СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий -Писатель-педагог - наставник многих поколений-

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мероприятия в рамках 200-летия со дня рождения К.Д. Ушинского

Просмотр содержимого документа
«Сценарий -Писатель-педагог - наставник многих поколений-»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации

Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Сценарий


«Писатель-педагог – наставник многих поколений



Автор:

Сгибнева Ирина Николаевна, заместитель директора по УВР






с. Борское, 2023


Писатель-педагог – наставник многих поколений



Слайд 1

Ведущий 1:

Нет в нашей стране человека, который не знал бы сказок про курочку-рябу, про колобка, про братца Иванушку с сестрицей Аленушкой, не читал бы рассказа «Четыре желания», не повторял бы лукАвую прибаутку про лентяя Тита:

- «Тит, иди молотить».

– «Брюхо болит».

– «Тит, иди кисель есть».

– «А где моя большая ложка?»


Слайд 2

Ведущий 2:

Все эти и многие другие, так же хорошо известные всем сказки, рассказы и прибаутки одни сочинил, другие пересказал Константин Дмитриевич Ушинский - великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, детский писатель.


Слайд 3

Ведущий 3:

Ушинский родился 2 марта 1824 года в Туле. Все его детство и отрочество прошло в небольшом отцовском имении на Черниговщине, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны.

Ласково приняла жизнь маленького Костю. Ни строгих взысканий, ни домашних дрязг, ни нужды не испытал он в детстве. Особенно счастливо провел маленький Ушинский первые одиннадцать лет своего детства, пока была жива его мать.


Слайд 4

Ведущий 4:

Дмитрий Григорьевич – отец Ушинского - происходил из обедневших дворян. Невелико было его состояние, заключавшееся в сотне десятин земли и 30 крепостных; тем не менее, он был самым видным лицом среди новгород-северских дворян как по уровню образования, так и по складу домашней жизни. Об этом, между прочим, можно судить уже по тому, что у него была хорошая библиотека, им самим составленная. Дмитрий Григорьевич много лет служил в русской армии, ветеран Отечественной войны 1812 года. Был преподавателем военного корпуса.

Ведущий 5:

Мама Константина Дмитриевича, Любовь Степановна, сама руководила первоначальными занятиями сына и сумела вложить в него прочные задатки именно воспитывающего обучения, дав ему прекрасное направление в этом отношении, пробудив в нем любознательность и пытливость, любовь и интерес к чтению. Она умерла, когда Ушинскому было 11 лет. О ней он сохранил на всю жизнь трогательно-нежные воспоминания.


Слайд 5

Ведущий 1:

Константин Дмитриевич Ушинский учился в Новгород-Северской гимназии, где был примерным учеником, много читал, часто был инициатором диспутов на различные темы, не мог терпеть подхалимства среди учеников, несправедливости некоторых учителей.



Ведущий 2:

Учился Ушинский блестяще. Но с детства его здоровье было очень слабым, а городская жизнь и усиленные занятия действовала на него пагубно. К концу академического года он обычно харкал кровью, и лето старался проводить дома, в МалорОссии, в благотворном для него климате.



Слайд 6

Ведущий 3:

После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета. Именно там блестящие лекции профессора философии государства и права Петра Григорьевича Редкина оказали немалое влияние на последующий выбор Ушинским педагогики. Ушинский серьезно интересуется литературой, обожает театр и мечтает о распространении грамотности среди простого народа. Окончив университет с золотой медалью, Ушинский сам стал учителем.


Слайд 7

Ведущий 4:

В 1862 году Ушинский был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время он посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения - женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».



Ведущий 5:

Вернувшись в Россию Ушинский работал учителем. Всю свою жизнь он посвятил педагогике – науке о воспитании и обучении детей. Сначала он работал в Ярославле, потом его назначили преподавать русскую словесность – так тогда в школах назывались уроки русского языка и литературы – в Гатчинский сиротский институт, в котором жили и учились дети-сироты. Когда Ушинский начал преподавать в Гатчинском институте, он обнаружил, что его ученики и ученицы очень плохо знают все предметы.



Ведущий 1:

То же самое он увидел и в Смольном институте благородных девиц, куда его перевели потом и где воспитывались дочери дворян. Девочки были уверены, что булки растут на деревьях, а когда однажды им задали написать сочинение «Восход солнца», они даже не смогли объяснить, почему солнце восходит и заходит.



Ведущий 2:

Но хуже всего было то, что они считали ученье мукой мученической и наказанием. И так во всех школах. Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им действительно было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучные и непонятные, и ребятам, чтобы не получить плохой отметки, приходилось заучивать их наизусть.


Слайд 8

Ведущий 3:

И вот Константин Дмитриевич Ушинский решил написать такой учебник, по которому детям учиться было бы легко и интересно. А когда ученье - не мученье, тогда ученик и занимается, и учится успешнее. И Ушинский составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир».



Ведущий 4:

«Родное слово» и «Детский мир» были совсем не похожи на прежние скучные учебники. В них было все понятно и очень интересно. Уж их-то начнешь читать и не оторвешься: хочется скорее узнать, про что написано на следующей странице.



Ведущий 5:

В свои книги Ушинский поместил сказки – некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал, а некоторые придумал сам. Он сочинил рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни, – о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях, об их занятиях и играх.



Ведущий 1:

Он рассказал ребятам про то, что хлеб, который они едят, одежда, которую они носят, дом, в котором живут, – все это дело рук людей, и поэтому самый нужный, самый уважаемый человек в обществе – труженик: крестьянИн, ремесленник, рабочий.



Ведущий 2:

Вместе со своим другом – молодым учителем Модзалевским - Константин Дмитриевич сложил стихотворения-песенки, которые так легко запоминались. Они тоже вошли в его книги.



Ведущий 3:

Среди этих песенок была и вот эта:

Дети, в школу собирайтесь!

Петушок пропел давно!

Попроворней одевайтесь!

Смотрит солнышко в окно.



Ведущий 4:

Книги Ушинского открывали детям большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только начинали жить и в котором так много было незнакомого, непонятного и таинственного.



Ведущий 5:

А главное – они открывали самую большую тайну: в чем радость и счастье человека. Из рассказов и сказок Ушинского всем было ясно, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек.



Ведущий 1:

В первый раз книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» были напечатаны более 150 лет назад. Учебник «Родное слово» переиздавался 164 раза. По ним учились многие поколения: не только наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, но и прапрабабушки и прапрадедушки.

Ведущий 2:

И нынешние школьники читают и любят сказки Константина Дмитриевича Ушинского. Можно с уверенностью сказать, что эти рассказы и сказки будут читать и любить еще много-много новых поколений, потому что всегда у людей будут в почете труд, знание, честность и доброта.



Слайд 9

Ведущий 3:

Константин Дмитриевич Ушинский за свою короткую жизнь – 47 лет - сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему Отечеству - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».



Слайды 10-11

Ведущий 4:

Многие народы с глубоким уважением относятся к памяти великого русского педагога. Ряду учебных заведений присвоено имя Ушинского, учреждены стипендии его имени. За выдающиеся педагогические труды и заслуги в области воспитания и образования лучшие учителя, ученые и общественные деятели награждаются МЕДАЛЬЮ УШИНСКОГО.


Слайды 12-17

Чтение и анализ произведений К.Д. Ушинского.



Ведущий 5:

Спасибо за внимание!

















К.Д. Ушинский

детям




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!