СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Усиление роли психологического компонента педагогического взаимодействия как условие формирования прочных общеучебных умений и навыков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе повышаются требования к уровню общего образования человека. Очень часто при нормальном уровне развития интеллектуальной сферы ребенок много времени тратит на выполнение какого-либо задания, с трудом усваивает новый материал, интеллектуально пассивен. Поэтому задача школы не только сообщить ребенку систему научных знаний об окружающей действительности, но и научить его учиться, то есть вооружить общеучебными умениями и навыками, которые являются важным компонентом процесса обучения. Овладение умениями и навыками повышает уровень самостоятельности учеников и эффективность процесса учения. Проблему эффективного формирования учебной деятельности школьника можно отнести к числу вечных проблем педагогики. Её решение зачастую определяет успешность процесса учения, качество образования выпускника школы и результативность той или иной системы обучения. 

Просмотр содержимого документа
««Усиление роли психологического компонента педагогического взаимодействия как условие формирования прочных общеучебных умений и навыков»»

В современном обществе повышаются требования к уровню общего образования человека. Очень часто при нормальном уровне развития интеллектуальной сферы ребенок много времени тратит на выполнение какого-либо задания, с трудом усваивает новый материал, интеллектуально пассивен. Поэтому задача школы не только сообщить ребенку систему научных знаний об окружающей действительности, но и научить его учиться, то есть вооружить общеучебными умениями и навыками, которые являются важным компонентом процесса обучения. Овладение умениями и навыками повышает уровень самостоятельности учеников и эффективность процесса учения. Проблему эффективного формирования учебной деятельности школьника можно отнести к числу вечных проблем педагогики. Её решение зачастую определяет успешность процесса учения, качество образования выпускника школы и результативность той или иной системы обучения. Особую актуальность, данная проблема приобретает применительно к начальной школе. Учебная деятельность со свойственной ей специфической структурой, включающей учебные задачи, учебные действия, контроль и оценку, даже при наличии соответствующих предпосылок складывается не сразу; ее становление происходит под руководством учителя непосредственно в процессе обучения. Оцениваются не столько сами знания, сколько средства, инструменты самостоятельного приобретения знаний, независимо оттого, к какой предметной области они принадлежат.

Дидактические приёмы стимулируют и развивают мыслительную деятельность, влияют на развитие общеучебных умений и навыков учащихся в том случае, если создаются благоприятные условия для развития каждого учащегося.

Формирование умений и навыков - один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения.

Учебно-организационные умения.

Без умения организовать себя в учебном труде вряд ли можно рассчитывать на серьезные успехи в овладении знаниями. Вот почему так важны учебно-организационные умения. Многие из них закладываются еще на начальной стадии образования.

Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. К ним относятся умения организовать свое рабочее место; планировать текущую работу; нацелить себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности; вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища и т.п.). А также

· определение индивидуальных и коллективных учебных задач;

· выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;

· сравнение полученных результатов с учебной задачей;

· владение различными формами самоконтроля;

· оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;

· определение недостатков собственной учебной деятельности и установление их причины;

· постановка цели самообразовательной деятельности;

· определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.

Учебно-интеллектуальные или общелогические умения.

Учебно-интеллектуальные умения формируются только в личном опыте ученика, чужие умения здесь помогают мало. Но приобретение такого опыта, освоение умений, как и овладение знаниями, может и должно быть организовано учителем начиная уже с 1-го класса

Данные общеучебные умения представляют разные стороны жизнедеятельности ребенка: познавательную, практическую коммуникативную (социальную).

Наблюдение, слушание, чтение - умения нацеленного восприятия и отражения главного в учебном материале (тексте, рисунке, схеме) на уроке, в домашнем задании. Данный блок общеучебных интеллектуальных умений обеспечивает ориентацию учащихся в учебном задании и планирование последующих действий, связанных с нахождением способов и средств выполнения задания, то есть с размышлением, мышлением. Рассуждающее мышление, происходящее в процессе усвоения знаний, перестраивает все другие познавательные процессы. В этом возрасте «память становится мыслящей, а восприятие - думающим».

Учебно-интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:

· определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;

· выявление существенных признаков объекта;

· определение соотношения компонентов объекта;

· проведение разных видов сравнения;

· установление причинно-следственных связей;

· оперирование понятиями, суждениями;

· классификация информации;

· владение компонентами доказательства;

· формулирование проблемы и определение способов ее решения

Уровень интеллектуального развития младшего школьника определяется главным образом степенью сформированности следующих умений:

* сравнивать объекты, факты, явления;

* классифицировать материал;

* обобщать;

* абстрагировать;

* выделять главное, существенное;

* устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

* выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;

* писать сочинение на заданную тему;

* пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка).

Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:

· работа с основными компонентами учебника;

· использование справочной и дополнительной литературы;

· различение и правильное использование разных литературных стилей;

· подбор и группировка материалов по определенной теме;

· составление планов различных видов;

· создание текстов различных типов;

· владение разными формами изложения текста;

· составление на основе текста таблицы, схемы, графика;

· составление тезисов, конспектирование;

· подготовка рецензии;

· владение цитированием и различными видами комментариев;

· подготовка доклада, реферата;

· использование различных видов наблюдения;

· качественное и количественное описание изучаемого объекта;

· проведение эксперимента;

· использование разных видов моделирования.

Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся:

· выслушивание мнения других;

· владение различными формами устных публичных выступлений;

· оценка разных точек зрения;

· владение приемами риторики;

· организация совместной деятельности;

· владение культурой речи;

· ведение дискуссии


На основании посещенных уроков, самоанализов уроков, сделанных педагогами, проведенной Декады педагогического мастерства учителей начальных классов хочется остановиться на деятельности педагогов начальных классов:

Н.В. выбирает чаще комбинированный урок, в котором можно сочетать или комбинировать различные цели и виды учебной работы: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д.

