Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, – это прежде всего воспитание чувств, и прежде всего доброты, чистоты, благородства.
В.Г. Распутин
Уроки нравственности в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Нравственность
1. Внутренние (духовные, душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям н природе. Человек высокой, безупречной нравственности. Развитие нравственности. Требования нравственности.
2. Совокупность норм, правил поведения человека в обществе и природе, определяемые этими качествами. Законы, кодекс, нормы нравственности.
Цитатный план (вариант).
1) «Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году». 2) «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне». 3) «И наконец наступил день, когда я остался в выигрыше». 4) «...Ни с кем из ребят я тогда еще не сошелся». 5) «...Мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока...» 6) «Они били меня по очереди, один и второй, один и второй». 7) «Я бы еще потерпел здесь, я бы привык, но так домой ехать нельзя». 8) «Справедливости ради, надо сказать, что в те дни мне пришлось совсем плохо». 9) «На четвертый день, когда, выиграв рубль, я собрался уйти, меня снова избили».
10) «Я шел туда, как на пытку». 11) «Я вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки». 12) «Заглянув под крышку, я обомлел: сверху, прикрытые аккуратно большим белым листом бумаги, лежали макароны». 13) «Я уже был не тот безответный и беспомощный мальчишка, который боялся ступить здесь шагу, помаленьку я привыкал к Лидии Михайловне и к ее квартире». 14) «Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик...» 15) «Научился там, научусь и здесь. Это не французский язык, а я и французский скоро к зубам приберу». 16) «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш». 17) «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
Главный герой
Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, любовь к игре, упрямство в достижении цели, благородство, беззаботность.
Лидия Михайловна
Ум, красота, деликатность, доброта, понимание другого человека, милосердие, искренность, гордость, способность на самопожертвование, склонность к азартным играм, ответственность, упрямство в достижении целей, бескорыстие, душевная щедрость, эгоизм.
Какие уроки нравственности получил герой В.Г. Распутина от всех событий и благодаря учительнице?
Мальчик научился жить среди чужих людей, прощать обиды, заставил себя смириться с голодом, заботится о матери.
- Герой старается понять поведение Владика, Птахи, Тишкина. («Никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывался вперед». «Не жди пощады, не ищи заступничества». «Остолбенел от предательства»).
- Он понял, что унижение оскорбляет человека. («Горько, навзрыд заплакал», «не было человека несчастнее меня». «Обида перехлестнула во мне страх, ничего на свете я больше не боялся»).
- Он учится преодолевать свои слабости. («Когда что–то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься»).
- Можно сказать, что он приобрел опыт общения, «научился держать себя», «справился с диковатостью», начал задавать вопросы, вступать в спор.
- Он приобрел духовный опыт выхода из драматических ситуаций при ощущении внутренней правоты.
- Мальчик получил урок бескорыстной доброты и заботы, благодарную память о которой сохранил на всю жизнь.
-Приобрел урок духовной памяти, что позволило ему, став взрослым, посвятить свое произведение учительнице.
Домашнее задание
1. Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».