Урок № 107
Предмет _________________________________________
Класс _________
Дата _____________________
Тема урока: «Условное наклонение».
Цель урока: -закрепить знания о наклонении глагола, распознавать глаголы в условном наклонении, образовывать формы условного наклонения,отличать глаголы в формах условного и изъявительного наклонения.
Планируемые результаты:
предметные: Выполнение пробного учебного действия; подведение под понятие; формулирование цели урока. Применение полученного знания; самостоятельное создание способа решения проблемных заданий
метапредметные: - извлечение фактуальной информации из учебных текстов; вычитывание информации, представленной в форме таблицы; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил; определение последовательности действий, работа по плану; оценка достигнутых результатов; свободное изложение мыслей в письменной и устной форме; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил.
Познавательные УУД:
анализировать, классифицировать, обобщать, задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).
- анализировать, определять понятия, строить логические рассуждения.
- классифицировать, сравнивать, делать выводы, обобщать.
- владеть приемами отбора и систематизации материала.
- анализировать, сравнивать, устанавливать сходство и различие, группировать.
- представлять информацию в разных формах (ключевые слова, схема).
Коммуникативные УУД:
-овладение всеми видами речевой деятельности,
- слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения,
- оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
Регулятивные УУД:
- высказывать предположения на основе наблюдений,
- формулировать вопрос (проблему) урока,
- искать пути решения проблемы,
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию,
- соотносить цели и результаты своей деятельности,
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
личностные: воспитание интереса и любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как основному средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.
Оборудование: Компьютер, карточки-задания, сигнальные карточки, маршрутные листы, презентация.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Настраивает на начало урока
(слайд № 1)
Начинается урок.
Он пойдёт, ребята, впрок.
Постарайтесь всё понять
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте!
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть каждого из вас!
Я надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем и продолжим удивляться новым открытиям, которые приготовил для нас наш родной русский язык! Желаю вам успехов и хороших оценок.
Откройте тетради запишите число. Проверяют готовность к уроку. Записывают число.
2. Проверка домашнего задания
Блицопрос.
– Если утверждение правильное, поставьте знак «+», если неправильное – «–».
1) Наклонение – это постоянный морфологический признак глагола.
2) С помощью наклонения выражается, как соотносятся действие и действительность.
3) Глаголы имеют два наклонения.
4) Глаголы в повелительном наклонении обозначают не реальные, а возможные, желательные действия.
5) Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.
6) Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, которые происходили, происходят или произойдут.
II. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, я приглашаю вас на урок русского языка, но он сегодня необычный. Мы с вами отправляемся в далекое путешествие к загадочному городу, а как он называется, вы сами мне скажете позже. («Условное наклонение глагола»). Но одолеет этот трудный путь только тот, кто будет активно работать на уроке и покажет свои знания по правописанию глаголов, по их образованию и изменению. Кто правильно будет находить глаголы в тексте.
-Хорошо! А сейчас послушайте сказку.
Лингвистическая сказка
В королевстве Всяческих действий правил многоликий и энергичный король Глагол I. И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.
Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что всё происходит на самом деле, происходило или будет происходить. Его девизом были слова: "Было! Есть! Будет!”
Средний был мечтатель, романтик и фантазер. Его девиз: "Если бы, да кабы!”
Третий – очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию. Его девиз: "Так точно! Будет сделано!”.
Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.
- Скажите, как назывался город старшего брата? (Изъявительное наклонение).Город Изъявительных фактов
– Почему вы так думаете? (Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить)
– Как назывался город второго брата? (Условное наклонение).Город условностей
– Как назывался город третьего брата? (Повелительное наклонение).Город Повелителей
3. Обобщение изученного по теме.
Распределительный диктант: правописание Е-И в окончаниях глагола 3 лица ед.ч. (работа в группах)
-И вот мы в городе. Что за правила здесь работают? Посмотрите, нас встречает волшебный светофор. Дело в том, что по правилам города Изъявительных фактов зеленый сигнал светофора пропускает глаголы второго спряжения, а красный – просит остановиться и подождать глаголы первого спряжения. Давайте поможем ему не ошибиться с выбором и распределим глаголы в соответствии со спряжением.
Автобус отправляется, держит курс, ездим на автобусе, пересекает улицу, ходим по городу, предупреждает об опасности, переходит улицу, останавливает нарушителя.
Проверим, согласен ли светофор с нашим выбором.
1 спряжение | 2 спряжение |
Автобус отправляется | Ходим по городу |
Пересекает улицу | Ездим на автобусе |
Предупреждает об опасности | Держит курс |
Останавливает нарушителя | Переходит улицу |
IV. Изучение нового материала.
Давайте отправимся дальше.
-Жителей города Повелителей мы навестим завтра. А сегодня наша главная цель…… Как вы думаете –какой город посетим мы сегодня? Как он называется?
Ответы детей.
- Конечно! сегодня мы посетим Город Условностей.
-Значит, какую тему мы сегодня будем изучать?
-Правильно. Тема сегодняшнего урока: Условное наклонение. Запишите в тетради.
