Краснодарский край
Гулькевичский район
МОУСОШ № 14
Учитель: Пахомова О.В.
с. Соколовское
Цели: 1. Проверить знание учащимися произведений
К.И.Чуковского;
развивать интерес к творчеству К.И.Чуковского, умение дружно работать с коллективом над поставленной задачей;
воспитывать любовь к книге, любознательность, дружелюбие, коммуникативность, взаимовыручку, чувство здорового соперничества.
Оборудование:
На доске: портрет К.И.Чуковского; рисунок дерева, на котором висят карточки с названиями конкурсов; кроссворд для « Конкурса болельщиков», варианты ответов для отборного тура; «табло» для отметки результатов каждого конкурса.
На столе жюри: судейские листы с названиями команд и названиями конкурсов.
У членов команды: эмблемы, отображающие название команд
«Бармалей» и «Айболит».
I. Приветствие гостей. Открытие программы.
(на доске портрет Чуковского К.И.)
Песня.
Со сказками все дружат и сказки дружат с каждым.
Они необходимы, как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки, тому они расскажут
О том, что, может, было,
О том, что, может, было, а может быть, и нет.
Припев.
Сказки, сказки – ярмарка чудес.
Мир волшебный, разноцветный лес.
Крылья сказок тихо – тихо шелестят,
Значит, в гости к нам они летят.
Как здорово, что в сказках все сложно и несложно,
Конец у них счастливый, недолгая беда.
А то, необычно, и то, что невозможно,
Обычным и возможным, обычным и возможным становится всегда
Припев.
Группа детей читает стихи:
В детстве читать не умели мы сами,
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки все дни на пролет.
Были те сказки наперечет;
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про телефон и Федорино горе.
Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно они знали.
Бабушки в детстве им сказки читали-
От них они этих героев узнали.
К бабушкам долго мы приставали –
Откуда они эти сказки узнали?
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про телефон и Федорино горе.
Бабушки вот что нам рассказали –
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней –
Сказочник, критик, поэт, чародей.
Жалко нам стало деда Корнея –
В детстве своем он не знал Бармалея.
Сколько же в жизни он потерял,
Что этих сказок в детстве не знал.
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про телефон и Федорино горе.
По ним мы учились все понемногу
Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить,
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе –
Надо порядок поддерживать в доме;
Чтоб не попасть на обед к Бармалею –
Слушаться надо того, кто умнее.
Хорошие книжки писал дед Корней –
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.
Ведущий: Итак, дорогие наши гости! Как вы уже, наверное, поняли, что речь сегодня пойдет о КОРНЕЕ ИВАНОВИЧЕ ЧУКОВСКОМ.
Ведущий: У-у-у-у Чуковский, - скажете вы! О нём с детства каждый знает. Сначала его произведения читают нам, потом мы читаем своим детям, потом внукам, потом правнукам и так далее. Да все знаем! А вот мы сейчас и проверим, действительно ли все?
Ведущий: Дорогие гости и члены жюри, мы рады вас приветствовать на нашей литературной викторине « В гостях у дедушки Корнея».
В викторине будут участвовать 2 команды:
- команда « Айболит » и команда « Бармалей».
Команда будет состоять из 5 человек. Остальные будут болельщиками. Если команда не сможет дать правильный ответ, то ей будет помогать команда болельщиков и тогда количество баллов будет снижено.
А справедливое жюри будет начислять командам баллы.
Отборочный тур.
Ведущий: Расположите в порядке очередности слова из отрывка сказки « МОЙДОДЫР»:
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться…………..
в ручейке
в корыте
в ушате
в лохани
в океане
в реке.
Ответ: ( 3, 2, 4, 6, 1, 5).
( добавочный тест)
Но папочка и мамочка
Уснули вечерком,
А ……………… - в Африку бегом.
Олечка и Колечка
Светочка и Петечка
Анечка и Санечка
Танечка и Ванечка.
Ответ: ( Танечка и Ванечка).
Ведущий: Итак, команды выбраны. Болельщики тоже разделены на две команды. Команды получают свои эмблемы. На доске для каждой команды «зажигаем» табло, на котором будут « высвечиваться» баллы, заработанные каждой командой.
(учитель прикрепляет на доску значки, которые соответствуют эмблеме каждой из команд).
Ход викторины.
( Впереди сидят две команды: «Айболит» и «Бармалей». По обе стороны от команд – болельщики. Перед командами жюри из трех человек).
Ведущий:- Друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они?
Для вас.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши весёлые сказки.
( начинается парад сказочных героев, которые входят в класс под звуки марша. Это Муха-Цокотуха, Мойдодыр, Крокодил, Айболит, Бармалей и Федора).
Конкурс « Разминка»
Ведущий:- Разминка. Давайте угадаем, из каких сказок пришли к нам гости и как их зовут.
( дети называют героев и сказки « Муха –Цокотуха», «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Айболит», «Бармалей», «Федорино горе»).
Конкурс «Выставка рисунков».
Ведущий:- Итак, второй конкурс.
На нашей выставке рисунков и лепки много героев из разных стихов – сказок Чуковского. А ну-ка узнайте, кто они.
Высшая оценка конкурса – 2 балла
( за 30 сек. Участники команд должны найти двух героев из одной сказки).
Если найдете еще 2 –х других героев из одной сказки за это же время, количество баллов удвоиться.
Как называются сказки, героев которых вы выбрали?
( дети называют героев, какой сказки они выбрали и показывают жюри рисунки и поделки).
Конкурс «Угадай».
Ведущий:- А сейчас проведем конкурс на лучшего знатока стихов – сказок Чуковского.
