СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устная часть ГИА 2018

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена методика подготовки к устному собеседованию по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Устная часть ГИА 2018»

Издательство «Просвещение» Система обучения школьников устной речи. Методика подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Евгения Владимировна ВОРОПАЙ, зам. руководителя центра гуманитарного образования по редакционно-издательской работе, к. п. н., доцент 2018

Издательство «Просвещение»

Система обучения школьников устной речи. Методика подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе.

Евгения Владимировна ВОРОПАЙ,

зам. руководителя центра гуманитарного образования

по редакционно-издательской работе,

к. п. н., доцент

2018

 Планируемые результаты Слушание Владеть различными видами аудирования : выборочным, ознакомительным, детальным – учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи. Адекватно понимать прослушанные учебно-научные и художественные тексты различных функционально-смысловых типов речи: формулировать в устной и письменной форме тему и главную мысль прослушанного текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанного текста. Владеть навыками информационной переработки прослушанного текста: составлять план текста (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика.

Планируемые результаты

Слушание

Владеть различными видами аудирования : выборочным, ознакомительным, детальным – учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Адекватно понимать прослушанные учебно-научные и художественные тексты различных функционально-смысловых типов речи:

  • формулировать в устной и письменной форме тему и главную мысль прослушанного текста;
  • формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
  • подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанного текста.

Владеть навыками информационной переработки прослушанного текста: составлять план текста (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика.

 Планируемые результаты Чтение Владеть различными видами чтения : просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение): устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи. Владеть навыками информационной переработки прочитанного текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы.

Планируемые результаты

Чтение

Владеть различными видами чтения : просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.

Адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение):

  • устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;
  • формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
  • передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Владеть навыками информационной переработки прочитанного текста:

  • составлять план прочитанного текста (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
  • представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы.
 Планируемые результаты Говорение Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст. Создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-популярной, учебно-научной и художественной литературы: монолог-сообщение; монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование. Участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) и бытовые темы. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации . Соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка . Соблюдать в устной речи правила речевого этикета .

Планируемые результаты

Говорение

  • Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.
  • Создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-популярной, учебно-научной и художественной литературы: монолог-сообщение; монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование.
  • Участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) и бытовые темы.
  • Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации .
  • Соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка .
  • Соблюдать в устной речи правила речевого этикета .
Планируемые результаты Письмо Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину. Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом. Редактировать тексты : сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка. Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка. Соблюдать на письме правила речевого этикета .

Планируемые результаты

Письмо

  • Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину.
  • Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
  • Редактировать тексты :
  • сопоставлять исходный и отредактированный тексты;
  • редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка.
  • Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка.
  • Соблюдать на письме правила речевого этикета .
Виды деятельности Выразительное чтение предложений и текстов. Орфоэпическая разминка. Упражнения на освоение норм современного русского литературного языка. Пересказ. Устный монолог. Диалог. Анализ текста. Использование разных видов чтения Редактирование текстов.

Виды деятельности

  • Выразительное чтение предложений и текстов.
  • Орфоэпическая разминка.
  • Упражнения на освоение норм современного русского литературного языка.
  • Пересказ.
  • Устный монолог.
  • Диалог.
  • Анализ текста.
  • Использование разных видов чтения
  • Редактирование текстов.
Апробация собеседования – апрель 2018 г. В апробации участвуют только пилотные школы региона (их определяет сам регион). Результаты апробации не повлияют на допуск к ГИА (всех допустят). Устное собеседование будет введено в 2019 году .

Апробация собеседования – апрель 2018 г.

  • В апробации участвуют только пилотные школы региона (их определяет сам регион).
  • Результаты апробации не повлияют на допуск к ГИА (всех допустят).
  • Устное собеседование будет введено в 2019 году .

Модель устного собеседования на сайте ФИПИ

Модель устного собеседования на сайте ФИПИ

Содержание собеседования Выразительное чтение текста научно-публицистического стиля Пересказ прочитанного вслух текста с его дополнением Монолог (описание, повествование, рассуждение – на выбор) Диалог по теме монолога

Содержание собеседования

  • Выразительное чтение текста научно-публицистического стиля
  • Пересказ прочитанного вслух текста с его дополнением
  • Монолог (описание, повествование, рассуждение – на выбор)
  • Диалог по теме монолога

Время на подготовку Выразительное чтение – 2 минуты Пересказ – 1 минута Монолог – 1 минута Диалог Общее время – 15 минут Задача – научить готовиться к каждому заданию.

