СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Взаимосвязь органических веществ"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Взаимосвязь органических веществ"»

п/п

Этап урока

Цели

Тайминг

1)

Приветствие.

Определение темы через вопрос:

Что изображено на данной схеме?


Создание дружелюбной атмосферы, активация познавательного интереса

2-3 мин

2)

Устный опрос:

Какие классы органических соединений уже изучены?

Можно ли последовательно от одного класса органических соединений переходить к другому?

Всегда ли это возможно в одну стадию?


Актуализация знаний

5-7 мин

3)

Практика – решение заданий ЕГЭ на взаимосвязь органических соединений:

I) Из предложенное перечня выберите вещества Х и Y, соответствующие цепочке превращений:

X Y

СH3-CH2-Cl → CH3-CH2-CH2-CH3 ← CH2=CH-CH2-CH3

1) водород

2) гидроксид натрия

3) натрий

4) хлор

5) хлороводород


Комментарий: моногалогенпроизводные алканов способны вступать в реакцию Вюрца с натрием с образованием алканов, а из алкенов возможно получать алканы путем гидрирования
Ответ: 31


II) Из предложенное перечня выберите вещества, которые реагируют как с фенолом, так и с глицерином:

1) гидроксид натрия

2) водород

3) натрий

4) азотная кислота

5) хлор


Комментарий: общими для фенола и многоатомных спиртов являются реакции с щелочными металлами и азотной кислотой

Ответ: 34

III) Из предложенного перечня выберите пары веществ, с помощью которых в одну стадию можно получить уксусную кислоту:

1) ацетальдегид и н-бутан

2) метилацетат и метилпропаноат

3) пропен и этандиол

4) этаналь и угарный газ

5) этанол и ацетат натрия


Комментарий: уксусную кислоту возможно получить окислением ацетальдегида, этанола, каталитическим окислением н-бутана, взаимодействием солей карбоновых кислот с серной кислотой

Ответ: 15


IV) С какими веществами, в отличие от пропанола-2, может взаимодействовать глицерин?

1) азотная кислота

2) хлороводород

3) гидроксид натрия

4) хлорид фосфора

5) гидроксид меди (II)


Комментарий: многоатомные спирты, в отличие от одноатомных, способны образовывать эфиры азотной кислоты, а также для них возможна качественная реакция с гидроксидом меди (II), сопровождающаяся выпадением этиленгликолята меди (II) ярко синего цвета

Ответ: 15


V) Из предложенное перечня выберите вещества, с которыми взаимодействует как сахароза, так и глюкоза:

1) вода

2) аммиачный раствор оксида серебра

3) гидроксид меди (II)

4) метанол

5) уксусная кислота


Комментарий: для моносахаридов и дисахаридов общими свойствами являются гидролиз и взаимодействие с гидроксидом меди (II)

Ответ: 13


VI) Соотнести исходную соль карбоновой кислоты с продуктом пиролиза соли гидроксидом натрия. К каждой позиции, обозначенной буквой, подберите позицию, обозначенную цифрой:

А)

Б)

В)

Г)


1) 2-метилпропан

2) 2-метилбутан

3) этан

4) 2-метилпентан

5) пропан


Комментарий: сплавление натриевых (калиевых) солей карбоновых кислот со щелочами приводит к образованию алканов, при этом выделяется карбонат натрия (калия)

Ответ: 2135


VII) Установите соответствие между схемой реакции и веществом Х: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите позицию, обозначенную цифрой:

А) С6H5-NO2 + X → C6H5-NH2 + H2O

Б) C6H5-COOH + X → C6H4(COOH)NO2 + H2O

В) С6H5 + X → C6H5-CH3 + HCl

Г) NH2-CH2-COOH + X → NH3Cl-CH2-COOH


1) хлорметан

2) азотная кислота

3) водород

4) хлороводород

5) аммиак


Комментарий: получение аминов из нитросоединений возможно реакцией Зинана (взаимодействие с водородом); из ароматических карбоновых кислот можно получать нитропроизводные путем добавления концентрированной азотной кислоты; добавление к бензолу хлоралканов приводит к появлению радикалов в ароматическом кольце (алкилирование); аминокислоты проявляют свойства аминов, реагируя с кислотами

Ответ: 3214


VII) Определите вещества Х и Y в указанной схеме превращения:

X СuO

Этилформиат → этиловый спирт → Y


1) хлороводород

2) ацетальдегид

3) ацетон

4) вода

5) хлорметан


Комментарий: сложные эфиры подвергаются гидролизу, при этом они распадаются на исходную кислоту и спирт; при окислении первичных спиртов оксидом меди образуются альдегиды

Ответ: 42


IX) Определите вещества Х и Y в указанной схеме превращения:

Y

CH3-CHBr-CH2Br → Х → CH3-CH2-COOH


1) C3H6

2) CuO

3) H2

4) KMnO4 (H+)

5) KOH (спирт.)


Комментарий: при взаимодействии дигалогеналканов с цинковой пылью возможно образование алкенов; жесткое окисление алкенов в кислой среде может приводить к образованию карбоновых кислот

Ответ: 14


X) Определите вещества Х и Y в указанной схеме превращения:

X Y

CH3-C ≡ CH → … → CH3-CH(OH)-CH3

1) гидроксид калия

2) вода

3) водород

4) перманганат калия (подкисленный)

5) этанол


Комментарий: взаимодействие с водой для алкинов (начиная с пропана) приводит к образованию кетонов; из кетонов возможно получение вторичных спиртов путем их восстановления водородом

Ответ: 23

Научиться применять имеющиеся знания в рамках заданий ЕГЭ;

Повторить химические свойства углеводородов, кислородсодержащих и азотсодерджащих углеводородов, основные методы их получения

20-30 мин

4)

Проверка

Определить уровень знаний обучающегося

5-7 мин

5)

Рефлексия, самоанализ. Подведение итогов

Определить темы, которые были непонятны или забыты обучающимся, чтобы провести работу над ошибками

5-7 мин




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!