СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Условное наклонение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: -закрепить знания о наклонении глагола, распознавать глаголы в условном наклонении, образовывать формы условного наклонения,отличать глаголы в формах условного и изъявительного наклонения.

Планируемые результаты: предметные: Выполнение пробного учебного действия; подведение под понятие; формулирование цели урока. Применение полученного знания; самостоятельное создание способа решения проблемных заданий

метапредметные: - извлечение фактуальной информации из учебных текстов; вычитывание информации, представленной в форме таблицы; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил; определение последовательности действий, работа по плану; оценка достигнутых результатов; свободное изложение мыслей в письменной и устной форме; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил.

Познавательные УУД:

анализировать, классифицировать, обобщать, задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).

- анализировать, определять понятия, строить логические рассуждения.

- классифицировать, сравнивать, делать выводы, обобщать.

- владеть приемами отбора и систематизации материала.

- анализировать, сравнивать, устанавливать сходство и различие, группировать.

- представлять информацию в разных формах (ключевые слова, схема).

Коммуникативные УУД:

-овладение всеми видами речевой деятельности,

- слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения,

- оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные УУД:

-  высказывать предположения на основе наблюдений,

- формулировать вопрос (проблему) урока,

- искать пути решения проблемы,

-  осуществлять познавательную и личностную рефлексию,

- соотносить цели и результаты своей деятельности,

-  вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

личностные: воспитание интереса и любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как основному средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Условное наклонение»

Урок № 107

Предмет _________________________________________

Класс _________

Дата _____________________

Тема урока: «Условное наклонение».

Цель урока: -закрепить знания о наклонении глагола, распознавать глаголы в условном наклонении, образовывать формы условного наклонения,отличать глаголы в формах условного и изъявительного наклонения.

Планируемые результаты:
предметные: Выполнение пробного учебного действия; подведение под понятие; формулирование цели урока. Применение полученного знания; самостоятельное создание способа решения проблемных заданий

метапредметные: - извлечение фактуальной информации из учебных текстов; вычитывание информации, представленной в форме таблицы; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил; определение последовательности действий, работа по плану; оценка достигнутых результатов; свободное изложение мыслей в письменной и устной форме; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил.

Познавательные УУД:

анализировать, классифицировать, обобщать, задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).

- анализировать, определять понятия, строить логические рассуждения.

- классифицировать, сравнивать, делать выводы, обобщать.

- владеть приемами отбора и систематизации материала.

- анализировать, сравнивать, устанавливать сходство и различие, группировать.

- представлять информацию в разных формах (ключевые слова, схема).

Коммуникативные УУД:

-овладение всеми видами речевой деятельности,

- слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения,

- оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные УУД:

- высказывать предположения на основе наблюдений,

- формулировать вопрос (проблему) урока,

- искать пути решения проблемы,

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию,

- соотносить цели и результаты своей деятельности,

- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

личностные: воспитание интереса и любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как основному средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.

Оборудование: Компьютер, карточки-задания, сигнальные карточки, маршрутные листы, презентация.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Настраивает на начало урока

(слайд № 1)

Начинается урок.

Он пойдёт, ребята, впрок.

Постарайтесь всё понять

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

 И на уроке не зевайте!

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть каждого из вас!

Я надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем и продолжим удивляться новым открытиям, которые приготовил для нас наш родной русский язык! Желаю вам успехов и хороших оценок.

Откройте тетради запишите число. Проверяют готовность к уроку. Записывают число.

2. Проверка домашнего задания

Блиц­опрос.

– Если утверждение правильное, поставьте знак «+», если неправильное – «–».

1) Наклонение – это постоянный морфологический признак глагола.

2) С помощью наклонения выражается, как соотносятся действие и действительность.

3) Глаголы имеют два наклонения.

4) Глаголы в повелительном наклонении обозначают не реальные, а возможные, желательные действия.

5) Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.

6) Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, которые происходили, происходят или произойдут.

II. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, я приглашаю вас на урок русского языка, но он сегодня необычный. Мы с вами отправляемся в далекое путешествие к загадочному городу, а как он называется, вы сами мне скажете позже. («Условное наклонение глагола»). Но одолеет этот трудный путь только тот, кто будет активно работать на уроке и покажет свои знания по правописанию глаголов, по их образованию и изменению. Кто правильно будет находить глаголы в тексте.

-Хорошо! А сейчас послушайте сказку.

  1. Лингвистическая сказка

В королевстве Всяческих действий правил многоликий и энергичный король Глагол I. И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.

Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что всё происходит на самом деле, происходило или будет происходить. Его девизом были слова: "Было! Есть! Будет!”

Средний был мечтатель, романтик и фантазер. Его девиз: "Если бы, да кабы!”

Третий – очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию. Его девиз: "Так точно! Будет сделано!”.

Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.

- Скажите, как назывался город старшего брата? (Изъявительное наклонение).Город Изъявительных фактов

– Почему вы так думаете? (Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить)

– Как назывался город второго брата? (Условное наклонение).Город условностей

– Как назывался город третьего брата? (Повелительное наклонение).Город Повелителей

3. Обобщение изученного по теме.

Распределительный диктант: правописание Е-И в окончаниях глагола 3 лица ед.ч. (работа в группах)

-И вот мы в городе. Что за правила здесь работают? Посмотрите, нас встречает волшебный светофор. Дело в том, что по правилам города Изъявительных фактов зеленый сигнал светофора пропускает глаголы второго спряжения, а красный – просит остановиться и подождать глаголы первого спряжения. Давайте поможем ему не ошибиться с выбором и распределим глаголы в соответствии со спряжением.

Автобус отправляется, держит курс, ездим на автобусе, пересекает улицу, ходим по городу, предупреждает об опасности, переходит улицу, останавливает нарушителя.