Время на подготовку

  • Выразительное чтение – 2 минуты
  • Пересказ – 1 минута
  • Монолог – 1 минута
  • Диалог

Общее время – 15 минут

Задача – научить готовиться к каждому заданию.

Горланова О. В.  Русский язык. Готовимся к устной части Содержание пособия Уникальность пособия – в моделях ответов ко всем заданиям

Горланова О. В. Русский язык. Готовимся к устной части

Содержание пособия

Уникальность пособия – в моделях ответов ко всем заданиям

Задание 1. Чтение текста вслух Выразительно прочитайте текст. Время на подготовку – 2 минуты Что делать во время подготовки к чтению? Смысловое чтение на основе анализа ключевых слов и грамматической структуры. Определение авторского замысла. Обозначение пауз, мест повышения/понижения голоса (разметка текста). Соблюдение орфоэпических норм. Задача учителя – научить не только чтению, но и тому, как готовиться к нему

Задание 1. Чтение текста вслух

  • Выразительно прочитайте текст.
  • Время на подготовку – 2 минуты

Что делать во время подготовки к чтению?

  • Смысловое чтение на основе анализа ключевых слов и грамматической структуры.
  • Определение авторского замысла.
  • Обозначение пауз, мест повышения/понижения голоса (разметка текста).
  • Соблюдение орфоэпических норм.

Задача учителя – научить не только чтению, но и тому,

как готовиться к нему

Задание 1. Чтение текста вслух

Задание 1. Чтение текста вслух

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Проанализируем текст предыдущего слайда по предложениям. Обозначим места пауз внутри и в конце предложения. Обратите внимание, что в предложении есть однородные члены, их нужно читать с интонацией перечисления, а также лексические повторы, которые можно сделать логически ударными. В данном случае интонация и пунктуация совпадают, чтение не должно вызвать затруднений.

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения

Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом.

Проанализируем текст предыдущего слайда по предложениям. Обозначим места пауз внутри и в конце предложения. Обратите внимание, что в предложении есть однородные члены, их нужно читать с интонацией перечисления, а также лексические повторы, которые можно сделать логически ударными. В данном случае интонация и пунктуация совпадают, чтение не должно вызвать затруднений.

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения Ребёнок любит свою мать и своего отца , │ братьев и сестер , │ свою семью , │ свой дом .││ Обратить внимание! Однородные члены предложения (интонация перечисления) Лексический повтор (можно выделить голосом) Интонация и пунктуация совпадают

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения

Ребёнок любит свою мать и своего отца , │ братьев и сестер , │ свою семью , │ свой дом .││

Обратить внимание!

  • Однородные члены предложения (интонация перечисления)
  • Лексический повтор (можно выделить голосом)
  • Интонация и пунктуация совпадают

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну.

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения

Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну.

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения Постепенно расширяясь , │ его привязанности распространяются на школу , │ село , │ город , │ всю свою страну .││ Обратить внимание! Однородные члены предложения (интонация перечисления) Обособленное обстоятельство (интонация обособления, повышение голоса на деепричастии) Интонация и пунктуация совпадают.

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения

Постепенно расширяясь , │ его привязанности распространяются на школу , │ село , │ город , │ всю свою страну .││

Обратить внимание!

  • Однородные члены предложения (интонация перечисления)
  • Обособленное обстоятельство (интонация обособления, повышение голоса на деепричастии)
  • Интонация и пунктуация совпадают.

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения

А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения А это уже совсем большое и глубокое чувство, │ хотя  и на этом нельзя останавливаться │ и надо любить в человеке человека.││ Обратить внимание! Сложное предложение Однородное подчинение Интонация и пунктуация не везде совпадают.

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения

А это уже совсем большое и глубокое чувство, │ хотя и на этом нельзя останавливаться │ и надо любить в человеке человека.││

Обратить внимание!

  • Сложное предложение
  • Однородное подчинение
  • Интонация и пунктуация не везде совпадают.

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения Надо быть патриотом, а не националистом.

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения

Надо быть патриотом, а не националистом.

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения Надо быть патриотом, │ а не националистом.││ Обратить внимание! Однородные члены предложения с противительным союзом (интонация противопоставления).

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения

Надо быть патриотом, │ а не националистом.││

Обратить внимание!

  • Однородные члены предложения с противительным союзом (интонация противопоставления).

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот.

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения

Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот.

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою . Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Обратить внимание! Одинаковое построение рядом стоящих предложений. Логическое ударение на антонимах

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения

Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою . Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот.

Обратить внимание!

