СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки нравственности в рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к написанию сочинения. 

Просмотр содержимого документа
«Уроки нравственности в рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского".»

Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, – это прежде всего воспитание чувств, и прежде всего доброты, чистоты, благородства. В.Г. Распутин

Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, – это прежде всего воспитание чувств, и прежде всего доброты, чистоты, благородства.

В.Г. Распутин

Уроки  нравственности  в рассказе  В.Г. Распутина  «Уроки  французского»

Уроки нравственности в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»

Нравственность     1. Внутренние (духовные, душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям н природе. Человек высокой, безупречной нравственности. Развитие нравственности. Требования нравственности.   2. Совокупность норм, правил поведения человека в обществе и природе, определяемые этими качествами. Законы, кодекс, нормы нравственности.

Нравственность

    1. Внутренние (духовные, душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям н природе. Человек высокой, безупречной нравственности. Развитие нравственности. Требования нравственности.

  2. Совокупность норм, правил поведения человека в обществе и природе, определяемые этими качествами. Законы, кодекс, нормы нравственности.

Цитатный план (вариант).           1) «Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году».        2) «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне».        3) «И наконец наступил день, когда я остался в выигрыше».        4) «...Ни с кем из ребят я тогда еще не сошелся».        5) «...Мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока...»        6) «Они били меня по очереди, один и второй, один и второй».        7) «Я бы еще потерпел здесь, я бы привык, но так домой ехать нельзя».        8) «Справедливости ради, надо сказать, что в те дни мне пришлось совсем плохо».        9) «На четвертый день, когда, выиграв рубль, я собрался уйти, меня снова избили».

Цитатный план (вариант).

        1) «Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году».       2) «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне».       3) «И наконец наступил день, когда я остался в выигрыше».       4) «...Ни с кем из ребят я тогда еще не сошелся».       5) «...Мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока...»       6) «Они били меня по очереди, один и второй, один и второй».       7) «Я бы еще потерпел здесь, я бы привык, но так домой ехать нельзя».       8) «Справедливости ради, надо сказать, что в те дни мне пришлось совсем плохо».       9) «На четвертый день, когда, выиграв рубль, я собрался уйти, меня снова избили».

       10) «Я шел туда, как на пытку».        11) «Я вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки».        12) «Заглянув под крышку, я обомлел: сверху, прикрытые аккуратно большим белым листом бумаги, лежали макароны».        13) «Я уже был не тот безответный и беспомощный мальчишка, который боялся ступить здесь шагу, помаленьку я привыкал к Лидии Михайловне и к ее квартире».        14) «Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик...»        15) «Научился там, научусь и здесь. Это не французский язык, а я и французский скоро к зубам приберу».        16) «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш».        17) «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

       10) «Я шел туда, как на пытку».       11) «Я вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки».       12) «Заглянув под крышку, я обомлел: сверху, прикрытые аккуратно большим белым листом бумаги, лежали макароны».       13) «Я уже был не тот безответный и беспомощный мальчишка, который боялся ступить здесь шагу, помаленьку я привыкал к Лидии Михайловне и к ее квартире».       14) «Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик...»       15) «Научился там, научусь и здесь. Это не французский язык, а я и французский скоро к зубам приберу».       16) «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш».       17) «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

Главный герой Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, любовь к игре, упрямство в достижении цели, благородство, беззаботность.

Главный герой

Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, любовь к игре, упрямство в достижении цели, благородство, беззаботность.

 Лидия Михайловна Ум, красота, деликатность, доброта, понимание другого человека, милосердие, искренность, гордость, способность на самопожертвование, склонность  к азартным играм, ответственность, упрямство в достижении целей, бескорыстие, душевная щедрость, эгоизм.

Лидия Михайловна

Ум, красота, деликатность, доброта, понимание другого человека, милосердие, искренность, гордость, способность на самопожертвование, склонность к азартным играм, ответственность, упрямство в достижении целей, бескорыстие, душевная щедрость, эгоизм.

Какие уроки нравственности получил герой В.Г. Распутина от всех событий  и благодаря учительнице?

Какие уроки нравственности получил герой В.Г. Распутина от всех событий и благодаря учительнице?

Мальчик научился жить среди чужих людей, прощать обиды, заставил себя смириться с голодом, заботится о матери. - Герой старается понять поведение Владика, Птахи, Тишкина.   («Никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывался вперед». «Не жди пощады, не ищи заступничества». «Остолбенел от предательства»). Он понял, что унижение оскорбляет человека. («Горько, навзрыд  заплакал», «не было человека несчастнее меня». «Обида перехлестнула  во мне страх, ничего на свете я больше не боялся»).  - Он учится преодолевать свои слабости. («Когда что–то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься»). - Можно сказать, что он приобрел опыт общения, «научился держать себя», «справился с диковатостью», начал задавать вопросы, вступать  в спор. - Он приобрел духовный опыт выхода из драматических ситуаций при ощущении внутренней правоты. - Мальчик получил урок бескорыстной доброты и заботы, благодарную память о которой сохранил на всю жизнь. -Приобрел урок духовной памяти, что позволило ему, став взрослым, посвятить свое произведение учительнице.

Мальчик научился жить среди чужих людей, прощать обиды, заставил себя смириться с голодом, заботится о матери.

- Герой старается понять поведение Владика, Птахи, Тишкина. («Никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывался вперед». «Не жди пощады, не ищи заступничества». «Остолбенел от предательства»).

  • Он понял, что унижение оскорбляет человека. («Горько, навзрыд заплакал», «не было человека несчастнее меня». «Обида перехлестнула во мне страх, ничего на свете я больше не боялся»).

- Он учится преодолевать свои слабости. («Когда что–то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься»).

- Можно сказать, что он приобрел опыт общения, «научился держать себя», «справился с диковатостью», начал задавать вопросы, вступать в спор.

- Он приобрел духовный опыт выхода из драматических ситуаций при ощущении внутренней правоты.

- Мальчик получил урок бескорыстной доброты и заботы, благодарную память о которой сохранил на всю жизнь.

-Приобрел урок духовной памяти, что позволило ему, став взрослым, посвятить свое произведение учительнице.

Домашнее задание 1. Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».

Домашнее задание

1. Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!