Просмотр содержимого документа
«Успех работы тренера»
УСПЕХ РАБОТЫ ТРЕНЕРА
Требования к личности тренера
- Тренер должен обладать полым комплексом нравственных качеств: гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и др., так как нравственное воспитание учеников должно базироваться не только на словесной форме воздействия на них, но, прежде всего на личном примере. Личный пример - лучшая проповедь.
- Тренер обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования.
- Тренер должен обладать и такими нравственными качествами, как принципиальность, правдивость, самокритичность, трудолюбие и справедливость.
- Коммуникативные качества, к которым относится общительность, вежливость, доброжелательность и ряд других, помогают тренеру устанавливать контакт с учениками в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы тренера.
Профессионально важные качества тренера
Мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Оправдано бытующее среди педагогов мнение, что личный пример — лучшая проповедь. Тренер обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования, помня, что учитель — это человек, специальностью которого является правильное поведение.
Педагогические способности.
На формирование человека влияют 4 фактора:
- задатки
- воспитание
- социальные условия жизни, общественная жизнь
- стремление к самосовершенствованию
Преподаватель должен знать свой предмет – иначе учить нельзя!
Знания должны постоянно обновляться, уча других нельзя стоять на месте самому.
Большое трудолюбие плюс опыт работы (одним 2-3 года, другим 30 лет) и любой может стать специалистом высокой квалификации.
Под педагогическими способностями понимают синтез
13 отдельных способностей:
- Экспрессивная способность
- Перцептивная способность (восприятие).
- Перцептивная способность
- Авторитарная способность.
- Коммуникативная способность.
- Личностная способность.
- Организаторская способность
- Конструктивная способность
- Умение распределять внимание.
- Мажорная способность – оптимизм и юмор педагога.
- Дидактическая способность.
- Психомоторная способность.
- Гностическая способность.
- В США среди сильнейших игроков был проведён опрос по 14 вопросам анкеты какие личностные качества (характеристики) тренера они считают наиболее важными.
I место – знание вида спорта
2 место – энтузиазм в работе
3 место– индивидуальная помощь спортсмену
4 место– умение заставить спортсмена «вкалывать»
5 место– способность к организации работы коллектива
6 место- рациональные методы тренировки
7 место– постоянный интерес к игроку
8 место– способность к личному показу и примеру
9 место– способность вдохновлять
10место – уважительное отношение к игроку как к личности
11 место– умение требовать дисциплину
12 место– внешний вид
13 место– чувство юмора
14 место– общая эрудиция и интерес
22 рекомендации тренеру:
- Не подходите ко всем игрокам с одной меркой: к сильным игрокам – повышенные требования.
- Ставьте перед игроком и командой иерархию целей (ряд последовательных целей).
- Старайтесь проявлять постоянный интерес к каждому игроку, независимо от того, как он играет в данной игре.
- Сбалансируйте интерес игрока как к соревнованиям так и к тренировочному процессу.
- Поощряйте индивидуальные занятия игроков в свободное время
- Будьте беспристрастны. Обращайтесь ко всем игрокам одинаково или старайтесь это сделать.
- Будьте доступны для игроков в любое время, чтобы они чувствовали, что могут обратиться за советом или помощью.
- Признавайте другие интересы игроков.
- Систематически проводите собрания команды не только перед предстоящей иргой, но и для решения других проблем.
- Ведите записи основных технико-тактических показателей и тестов каждого игрока. Делайте стенды, таблицы динамики результатов и просто лучших, чтобы иметь объективную оценку своей команды.
- Не стесняйтесь хвалить игроков, если они хорошо выступили на соревнованиях, «пахали» на тренировке или совершили хороший поступок. Не будьте «сухарём»!
- Критику недостатков и поступков надо проводить и начинать с индивидуальной беседы. Не избегайте этого. И, только выяснив все причины, «включать» мнение всей команды.
- Поощряйте совместные мероприятия игроков всей команды вне тренировок и совместное участие в этих мероприятиях.
- Посвящайте в ваши намерения в работе близких, родных, друзей, т.к. они со своей стороны тоже влияют на мотивацию.
- Будьте оптимистом, трезво относитесь к сегодняшним победам и поражениям. Глубоко верьте, что правильная самоотверженная работа, самоотдача принесёт плоды успеха.