  • Одинаковое построение рядом стоящих предложений.
  • Логическое ударение на антонимах

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения

Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом │– любовь к своей стране, во втором │– ненависть ко всем другим. Обратить внимание! Тире в неполном предложении (повышение голоса перед тире)

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения

Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом │– любовь к своей стране, во втором │– ненависть ко всем другим.

Обратить внимание!

  • Тире в неполном предложении (повышение голоса перед тире)

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но , расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов. на месте запятой нет паузы.

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но , расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

на месте запятой нет паузы.

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения Большая цель добра начинается с малого │– с желания добра своим близким, │но , расширяясь,│ она захватывает всё более широкий круг вопросов.││ Обратить внимание! Авторское тире вместо двоеточия (пояснительная интонация). Совпадение интонации и пунктуации не везде.

Задание. Проанализировать текст. Выполнить его разметку для чтения

Большая цель добра начинается с малого │– с желания добра своим близким, │но , расширяясь,│ она захватывает всё более широкий круг вопросов.││

Обратить внимание!

  • Авторское тире вместо двоеточия (пояснительная интонация).
  • Совпадение интонации и пунктуации не везде.

Критерии оценивания чтения Соответствие интонации пунктуационному оформлению Темп (скорость) чтения Соблюдение норм (грамматических, орфоэпических, речевых) Отсутствие искажений слов Средний темп чтения – 100-120 слов в минуту

Критерии оценивания чтения

  • Соответствие интонации пунктуационному оформлению
  • Темп (скорость) чтения
  • Соблюдение норм (грамматических, орфоэпических, речевых)
  • Отсутствие искажений слов

Средний темп чтения – 100-120 слов в минуту

Примеры рифмовок Если будешь щенка балова́ть, Он уляжется спать на кровать. Фено́мен звони́т по среда́м.  Приня́в догово́р по годам,  Он о́тдал экспе́ртам эско́рта  Хода́тайство аэропо́рта.  Как работать неохота, Одолела нас дремо́та! 

Примеры рифмовок

Если будешь щенка балова́ть,

Он уляжется спать на кровать.

Фено́мен звони́т по среда́м. Приня́в догово́р по годам, Он о́тдал экспе́ртам эско́рта Хода́тайство аэропо́рта. 

Как работать неохота,

Одолела нас дремо́та! 

Задание 1. Выводы Орфоэпическая разминка – на каждом уроке. Чтение предложений и текстов – на каждом уроке. В случае необходимости – обучение артикуляции.

Задание 1. Выводы

  • Орфоэпическая разминка – на каждом уроке.
  • Чтение предложений и текстов – на каждом уроке.
  • В случае необходимости – обучение артикуляции.
Задание 2. Пересказ прочитанного выразительно текста с дополнительным заданием Дополнительное задание – включение в текст дополнительной информации . Ученик должен 1) определить место дополнительной информации в исходном тексте, 2) подготовить пересказ текста с учётом включённой информации. Пересказ на собеседовании предполагает включение дополнительной информации в текст о выдающемся человеке, явлении. Ученик при этом должен определить место включения дополнительной информации. Важно! Применить правила цитирования (прямая речь, косвенная речь, вводные конструкции). Имена и отчества называть полностью. Если ученик совсем не знает, куда вставить цитату, пусть с неё начинает пересказ.

Задание 2. Пересказ прочитанного выразительно текста с дополнительным заданием

Дополнительное задание – включение в текст дополнительной информации .

Ученик должен

1) определить место дополнительной информации в исходном тексте,

2) подготовить пересказ текста с учётом включённой информации.

Пересказ на собеседовании предполагает включение дополнительной информации в текст о выдающемся человеке, явлении. Ученик при этом должен определить место включения дополнительной информации.

Важно!

  • Применить правила цитирования (прямая речь, косвенная речь, вводные конструкции).
  • Имена и отчества называть полностью.

Если ученик совсем не знает, куда вставить цитату, пусть с неё начинает пересказ.

Задание 2. Текст для пересказа Род Кутузовых известен ратной славой со времён Александра Невского. Генеральский чин имел отец Михаила Илларионовича. Сын превзошёл отца. Он стал генерал-фельдмаршалом, главнокомандующим русской армией и победил великого полководца Наполеона. Ранее на долю Кутузова выпало три войны с турками. Дважды он был тяжело ранен, лишился глаза. Одной из главных черт Кутузова как человека и военачальника была осторожность, он был весьма предусмотрителен, на много ходов вперёд рассчитывал стратегические действия. Другой чертой Кутузова была хитрость, не бытовая хитрость, а род мудрости. Натуре его свойственны были необыкновенная театральность, артистизм — с притворством, игрой, лукавством. Под маской благодушия и спокойствия этот человек скрывал огромный темперамент. На слайде пример текста о генерал-фельдмаршале Кутузове.