1. « Но жуки – червяки испугалися,
По углам, по щелям разбижалися:
Тараканы под диваны,
А козявочки под лавочки…»
( «Муха-Цокотуха»).
2. « И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает полсти.
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!»
( «Айболит»).
3. « И вскричал Гиппопотам:
- Что за стыд, что за срам!
Эй, быки и носороги,
Выходите из берлоги
И врага на рога поднимите-ка!»
( «Тараканище»)
4. « Лапти созрели,
Валенки поспели.
Что же вы зеваете,
Их не обрываете?»
(«Чудо дерево»)
5. – Когда началась путаница в одном из
стихотворений Чуковского, кто стал ……….
а) мяукать ( Свинки замяукали).
б) хрюкать ( кошечки захрюкали)
в) квакать ( уточки заквакали)
г) крякать (курочки закрякали).
6. – Попробуйте перечислить всех, кто звонил автору стихотворения « Телефон».
- За каждый правильный ответ – 1 балл.
( слон, крокодил, зайчата, мартышки, медведь, цапли,
свинья, тюлень, олень, газели, кенгуру, носорог).
(каждой команде нужно назвать 6 правильных ответов)
7. - В сказке « Тараканище» на чём ехали:
а) медведи ( на велосипеде)
б) зайчики ( в трамвайчике)
в) волки ( на кобыле)
г) львы ( в автомобиле)
д) раки ( на хромой собаке)
е) жаба ( на метле).
( каждой команде нужно дать 3 правильных ответа)
8. – Что росло на чудо- дереве?
( чулки, башмачки, туфельки, сапожки, новые калошки, гамаши, ботинки, голубые башмачки с помпончиками для Мурочки).
(каждой команде нужно дать 4 правильных ответа).
- Закончите двустишья :
( за правильный ответ – 1 балл)
а) « И сказала скалка:
- Мне …………….»
(Федору жалко)
б) « И сказала чашка:
- Ах …………..»
( она бедняжка)
в) « И сказали блюдца:
- Надо бы ………»
(вернуться)
г) « И сказали утюги:
- Мы …………..»
(Федоре не враги!)
10. – Что нарисовал Боба в сказке « Так и не так», когда Мура попросила нарисовать кошку и мышку.
(каждой команде нужно дать 2 правильных ответа).
11. – Чей хвост пришил медведю Айболит в сказке « Топтыгин и лиса»?
( павлиний )
12. – Как звали мальчика, победившего крокодила в сказке
«Крокодил»?
(Ваня Васильчиков)
13. – Где поймала осетра девочка из стихотворения «Обжора»?
( в костре )
14. – Героем многих сказок К.И.Чуковского является Крокодил, вспомните: какие это сказки?
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными грибами.
(«Путаница»)
Бедный крокодил
Жабу проглотил.
(«Тараканище»)
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил…
(«Мойдодыр»)
… И со слезами просил:
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
(«Телефон»)
Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся
Крокодил
И злодея
Бармалея,
Словно муху,
Проглотил.
(«Бармалей»)
А Большой Реке
Крокодил
Лежит,
И в зубах его
Не огонь горит-
Солнце красное…
(«Краденое солнце»)
Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил…
А за ним-то народ
И поёт и орёт:
«Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?»
(«Крокодил»)
Ведущий:- А сейчас команды могут отдохнуть.
4. Конкурс болельщиков.
Ведущий:- Чуковский писал не только стихи и сказки. Он ещё писал и загадки.
- Болельщики должны отгадать кроссворд, составленный по загадкам К.И.Чуковского. Каждая правильно отгаданная загадка – 1 балл для вашей команды.
Вопросы.
По горизонтали:
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная!
(коньки)
Я вою со всякой совою,
И каждую песню твою
Я вместе с тобою пою
Когда же вдали пароход
Быком на реке заревет,
Я тоже реву : «У-у!»
(эхо)
Обожгу и без огня!
(крапива)
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(ёж)
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран-барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Буратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(зеркало)
По вертикали:
Лежу у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли повалятся на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне.
(ковер)
5. Конкурс « Прочитай»
Ведущий:- Сейчас представители от каждой команды прочитают наизусть отрывок из любимого произведения К.И.Чуковского.
Конкурс капитанов « Угадай-ка»
Ведущий:- Как я уже говорила, что Чуковский писал не только стихи и сказки, но и загадки.
Капитанам нужно будет не только отгадать загадку, а ещё и сказать в какой сказке встречаются эти отгадки.
За каждый правильный ответ – 2 балла.
Ходит , бродит пароход.
Оставишь – горе!
Продырявит море!
( утюг, «Федорино горе»)
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит…
(крокодил, « Краденное солнце»)
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …
(Айболит, « Айболит»)
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет.
( муха, «Муха-Цокотуха»)
Кругленькие кнопки
Тут же рядом, в уголке,
Ручка с трубкой на шнурке.
Без языка говорит,
Прекрасно слышит без ушей.
( телефон, « Телефон»)
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
( мыло, «Мойдодыр»)
Ведущий:- Слово команде « Айболит».
( представители команды показывают инсценировку сказки
«Муха-Цокотуха»).
Ведущий:- Слово команде « Бармалей».
( представители команды инсценируют сказку « Телефон»).
Подведение итогов. Награждение победителей.
Ведущий:- Слово для подведения итогов предоставляется жюри.
( Жюри объявляет победителя. Командам вручаются медали за I и II места).
Ведущий: - Спасибо всем участникам, болельщикам и нашему справедливому жюри.
14