 ч.

Волшебные сказки. «Пойди туда не знаю куда»

Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью. 1 ч.

Бытовые сказки. Русская народная сказка «Царица Екатерина и сапожникова жена»

Слушание, чтение, пантомима. 1 ч.

Бытовые сказки. Русская народная сказка «Умная внучка»

Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование. 1 ч.

Бытовые сказки. «Как мужик гуся делил», «Два лентяя»

Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев. 1 ч.

Сказки народов России

Татарская народная сказка «Умная девушка»

Слушание, выборочный пересказ, театрализация. 1 ч.

Чувашская сказка «Умный портной»

Слушание, выборочный пересказ, театрализация. 1 ч.

Марийские сказки «Два брата», «Золотой пояс»

Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование. 1 ч.

Сказки народов мира

Немецкая сказка «Цена гороха»

Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью. 1 ч.

Датская сказка «Король змей»

Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев. 1 ч.

Французская сказка «Плут – малыш»

Чтение, краткий пересказ. 1 ч.

Японская сказка «Тук-тук-тук, открой дверь!»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование. 1 ч.

Испанская сказка «Горбатая принцесса»

Слушание, чтение, пантомима. 1 ч.

Монгольская сказка «Гунан-батор»

Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол. 1 ч.

Корейская сказка «Как крестьянин спас Чечжу»

Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев. 1 ч.

Сказки отечественных писателей

Э.Успенский «Вниз по волшебной реке»

Чтение, краткий пересказ, рисование клоунов жидкой гуашью. 1 ч.

Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование. 1 ч.

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев. 1 ч.

А.Волков «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»

Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол. 1 ч.

М.Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасали»

Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью. 1 ч.

Сказки зарубежных писателей

О.Пройслер «Маленькое привидение»

Слушание, чтение, пантомима. 1 ч.

В.Гауф «Карлик Нос»

Просмотр м/ф, выборочный пересказ, создание портрета главного героя. 1 ч.

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев. 1 ч.

Г.Х.Андерсен «Пастушка и трубочист»

Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол. 1 ч. 1 час.

Г.Х.Андерсен «Свинопас»

Слушание, чтение, пантомима. 1 ч.

Л.Кэролл «Алиса в Стране Чудес»

Чтение, просмотр фрагментов м/ф, озвучивание. 1 ч.

Т. Янсон «Шляпа волшебника»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование. 1 ч.

Итоговый урок. Игра-путешествие «Что за прелесть эти сказки!»

2 ч.


Календарно-тематическое планирование

Класс

п/п

Наименование разделов

Всего часов

2

1

Сказки о животных, волшебные и бытовые сказки

10 часов

2

Сказки народов России

3 часа

3

Сказки народов мира

7 часов

4

Сказки отечественных писателей

5 часов


Сказки зарубежных писателей

7 часов


Итоговое занятие

2 час


Итого

34 часов



Методическое обеспечение программы


1.Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2010

2.Сказки нашего детства. СПб: ИГ «Весь», 2011-05-23

3. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. – М., 1989

4. Пушкин А.С. Сказки. – М., 2002

5. Сказки Г.Х.Андерсена. – Проф-пресс - 2002

6.Хрестоматия по литературе для 1-4 классов. – Саратов. Регион.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!