СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Успешный старт"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер -класс для сотрудников, организующих игровую деятельность в лагере.

Просмотр содержимого документа
«"Успешный старт"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр Дзержинец»











Методическая разработка

мастер-класса для вожатых





«Успешный старт – первые дни отряда в лагере»









Автор:



Хохлова Елена Михайловна ,

педагог дополнительного образования.





2018 год



Пояснительная записка.



Данная методическая разработка направлена формирование сплоченного детского коллектива в первые дни летней оздоровительной смены в загородном лагере и содержит разнообразные и содержательные взаимодействия вожатых и детей в форме игровой деятельности.

Основное назначение данной разработки: объединить группу детей с разными интересами в единый коллектив. Такие игры требуются в коллективе, который только образован, где дети малознакомы друг с другом.

На данном мастер-классе будущие вожатые сами встанут на место детей и поиграют в игры на знакомство и сплочение. В арсенале вожатого всегда должна быть интересная и простая игра, в которую можно поиграть в любую свободную минуту, однако самыми важными являются игры на знакомство и сплочение коллектива. В первые три дня смены сдружить детей между собой очень важно. От этого зависит успех всех дел отряда, настрой на работу, победу в спортивных мероприятиях и, конечно, остаточное впечатление после окончания смены.

Целевая аудитория мастер класса:

Разработка рассчитана на вожатых детских загородных лагерей.

Организационные параметры мастер класса:

Мастер-класс состоит из одной встречи. Рекомендуемое время встречи – 1 час 30 минут. Количество участников – от 10 до 20

Требование к помещению - большое помещение: должна быть возможность свободного передвижения участников, их расположение по кругу, объединения в мини-группы.

Требования к материальному обеспечению мастер-класса.

Раздаточный материал: клубок ниток, листы бумаги, газеты, мяч, ручки, карандаши.













ТАЙМИНГ ПРОВЕДЕНИЯ

1.​ Организационный момент - 5 минут.

2.​ Чем завлечь детей? Как объединить? 40 минут

3.​ Игры на знакомство 30 минут.

4.Мастер-класс «Узнаёте? ,- Это мы!»

5.​ ​Рефлексия 10 минут.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

1.Организационный момент. Участники располагаются на стульях, заранее расставленных по кругу. Ведущий находится в кругу вместе с участниками, так как вожатый должен быть рядом с ребёнком, а не над ним.

2. Чем завлечь детей? Как объединить? Игра «ОРИЕНТИР»

3.Игры на знакомство. Ведущий предлагает участникам вспомнить игры, которые они знают и уже играли в них.

4.Мастер-класс «Узнаёте? ,- Это мы!» изготовление человечков для отрядного уголка из пластиковых ложек . Направлено на творчество

ОРГПЕРИОД

Цель - создать условия для адаптации ребёнка к лагерю для создания и функционирования детского коллектива.

ЗАДАЧИ:

Адаптация к новым условиям жизни

"РОЖДЕНИЕ ОТРЯДА"

Цель - структурное оформление отряда, планирование деятельности на смену. Для обсуждения вопросов отряд разбивается на группы по 5-7 человек. Сначала обсуждение идёт внутри группы, затем выступают представители от всех групп. Вожатый фиксирует ответы на ватмане.

Что такое отряд? Когда можно считать, что он родился?

Какими должны быть отношения в хорошем коллективе? Отсюда можно вывести ребят на принятие законов и традиций лагеря, на создание своей отрядной конституции (права, обязанности и наказания).

Как организовать жизнь в отряде?

Выявление лидеров.

Ребята отвечают на следующие вопросы, выбирая на каждый по три человека из своего отряда. С кем из ребят ты бы хотел выполнять трудовое задание и отчитаться за выполненную работу? Кого из ребят ты бы выбрал для организации общего сбора отряда, обеспечения явки всех ребят? К кому из ребят ты бы обратился за помощью в организации праздничного вечера для отряда? Ты не попал на занятие кружка, к кому из ребят ты бы обратился с просьбой объяснить пропущенный материал? Обработка: ребята отвечают на листочках, вожатый подсчитывает, сколько выборов получил каждый ребёнок; лидер то, кто получил больше голосов или ребята отдают тем, кого они выбрали геометрические фигуры, свои для каждого вопроса; итоги подсчитывают сами ребята. Первый способ делают заранее, второй более быстрый и наглядный, но требует более высокого уровня доверия.

