МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТРУДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК
ПО ТВОРЧЕСТВУ К.Д.УШИНСКОГО
«УШИНСКИЙ: ПИСАТЕЛЬ, ПЕДАГОГ, НАСТАВНИК »
( для обучающихся 5 классов )
Составитель: Абдулвелиева Алие Изетовна
педагог-библиотекарь МБОУ
«Трудовская средняя школа»
Сакского района Республики Крым
Библиотечный урок
по творчеству К.Д. Ушинского для 5 класса
«УШИНСКИЙ: ПИСАТЕЛЬ, ПЕДАГОГ, НАСТАВНИК»
Цель:
-Приобщение детей к чтению.
- Доставить детям радость, от занимательного путешествия по творчеству Ушинского, выполнения познавательно-игровых заданий и творческой работы
Задачи:
1.Знакомство учащихся с биографией и произведениями К.Д.Ушинского.
2. Развитие внимания к авторскому слову, мышления, памяти, интереса к чтению произведений нравственного содержания
3.Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей, воспитание ответственности, доброты, душевной чуткости.
Оборудование: проектор, книжная выставка, карточки с фактами, интерактивная доска, фотографии, иллюстрации к сказкам, музыкальное сопровождение.
ВЕДУЩИЙ 1: Константина Дмитриевича Ушинского называют «учителем русских учителей». Именно благодаря Ушинскому у России появилась своя научная педагогика - наука о воспитании.
ВЕДУЩИЙ 2: К.Д.Ушинский – профессиональный педагог, занимавшийся исследованиями и одновременно реформой школы. С именем Ушинского напрямую связано объявление 2023 года годом педагога и наставника.
ВЕДУЩИЙ 1:Первым учителем Ушинского стала его мама Любовь Степановна- женщина образованная и интеллигентная. Она очень хорошо обучила своего сына основам всех необходимых ему наук, и по результатам вступительных испытаний Ушинский был сразу зачислен в третий класс гимназии. Намного позже Ушинский придет к выводу, что домашнее образование это залог успешного старта.
ВЕДУЩИЙ 2: Преподавать Ушинский начал еще вовремя учебы в университете. Уже в те годы он размышлял о необходимости всеобщего просвещения и демократизации всеобщего образования. Ушинский считал, что все заслуживают равных прав в обучении: благородные сословия и неблагородные, мужчины и женщины.
ВЕДУЩИЙ1: В своей книге «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии» Ушинский сформулировал свой главный принцип: цель воспитания - формирование активной творческой личности, для которой высшей ценностью являются физический и умственный труд.
ВЕДУЩИЙ 2: К.Д.Ушинский был талантливым детским писателем. Он написал и пересказал для детей много рассказов, сказок, пословиц и поговорок.
ВЕДУЩИЙ 1: Разве есть в нашей стране такой человек, кто ни знал бы таких сказок этого писателя как «Бодливая корова», «Чужое яичко» и много других?
ВЕДУЩИЙ 2: В своих произведениях для детей Ушинский учит ребят понятиям добро, трудолюбие, порядочность..
ВЕДУЩИЙ 1: В сказке «Страшная коза» писатель учит детей быть честными, справедливыми, смелыми и помогать слабым.
ВЕДУЩИЙ 1. Сейчас ребята покажут нам инсценировку сказки К.Д.Ушинского «Страшная коза».
ЗВУЧИТ МУЗЫКА. ВЫХОДЯТ ГЕРОИ СКАЗКИ-ПЬЕСЯ И НАЧИНАЮТ ВЫСТУПЛЕНИЕ.
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВЕДУЩИЕ ВЫХОДЯТ НА СЦЕНУ,
ВЕДУЩИЙ 2: Константин Ушинский много думал о людях и много для них сделал. Его книги- это кладезь мудрости и доброты. «Ветер и солнце»- это поучительный рассказ, в котором говорится, что дружелюбием и терпением в общении с людьми можно добиться лучших результатов, чем агрессией и приказами.
ВЫХОДИТ УЧЕНИК, ЧИТАЕТ РАССКАЗ «ВЕТЕР и СОЛНЦЕ»
ВЕДУЩИЙ 1: Константин Ушинский известен также как автор учебника «Родное слово» для учащихся начальной школы. «Родное слово» - это источник стилистики, источник речевой красоты.