Задание 2. Текст для пересказа

Род Кутузовых известен ратной славой со времён Александра Невского. Генеральский чин имел отец Михаила Илларионовича. Сын превзошёл отца. Он стал генерал-фельдмаршалом, главнокомандующим русской армией и победил великого полководца Наполеона. Ранее на долю Кутузова выпало три войны с турками. Дважды он был тяжело ранен, лишился глаза.

Одной из главных черт Кутузова как человека и военачальника была осторожность, он был весьма предусмотрителен, на много ходов вперёд рассчитывал стратегические действия. Другой чертой Кутузова была хитрость, не бытовая хитрость, а род мудрости. Натуре его свойственны были необыкновенная театральность, артистизм — с притворством, игрой, лукавством. Под маской благодушия и спокойствия этот человек скрывал огромный темперамент.

На слайде пример текста о генерал-фельдмаршале Кутузове.

Задание 2. Текст для пересказа После Бородинского сражения на военном совете в Филях Кутузов принял непростое решение — оставить Москву без второго боя. Он произнёс знаменитые слова: «С потерею Москвы не потеряна Россия. Первою обязанностью поставляю сохранить армию… Знаю, ответственность обрушится на меня. Но жертвую собой для блага Отечества. Приказываю отступать». История подтвердила правоту великого полководца. Он не допустил разгрома русской армии. Несмотря на большие потери на Бородинском поле, она осталась грозной силой, способной продолжать борьбу. Французы, покинув сожжённую и разграбленную Москву, вынуждены были отступить по разоренной старой Смоленской дороге. Русская армия преследовала неприятеля. К концу декабря 1812 года последний французский солдат покинул пределы России. Начался заграничный поход русской армии по Европе до самого Парижа, и Кутузов продолжал возглавлять армию.  На слайде пример текста о генерал-фельдмаршале Кутузове.

Задание 2. Текст для пересказа

После Бородинского сражения на военном совете в Филях Кутузов принял непростое решение — оставить Москву без второго боя. Он произнёс знаменитые слова: «С потерею Москвы не потеряна Россия. Первою обязанностью поставляю сохранить армию… Знаю, ответственность обрушится на меня. Но жертвую собой для блага Отечества. Приказываю отступать».

История подтвердила правоту великого полководца. Он не допустил разгрома русской армии. Несмотря на большие потери на Бородинском поле, она осталась грозной силой, способной продолжать борьбу. Французы, покинув сожжённую и разграбленную Москву, вынуждены были отступить по разоренной старой Смоленской дороге. Русская армия преследовала неприятеля. К концу декабря 1812 года последний французский солдат покинул пределы России.

Начался заграничный поход русской армии по Европе до самого Парижа, и Кутузов продолжал возглавлять армию. 

На слайде пример текста о генерал-фельдмаршале Кутузове.

Задание. Определить микротемы и ключевые слова Частные темы, возникающие по мере раскрытия главной, называются микротемами . Микротема раскрывает содержание лишь одной из частей текста. Тема же целого текста включает в себя (прямо или косвенно) все его микротемы.  По ключевым словам и фразам (если они правильно выделены) можно восстановить текст (сюжет). Работа с ключевыми словами помогает подготовиться к пересказу (изложению) и к сочинению. Задание: определить микротемы текста и ключевые слова каждого абзаца. Микротемы помогут проследить развитие темы, ключевые слова помогут восстановить сюжет и подготовиться к пересказу.

Задание. Определить микротемы и ключевые слова

Частные темы, возникающие по мере раскрытия главной, называются микротемами .

Микротема раскрывает содержание лишь одной из частей текста. Тема же целого текста включает в себя (прямо или косвенно) все его микротемы. 

По ключевым словам и фразам (если они правильно выделены) можно восстановить текст (сюжет).

Работа с ключевыми словами помогает подготовиться к пересказу (изложению) и к сочинению.

Задание: определить микротемы текста и ключевые слова каждого абзаца. Микротемы помогут проследить развитие темы, ключевые слова помогут восстановить сюжет и подготовиться к пересказу.

Задание. Найти ключевые слова

Род Кутузовых известен ратной славой со времён Александра Невского. Генеральский чин имел отец Михаила Илларионовича. Сын превзошёл отца. Он стал генерал-фельдмаршалом , главнокомандующим русской армией и победил великого полководца Наполеона . Ранее на долю Кутузова выпало три войны с турками. Дважды он был тяжело ранен, лишился глаза.