Игры на лидерство

Выбор актива отряда и уточнение их функций (командир отряда, пресс-центр, культмассовый сектор, информатор, узнающий информацию из сбора информаторов, комендант, следящий за чистотой и порядком, член совета лагеря)

СБОР "РОЖДЕНИЕ ОТРЯДА"

Цель - структурное оформление отряда, планирование деятельности на смену. Для обсуждения вопросов отряд разбивается на группы по 5-7 человек. Сначала обсуждение идёт внутри группы, затем выступают представители от всех групп. Вожатый фиксирует ответы на ватмане.

Что такое отряд? Когда можно считать, что он родился?

Какими должны быть отношения в хорошем коллективе? Отсюда можно вывести ребят на принятие законов и традиций лагеря, на создание своей отрядной конституции (права, обязанности и наказания).

Как организовать жизнь в отряде?

Выявление лидеров.

МАЛЕКУЛЫ- бегают собираются в группы, узнают имена.

2. Командная игра на сплочении "Геометрия"

Игра на знакомство и сплочение группы. Успех и настоящее удовольствие все игроки получат только в случае сложившегося доверия и взаимопонимания.



Игроки встают в круг и берутся обеими руками за прочную связанную концами длинную веревку. Постепенно, отклонившись назад, игроки должны образовать из веревки ровную окружность. Можно попробовать сохранить эту окружность, держась за веревку только левыми руками, затем, - только правыми руками, повернувшись спиной к центру, вернувшись в исходное положение.

Если участники справились с заданием и еще не устали, можно перейти к более сложным заданиям: не отрываясь от веревки, с закрытыми глазами, используя только переговоры, построить квадрат, равносторонний треугольник, ромб.

Тест на сплоченность "На одной волне»

Игра в круге, целью которой является стремление почувствовать друг друга и, не переговариваясь, добиться синхронности действия. Проходит игра так: участники сидят со сжатыми кулаками, по команде, одновременно «выбрасывают» пальцы. Идеальный вариант, когда все «выбросят» одинаковое количество пальцем, можно играть до достижения результата.

«Листок календаря»

Эта игра проводится на дискотеке или на вечере. Каждый участник вечера при входе получает листок календаря. Девушкам — с четными числами, юношам — с нечетными. По ходу праздника его участники выполняют следующие задания:

Собраться по месяцам и выполнить задание — прорекламировать свой месяц. Все слова в рекламе должны начинаться с буквы месяца. Например, сентябрь — сырой, счастливый, сладкий и так далее;

Собраться по дням недели и выполнить задание — вспомнить песни (как можно больше) о своем дне недели, если таких песен нет, то придумать один куплет;

Сформировать команду из 12 сред, 12 четвергов, 12 пятниц, и каждая команда представляет живую картину на тему: «У природы нет плохой погоды»;

выбрать пару 35 (числа 3 и 5), пара танцует под музыку;

найти вчерашний день;

составить число 2018.

«Отыщи друга»

Разрезать открытки на две части, смешать их и предложить каждому взять половинку открытки. Участники игры должны найти вторую часть открытки. Когда все отыщут друг друга, танцуют парами.



«Мой напарник»

Дети разбиваются на пары. Им дается три минуты, за которые они должны как можно больше узнать друг о друге. Затем все садятся в круг, и каждый из игроков рассказывает о своем напарнике.



КОГДА ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ РАБОТУ НА СМЕНУ

Готовясь к встрече с ребятами, Вам, конечно же, необходимо продумать, чем Вы с ними будете заниматься в течение всей смены. Но неплохо было бы узнать, что же ждут от смены ребята, какой они представляют интересную смену. Поэтому не торопитесь, посоветуйтесь с детьми.

