Аннотация
В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Потребность общества в личностях нового типа творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни.
В подобной системе особо заметное место занимает курс «В гостях у сказки».
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку у детей развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вне времени: никогда не поймёшь, где и когда происходит её действие, а значит, сказка актуальна всегда. Она поднимает вопросы самые важные: что значит добро и что есть зло, о предназначении человека в жизни.
Народные сказки воспитывают ребёнка в народных традициях, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребёнка неоценима. Строятся эти сказки по определённому ритму, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в природе и жизни, годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил не только сюжеты, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен. Недаром такие ценители русского слова, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.А.Жуковский, верили в преображающую душу силу сказок. А русские мыслители И.А.Ильин и Е.Н.Трубецкой видели в сказке отражение души русского народа.
В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивают своё высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязываю определённые образы, которые лишают детей самостоятельного творческого восприятия сказки. Просмотр мультфильмов возможен и оправдан после чтения сказки с целью сопоставления и сравнительного анализа.
Цели и задачи внеурочной деятельности
Цель программы:
формирование духовной культуры и эстетическое развитие личности ребёнка, осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа;
формирование у детей интереса к народным и авторским сказкам;
расширение читательского кругозора второклассников;
формирование навыков исследовательской работы.
Задачи:
- приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир русской народной и авторской сказки;
- воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям, близким людям, терпение,
милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
- развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать
хорошее от плохого и в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, ценить и беречь красоту
родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, содействовать развитию речи детей.
- развивать навыки исследовательской работы: собирать информацию, анализировать, делать выводы и т.д.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений
Содержание курса внеурочной деятельности c указанием форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности
Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные.
Виды деятельности: беседа, чтение, слушание, рисование, лепка, игры, инсценировка, просмотр презентаций, просмотр мультфильмов по сказкам, прослушивание музыки с учетом возрастных особенностей школьников.
Формы проведения занятия
Беседа, рассказ учителя.
Слушание.
Различные виды чтения.
Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
Устный журнал, театрализация.
Лепка из пластилина.
Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
Конкурсы, викторины.
Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек:
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, сказок.
анализ и просмотр текста сказок;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) при выполнении различных заданий;
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
|
Темы урока | Содержание деятельности |
Сказки о животных, волшебные и бытовые сказки |
Сказки о животных. «У страха глаза велики» | Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр. 1 ч. |
Сказки о животных. «Хитрая ворона», «Лягушонок ищет папу» | Чтение по ролям, иллюстрирование. 1 ч. |
Сказки о животных. «Чужие следы» | Слушание, пересказ, ролевая игра. 1 ч. |
Волшебные сказки. «Золотая птица», «Три голубя» | Слушание, рассказывание, озвучивание героев. 1 ч. |
Волшебные сказки. «Молодильные яблоки» | Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование. 1 ч. |
Волшебные сказки. «Волшебное кольцо» | Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование. 1 ч. |
Волшебные сказки. «Пойди туда не знаю куда» | Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью. 1 ч. |
Бытовые сказки. Русская народная сказка «Царица Екатерина и сапожникова жена» | Слушание, чтение, пантомима. 1 ч. |
Бытовые сказки. Русская народная сказка «Умная внучка» | Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование. 1 ч. |
Бытовые сказки. «Как мужик гуся делил», «Два лентяя» | Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев. 1 ч. |
Сказки народов России |
Татарская народная сказка «Умная девушка» | Слушание, выборочный пересказ, театрализация. 1 ч. |
Чувашская сказка «Умный портной» | Слушание, выборочный пересказ, театрализация. 1 ч. |
Марийские сказки «Два брата», «Золотой пояс» | Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование. 1 ч. |
Сказки народов мира |
Немецкая сказка «Цена гороха» | Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью. 1 ч. |
Датская сказка «Король змей» | Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев. 1 ч. |
Французская сказка «Плут – малыш» | Чтение, краткий пересказ. 1 ч. |
Японская сказка «Тук-тук-тук, открой дверь!» | Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование. 1 ч. |
Испанская сказка «Горбатая принцесса» | Слушание, чтение, пантомима. 1 ч. |
Монгольская сказка «Гунан-батор» | Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол. 1 ч. |
Корейская сказка «Как крестьянин спас Чечжу» | Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев. 1 ч. |
Сказки отечественных писателей |
Э.Успенский «Вниз по волшебной реке» | Чтение, краткий пересказ, рисование клоунов жидкой гуашью. 1 ч. |
Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот» | Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование. 1 ч. |
А.Волков «Волшебник Изумрудного города» | Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев. 1 ч. |
А.Волков «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» | Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол. 1 ч. |
М.Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасали» | Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью. 1 ч. |
Сказки зарубежных писателей |
О.Пройслер «Маленькое привидение» | Слушание, чтение, пантомима. 1 ч. |
В.Гауф «Карлик Нос» | Просмотр м/ф, выборочный пересказ, создание портрета главного героя. 1 ч. |
Г.Х.Андерсен «Русалочка» | Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев. 1 ч. |
Г.Х.Андерсен «Пастушка и трубочист» | Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол. 1 ч. 1 час. |
Г.Х.Андерсен «Свинопас» | Слушание, чтение, пантомима. 1 ч. |
Л.Кэролл «Алиса в Стране Чудес» | Чтение, просмотр фрагментов м/ф, озвучивание. 1 ч. |
Т. Янсон «Шляпа волшебника» | Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование. 1 ч. |
Итоговый урок. Игра-путешествие «Что за прелесть эти сказки!» | 2 ч. |
Календарно-тематическое планирование
Класс | № п/п | Наименование разделов | Всего часов |
2 | 1 | Сказки о животных, волшебные и бытовые сказки | 10 часов |
2 | Сказки народов России | 3 часа |
3 | Сказки народов мира | 7 часов |
4 | Сказки отечественных писателей | 5 часов |
| Сказки зарубежных писателей | 7 часов |
| Итоговое занятие | 2 час |
| Итого | 34 часов |
Методическое обеспечение программы
1.Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2010
2.Сказки нашего детства. СПб: ИГ «Весь», 2011-05-23
3. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. – М., 1989
4. Пушкин А.С. Сказки. – М., 2002
5. Сказки Г.Х.Андерсена. – Проф-пресс - 2002
6.Хрестоматия по литературе для 1-4 классов. – Саратов. Регион.