Сегодня наша главная цель – Город Условностей.
Зайдем?
- Но что это? Здания недостроены, одежда недошита, картины недописаны, больные недолечены. В чем дело? А дело в самих глаголах, точнее в их значении.
- Что же обозначают глаголы в условном наклонении? (Ответы учеников)
Откроем учебник на с.117 и прочитаем правило (действия, желаемые или возможные при определенных условиях)
- Они могут когда-нибудь осуществиться? Нужны условия!
- Закончите предложения, используя глаголы в условном наклонении
Я бы выстроил дворец, если бы…
Я бы вырастил дерево, если бы…
Я бы сшила платье, если бы…
Я бы всех вылечил, если бы…
Мы бы дорисовали пейзаж, если бы…
Все, что вы сейчас добавили в предложение – это условие!
-А вот и сами жители. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголом всегда частица БЫ. Она либо бежит следом, либо обгоняет и оказывается впереди, а может так далеко забежать, что между ней и глаголом окажется несколько слов.
-Рассмотрите таблицу и попробуйте рассказать, как образуется условное наклонение
Основа неопределенной формы | суффикс | частица | Условное наклонение |
Бежа-ть Повея-ть Улыба-ть-ся Надея-ть-ся | Л | Бы (б) | Бежал бы Повеял бы Улыбался бы Надеялся бы |
УЧИТЕЛЬ: Хорошо, мы поняли, как образуется условное наклонение глагола. Теперь наша задача выяснить, как изменяются глаголы в условном наклонении.
- Как вы думаете, изменяются ли эти глаголы по временам? Ваши версии?
( Нет, не изменяются. Какое может быть время, если этого не было, нет, и неизвестно будет ли вообще. Это же всего лишь желания и мечты)
- Так может быть они могут изменяться по числам и родам?
Давайте попробуем изменить глаголы условного наклонения по числам и по родам. (н: увидел бы).
ФИЗМИНУТКА.
Учитель. Я буду называть глаголы, а вы:
─ если услышите глагол в условном наклонении – поднимаете руки вверх;
─ если в изъявительном наклонении - хлопаете:
- играет, читал. (хлопают)
- решил бы, устал бы (поднимают руки)
- сидит, принесёт (хлопают)
- написал бы, позвал бы (поднимают руки)
Работа у доски и в тетрадях
Даны глаголы в форме инфинитива, нужно образовать условное наклонение, изменяя глагол по родам. (Выполняется письменно).
Принести – принес бы, принесла бы, принесло бы, принесли БЫ
Сделать – сделал бы, сделала бы, сделало бы, сделали БЫ
Долететь – долетел БЫ, долетела бы, долетело бы, долетели бы
Приходить – приходил БЫ, приходила бы, приходило бы, приходили бы
Думать – думал БЫ, думала бы, думало бы, думали бы
Молодцы, ребята! Вы справились и с этим заданием.
V. Закрепление изученного материала.
1. Запись предложений у доски.
Записать, подчеркнуть основы предложений. Обозначить суффикс Л и окончания в глаголах условного наклонения.
1. Если бы Солнце перестало светить, жизнь на Земле вскоре угасла бы.
2. Если бы растения не получали солнечных лучей, они не смогли бы поглощать углерод и насыщать воздух кислородом.
3. Творческая работа.
- используя глаголы в условном наклонении, составьте несколько предложений на тему
«Если б я был (а) учителем»
«Если б я был (а) врачом»
«Если б я был (а) школьным поваром
«Если б я был (а) полицейским»
«Если б я был (а) президентом» и т.д.
Затем учащиеся зачитывают свои мини-тексты. Оценивание.
VI. Обобщение. Итог урока.
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились со всеми трудностями.
- Давайте вспомним, с чем же мы познакомились. В каком городе побывали и что узнали нового?
- Как образуются глаголы условного наклонения? При помощи чего? (от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса Л и частицы БЫ)
-Что обозначают глаголы в условном наклонении? (действия, желаемые или возможные при определенных условиях)
- Как изменяются глаголы в условном наклонении? (изменяются по
числам и в единственном числе – по родам)
Рефлексия.
А сейчас, ребята, вы сами должны оценить себя, ответив на вопросы. (Карточки с вопросами у каждого на парте)
Домашнее задание.
Параграф 92, упр.543.
Дополнительно.
«Цветик-семицветик» (допол.)
Помните ли вы, ребята, сказку про цветик-семицветик, который мог выполнить 7 самых заветных желаний. Представим, что такой цветок попал в наши руки.
- Какое бы самое заветное желание, касающееся всех людей на планете, написали бы вы?
Я раздам вам лепестки по 1 на парту, а вы запишите это самое желание, используя при этом глаголы условного наклонения.
( с помощью магнитов на доске составляю цветок)
Вот он перед нами этот чудесный цветок исполнения желаний, и хочется верить, что рано или поздно эти желания осуществятся, и мир вокруг нас станет лучше.
А помогли нам загадать эти желания глаголы условного наклонения.