Одной из главных черт Кутузова как человека и военачальника была осторожность , он был весьма предусмотрителен , на много ходов вперёд рассчитывал стратегические действия. Другой чертой Кутузова была хитрость , не бытовая хитрость, а род мудрости. Натуре его свойственны были необыкновенная театральность, артистизм — с притворством, игрой, лукавством. Под маской благодушия и спокойствия этот человек скрывал огромный темперамент.

После Бородинского сражения на военном совете в Филях Кутузов принял непростое решение — оставить Москву без второго боя . Он произнёс знаменитые слова: «С потерею Москвы не потеряна Россия. Первою обязанностью поставляю сохранить армию… Знаю, ответственность обрушится на меня. Но жертвую собой для блага Отечества . Приказываю отступать».

История подтвердила правоту великого полководца. Он не допустил разгрома русской армии . Несмотря на большие потери на Бородинском поле, она осталась грозной силой , способной продолжать борьбу. Французы, покинув сожжённую и разграбленную Москву, вынуждены были отступить по разоренной старой Смоленской дороге. Русская армия преследовала неприятеля. К концу декабря 1812 года последний французский солдат покинул пределы России.

Начался заграничный поход русской армии по Европе до самого Парижа, и Кутузов продолжал возглавлять армию. 

Проверяем правильность нахождения ключевых слов и выражений.

Задание. Определить микротемы Род Кутузовых известен ратной славой. Отличительные черты характера Кутузова. Умение взять ответственность на себя для блага Отечества. Победа над французами – заслуга Кутузова Проверяем правильность определения микротем. У нас получился план текста – опора для его пересказа. Количество микротем и абзацев может не совпадать

Задание. Определить микротемы

  • Род Кутузовых известен ратной славой.
  • Отличительные черты характера Кутузова.
  • Умение взять ответственность на себя для блага Отечества.
  • Победа над французами – заслуга Кутузова

Проверяем правильность определения микротем. У нас получился план текста – опора для его пересказа.

Количество микротем и абзацев может не совпадать

Задание 2. Пересказ с дополнительным заданием Цитата А. С. Пушкин : «Слава Кутузова неразрывно связана со славой России, с памятью о величайшем событии новейшей истории. …Спаситель России. Один Кутузов мог предложить Бородинское сражение ; один Кутузов мог отдать Москву неприятелю; один Кутузов мог остаться в этом мудром и деятельном бездействии, усыпляя Наполеона на пожарище Москвы и выжидая роковые минуты; ибо Кутузов один облечён был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал». В текст нужно включить цитату Пушкина. Ищем подсказки, устанавливаем связь с исходным текстом. Пушкин даёт оценку действиям Кутузова. Устанавливаем связь с исходным текстом

Задание 2. Пересказ с дополнительным заданием

Цитата

А. С. Пушкин : «Слава Кутузова неразрывно связана со славой России, с памятью о величайшем событии новейшей истории. …Спаситель России. Один Кутузов мог предложить Бородинское сражение ; один Кутузов мог отдать Москву неприятелю; один Кутузов мог остаться в этом мудром и деятельном бездействии, усыпляя Наполеона на пожарище Москвы и выжидая роковые минуты; ибо Кутузов один облечён был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал».

В текст нужно включить цитату Пушкина. Ищем подсказки, устанавливаем связь с исходным текстом. Пушкин даёт оценку действиям Кутузова.

Устанавливаем связь с исходным текстом

Задание. Пересказ

Род Кутузовых известен ратной славой. Генералом был отец Михаила Илларионовича. Сын превзошёл отца: стал генерал-фельдмаршалом, главнокомандующим русской армией и победил великого Наполеона.

Благодаря осторожности, предусмотрительности Кутузов на много ходов вперёд рассчитывал стратегические действия. Полководец отличался хитростью и артистизмомС виду благодушный и спокойный, он имел огромный темперамент.

После Бородинского сражения на военном совете в Филях Кутузов принял непростое решение — оставить Москву без второго боя. Он произнёс знаменитые слова: «Жертвую собой для блага Отечества. Приказываю отступать».

Александр Сергеевич Пушкин так сказал о Кутузове: «Слава Кутузова неразрывно связана со славой России, с памятью о величайшем событии новейшей истории. …Спаситель России».

История подтвердила правоту великого полководца. Он не допустил разгрома русской армии. Она осталась грозной силой, способной продолжать борьбу. Французы отступили. Русская армия преследовала неприятеля.

Начался заграничный поход русской армии по Европе, и Кутузов продолжал возглавлять армию. 

Проверяем правильность нахождения ключевых слов и выражений.