Вы можете использовать:

1. ПОЛЯНУ ЖЕЛАНИЙ

Заготовьте заранее большой лист бумаги, из бумаги вырежьте цветочки (такие, чтобы на них можно было что-то написать). Попросите ребят написать свои пожелания и " посадить" цветочки на поляну.

2. СТЕНУ ОТКРОВЕНИЙ

Большой лист бумаги разрисуйте под кирпичную стену и предложите на ней написать свои пожелания.

3. ЛАРЕЦ ЖЕЛАНИЙ

Заранее подготовьте красивый ларец (коробку, обклеенную цветной бумагой или красиво разрисованную), сделайте прорезь для того, чтобы можно было опускать в ларец записки с пожеланиями по организации работы.

4. АУКЦИОН ИДЕЙ

Подготовьте небольшие карточки двух цветов: на карточках одного цвета напишите форму проведения мероприятия (викторина, брэйн-ринг, турнир, эстафета и т. д. ), на карточках другого цвета — существительные (этих карточек должно быть больше). Предложите ребятам выбрать 1 карточку одного цвета (форма ) и 2 -3 карточки другого цвета и пофантазировать, какие бы мероприятия они смогли придумать, используя эти слова (существительные можно изменять, образовывая необходимые однокоренные слова. ) Например, даны слова: "викторина", "природа", "загадка". Используя их, можно придумать такие варианты: викторина "Загадки природы", викторина "Загадочная природа" или "Природа загадывает..." Придумав свои варианты, ребята должны будут их "защитить": рассказать, как они представляют это мероприятие.



КОГДА ВЫ ГОТОВИТЕСЬ ВСТРЕЧАТЬ ДЕТЕЙ



Известно, что театр начинается с вешалки, а вот первые впечатления о своем вожатом у ребят сложатся в тот самый момент, когда они впервые попадут в холл своего корпуса. Поэтому еще до приезда ребят тщательно продумайте, как Вы украсите холл, детские комнаты. В холле обязательно должен быть отрядный уголок с названием отряда, девизом, отрядной кричалкой, списком детей отряда, но этот уголок Вы будете оформлять позднее, вместе с детьми. А пока нет детей, подготовьте уголок именинника: "С наилучшими пожеланиями! " или просто уголок "Поздравляем!", где в течение смены Вы будете поздравлять не только именинников, но и отличившихся ребят.

Во время смены Вас с ребятами ожидает много спортивных состязаний, как отрядных, так и общелагерных, поэтому, возможно, Вам понадобится "Спортивный бюллетень", где Вы будете сообщать о том, какие соревнования ожидают ребят, с каким результатом закончились соревнования. За смену Вам с ребятами предстоит разучить много новых песен, поэтому заранее подготовьте и место для "Музыкального уголка", где будут записаны слова песен. И, конечно же, необходим в отряде и "Уголок чистоты".

В течение смены ребят ожидает много разнообразных мероприятий, а чтобы дети постоянно не приставали с вопросом; " А что у нас сегодня?"- оформите красиво "План-сетку отрядных и общелагерных мероприятий. Все эти уголки Вы можете сделать вместе с ребятами в первые дни смены, но заранее надо будет продумать некоторые варианты оформления на тот случай, если ребята не смогут предложить интересные идеи.

Для того, чтобы Вы могли быстро запомнить детей своего отряда, заранее продумайте визитные карточки для каждой комнаты. Постарайтесь сделать так, чтобы, попав в корпус, дети сразу почувствовали, что их здесь очень ждут.

К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые временные рубрики (необходимые только для оргпериода):

«Это наш лагерь» (краткие данные о лагере);

поздравление с приездом;

законы лагеря;

адрес лагеря;

наказ ребят прошлой смены;

первые песни,гимн;

план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя.