все этапы урока у Н.В. логически взаимосвязаны и последовательно выстроены. Учащиеся получают и систематизировать полученные знания .

Главный акцент урока по предмету человек и мир - это обучение связному высказыванию по теме, а конкретно данного урока еще и формирование ценностного отношения обучающихся к здоровью и здоровому образу питания.

Для раскрытия нового материала выбираются методы объяснительно – иллюстративный и частично-поисковый. Обучающиеся умеют работать самостоятельно Подобная форма подачи новой темы, когда обучающиеся самостоятельно ищут решение, дает лучший результат на усвоение новый темы.

Формы организации обучения, которые используются учителем: групповая (по партам) и индивидуальная, а также фронтальная беседа.

Работоспособность школьников в течение всего урока обеспечивается за счет разнообразных форм и  видов работы, подачи материала, музыкальной физкультпаузы. Перегрузки учащихся как физической, так и психологической, не бывает благодаря смене видов деятельности и форм работы.

На уроках учитель выступает для обучающихся в разных качествах: как учитель (когда объясняет новый материал), как интересный собеседник (когда организует коммуникативную ситуацию, ситуацию общения), как исследователь (когда вместе с учащимися решает задачи).

Применение наглядности и игровых технологий на уроке позволило рационально использовать время, разнообразить  виды работ на уроке, а так же проконтролировать всех учащихся одновременно и сразу узнать результаты, насколько хорошо усвоен материал каждым учащимся.


Ж.Ф..для каждого ученика создается ситуация успеха, что также способствует мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Так как у первоклассников мышление преимущественно наглядно - образное, используются наглядный материал в виде иллюстраций. Учитывая возрастные особенности детей, посчитала целесообразным ввести игровой момент, с целью заинтересовать и усилить активность на уроке. На всех этапах учащиеся вовлечены в активную мыслительную и исследовательскую деятельность. Этапы урока у Ж.Ф. тесно связаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практически. Каждому этапу урока было отведено время, за которое учащиеся смогли выполнить поставленные задачи. Все этапы были логичны и связаны между собой. Обобщение и систематизация материала проводилось путем практической , индивидуальной деятельности с последующей проверкой, демонстрацией карточек, использованием игрового материала.

Изучение нового материала проводилось самостоятельно, в парах , путем использования наглядного, дидактического, художественного, научного материала.

Первичное закрепление проводилось путем практической, творческой работы.

На уроке оптимально сочеталась индивидуальная , фронтальная и групповая формы работы .Таким образом , на уроке достигнуты варианты индивидуального , личностно – ориентированного обучения с использованием визуальных и слуховых образов.

Л.В. используется технология критического мышления для достижения осознанного чтения и умения анализировать прочитанное. В уроки включены задания, направленные на развитие творческих способностей. Для этого проводится групповая работа.

Используются проблемный и частично-поисковый методы обучения, фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной деятельности. Достаточно времени отводится на практическую деятельность учащихся .

Отбор материала и методов обучения Е.В. осуществляет с учетом особенностей учащихся. Были отобраны методы: по источнику знаний - словесные методы – беседа в форме блиц-опроса. К наглядным методам относятся повторение материала по таблице, а также подбор слова к схеме. Практические методы – чистописание, упражнения из учебника, индивидуальные карточки . Главный акцент был направлен на проверку знаний учащихся по данной теме.

По дидактической цели все методы, выбранные мной, позволили проконтролировать: насколько дети усвоили данную тему. Это упражнение на дифференциацию , работа по индивидуальным карточкам.

При отборе материала учитываются принципы обучения. Принцип научности – формулировка правил.; принцип связи обучения с практикой – на минутке чистописания, стимуляция учащихся использовать свои знания в решении практических задач, анализировать и доказывать. Принцип систематичности и последовательности - старалась, чтобы все задания были взаимосвязаны, были интересны и разнообразны. Устная работа чередовалась с письменной, напряжение урока снималось через игровые моменты и физкультминутку, все этапы спланированы и логически связаны. Учитывался принцип доступности, а также принцип наглядности. Учтен и принцип прочности – дети показали, что учебный матеиал ими усваивается успешно.

Используются методы работы: анализ задания, фронтальный опрос по теме, пояснения, наблюденияи т.д..


Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся. Были отобраны методы: по источнику знаний - словесные методы – беседа в форме блиц-опроса. К наглядным методам относятся повторение материала по таблице, а также подбор слова к схеме. Практические методы – чистописание, упражнения из учебника, индивидуальные карточки . Главный акцент был направлен на проверку знаний учащихся по данной теме.

По дидактической цели все методы, выбранные мной, позволили проконтролировать: насколько дети усвоили данную тему. Это упражнение на дифференциацию , работа по индивидуальным карточкам.

При отборе материала учитывались принципы обучения. Принцип научности – формулировка правил.; принцип связи обучения с практикой – на минутке чистописания, стимуляция учащихся использовать свои знания в решении практических задач, анализировать и доказывать. Принцип систематичности и последовательности - старалась, чтобы все задания были взаимосвязаны, были интересны и разнообразны. Устная работа чередовалась с письменной, напряжение урока снималось через игровые моменты и физкультминутку, все этапы спланированы и логически связаны. Учитывался принцип доступности, а также принцип наглядности. Учтен и принцип прочности – дети показали, что учебный материал ими усваивается успешно.

Использовались методы работы: анализ задания, фронтальный опрос по теме, пояснения, наблюдения..

Средства: учебник, тетради, наглядный и раздаточный материал.

Психологическая обстановка была доброжелательная. Воспитательные цели выполнялись в соответствии с целями урока.



Скачать

© 2017, 285 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!