ВЕДУЩИЙ 2: Чтение тем учебника обязательно предваряется тематической беседой, в которой происходит знакомство с миром живых существ или предметов, о которых предстоит узнать детям из книги в данный момент.
ВЕДУЩИЙ 1: Каждая тема из «Родного слова» предполагает беседы о происхождении слов. Детям это очень нравится. Иногда получается так, что они первые начинают задавать вопросы, например, почему тетрадкой называется тетрадкой, а книгой и наоборот. В каждой теме учебника предлагается подборка пословиц и загадок, пробуждающих у детей мысли и чувства. У детей формируется языковое чутьё. Каждая тема завершается чтением побасенок, песен и сказок.
ВЕДУЩИЙ 2:Стихотворение, которое вы сейчас услышите, возможно , предназначалось им для учебника «Родное слово», но по каким-то причинам не вошло. И нам сейчас выпала возможность его послушать.
СЦЕНКА. ВЫХОДИТ УШИНСКИЙ С ДЕВУШКОЙ(ОНА В ДЛИННОМ СВЕТЛОМ ПЛАТЬЕ,НА ГОЛОВЕ ШЛЯПКА, В РУКАХ ВЕЕР.)ОНИ СОВЕРШАЮТ ПРОГУЛКУ НА ПРИРОДЕ. ЗВУЧИТ СПОКОЙНАЯ МЕЛОДИЯ,
УШИНСКИЙ:
Скиталец невольный средь теплых полей,
Грущу я по родине хладной моей:
По нашим глубоким снегам,
По нашим сосновым лесам.
Прекрасно здесь море и горы чудесны,
И свет здесь прекрасен небесный,
Природа ж куда хороша!
Но стонет и ноет степная душа!
ДЕВУШКА: Какое замечательное стихотворение. Видно вы очень любите свою Родину.
УШИНСКИЙ: Как можно не любить Родину, природу, людей ? Я стараюсь сделать радостным именно познание мира природы, стараюсь своими произведениями заинтересовать читателя, в особенности юного читателя.
ДЕВУШКА: Это, наверное, очень интересно писать для самых маленьких, для детей. Константин Дмитриевич, право, вы очень хороший человек.
УШИНСКИЙ: Я стараюсь в своих рассказах для детей научить их тому, что могло бы помочь им в жизни, предостеречь. Пытаюсь подвести детей к самостоятельному выводу о том, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что не надо. В рассказе «Огонь и вода», вода спорит с огнем, они приводят различные доводы, но они приносят только вред. Мораль такова: не надо хвастаться своими достижениями. Каждый, кто приносит пользу, может приносить и вред.
ДЕВУШКА: Я прочитала ваш рассказ «История одной яблоньки». Как замечательно вы рассказываете о том, как из семечки, которое упало в землю, выросла дикая яблонька. Садовник принес ее в сад и привил ей молодой отрасль от хорошей садовой яблоньки. Через некоторое время яблонька уродила красивыми, румяными яблочками. Этот рассказ можно назвать поэзией, а еще лучше - искусством постижения окружающего мира, всего живого.
УШИНСКИЙ И ДЕВУШКА УХОДЯТ.
ВЕДУЩИЙ 1: Ушинский в своих произведениях открывал самую большую тайну: в чем радость и счастье человека. Из его рассказов и сказок всем было ясно, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек
УЧЕНИК ЧИТАЕТ РАССКАЗ К.Д.УШИНСКОГО «Два плуга»
ВЕДУЩИЙ 2:А вот еще один очень интересный рассказ Ушинского «Как рубашка в поле выросла». По нему был снят мультфильм. Хотите посмотреть?
Мультфильм (4:36) https://www.youtube.com/watch?v=hSaNHcIZXBQ
ПЕДАГОГ-БИБЛИОТЕКАРЬ: Вот и подходит к концу наше занятие. Мы с вами успели познакомиться с талантливым педагогом, писателем К.Д.Ушинским и его замечательными произведениями. Чему они учат, какие мы можем сделать выводы? (Все произведения Ушинского учат добру, трудолюбию, взаимовыручке.)
Я вам желаю, ребята, чтобы вы не забывали о добрых сказочных уроках Ушинского. Помните, что нужно уважать чужой труд, помогать близким, беречь все, что нас окружает, любить животных и природу, и, конечно же, прилежно учиться.