Игра «33» (7 минут)

Участники стоят в кругу. Задача группы посчитать от одного до 100, но вместо цифры 3, числа, в которой есть 3 и чисел, которые делятся на 3 необходимо назвать своё имя. Например: один, два, Саша, четыре и т.д.



«ЛАЙФХАКИ»

Чередование видов активности

При планировании отрядных мероприятий, старайтесь чередовать виды активности: физическую активность должна сменять творческая, подвижные игры должны чередоваться с интеллектуальными викторинами и т. д. С учетом биоритмов детского организма, первая половина дня идеально подходит для спартакиад, веселых стартов, и просто подвижных игр на свежем воздухе. Вторая половина дня – это время различных творческих мероприятий и командных игр.

Проводите отрядные мероприятия

Независимо от насыщенности общелагерными мероприятиями, соревнованиями, экскурсиями и кружками, старайтесь проводить, как минимум, одно досуговое отрядное мероприятие. Наличие таких мероприятий придает своеобразие и неповторимость вашему отряду.

Играйте с детьми

Вывести свой отряд на футбольное поле и предоставить детей самим себе, несомненно, проще, чем организовать для своего отряда несколько веселых игр. Но именно наличие в багаже большого запаса игр, и главное – готовность их применять в любую свободную минуту, дает вожатому неоценимый инструмент организации детского досуга и сплочения отряда, творческого и физического развития детей.

Занимайте интересным делом каждого ребенка

У детей разный характер и темперамент, разные интересы и склонности, и, если почти весь ваш отряд с удовольствием развлекается на футбольном поле, а две девочки скучают на скамейке у корпуса, то необходимо постараться найти возможность избавить их от скуки. У вожатого в запасе должно быть несколько игр, позволяющих занять одного или нескольких детей, и не требующих от них большой активности. Шахматы, морской бой, нарды, современные настольные игры: скрабл, дженга, свинтус, элиас, а для большой компании – мафия, все эти игры позволяют интересно и с пользой проводить время, развивают навыки общения и творческие способности. Используя готовые игровые наборы, и объединяя несколько игр, вожатый может устраивать в своем отряде вечера игр, которые могут стать интересными отрядными мероприятиями.



Постановка задач на смену

Предварительное планирование – важный подготовительный этап в работе вожатого. И мы надеемся, что Вы, конечно, его провели. Но, как известно, даже самый хороший и подробный план нуждается в корректировках. В первые дни в лагере Вы более близко познакомитесь со своим отрядом и, возможно, поймете, что некоторые запланированные Вами дела “не пойдут”. Может, изменится обще лагерная программа или просто погода будет дождливой. И одной из целей орг периода будет корректировка плана Вашей работы. Так же, более полно оценив Ваш отряд, пообщавшись с ребятами и напарниками, нужно будет наметить задачи смены. Говоря проще – на что будет нацелена Ваша работа с отрядом. Просто отдохнуть и повеселиться, сделать упор на сплочении отряда, затронуть социальные аспекты, акцентировать свою работу на развитии личностных качеств ребят, на групповой работе и так далее.

Знакомство с территорией



Представления детей о размерах окружающего мира не совсем похожи на наши, взрослые. Если нам лагерь может показаться совсем небольшим, то для ребят, особенно для малышей, это огромная неизведанная страна. И с этой страной детей нужно обязательно познакомить, чтобы ребята как можно скорее узнали, где находится медпункт, клуб и футбольное поле и свободно ориентировались на территории. Такое знакомство лучше всего провести в виде веселой и интересной игры. Такие игры так и называются:

«Игры на знакомство с местностью».

«ОРИЕНТИР»

Все ребята делятся на команды и каждая команда должна как можно быстрее и точнее ответить на несколько вопросов. Для того чтобы выполнить задание, командам нужно пробежать по территории. Вопросы могут быть такими:

– сколько скамеек у столовой?

– сколько окон в здании медпункта?

– сколько углов у беседки за 2-м корпусом?

– какого цвета баскетбольные щиты? и т. д.

– самая страшная тайна директора лагеря? и т. д.

ОТДАЁМ ПОСЛАНИЕ!!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!