Критерии оценивания пересказа При пересказе важно не исказить исходный текст, сохранить его микротемы, уместно и логично включить дополнительный материал. Как и при оценке задания 1 учитывается соблюдение норм литературного языка. Максимальное количество баллов за 1 и 2 задания – 10. Сохранение микротем Фактологическая точность Уместность включения высказывания Правильность цитирования Соблюдение грамматических, орфоэпических, речевых норм

Критерии оценивания пересказа

При пересказе важно не исказить исходный текст, сохранить его микротемы, уместно и логично включить дополнительный материал. Как и при оценке задания 1 учитывается соблюдение норм литературного языка. Максимальное количество баллов за 1 и 2 задания – 10.

  • Сохранение микротем
  • Фактологическая точность
  • Уместность включения высказывания
  • Правильность цитирования
  • Соблюдение грамматических, орфоэпических, речевых норм

Задание 3. Монологическое высказывание Задание 3 проверяет умение строить монологическое высказывание на предложенную тему. Ученику предложены три темы с указанием типа речи. Описание нужно составить с опорой на фотографию. Повествование ученик составляет, опираясь на жизненный опыт. А рассуждение строит по сформулированному вопросу. Монолог на 3 минуты должен включать не менее 10 фраз. Формулировка задания из демоверсии

Задание 3. Монологическое высказывание

Задание 3 проверяет умение строить монологическое высказывание на предложенную тему. Ученику предложены три темы с указанием типа речи. Описание нужно составить с опорой на фотографию. Повествование ученик составляет, опираясь на жизненный опыт. А рассуждение строит по сформулированному вопросу. Монолог на 3 минуты должен включать не менее 10 фраз.

Формулировка задания из демоверсии

Задание 3. Монологическое высказывание. Описание фотографии Такую карточку ученик увидит, если выберет описание фотографии Фото будет чёрно-белым Нужно составить связный текст из 10 фраз Не нужно описывать фон, передний и задний план Не забудьте описать: кто изображён на фото, что делают молодые люди, как они выглядят, в каком настроении они пребывают.

Задание 3. Монологическое высказывание. Описание фотографии

  • Такую карточку ученик увидит, если выберет описание фотографии
  • Фото будет чёрно-белым
  • Нужно составить связный текст из 10 фраз
  • Не нужно описывать фон, передний и задний план

Не забудьте описать:

  • кто изображён на фото,
  • что делают молодые люди,
  • как они выглядят,
  • в каком настроении они пребывают.
Задание 3. Монологическое высказывание. Описание фотографии Каждое задание сопровождается примером выполнения. Назовите факты, сформулируйте идеи

Задание 3. Монологическое высказывание. Описание фотографии

Каждое задание сопровождается примером выполнения.

Назовите факты, сформулируйте идеи

Задание 3. Монологическое высказывание. Описание фотографии Каждое задание сопровождается примером выполнения. Факты : лес, палатка, туристы, гитара, чай, рюкзаки Идея : молодёжь любит походы, нужно общаться с природой, турпоход требует специальной подготовки, отдых на природе в хорошей компании приносит удовольствие

Задание 3. Монологическое высказывание. Описание фотографии

Каждое задание сопровождается примером выполнения.

Факты : лес, палатка, туристы, гитара, чай, рюкзаки

Идея :

  • молодёжь любит походы,
  • нужно общаться с природой,
  • турпоход требует специальной подготовки,
  • отдых на природе в хорошей компании приносит удовольствие

Задание 3. Монологическое высказывание. Описание фотографии Назовите факты, сформулируйте идеи Каждое задание сопровождается примером выполнения.

Задание 3. Монологическое высказывание. Описание фотографии

Назовите факты, сформулируйте идеи

Каждое задание сопровождается примером выполнения.

Задание 3. Монологическое высказывание. Описание фотографии Факты : фотограф, фотоаппарат, лягушка Идея : ради хорошего кадра фотограф готов зайти в воду и неподвижно стоять в ней, для достижения цели профессионалы идут на многие жертвы, интересная фотография с необычным сюжетом может порадовать людей и принести успех автору Каждое задание сопровождается примером выполнения.

Задание 3. Монологическое высказывание. Описание фотографии

Факты : фотограф, фотоаппарат, лягушка

Идея :

  • ради хорошего кадра фотограф готов зайти в воду и неподвижно стоять в ней,
  • для достижения цели профессионалы идут на многие жертвы,
  • интересная фотография с необычным сюжетом может порадовать людей и принести успех автору

Каждое задание сопровождается примером выполнения.