Проверим, согласен ли светофор с нашим выбором.

1 спряжение

2 спряжение

Автобус отправляется

Ходим по городу

Пересекает улицу

Ездим на автобусе

Предупреждает об опасности

Держит курс

Останавливает нарушителя

Переходит улицу

IV. Изучение нового материала.

Давайте отправимся дальше.

-Жителей города Повелителей мы навестим завтра. А сегодня наша главная цель…… Как вы думаете –какой город посетим мы сегодня? Как он называется?

Ответы детей.

- Конечно! сегодня мы посетим Город Условностей.

-Значит, какую тему мы сегодня будем изучать?

-Правильно. Тема сегодняшнего урока: Условное наклонение. Запишите в тетради.


Сегодня наша главная цель – Город Условностей.

Зайдем?

- Но что это? Здания недостроены, одежда недошита, картины недописаны, больные недолечены. В чем дело? А дело в самих глаголах, точнее в их значении.

- Что же обозначают глаголы в условном наклонении? (Ответы учеников)

Откроем учебник на с.117 и прочитаем правило (действия, желаемые или возможные при определенных условиях)

- Они могут когда-нибудь осуществиться? Нужны условия!

- Закончите предложения, используя глаголы в условном наклонении

Я бы выстроил дворец, если бы…

Я бы вырастил дерево, если бы…

Я бы сшила платье, если бы…

Я бы всех вылечил, если бы…

Мы бы дорисовали пейзаж, если бы…

Все, что вы сейчас добавили в предложение – это условие!

-А вот и сами жители. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголом всегда частица БЫ. Она либо бежит следом, либо обгоняет и оказывается впереди, а может так далеко забежать, что между ней и глаголом окажется несколько слов.

-Рассмотрите таблицу и попробуйте рассказать, как образуется условное наклонение

Основа неопределенной формы

суффикс

частица

Условное наклонение

Бежа-ть

Повея-ть

Улыба-ть-ся

Надея-ть-ся

Л

Бы (б)

Бежал бы

Повеял бы

Улыбался бы

Надеялся бы

УЧИТЕЛЬ: Хорошо, мы поняли, как образуется условное наклонение глагола. Теперь наша задача выяснить, как изменяются глаголы в условном наклонении.

- Как вы думаете, изменяются ли эти глаголы по временам? Ваши версии?

( Нет, не изменяются. Какое может быть время, если этого не было, нет, и неизвестно будет ли вообще. Это же всего лишь желания и мечты)

- Так может быть они могут изменяться по числам и родам?

Давайте попробуем изменить глаголы условного наклонения по числам и по родам. (н: увидел бы).

ФИЗМИНУТКА.

Учитель. Я буду называть глаголы, а вы:
─ если услышите глагол в условном наклонении – поднимаете руки вверх
─ если в изъявительном наклонении - хлопаете:
- играет, читал. (хлопают)
- решил бы, устал бы (поднимают руки
- сидит, принесёт (хлопают
- написал бы, позвал бы (поднимают руки)

Работа у доски и в тетрадях

Даны глаголы в форме инфинитива, нужно образовать условное наклонение, изменяя глагол по родам. (Выполняется письменно).

Принести – принес бы, принесла бы, принесло бы, принесли БЫ

Сделать – сделал бы, сделала бы, сделало бы, сделали БЫ

Долететь – долетел БЫ, долетела бы, долетело бы, долетели бы

Приходить – приходил БЫ, приходила бы, приходило бы, приходили бы

Думать – думал БЫ, думала бы, думало бы, думали бы

Молодцы, ребята! Вы справились и с этим заданием.

V. Закрепление изученного материала.

1. Запись предложений у доски.

Записать, подчеркнуть основы предложений. Обозначить суффикс Л и окончания в глаголах условного наклонения.

1. Если бы Солнце перестало светить, жизнь на Земле вскоре угасла бы.

2. Если бы растения не получали солнечных лучей, они не смогли бы поглощать углерод и насыщать воздух кислородом.


3. Творческая работа.

- используя глаголы в условном наклонении, составьте несколько предложений на тему

«Если б я был (а) учителем»

«Если б я был (а) врачом»

«Если б я был (а) школьным поваром

«Если б я был (а) полицейским»

«Если б я был (а) президентом» и т.д.

Затем учащиеся зачитывают свои мини-тексты. Оценивание.

VI. Обобщение. Итог урока.

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились со всеми трудностями.

- Давайте вспомним, с чем же мы познакомились. В каком городе побывали и что узнали нового?

- Как образуются глаголы условного наклонения? При помощи чего? (от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса Л и частицы БЫ)

-Что обозначают глаголы в условном наклонении? (действия, желаемые или возможные при определенных условиях)

- Как изменяются глаголы в условном наклонении? (изменяются по

числам и в единственном числе – по родам)

Рефлексия.

А сейчас, ребята, вы сами должны оценить себя, ответив на вопросы. (Карточки с вопросами у каждого на парте)

Домашнее задание.

Параграф 92, упр.543.




















Дополнительно.



«Цветик-семицветик» (допол.)

Помните ли вы, ребята, сказку про цветик-семицветик, который мог выполнить 7 самых заветных желаний. Представим, что такой цветок попал в наши руки.

- Какое бы самое заветное желание, касающееся всех людей на планете, написали бы вы?

Я раздам вам лепестки по 1 на парту, а вы запишите это самое желание, используя при этом глаголы условного наклонения.

( с помощью магнитов на доске составляю цветок)

Вот он перед нами этот чудесный цветок исполнения желаний, и хочется верить, что рано или поздно эти желания осуществятся, и мир вокруг нас станет лучше.

А помогли нам загадать эти желания глаголы условного наклонения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!