- Критика ваша победившего коллектива и отдельного игрока поможет лучше и острее. После победы – критика острая, после поражения – лаконичная, чтобы не задавить психологически.
- Требуйте «железной» тренировочной и игровой дисциплины когда это необходимо, но не перегибайте палку. Уважайте проявление смелости и находчивости, инициативы у игрока, даже если нет хорошего результата.
- Не бойтесь показывать игрокам свой характер и не пытайтесь подстраиваться под чей-то.
- Не пытайтесь просто командовать или обманывать своих игроков. Будьте честны и откровенны в каждом своём решении. Например, если отчисляете кого-то, скажите об этом лично, открыто.
- Тренер должен отличаться всесторонним знанием баскетбола. Должен сочетать черты молодости и зрелости. Работать с энтузиазмом, стремиться к поставленной цели.
- Необходимо своим игрокам показывать большой баскетбол, поддерживать связь с командами мастеров.
«Пирамида» успеха Джона Вудена
Джон Вуден (1910) – американский баскетбольный тренер. По мнению Вудена, тренер должен иметь:
- шкуру слона
- свирепость льва
- выносливость антилопы
- силу быка
- хитрость лисы
- мудрость совы
- сердце котёнка
В своей «Пирамиде» он графически выразил точку зрения на успех работы тренера (по рядам, ступеням и номерам).
16
15
13
1
10
6
2
11
7
14
3
12
8
4
9
5
Кирпичи Вудена.
ПЕРВЫЙ РЯД – ФУНДАМЕНТ.
- 1 – Работоспособность . Ничто не может заменить большой объём работы. Результаты приходят благодаря труду, режиму и тщательно разработанному плану.
- 2 – Дружелюбие . Тёплые взаимоотношения с коллегами и партнёрами. Умение видеть хорошее в игроке и развивать это.
- 3 – Объективность . Лояльность и требовательность прежде всего к себе, к каждому партнёру, игроку. Беречь свой авторитет и лидерство в коллективе.
- 4 – Сотрудничество. Глубоко уважать коллег по работе и игроков. Работать с ними на равных. Помогать каждому в трудную минуту, думать о каждом.
- 5 – Энтузиазм. Необходимо вкладывать всю душу в подготовку и в соревнования. Это стимулирует всё остальное.
ВТОРОЙ РЯД.
- 6 – Самоконтроль . Всегда сохранять самокритичность и рассудительность.
- 7 – Бдительность и внимательность во всех моментах, эпизодах тренировок и соревнований. В тренерской работе нет мелочей.
- 8 – Инициативность . Способность принять решения (смелые и правильные) в самых сложных ситуациях. Независимость взглядов и суждений.
- 9 – Целеустремлённость . Умение концентрироваться на главных задачах, независимо от всех сбивающих факторов, соблазнов и т.д.
ТРЕТИЙ РЯД.
- 10 – Подготовленность ( умственная, физическая, моральная). Совместный анализ восстановления, нагрузки и питания.
- 11 – Прочность знаний и навыков . Основы школы баскетбола, каждой игровой детали и типовой тактической ситуации должен знать каждый игрок. Плюс ко всему – общая интеллектуальная культура.
- 12 – Несокрушимый дух команды . Каждый игрок должен бороться до конца в любой самой безнадёжной ситуации (и тренер тоже).
ЧЕТВЁРТЫЙ РЯД.
- 13 – Уравновешенность, чувство юмора в любых, даже самых сложных ситуациях.
- 14 – Уверенность в своих собственных силах и силах коллектива команды.
ПЯТЫЙ РЯД.
- 15 – Страсть к соревнованиям (и соревноваться). Любить бой, а не лёгкие победы, действовать с полной отдачей и эффективностью в каждом матче. Не упиваться победами и быть несгибаемыми при поражениях.
ШЕСТОЙ РЯД.
- 16 – Высший спортивный результат (победа).
СТУПЕНИ.
- 17 – Самолюбие – стремление к высшим достижениям, престиж тренера.
- 18 – Адаптивность. Приспособление к трудным условиям.
- 19 – Находчивость и изобретательность
- 20 – Способность бороться до конца с максимальной энергией
- 21 – Верность клубу, команде, её традициям (нравственный фактор).
- 22 – Искренность и чистосердечность в отношениях с друзьями.
- 23 – Нравственность поведения.
- 24 – Честность и прямота
- 25 – Надёжность и стабильность действий
- 26 – Настойчивость и терпение.