Задание 3. Монологическое высказывание. Описание фотографии Каждое задание сопровождается примером выполнения.

Задание 3. Монологическое высказывание. Описание фотографии

Каждое задание сопровождается примером выполнения.

Идея Использовать в подготовительной работе фотографии из альбома класса (можно в рамках внеурочной работы). По ним легче составлять монологи

Идея

  • Использовать в подготовительной работе фотографии из альбома класса (можно в рамках внеурочной работы). По ним легче составлять монологи
Задание 3. Монологическое высказывание (повествование) Тема 2. Поход. Подсказки заранее неизвестны, только тема

Задание 3. Монологическое высказывание (повествование)

Тема 2.

Поход.

Подсказки заранее неизвестны, только тема

Задание 3. Монологическое высказывание (повествование) Придумать сюжет, вспомнить историю (случай в походе или памятный поход) Заблудились, потеряли рюкзак с едой, намочили спички, плот перевернулся, неожиданный ливень, незваный гость… Завязка – развитие действия – кульминация – развязка Кто? Что? Где? Куда? Как? Почему? Примеры выполнения задания названы моделями. Они не являются образцами, но показывают возможный вариант того, как можно было выполнить задание. Это помощь тем, кто готовится к собеседованию самостоятельно.

Задание 3. Монологическое высказывание (повествование)

Придумать сюжет, вспомнить историю (случай в походе или памятный поход)

Заблудились, потеряли рюкзак с едой, намочили спички, плот перевернулся, неожиданный ливень, незваный гость…

Завязка – развитие действия – кульминация – развязка

Кто? Что? Где? Куда? Как? Почему?

Примеры выполнения задания названы моделями. Они не являются образцами, но показывают возможный вариант того, как можно было выполнить задание. Это помощь тем, кто готовится к собеседованию самостоятельно.

Задание 3. Монологическое высказывание. Рассказ о походе Примеры выполнения задания названы моделями. Они не являются образцами, но показывают возможный вариант того, как можно было выполнить задание. Это помощь тем, кто готовится к собеседованию самостоятельно.

Задание 3. Монологическое высказывание. Рассказ о походе

Примеры выполнения задания названы моделями. Они не являются образцами, но показывают возможный вариант того, как можно было выполнить задание. Это помощь тем, кто готовится к собеседованию самостоятельно.

Задание 3. Монологическое высказывание. Рассуждение Это связный текст из 10 фраз, а не ответы на вопросы

Задание 3. Монологическое высказывание. Рассуждение

Это связный текст из 10 фраз, а не ответы на вопросы

Критерии оценивания монолога Критерии оценки монологического высказывания в основном знакомы ученикам и учителю. Новым является требование учесть условия речевой ситуации. Объём – не менее 10 фраз Соответствие теме и заданию Фактическая точность Учёт условий речевой ситуации Смысловая цельность, связность, последовательность, логичность Соблюдение норм литературного языка

Критерии оценивания монолога

Критерии оценки монологического высказывания в основном знакомы ученикам и учителю. Новым является требование учесть условия речевой ситуации.

  • Объём – не менее 10 фраз
  • Соответствие теме и заданию
  • Фактическая точность
  • Учёт условий речевой ситуации
  • Смысловая цельность, связность, последовательность, логичность
  • Соблюдение норм литературного языка

Учёт речевой ситуации Ученик рассказывает тему экзаменатору (взрослому человеку) Общение происходит в официальной обстановке, требует соблюдения норм этикета, норм литературного языка (недопустимы жаргонные, просторечные выражения) Во время собеседования ученик общается с педагогом-экзаменатором. Речевая ситуация требует соблюдения правил поведения, речевого этикета, принятых в обществе и типичных для общения в условиях обучения. Недопустимо использовать просторечные, жаргонные слова.

Учёт речевой ситуации

  • Ученик рассказывает тему экзаменатору (взрослому человеку)
  • Общение происходит в официальной обстановке, требует соблюдения норм этикета, норм литературного языка (недопустимы жаргонные, просторечные выражения)

Во время собеседования ученик общается с педагогом-экзаменатором. Речевая ситуация требует соблюдения правил поведения, речевого этикета, принятых в обществе и типичных для общения в условиях обучения. Недопустимо использовать просторечные, жаргонные слова.

Задание 4. Диалог Формулировка задания из демоверсии Задание 4 проверяет умение ученика вести диалог со взрослым человеком, отвечать на вопросы, поддерживать тему разговора, подхватывать реплики собеседника, вежливо отвечать в случае несогласия с экзаменатором. Важно давать не односложные, а развёрнутые ответы, соблюдая при этом требование лаконичности.

