СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В гостях у Клио

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие для учащихся 4 класса

Просмотр содержимого документа
«В гостях у Клио»




В гостях у Клио.


Разработка внеклассного мероприятия

для учащихся 4 класса по истории.








Учитель истории

МАОУ «Татарская гимназия г.Белебея»РБ

Гумерова Р.А.




















Внеклассное мероприятие для учащихся 4 класса

«В гостях у Клио»

Цель: познакомить учащихся с различными типами исторических источников, вспомогательными историческими дисциплинами.

Оборудование:

  • Ленты с надписями: Палеография, Метрология, Хронология, Топонимика, Геральдика, Генеалогия.

  • Гербы РФ, РБ, городов Москвы, Уфы, Белебея

  • Карта РБ

  • Плакаты с ребусами и кроссвордами


Ход мероприятия.

Ведущий 1 Здравствуйте, ребята! Сегодня мы пойдем в гости к хозяйке прошлого – музе Клио.

Ведущий 2. Муза Клио? Кто же она?

Ведущий 1.– Муза – так называли древние греки богинь поэзии, искусства и наук. Они знали прошлое, настоящее и будущее. Клио - муза истории, одна из 9 сестер муз. Встретит нас Клио не одна, а со своею свитой.


Звучит музыка.

Появляется Клио со своими помощницами.

(В руках Клио свиток и палочка для письма, у помощниц на голове ленты с надписями.)

Клио. Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Очень хорошо, что вы хотите узнать об исторической науке и её помощницах - вспомогательных исторических дисциплинах, которые рассказывают о прошлой жизни людей.

Ведущий 2. Сыщики по разным следам расследуют что произошло. А историки тоже ищут следы?

Клио. Да, мы тоже ищем следы, которые оставили люди в прошлом. Следов этих множество и они разные. Поэтому у меня есть целая свита помощников, каждый из которых умеет «читать» следы.

Сегодня я познакомлю вас с некоторыми из них. Одна из них – Палеография.

Палеография. Я – наука, изучающая историю письма. Ребята, все вы умеете писать. На чем вы пишете? Чем? Как вы пишете?

А знаете ли вы, как, на чем и чем писали люди раньше? Попробуем решить кроссворд «На чем писали люди в древности».









б

у

м

а

г

а








ш

е

л

к






п

а

п

и

р

у

с







к

а

м

е

н

ь







т

р

е

с

к

а


п

е

р

г

а

м

е

н

т






г

л

и

н

а


По горизонтали:
1. Самый популярный материал для письма.
2. Сегодня из него шьют нарядные платья, а в странах Древнего Востока на нем писали тушью.
З. На чем писали в древнем Египте.
4. Самый древний и долговечный «писчий» материал.
5. «Погодите, я напишу два слова на ... — а то бумаги у меня нет», — сказала старая лапландка (Г-Х. Андерсен. «Снежная королева» ).
6. Всего несколько столетий назад книги еще писали на …. , изготовленном из кожи животных.
7. Этот материал не нужно было изготавливать, его дарила людям сама природа.
Если вы правильно решите кроссворд, то в заштрихованных клетках по вертикали сможете прочитать название материала, на котором писали в древней Руси.

Клио. Молодцы, ребята! Теперь я приглашаю мою помощницу Хронологию.

Хронология. Чтоб узнать, что я за наука, отгадайте загадки:

1. У меня есть дерево,

На нем 12 веток,

На каждой ветке 30 листьев,

Одна сторона листа черная, другая белая.


2. В году у дедушки 4 имени. Какие?

Вы догадались, я – наука, изучающая единицы измерения времени.

Заполним клетки, запишем известные вам единицы измерения времени

в

е

к


ч

а

с


г

о

д


с

у

т

к

и


м

е

с

я

ц


м

и

н

у

т

а


с

е

к

у

н

д

а


Кто расставит их в порядок возрастания?

Вы попали на необитаемый остров, а у вас нет часов. Как вы будете измерять время. Какую единицу времени подарила нам природа?

Клио: Приглашаю свою помощницу Метрологию.

Метрология: Мое название подсказывает, что я изучаю меры длины.

  • Чем мы пользуемся при измерении парты? Класса?

  • Как измеряем расстояние от деревни Алексеевки до г. Белебея? Сколько км до города?

  • Какие меры длины вы еще знаете?

В древности не было ни метра, ни сантиметра. Чем же тогда измеряли? Чтоб узнать, отгадайте загадку и ребусы.

1. У двух матерей по пяти сыновей. Все в одно имя.

2. Что зашифровано:


3.

4.



Попробуйте показать:

  • Пядь – от большого пальца до мизинца

  • Вершок – 2 верхних сустава пальца

  • Палец – ширина

  • локоть — 0,5 м

  • аршин — 71 см

  • сажень — 2,1Зм

  • фут – 30-40см

Решим задачи:

1. Царь Салтан с женой простяся,

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь его любя.

Между тем как он далеко

Бьется долго и жестоко,

Наступает срок родин,

Сына бог им дал аршин. (А.С.Пушкин)


2.Гой вы еси, удалы добры молодцы!

Видел я Тугарина Змеевича.

В вышину ли он Тугарин трех сажень; (А.Попович и Тугарин ) Былина.


3. Вижу один островок небольшой,

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

к бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину. (Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» ).

Клио. Представляю следующую помощницу – Топонимику.
Топонимика. Чтоб узнать, что я изучаю, отгадайте загадку:
Море есть - плавать нельзя.
Дороги есть - ехать нельзя.
Земля есть - пахать нельзя.
Что это?

Перед вами карта Башкортостана.

  • Как называется наша республика?

  • Как называется столица Республики Башкортостан? Кто покажет на карте г. Уфу? Кто покажет г. Белебей?

На карте много городов, рек, сел. У каждого есть свое название. Почему их так назвали? Вот я и отвечаю на этот вопрос.

  • Кто знает, почему наша деревня была названа Алексеевкой?

Клио. Моя следующая помощница - Геральдика.

Геральдика. Я изучаю гербы как исторический источник. Знаете ли вы, что такое герб? Как и когда возникли первые гербы?

В средние века жили рыцари. Они были одеты в железные доспехи, которые защищали их с ног до головы. Лицо у рыцаря также было закрыто забралом. В таком виде он был неузнаваем. Нужен был знак, который отличал бы его от других рыцарей. Таким отличительным знаком стал герб, который изображал черты его характера. Затем появляются гербы ремесленников, городов, государств.

Символика цветов:

  • золотой - богатство и сила

  • серебряный - благородство

  • голубой - верность

  • зеленый - надежда

  • красный - мужество

  • черный - мудрость, печаль.

Перед вами гербы России, Башкортостана, г. Москвы, г.Уфы, г. Белебея. Что здесь изображено? Что они означают?

Клио. Познакомьтесь с моей помощницей - Генеалогией.

Генеалогия. Я - наука, изучающая родословие человека, т. е. своих предков, предшественников, основателей рода.
(На доске вывешиваются составленные старшеклассниками

родословные – шежере.)

Клио. Вот и завершилось наше путешествие в страну прошлого. Вы познакомилась с моими помощниками, узнали много нового!

Ведущий 1. Спасибо Вам! Теперь мы знаем, как увлекательно и интересно находить следы человека в прошлом, но еще труднее суметь прочитать эти следы‚ узнать по ним свою историю.

Ведущий 2. Наше путешествие заканчивается, большое спасибо всем ребятам за активное участие. Любите и изучайте историю!

Клио. Всего вам доброго, до свидания!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!