Задание 4. Диалог

Формулировка задания из демоверсии

Задание 4 проверяет умение ученика вести диалог со взрослым человеком, отвечать на вопросы, поддерживать тему разговора, подхватывать реплики собеседника, вежливо отвечать в случае несогласия с экзаменатором. Важно давать не односложные, а развёрнутые ответы, соблюдая при этом требование лаконичности.

Задание 4. Диалог В каждой теме 5 вопросов. В пособии есть примерные ответы на все вопросы. Ко всем вопросам предложены модели ответов

Задание 4. Диалог

В каждой теме 5 вопросов. В пособии есть примерные ответы на все вопросы.

Ко всем вопросам предложены модели ответов

Критерии оценивания диалога Выполнение коммуникативной задачи Учёт условий речевой ситуации Соблюдение речевых норм В диалоге тоже важно учесть условия речевой ситуации, выполнить коммуникативную задачу – поучаствовать в диалоге. Оценивается соблюдение норм литературного языка, точность, богатство, разнообразие речи.

Критерии оценивания диалога

  • Выполнение коммуникативной задачи
  • Учёт условий речевой ситуации
  • Соблюдение речевых норм

В диалоге тоже важно учесть условия речевой ситуации, выполнить коммуникативную задачу – поучаствовать в диалоге. Оценивается соблюдение норм литературного языка, точность, богатство, разнообразие речи.

баллов " width="640"

Критерии оценивания всей работы

Часть работы

1.

Баллы

Чтение

2.

2

Пересказ

4

Правильность речи в 1 и 2

3.

1 + 2

4

10

Монолог

4.

3

Диалог

2

Правильность речи в 3 и 4

4

3 + 4

9

Вся работа

19

На собеседовании можно набрать 19 баллов. Зачёт ученик получит. Если наберёт не менее 10 баллов.

Зачёт = 10 и баллов

  Процедура проведения  ИТОГОВОГО УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ  выпускников основной школы   Аудитории Оборудование Аудитория ожидания Персонал Принтер для распечатки материалов Аудитория для собеседования Экзаменатор-собеседник (любой учитель) Любое звукозаписывающее оборудование Эксперт (только учитель русского языка и литературы) Электронные носители информации Организаторы Технический специалист      Накануне готовятся аудитории, оборудование, прорабатывается схема движения участников собеседования;  за час-полтора до начала процедуры КИМ скачиваются с федерального ресурса и распечатываются;  участники собеседования собираются в аудитории ожидания и по одному приглашаются для собеседования;  в аудитории для собеседования присутствуют организатор, экзаменатор-собеседник и эксперт;  ведется аудиозапись ответов;  эксперт оценивает устную речь непосредственно в процессе ответа.

Процедура проведения ИТОГОВОГО УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ выпускников основной школы

Аудитории

Оборудование

Аудитория ожидания

Персонал

Принтер для распечатки материалов

Аудитория для собеседования

Экзаменатор-собеседник (любой учитель)

Любое звукозаписывающее оборудование

Эксперт (только учитель русского языка и литературы)

Электронные носители информации

Организаторы

Технический специалист

  • Накануне готовятся аудитории, оборудование, прорабатывается схема движения участников собеседования;
  • за час-полтора до начала процедуры КИМ скачиваются с федерального ресурса и распечатываются;
  • участники собеседования собираются в аудитории ожидания и по одному приглашаются для собеседования;
  • в аудитории для собеседования присутствуют организатор, экзаменатор-собеседник и эксперт;
  • ведется аудиозапись ответов;
  • эксперт оценивает устную речь непосредственно в процессе ответа.

Выводы Любые алгоритмы действий следует рассматривать как методические рекомендации , а не как обязательные к исполнению указания. Творчески работающий учитель создаст собственную систему подготовки к устной части экзамена. Желаем всем коллегам успехов!

Выводы

Любые алгоритмы действий следует рассматривать как методические рекомендации , а не как обязательные к исполнению указания.

Творчески работающий учитель создаст собственную систему подготовки к устной части экзамена.

Желаем всем коллегам успехов!

Контакты https://www.prosv.ru / - сайт издательства https://shop.prosv.ru / - сайт интернет-магазина +7 (495) 789-30-40 (доб. 4350), EVoropay@prosv.ru – зам. руководителя центра гуманитарного образования Евгения Владимировна Воропай

Контакты

https://www.prosv.ru / - сайт издательства

https://shop.prosv.ru / - сайт интернет-магазина

+7 (495) 789-30-40 (доб. 4350), [email protected] – зам. руководителя центра гуманитарного образования Евгения Владимировна Воропай


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!